-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Млета

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.12.2012
Записей: 1599
Комментариев: 24
Написано: 1757


К 150-летию со дня рождения классика финской музыки-Яна Сибелиуса(продолжение)

Пятница, 04 Декабря 2015 г. 13:33 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto К 150-летию со дня рождения классика финской музыки-Яна Сибелиуса(продолжение)

3 декабря из Концертного зала им.Чайковского была прямая трансляция концерта норвежского писниста Лейфа Ове Андснеса. Среди многих произведений в программе прозвучали и произведения Яна Сибелиуса.
Их можно послушать здесь-http://meloman.ru/concert/lejf-ove-anedsnes/#webcast

Сегодняшний пост посвящен фортепианной музыке композитора.




ЯН СИБЕЛИУС
8 декабря 1865 — 20 сентября 1957


Сибелиус написал более 150 фортепианных произведений, около 115 из которых были опубликованы. Сам Сибелиус опрометчиво говорил, что он пишет, мелочи для фортепиано в свободные моменты, в качестве отдыха от больших оркестровых вещей, и на самом деле, фортепиано его особенно не интересует. Тем не менее, уже на склоне лет, он шутя предрекал: "Я знаю, что мои фортепианные пьесы ждёт безопасное будущее, несмотря на то, что они полностью попали в забвение - в один прекрасный день они станут такими же популярным, как пьесы Шумана". И действительно, многие пианисты, взяли на себя труд изучить фортепианную музыку Сибелиуса, признав её оригинальность и пригодность для инструмента. Гленн Гульд, подчёркивая мастерство композитора, говорил, что "в фортепианных произведениях Сибелиуса - всё музыка, всё поет... а, главное - это существенное дополнение к слишком ограниченному фортепианному репертуару позднего романтизма".

Финский пианист Эрик Тавастшерна : "Многие из фортепианных вещей Сибелиуса весьма замечательны как по своей форме, так в смысле музыкального материала и стиля, который хорошо подходит к характеру инструмента. В его сочинениях есть значительные технические трудности, интересные для исполнителя, текстура в целом мелодичная и красочная, что интересно слушателю..."



Десять пьес для фортепиано соч. 24 (1895-1903) - довольно популярный и часто исполняемый опус Сибелиуса. Здесь композитор развивает в основном традиционные романтические традиции, а не своеобразный национальный карельский стиль, хотя несомненно фольклорные находки наложили отпечаток и на это сочинение. Открывающий цикл
№1 - Экспромт навевает мысли о Шуберте, некоторые моменты напоминают будущие мотивы "Грустного вальса".
№ 2 - Романс, драматическая любовная сцена с оркестровыми кульминциями в стиле Вагнера.
№3 -Каприс - виртуозная пьеса со скрипичными приёмами явно подслушанными у Паганини.




№ 4 - снова драматичный любовный Романс,
№ 5 - Вальс ми-бемоль мажор в духе Шопена,
№ 6 - Идиллия, которая напоминает балладу Шопена фа мажор (в середине пьесы впечатляет отрывок изображающий бурю чувств и имитация солирующей скрипки).
№ 7 - броское мелодичное Андантино,




№ 8 - Ноктюрн с виолончельной мелодией,
№ 9 - очень любимый финскими пианистами Романс в духе Листа,
№ 10 - Баркаролла.






Пять пьес, соч. 75 (1914-19) "Деревья" - один из лучших образцов чувствительного пантеистического восприятия композитора, который признавался, что "деревья говорят с ним".
№ 1 - "Когда цветёт рябина" взволнованно-лирическое вступление в духе Чайковского. № 2 "Одинокие сосны" создаёт впечатление абсолютной стойкости, как символ стойкости Финляндии против ледяного ветра с востока.
№ 3 "Осина" дышит загадочностью импрессионизма.
№ 4. "Берёза" - любимое дерево финнов, оригинальная пьеса в миксолидийском ладу.
№ 5. "Ель" - один из бесспорных хитов Сибелиуса, медленный вальс сопоставимый по красоте с Грустным вальсом.



(0:14) 1 -"Когда цветёт рябина"
(2:15) 2 -"Одинокие сосны"
(4:26) 3 -"Осина"
(7:36) 4 -"Берёза"
(9:36) 5 -"Ель"



Пять эскизов, Op. 114 (1929) - последнее сочинение Сибелиуса для фортепиано является мастерским прощанием с инструментом. Композитору здесь удалось найти новые аспекты, новый вид пианистического звука, близкого к его оркестровым произведениям. Пять впечатлений природы показывают стиль позднего Сибелиуса в чистом виде и содержат интересные тональные и гармонические инновации.
Опус был впервые опубликован лишь в 1973 году.

№ 1. Пейзаж - хрупкая деликатность здесь создается простыми мелодическими элементами.




№ 2. "Зимнее место" - чередование ионического и эолийского ладов, сочетание сладкого и кислого, радостного и грустного.




№ 3 "Лесной пруд" основан на модальной импровизации в дорийском ладу.




№ 4 "Песня в лесу" - бесконечная песня о вечности леса.
Здесь Сибелиус демонстрирует современные и увлекательные тональные приёмы.




№ 5. "Видения весной" - мимолетный образ, техника Сибелиуса здесь впечатляет удивительной пластичностью.




Рубрики:  искусство/музыка

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку