-Метки

18 век Босх Царское село а.п.чехов а.с.пушкин аксессуары анри труайя армения архитектура барселона борис пастернак василиса прекрасная великий устюг вена видео выставка гауди гмии гносиенна гоголь далее дали дача дети дневник дневник живописи дневники достопримечательности дуэль ереван живопись здоровье и.с.тургенев иерусалим икона божией матери «семистрельная» иллюстрации импрессионисты интерьер ирина папоян испания история италия кавказ календарь каталония клипарт комплексы котлас кремль культура лермонтов лидер ликбез литература любовь м.булгаков майорка малевич марина цветаева мемуарная литература меценатство михайловское моё фото мода москва московская область музеи музей музыка наследие настроение норман роквелл носовой платок олимпиада осень отдых оформление павел первый паутинка пейзаж подмосковье полезное португалия поэзия православие прага природа проза психология путешествие путешествия пушкин разделители рамки растения река речь руза русь сайт санкт-петербург семья серебряный век стиль стихи страны судьбы уют фото фото ирины папоян фотошоп художник цвет цветы часы черногория чехия чехов чтение шрифт эдитор эндокринолог эпоха возрождения эрик сати эрмитаж этикет ю.нагибин юнеско

 -Цитатник

Календарь на апрель 2024 - (0)

Календарь на апрель Код:

Поэт-самородок был сыном крепостных графа Шереметьева. - (0)

Поэт-самородок был сыном крепостных графа Шереметева.    Поэт-самородок...

Календарь на январь 2024 года - (0)

Календарь на январь 2024 года Код рамочки: Код рамочки:

Псковский историко-архитектурный художественный музей-заповедник - (0)

Псковский историко-архитектурный художественный музей-заповедник https://i.yapx.ru/WjNNB.j...

Свято -Троицкий Измайловский собор - Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка - (0)

Свято-Троицкий Измайловский собор - Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловск...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Сегодня в блогах Сегодня в блогах
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Словарный запас Словарный запасПриложение показывает, в виде облака, 100 наиболее используемых слов в вашем дневнике, или в дневниках друзей. Каждое слово является ссылкой, на поиск этого слова в вашем дневнике.

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
11:50 02.01.2013
Фотографий: 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сентябряна

 -Подписка по e-mail

 


Поэт-самородок был сыном крепостных графа Шереметьева.

Среда, 10 Января 2024 г. 02:10 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Поэт-самородок был сыном крепостных графа Шереметева.

 

 Поэт-самородок был сыном крепостных графа Шереметева. Отец запрещал писать стихи

 
Автору стихов песен «Степь да степь кругом», «Что стоишь, качаясь…», «Сиротой я росла» Ивану Захаровичу Сурикову в 2021 году исполнилось бы 180 лет. На слова поэта писали музыку известные композиторы: Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков и Бородин. Жизнь Ивана Сурикова была недолгой, но стихи поэта навсегда остались в памяти , знакомые с детства строки: «Вот моя деревня, вот мой дом родной...», «Белый снег, пушистый в воздухе кружится…».

============================================

Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841 года в деревне Новосёлово Юхтинской волости Угличского уезда Ярославской губернии в семье Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881), внук оброчного крепостного графа Шереметева. До девяти лет болезненный, слабый и тихий Иван прожил в деревне. Её спокойный, мирный, простой уклад и красота окрестностей произвели на будущего поэта неизгладимое впечатление.

Вот моя деревня:

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

А весной 1849 года  вместе с матерью, Фёклой Григорьевной Суриковой переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в овощной лавке, а затем открыл собственную овощную лавку на Ордынке.

Мальчик помогал отцу в работе, одновременно обучился грамоте у двух сестёр-богомолок из разорившейся купеческой семьи, много читал — поначалу, в основном, жития святых (по которым его учили). Он наткнулся также на несколько романсов Мерзлякова, песен Цыганова и басен Дмитриева и за чтением этих стихотворений, по собственному признанию, впервые сам почувствовал смутное влечение к поэзии. Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их.



Он ещё больше замкнулся в себе. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отослали на обучение к двум пожилым сестрам, принадлежавшим известному купеческому роду. Одна из них была очень религиозной. Она начала обучать мальчика святым церковным писаниям и житиям. Вторая сестра давала ему светское образование, приобщая к поэзии.

Особый акцент она делала на произведения поэтов-песенников. Таким образом, церковное и гражданское обучение переплелось в восприятии мира, и в дальнейшем отразилось на творчестве поэта. Читать он учился нараспев, как обучали этому еще в старину. Эта привычка, проверять стихи напевом, пригодилась ему, когда он только начинал заниматься сочинительством.

После дождя

Гром отгремел, прошла гроза,
И в выси светло-голубой
Прозрачней смотрят небеса,
И на смочённой мостовой
Всё громче грохот колеса.
Открыты окна по домам;
Весенний воздух свеж и чист;
Куда ни взглянешь, тут и там
Блестит дождём омытый лист

Узнавший о литературных увлечениях сына, отец разгневанно провозгласил свой вердикт: ему никогда не бывать литератором, его дело – торговля. Иван не перечил отцу, но и не переставал взахлеб читать Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Одновременно пробовал слагать свои стихи. То, что им было написано в это время, не сохранилось, так как было им же самим уничтожено. Соседом по дому Суриковых был мелкий чиновник Добротворский.



"Тонкая рябина", песня о грустной любви. Когда представляют эту песню на концертах, то говорят о ней, как о русской народной. Отчасти это так, скорее всего мотив, мелодия песни, рождены самим народом, а вот слова принадлежат вполне конкретному человеку - русскому поэту-крестьянину Ивану Захаровичу Сурикову.

У него была довольно большая библиотека, книгами из которой он охотно делился с Иваном. Когда в доме случился пожар, впечатленный зрелищем, Суриков написал стихотворение и показал его Добротворскому. В ответ он услышал: «Дерзайте, юноша!». Это прозвучало для Ивана, как благословение на творчество и, спустя какое-то время он сочинил несколько пьес. К 1857 году Иван Суриков написал целую тетрадь стихотворений. Мальчику едва минуло 16 лет.

Ну и, конечно, «Дубинушка»:

«Ой, дубинушка, ты ухни!
Дружно мы за труд взялись.
Ты, плечо моё, не пухни!
Грудь моя, не надорвись! Ну-ко, ну, товарищ, в ногу!
Налегай плечом сильней!
И тяжёлую дорогу
Мы пройдём с тобой скорей...»

И даже Петр Ильич Чайковский написал романс на его «Я ли в поле да ни травушка была»:



 

«Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты, горе мое, горюшко!

Знать, такая моя долюшка!..»

Большой удачей в судьбе автора оказалось его знакомство с известным в молодежной среде писателем А. Плещеевым, впечатленным талантом юноши. Будучи авторитетным критиком и уважаемым литератором, он помог Сурикову впервые выпустить стихи в свет. Они были опубликованы в журнале «Развлечение». Несмотря на первый успех, Суриков не стал жертвой славы, напротив: он стал предъявлять более высокие требования к своему творчеству, неустанно совершенствуя слог, форму и уделяя все больше времени стихотворчеству. Но вскоре в жизни молодого поэта настал кризис.

Он потерял мать, а из деревни вернулся его отец. Он поселился у сына и вёл нетрезвый образ жизни, потом женился на сварливой женщине с тяжёлым характером. Иван не мог её терпеть и покинул дом. Для молодого поэта началась жизнь, полная скитаний, лишений и постоянных поисков работы. Суриков перепробовал несколько профессий: ученик в типографии, переписчик, подручный... Когда мачеха ушла, обобрав до нитки отца, Иван вновь поселился у отца и занялся торговлей.

«Жизнь, точно сказочная птица,
Меня над бездною несет,
Вверху мерцает звезд станица,
Внизу шумит водоворот.
И слышен в этой бездне темной
Неясный рокот, рев глухой,
Как будто зверь рычит огромный
В железной клетке запертой…»

Но мытарства никак не охладили страсти автора к поэзии: он продолжал творить. Его произведения публиковали такие известные издания как «Вестник Европы», «Дело», а в 1871 году было выпущено первое собрание стихов Ивана Сурикова. Талант и известность поэта росли в геометрической прогрессии.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. В 1875 и 1877 годах ещё два. Тогда же его избирают членом московского Общества любителей российской словесности.

Проходит жизнь моя темно и безотрадно;
Грядущее мое мне счастья не сулит,
И то, к чему я рвусь душой моей так жадно,
Меня едва ли чем отрадным подарит.

В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого — помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам. В 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».

Перевёл девять стихотворений Тараса Шевченко

На его стихи П. И. Чайковский написал романс «Я ли в поле да ни травушка была». На основе суриковской былины «Садко» создано либретто одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова

На ширь глухих полей, под тень лесов густых
Душа моя рвалась, измучена тревогой, —
И, может быть, вдали от горьких слез людских
Я создал бы в тиши здесь светлых песен много.

Но жизнь моя прошла в заботе городской —
И сил моих запас иссяк в борьбе суровой...
И вот теперь сюда приплелся я больной...
Природа-мать! врачуй и дай мне силы снова!

Всю свою непростую жизнь, пропитанную трудностями, лишениями и невзгодами, Суриков воплощает в своей поэзии, наполняя ее светлой грустью, теплыми воспоминаниями, сплетая с народными мотивами и тем самым придавая ей необходимую простоту. В своих произведениях поэт отражает те темы, которые глубоко волнуют его сердце, и которые он хорошо знает – красота природы, быт и изнуряющий труд крестьян и городских жителей, живущих в бедности.

  

В последние годы жизни поэт оказался в тяжёлых условиях. Это подорвало его силы и здоровье. Серьёзно болеть Суриков начал с 1879 года. У поэта развивалась чахотка. 3-е издание его произведений принесло некоторые средства, и Иван Захарович поехал на них лечиться в Самарские степи. С этой же целью он прожил некоторое время в Крыму. Но лечение не помогло, чахотка прогрессировала. В апреле 1880 году поэт умер и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище. 

У могилы матери 

Спишь ты, спишь, моя родная,

Спишь в земле сырой.

Я пришёл к твоей могиле

С горем и тоской.Я пришёл к тебе, родная,

Чтоб тебе сказать,

Что теперь уже другая

У меня есть мать;Что твой муж, тобой любимый,

Мой отец родной,

Твоему бедняге сыну

Стал совсем чужой.Никогда твоих, родная,

Слов мне не забыть:

«Без меня тебе, сыночек,

Горько будет жить!Много, много встретишь горя,

Мой родимый, ты;

Много вынесешь несчастья,

Бед и нищеты!»И слова твои сбылися,

Все сбылись они.

Встань ты, встань, моя родная,

На меня взгляни!С неба дождик льёт осенний,

Холодом знобит;

У твоей сырой могилы

Сын-бедняк стоит.В старом, рваном сюртучишке,

В ветхих сапогах;

Но всё так же твёрд, как прежде,

Слёз нет на глазах.Знают то судьба-злодейка,

Горе и беда,

Что от них твой сын не плакал

В жизни никогда.Нет, в груди моей горячей

Кровь ещё горит,

На борьбу с судьбой суровой

Много сил кипит.А когда я эти силы

Все убью в борьбе

И когда меня, родная,

Принесут к тебе, —Приюти тогда меня ты

Тут в земле сырой;

Буду спать я, спать спокойно

Рядышком с тобой.Будет солнце надо мною

Жаркое сиять;

Будут звёзды золотые

Во всю ночь блистать;Будет ветер беспокойный

Песни свои петь,

Над могилой серебристой

Тополью шуметь;Будет вьюга надо мною

Плакать, голосить…

Но напрасно — сил погибших

Ей не разбудить.


===================================

https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4.
Третьякова Т. А. К биографии И. З. Сурикова // Отечественные архивы. — 2001. — № 5. — С. 98.

Серия сообщений "Детская литература":
Рубрики:  поэзия
литература
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку