Сказочники и сказители |
![]() ![]() |
"... сказка и история - две стороны великого процесса осознания жизни в её прошлом и настоящем, того, что вырывалось на поверхность в битвах, огне и крови, и того, что хранилось в душе народа, спасая её от ожесточения..."
Борис Балахонцев
Милой выдумщице, фантазерке, сказочнице, которой не дает покоя дух творчества, от постоянной читательницы с благодарностью
Лилечка, с Днем рождения!
Ника Гольц
Сказки тем и отличаются от других книг, что их лучше читать так: глаза закрыты, голова — на подушке, а книга — под нею… Только так, по мнению сказочников, можно очутиться внутри истории. А это, поверьте, совсем не то, что наблюдать за событиями извне! Извне, со стороны, можно, листая страницы, удивиться дружбе мальчика Алёши с чёрной курицей, представить, как выглядят улочки Городка в табакерке или почувствовать грусть и одиночество короля Матиуша Первого, оказавшегося на необитаемом острове.
Но лишь изнутри можно разобраться в особых законах — тайнах, — благодаря которым истории начинают жить собственной сказочной жизнью. Почему у сказки чаще всего счастливый конец? Откуда в сказочной стране появились необычные существа, которых нет в реальном мире? Как рождается в сказке страх и как он умирает? И главное — почему, как и зачем люди становятся сказочниками ...
Виктор Низовцев
Добрую сказку в душе берегу…
В небе я синие звёзды зажгу.
Сонных волшебников я разбужу,
Серых зайчат я в лесу разыщу
Встану под вечер над полем притихшим,
Снова твой ласковый голос услышу...
Николай Добронравов
Ника Гольц
***
Николай Белоусов (Палех)
Как стих сказителя народного
Из поседевшей старины,
Из отдаления холодного
Несет к нам стынущие сны...
Константин Бальмонт
***
Главные сказители русской истории
... Сказка начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…
Абрам Кузьмич Новопольцев
Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя.
Егор Иванович Сороковиков-Магай
Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.
Анна Куприянова Барышникова
Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения.
А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».
Федор Иванович Аксаментов
Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат.
Наталья Осиповна Винокурова
Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать».
Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).
Дмитрий Савельевич Асламов
Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне.
Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».
Матвей Михайлович Коргуев
«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.
***
Дмитрий Трубин. Степан Писахов “Сказки Сени Малины”
Елена Базанова. Степан Писахов “Сказки Сени Малины”
Ефим Честняков
Николай Богданов-Бельский
***
Валентин Рекуненко
Сказка по лесу идет -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки -
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
Юнна Мориц
***
Ника Гольц
Павел Оринянский. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина."Руслан и Людмила". Кот ученый Владимир Ненов. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина."Руслан и Людмила"
***
Оксана Тернавская. Иллюстрации к "Книге 1001 ночи". Шехерезада
Виктор Бритвин. Волшебная лампа Алладина
***
Ника Гольц
Наталья Орлова. Г.Х.Андерсен. Оле-Лукойе
Станислав Ковалев. Г.Х.Андерсен. Оле-Лукойе
Олег Воронин. В плену приключений
Morgan Weistling
Л. Казбеков. Джоэль Чандлер Харрис "Сказки Дядюшки Римуса. Братец Лис и Братец Кролик"
Игорь Олейников. Джоэль Чандлер Харрис "Сказки Дядюшки Римуса. Братец Лис и Братец Кролик"
Dean Morrissey
***
Greg Olsen
Борис Балахонцев
источники
Книга Александра Шарова "Волшебники приходят к людям", иллюстрации Ники Гольц
ИллюстрацииДжоэль Харрис. Сказки дядюшки Римуса
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |