-Метки

jyj Шива агни адыги алексеев с.т артефакт асмик белогор брахма бурислав сервест викъ вишну воля время выживание гласные глюоновые цепи голограмма горъ деревья дети днк догода другой мир душа женщина жизнь жыжъ звук звуковая волна звукотерапия земля зеркало зеркальный мир иванова в. иегова информационный мир ириана карты кастанеда квантовая механика кержаки космос кот кошка красота кристалл ланка ланкара лес луна любовь ля 430 гц магия марийцы матрица меч михайлов к. мозг мои стихи моя игра мужчина наблюдатель нить осознанное сновидение паразит переход позвоночник пришелец пространство путь пятибрат в. разум рудра руны руны макоши руны рода руны руского рода руны русского рода руский род руский язык русь свет священная роща священные деревья сила сказ как сказка сканда слово смерть солнце спасём деревья! спасем деревья староверы телепортация тримурти фоменко в.н. фотон футарк х.аргуэльес хима человек черкессы шаман шаровая молния шелудяков а. электрон энергия эпифиз язык

 -Рубрики

 -Цитатник

Игра на троих: Крестики-нолики-единички. - (0)

Игра на троих: Крестики-нолики-единички. Снова придумала игру на троих)) Когда-то в 2016 го...

Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) - (0)

Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) Сегодня у писателя Константина Михайлова...

Чей язык самый вокальный в мире? - (0)

Чей язык самый вокальный в мире? В силу артикуляционно-физиологических причин в языках мира...

О Страже порога. (по Р.Штайнеру) - (0)

О Страже порога.Об опасности медитаций Прохождение врат элементарного мира может произойти и бе...

Архетип моста - (0)

Мосты «…Мы простимся на мосту» Яков Полонский Мост - один из самых красивых ...

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шёпот_Рун

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6562


РАЗ ГАДАЛИ ДЕВУШКИ ("Прабабушкины сказки" Н.Лазарева)

Понедельник, 27 Января 2014 г. 22:56 + в цитатник
rudocs.exdat.com/docs/index...tml?page=2


РАЗ ГАДАЛИ ДЕВУШКИ


Ой, девка, гадать-то научить тебя просто, да примета есть: карты в руки – суматоха в дом. Али ты про девичьи говоришь, на Рождество? Ну, как, конечно, гадала, всяко у нас гадали. Мы с Нюркой дак без устали че только не вытворяли: пимы через ворота кидали, воск топили, зеркала ставили, еще вот ходили по ключевой тропке. Ой, да много че делали – чай, тоже молодые были, а у девок во все века одна забота: мужика в дом привести доброго да работящего.

Как-то мы с Нюркой вышли поздненько, пошептали, покружились, да и хресь по пиму через ворота. Так шибко кинули, что пали обе.

Пока севкали (смеялись) да на ограде барахтались, сколь-то времечка ушло. Выскочили за ворота, давай валенки искать – мой-то сразу нашелся, в сугробе лежал, носком на Соснята указывал, а Нюркин – как сквозь землю провалился. Сперва весело было: она скачет воробьем по дороге, а я в сугробах шарю. Лопату притащили, покопали – ну нету пима! Заревели обе: Нюрке пима жалко – только тятька от пимоката принес, а мне Нюрку – чай, я затеяла гаданье-то. Ну, поревели да пошли у мамоньки ей пим просить, чтоб до дому дойти. А уж утресь, на другой день, Лушка-табуретка прибежала (это ее так звали – за то, что низенькая была, коренастая, как есть табуретка). Ну, вот с порога и кричит: коли валенок потеряли, дак он у их. Это вовсе на другом конце деревни. А вышло-то че…

Мужик ее Степка наклюкался у кума до беспамятства; выполз да в соломку на кошеву – и захрапел, а кобыла ихняя Елка – така умная скотина была, уж научена: повезла его домой, тихо так, аккуратно, чтоб не вывалился где. А Нюркин-от пим как раз в кошевку к Степке и угодил, увез он его домой. Елка-то, как до ворот дошла, заржала негромко – Лушку вызвала: привезла, мол, хозяина-то, а ты теперь его обихаживай. Лушка его домой потащила, ан пимок-то и выпал. Да и видать, что девичий. Ох и досталось Степану-то этим же валенком! А на другой день дошло до их, что у Нюрки черт пим забрал, докидалась, дескать (в деревне и радива не надо – все на виду). Ну, разобрались. А однако замуж-то я в Соснята ушла, а она на чужбину. Да так не повезло с мужиком-то – чистый бес попался, сколь она горя приняла с им. Во-от.

Ну, как в зеркало-то глядеть, все знают, и про воск, где каки страхи. А я вот еще про колодезную тропку скажу. Стало быть так: берешь ведра дома, скажи, мол, по воду пошла; не за водой, а – по воду. За водой-то ох как далеко уйти можно. Ну вот, как к началу колодезной тропки придешь, поставь ведра – одно справа, друго слева, стань спиной и кинь коромысло: коли к правому, долго проживешь, к левому – мало, осередь – ну, как все. Узнала? Гадать, дева, надо, чтоб ночь лунная была, чистая. Коля ночь на Рождество черная али метельная, стало быть, не хочет нечистая сила с тобой говорить (все ведь гадания – от нечистого).

Дак вот, ступай вперед бегом – это твои девичьи года, оне быстро улетят, суматошно; однако примечай, как побежишь: не поскользнешься ли, не упадешь ли, шибко ли ведра гремят. Это все худые приметы. Коли поскользнешься, увертливая будешь, упадешь — ну, как падешь, так и будет – больно дак больно, быстро соскочишь – стало быть все сойдет, а коли глубоко в снег, да с трудом встанешь – ох, лишенько – берегися, Богу молися, чтоб отвел. Помогат! Ну, а коли ведра гремят, дак шумные года-те будут – тоже ни к чему. Во-от.

Добежишь до колодца и сразу глянь в сруб-от. Там суженого увидишь. Коли люб, дак и черпай сразу, а не люб – иди обратно с пустым ведрам. Это и будет жизнь твоя посля свадьбы. Первые шаги все подмечай, ветер ли зашумит, нога ли с тропки соскользнет, сплеснешь ли воду. А приметы таки: нога соскользнет – ссора в доме, ветер зашумит – беда придет, воду сплеснешь – достаток уйдет. Тут как по жизни – все расписано.

Вот и мы с Нюркой да с Агашкой собрались так-ту. Пришли к тропке. Нюрке все скорей надо. «Я первая!» - кричит. Ну, давай. Кинула коромысло – хорошо: долго жить будет. Хвать ведра и к ключику, да под гору – хлоп! Так шмякнулась на улитую водой тропинку – весь зад себе отшибла, едва встала. Кое-как ведра собрала да к воде, орет оттедова: «Ой, какой пригожой, какой баской!» Начерпала полнехоньки бадьи – и в гору скорей, к нам – про красавца того, что увидела, сказать, а тропинка-та – что веревка, да утоптана и улита – непросто по ей с коромыслом-то. Бежит, скользит, того гляди с ведрами вместе улетит да обольется. Нет, ниче, добежала, поставила свои ведра, наполовину расплесканы, орет на всю улицу, что взаправду в ключике-то рожу видела – черной такой, белозубой, смеется. Не наш, здесь такого не видала. Радостно дуре. Известно, девичий умок короток, все одно на уме. Любовь зла – полюбишь и козла. Про то, что скользила на тропке да срывалась – и не поминат, что воду расплескала – не помнит. Ох, весело жить будет, долго с тем бесом чернявым!.. А мы таки же клухи. Ох, завидно: подружка судьбу увидала – че нам, что ссоры, наплевать на нищету – лишь бы баской был.

Ну, я схватилася, да тоже со спеху-то хлоп перед самым ключиком. Эка отшибла задок-то, да еще ловко соскочила, обошлось. Заглянула в сруб-от – чаяла там своего милого увидеть в белом полушубке, а тамо вовсе не он…Эхо горе-то! Я и воду черпать не стала, на что мне чужой-от, однако еще раз глянула: где-то ровно видала. Да и к девкам стыдно с пустым ведром идти… Сижу, думаю о судьбине своей, а подружки-те орут: «Ну, че, не можешь на своего франта наглядеться?». Оне тоже думали, что у нас уж все к свадьбе идет. А я думаю дай-ко еще гляну, может, это ухажер мой, просто не узнала я с первого-то разу. А в ключике-то уж ниче нет, одна луна купается. Почерпнула я да как стельная корова обратно-то и шла – не поскользнулась ни разу, ни капли не пролила. Нюрке-то все еще весело: «Ай, ты подруга, удачлива: не скользнула, не сронила ни капельки и милого увидела!». А Агашка поняла, однако, что что-то не то. Толкат меня в бок: че, мол да че. Ну и с моего-то расстройства свое коромысло неловко бросила – на короткой век. А до ключика бежала – пела и обратно споро шла. Во-от.Верь не верь, а ночка-то была заказная – лунная, чистая. Сатана-то знать рядом стоял, как мы его просили судьбу показать, он нас и потешил – все обсказал.

Так и вышло. Про Нюрку уж говорила я. Вышла она замуж на чужу сторону, летось сговорил ее нехристь какой-от – татарин ли, цыган ли, увез ее, а там – пил да бил. Однако пережила его, детей подняла. А под старость ее родной сын в дом старчества свез. Ну начто ей сатана тогда долгие годы дал? А ведь как радовалась… Ну, да сама себе долю выбрала, когда воды почерпнула. А коли взяла, так и неси. Вот и перла всю жизнь, скользила и расплескивала.

Ну, как мне мое паденье сказалось, знаешь ведь. Франтик-то мой посватался осенью, а сам в город к вдове одной умотал. Я за сосновского и вышла. Хорошо с им жили. Слова худого не слыхала. А Агаша и впрямь недолго жила. Но хорошо. Муж ее жалел и после даже не женился.


Н. Лазарева

г. Артемовский 


 

Рубрики:  Сказ как
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку