-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Говорящая_Собака_Чау

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 17598


Искусство батика. История и современность

Суббота, 25 Октября 2014 г. 00:48 + в цитатник

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка .

Уильям Блейк, перевод С. Я. Маршака


0_ae468_84255913_XL (700x319, 361Kb)

Кубовая набойка. Фрагмент. Лен. XIX в. Россия. СПб, Этнографический музей

 

 

 

Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) – точка, капля. Это единственное, что известно о термине достоверно.   Слово «батик» в Индонезии появилось довольно поздно, возможно, после XVI века. Со временем и сам процесс создания рисунка с помощью расплавленного воска и готовую ткань стали называть батиком. Тот же термин в наше время перешел и на набивную фабричную ткань, и на сделанную с помощью современной цифровой печати (принт).

Слово «батик» стало в Индонезии синонимом ткани с рисунком. Кроме того, приемы резервирования воском используют на любых поверхностях. Например, в Малайзии, Индонезии это делают на ткани, бумаге, дереве, бамбуке, кокосе, коже, меди, стекле, зеркале, керамике. И всё это называют батиком.   Формально можно считать, что батиком следует называть только традиционную технику создания рисунка на ткани с помощью воска или подобных составов. 

 Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. 

В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика.

Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей. Это древний метод окрашивания ткани в Китае. Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.

0_40606_6096a1f8_XL (700x466, 274Kb)

Так чантингом наносят восковые узоры в Индонезии

 

 

 

 Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. Трудно сказать, является ли Индонезия родиной батика, или он появился здесь под влиянием индийских и китайских традиций. Известно, что в изолированной от влияний горной местности на Южном Сулавеси создавались ткани, сначала с помощью рисовой пасты, а позднее воска. Скорее всего, развитие батика шло с разных сторон.

Мировая слава индонезийского батика – результат соединения уникальной техники и художественного мастерства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней. Их насчитывают несколько тысяч, но учесть все возникающие варианты невозможно. Именно в Индонезии техника батика была доведена до совершенства благодаря тому, что она стала придворным искусством во дворцах Центральной Явы. И сейчас, в первую очередь, остров Ява славится своими батиками. Это традиционные ткани, которые и сегодня используются в стране как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии, причем и мужчинами, и женщинами. При традиционном способе отрезы ткани из хлопка или льна несколько дней подготавливали к росписи: размягчали, стирали, выдерживали в различных растворах, отбивали колотушками.

После длительной подготовки наносили рисунок воском. Вариантов воскового резерва немало. Кроме пчелиного воска в состав входят парафин, жир, кокосовое масло, смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты, которые, порой, являются семейным секретом. В результате резерв на ткани похож на рельефный узор разных тонов – от ярко жёлтого до коричневого. Резерв когда-то наносили бамбуковой палочкой, позднее – кистью.

Ввоз в страну тонких тканей из хлопка, – индийских, потом голландских и потребность высших слоев общества в изысканной одежде привели в XVII веке к изобретению металлического чантинга с ручкой из бамбука. Благодаря ему рисование воском в эту эпоху достигло расцвета. Следующий этап в создании батика – крашение ткани. Изначально использовали растительные красители – корни, листья, кору.

В традиционном варианте для первого крашения берут индиго. Ткань опускают в холодную краску много раз в течение полутора недель и больше. Она приобретает все более темный синий цвет. Старинные батики окрашивали в один цвет. Около 1700 года было изобретено дополнительное крашение в коричневый цвет корой дерева сога. Каждый этап окрашивания завершается полосканием ткани в проточной воде и высушиванием. После каждого крашения воск удаляют очень просто – ткань немного «варят» в кипятке и воск тает. Затем наносят следующий резерв.

В заключение, несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона. И, наконец, ткань стирают. Так рождается настоящий батик. 

Индонезийский батик, расписанный чантингом, называют «тулис», что буквально означает «письменный». В середине XIX века на Яве стали наносить восковой узор с помощью медных штампов – чапов. Большинство батиков ручной работы сегодня изготовляют именно так. А ткань называется каин чап. Узор с помощью штампа получается более точным, а каждый фрагмент – одинаковым. Это помогает отличить чап-батик от тулис-батика. В то же время, чап-батик теряет свою одухотворенность, очарование рукотворной линии, в которую вложены и мысль, и чувство.

0_4fb4_39f3e22f_XL (570x700, 539Kb)

Современный батик. Индонезия, о. Бали. Фото М.Цыганова

 

 

 

В 1960-е годы, видимо, под влиянием европейской и американской культуры в Индонезии стали создавать батик-картины, панно, занавесы с сюжетами, близкими западной живописи и непривычными для традиционного батика: пейзажами, фигурами людей, бытовыми сценами, абстрактными композициями. Со временем ткани стали использовать для кроеной одежды, мебели и других целей. Ткани, созданные по традиционной технологии дороги, и производство их не рентабельно. Поэтому древняя сложная длительная технология создания батика сейчас сохраняется лишь в отдельных мастерских. Обычно используется упрощенный вариант, а чаще – штамп. Сегодня, когда батик на островах делают повсеместно, можно встретить и современные приемы, подобные нашему горячему батику. Колонизация Индонезии и Индии способствовала развитию батика и его проникновению в Европу.

Европейский (и, в том числе, наш) способ работы с воском имеет очень отдаленное отношение к традиционному батику.

Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX – начале XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.

В Голландии с 1835 года были открыты несколько фабрик, на которых учили батику привезенные с Явы мастера. К началу 1900-х годов батик массово производился в Германии. Здесь было сделано многое для развития и популяризации ручного воскового батика в наше время. В начале ХХ века в Германии был создан батик-штифт для нанесения воска, позднее к нему присоединили элемент питания. Появились приемы многократных перекрытий воском или, наоборот, поверхностное нанесение красителей. В конце ХХ века популярность батика в Европе достигла своего пика.  

В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI–XVII веках она достигла совершенства. Для резерва (вапы) применяли, кроме воска, глину, гречневый клейстер с квасцами. Состав наносили кистями. Если узор делали резными досками, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго – кубовым крашением, поэтому сейчас их называют кубовой набойкой.  

Появление в Европе восточных тканей в технике батик привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. В России в 1910–1911 годах издавались руководства по живописи на тканях, росписи на шелке и хлопке, технике воскового батика на бумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, бумаге, пергаменте, картоне, предназначенные для многочисленных промышленных артелей и домашних хозяек.

«Живопись на тканях принадлежит к разряду лучших изящных ремесел и обладает таким разнообразием видов, какого не найти в другой области...», – писали в одном из таких руководств. Издание 1916 года называлось «Батик. Новый вид живописи по бумажным, льняным, шерстяным и шелковым тканям». Потом было не до батика… Вновь появился горячий батик уже в советское время – в 1930 году, когда в Ленинграде в «Товариществе художников» была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки, горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали. 

0_ae469_a9b15856_L (400x300, 122Kb)

Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно. Поэтому появился иной, более доступный способ работы – холодный резерв, который наносят стеклянной трубочкой. Он  имитировал горячий батик.

 

 

 

В России в 1936 году он стал применяться в артели «Трибуна». Возможно, термин «горячий батик» появился у нас одновременно с «холодным батиком», чтобы различать их. Изменился резервный состав, инструменты для его нанесения, стиль и приемы росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника, так как все детали рисунка имеют контурную обводку резервом и расписываются красками внутри контура, а рисунок приобретает своеобразную графическую четкость и плоскостность. Так изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавесы, скатерти, салфетки, абажуры. В тот период роспись была средством агитации и возможностью самостоятельно сделать ткань с рисунком.

После периода авангарда в искусстве «…русский Шелковый путь надежно заасфальтировали. Обнесли забором. Началась эра советского «декоративно-прикладного искусства». И работа по шелку – батик, если угодно – и на деле, и в сознании надолго превратилась в платки с розами, ромбиками, рыбками, в декоративные панно «Осень», «Весна», «Закат», «Рассвет», в элемент костюма, в газовые шарфики с разводами…», – емко характеризовала советский период художник Марина Лукашевич.

Наши надомницы в 1940-е – 50-е годы расписывали платки еще с помощью электрического штифта и парафина с добавками. В 60-е годы перешли на стеклянные трубочки и холодный резерв. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 1970-е –80-е годы. С конца 1930-х и до конца 1990-х годов все наши учебные пособия, называвшиеся «Роспись тканей» описывали, главным образом, эти две техники. Таким образом, понятие «батик» стало синонимом «росписи тканей». Более краткое обозначение в русском языке обычно побеждает – с начала ХХI века стало появляться всё больше книг о «Батике».

0_69721_c449e107_XL (600x400, 318Kb)  Электрический батик-штифт Ирины Трофимовой на фоне индийского батика середины ХХ века
 

 

 

Татьяна Шихирева:

  «Я увлеклась горячим батиком и стараюсь не отклонятся… Тот, кто работал в этой технике, знает, что сначала надо делать самое светлое, потом темнее и темнее. И все время надо держать в голове, что у меня было светлое, что темное. Это настолько интересно и увлекательно, что отказаться от такой работы сложно».
 
 
Елена Дорожкина:

: «Чем больше занимаюсь батиком, тем дальше ухожу от его классических техник (холодный, горячий). Они ограничивают меня в творческих желаниях, не дают возможности делать сложные сюжетные композиционные задумки. Холодный батик – это контур – граница, он не позволяет создавать тонкие, живописные оттенки. Горячий – вовсе с воском, где все очень декоративно, но односложно и плоско, эти техники, как правило, подразумевают декорирование ткани для одежды, собственно, для чего и был изобретён батик. Мне этого не достаточно. В процессе многолетней работы в батике, я открыла для себя свою технику, позволяющую мне реализовать мои сюжеты на шелке. Моя техника – это свободная роспись. Как правило, по предварительному эскизу. Шелк позволяет красиво, нежно растекаться краске, и часто сам подсказывает новые эффекты, надо только их уловить, проявить, подчеркнуть. Процесс сложный, тонкий, но интересный. Можно сказать, мы с этой техникой взаимодействуем» .

0_ae46d_acf99d7d_XL (700x684, 547Kb)

Дорожкина Елена (г. Королёв). Лето. 2005. Шелк. Свободная роспись. 49х50 см.
 

 

 

Основатель латышской школы гобелена художник Рудольф Хеймрат (1926–1992), начинал свою деятельность в 1950-е годы с батика и керамики.

 Нашла работу  Хеймрата в технике гобелена. В 70-е годы Хеймрат органично вводит в гладкий гобелен разнообразные техники – настилы, обвивки, ажурные переплетения, ворсовые узлы, использует сизаль, лен, металлическую нить.

0_54898_b67bac7_XL (700x556, 462Kb)   Рудольф Хеймрат (1926–1992). «Рыбачки». 1968 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность основы 2 нити на 1 см. 200х250 см.
0_54899_9cb77415_XL (700x542, 509Kb)

фрагмент

 

 

 

В начале 1960-х годов Юозас Бальчиконис (1924–2010), основатель литовской школы художественного текстиля, начал свои опыты в технике горячего батика. Это были занавесы и настенные панно изо льна по мотивам литовских народных песен и легенд. Его опыт интересен до сих пор, в частности потому, что он, кажется, единственный художник (в СССР и нынешней России), который использовал в батике растительные красители. Например, зеленоватые и коричневые тона художник получал из древесной коры, мха и ржавчины.

0_ae46f_260838db_XL (700x531, 513Kb)

Бальчиконис Кястутис (Литва). Праздник на Немане. 1978. Хлопок. Горячий батик. 230х304 см. Национальный музей Литвы.
 

 

 

Монументальные батики, близкие фресковой живописи, на выставках производили сильное впечатление. Становилось ясно, что батик вполне достоин занять место в общественном интерьере.
Выставка Юозаса Бальчикониса в Москве в начале 1970-х годов произвела настолько большое впечатление на Ирину Трофимову, что всю дальнейшую творческую жизнь она посвятила этому виду искусства. Технику батика художник изучала в Дели. Посетила многие азиатские республики и страны Юго-Восточной Азии. За полвека работы (с 1962 года) в авторском батике она никогда не изменяла горячему батику, собственному стилю и монументальному размеру полотен (обычно они имеют размер 265х100 см.). Ирина Трофимова считает, что традиционная древняя техника не ограничивает возможности автора, а помогает в творчестве. Заслуженный художник России, она более 30 лет работала в объединении «Весна». Создала более 1000 тематических и сувенирных рисунков для головных платков, отмеченных наградами. Более 100 монументальных панно, многие из которых хранятся в музеях страны и за рубежом. И каждый год появляются новые серии, посвященные различным темам. На полотнах обычно присутствуют крупные фигуры в костюмах, точно соответствующих эпохе, предметы, символизирующие выбранную тему.

0_ae46a_bee1ec73_XL (700x599, 686Kb)

Трофимова Ирина (Москва). Египет. Китай. Средневековье. Триптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 265х100 см. 
 

 

 

Для художника, работающего в текстильном производстве (дизайн тканей, головных платков, занавесов), авторский батик с 70-х годов стал отдушиной, позволял заниматься свободным творчеством.
     В период перестройки батик был хорошей подмогой для тех художников, которые оказались невостребованными. Многие мастера гобелена переключились на роспись. 
 
0_725c2_95389998_XL (700x464, 402Kb)

Косульникова Елена (Москва). Русский Север. 2011. Горячий батик. 
 

 

 

Татьяна Шихирева:

"Мне хочется показать драму, трагедию, которая развивается в данном образе. Я всегда иду от какой-то интриги. Мне очень нравится рисовать подробности, например, шейку с оборочкой, свадьбу с цветочками. Интересно обращение к какой-то другой эпохе. Много копаюсь в книгах по истории, моде разных эпох, нахожу для себя какой-то образ и создаю свою собственную картинку."

0_35fc8_e1128c65_XL (524x700, 461Kb)

Шихирева Татьяна (Москва). Благовещенье. Левая часть композиции. 2000. Горячий батик  

0_4c587_f31c2162_XL (700x430, 393Kb) Чагорова Татьяна (Пенза). «Много девок, – я один». Полиптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 180х80см. каждая часть 

0_35fbf_d08ba2a8_XL (700x456, 550Kb) 
Гамаюнова Ольга (Москва). Зима. Центральная часть триптиха. 2006. Шелк. Холодный батик 
 
0_ae472_feb177f3_L (450x437, 152Kb)
 
Лукашевич Марина. Человек и кошка. Шелк. Двойной батик
0_6d0ea_191a611a_XXL (297x700, 296Kb)

Ложкина О. (Ижевск). Песнь предков. Холодный батик. 145х60 см. 
 
0_4c588_85d30425_L (500x462, 250Kb)

Шихова Светлана (Узбекистан, Фергана). Продавец дынь. 2010. Шелк. 70х60 см. 

0_4c58a_a7d5b4aa_XL (500x665, 418Kb)
Шихова С. «Чор-минор». Объемный батик. Шелк, эксельсиор. 60х80 см. Узбекистан, Фергана. 2010  
0_4c58b_6fcdfa11_L (500x420, 292Kb)

Шихова С. «Весенний месяц Рамазан». Объемный батик. Шелк, эксельсиор. 65х75 см. Узбекистан, Фергана. 2010

0_35fc6_ae08fa66_XL (494x700, 260Kb)

Талаев Александр. Рождественская ночь. 2009. Шелк. Свободная роспись
 
 

 

Сюжеты Марии Каминской бесконечно разнообразны. Это полевые и садовые цветы, морские обитатели и насекомые, реальные и вымышленные персонажи в окружении реалистичных бытовых деталей, пейзажи, изящные декоративные композиции, то загадочные, то поэтичные, то светлые, то сумрачные. В этом мире художника даже рыбы имеют свое лицо и характер. Интерьер – всегда с окном, за которым город, то ли реальный, то ли придуманный. Многоцветные или утонченно монохромные панно, лаконичные или с подробностями, которые можно разглядывать бесконечно. Чтобы ни было изображено в работе, это всегда декоративно, живописно и реалистично одновременно.

0_498ad_cc7be399_XL (301x700, 305Kb) 0_4989d_c7266329_XL (225x700, 204Kb)

Каминская Мария. Стрекозы. Из серии «Шелковый путь». 2009. Шелк. Холодный батик

0_49884_d6a7ccaf_XL (683x700, 709Kb)
  Каминская Мария. Платок "Гранатовый", Шёлк/Батик 55см x 55см 2007 г.
334732 (600x600, 512Kb)

Каминская Мария. Берег. креп-шифон/батик 60см x 60см 2009 г.

517235 (700x672, 623Kb)   Каминская Мария. Натюрморт с чайниками, фактурный шёлк/батик 63см x 63см 2010 г. 
 
0_ae475_2d094899_XL (400x668, 308Kb)

 Сергей Пушкарёв (Сергиев Посад). Зимнее солнце. 1985. Шелк. Авторская техника. 90х160 см

вапкпкпке (500x693, 472Kb)

Сергей Пушкарёв. Старинная музыка. Часть триптиха. 1980. Шелк. Авторская техника. 90х110 см. Москва, Музей современного искусства
 
0_ae478_c47f06c5_XL (476x700, 452Kb)

 Узденикова Елена. Иллюстрация к персидской сказке «Золотой сазан». 2002. Шелк. Холодный батик, роспись. 15х25 см.   

 

 

 

   Книжный график Елена Узденикова, занимаясь одновременно и батиком, органично совместила роспись на шелке с книжными иллюстрациями к персидским сказкам. При издании (в отличие от древних свитков), иллюстрации будут выполнены обычным полиграфическим способом, но миниатюры сохранят необычный эффект рисунка на ткани.

123_ (640x635, 520Kb)
P1000294 (512x509, 404Kb) 
 
Любые живые чувства и мысли, волнующие художника, как это ни покажется кому-то странным при разговоре о декоративном искусстве, можно передать в картине на ткани. И если они действительно есть у автора, то легко найдется и соответствующее нестандартное, естественное композиционное решение. Тогда не понадобятся формальные приемы деления плоскости квадратами, полосами и прочими геометрическими фигурами, эти «строительные леса», не несущие никакой смысловой нагрузки.
     
     Для зрителя, если он не разбирается в приемах росписи, не имеет значения, в какой технике сделано произведение. Он воспринимает образ в целом...   Работа горячим воском завораживает, она сродни древней магии. Если художник работает в «чистой» технике горячего батика это представляет особый интерес, но это не значит, что холодный батик и другие, авторские, смешанные техники «хуже». Это просто разные способы декорирования ткани.

0_ae467_5a697b2c_XL (700x445, 469Kb)

Кимоно. Фрагмент. Япония
 

    

  Живопись на шелке минеральными красками традиционна для Китая. Японские художники издавна используют при создании, например, кимоно одновременно резерв, трафарет, утонченную роспись, вышивку, золочение.

В наше время, когда смешиваются не только отдельные виды искусства, но даже искусство, техника и наука, неудивительно, что пытливый художник сочетает в одной работе разные техники, хотя в чистоте определенного вида росписи есть своя прелесть. Постоянно изобретаются все новые приемы работы на ткани.  

  Акриловые краски – современный аналог древних минеральных красок и прежних приемов борьбы с растеканием красителя, таких, как добавление в краски соли, загусток из крахмала, траганта, желатина и т. п. Масляная краска активно использовалась в русской старинной набойке, в создании театральных костюмов. Картина, написанная масляными красками на холсте – это тоже живопись на ткани. Но роспись на ткани в других техниках, которую можно принять за живопись маслом, например, вряд ли можно считать положительным явлением, как и любую имитацию одной техники средствами другой. Плотные укрывные краски дали художникам возможность делать рисунок на ткани свободно, как на бумаге. Художник выбирает то техническое средство, которое максимально поможет выразить задуманное. 

 

Анна  Милосердова:

«Профессионал, мне кажется, – это человек, знакомый со всеми известными и владеющий всеми доступными технологиями. Я за эксперимент, так как он рождает новые эффекты, новые приемы и технологии, часто авторские, а с ними – новые настроения и ощущения у зрителя, вплоть до нового взгляда на мир…
     Акрилом пользуюсь активно, считаю, что не нужно пренебрегать хорошими изобретениями. Это универсальность, широкая, активная палитра, стойкость, долгий срок жизни, новые эффекты. Правда, краски по-разному реагируют на свет, это нужно учитывать… Почему акрилом на ткани, а не на бумаге? Потому что ткань – не бумага. Акрил не уравнивает бумагу и текстиль, и не он определяет выбор техники. Разные свойства, разные эффекты, отсюда разные решения, разный результат, разное восприятие. Если работа в текстиле наводит на мысль, почему не на бумаге, значит, автор не вполне знает и понимает материал и не умеет пользоваться его особенностями.» 

0_ae46b_340fb35e_XL (700x233, 286Kb)
  Милосердова Анна (Москва). Ход вещей. Триптих. 2007. Шелк. Холодный батик, роспись. 70х210 см. Москва, Дарвиновский музей  

 

 

 

   Бывает, что технические приемы нагромождаются друг на друга, это воспринимается как насилие над рисунком и тканью. Лаконичное решение обычно самое оптимальное...  Использование валиков, штампов или механизированных приемов, их напоминающих, в станковом батике представляется бессмысленным. На то он и авторский, уникальный. Штамп уместен при тиражированном производстве ткани или утилитарных изделий...   Яркие краски еще не гарантируют «яркое» произведение. Таковым его делает личность художника. 
 
     Работы современных художников показывают – батику подвластно всё. Любые темы и масштабы: широкоформатный, высокоформатный, и даже многосерийный, преодолевающий таким образом изначальную ограниченность ширины ткани.   Батику доступны все жанры: пейзаж и портрет, абстрактные декоративные композиции и жанровые сцены, натюрморты и анималистика.

0_ae46e_52618dec_XL (639x640, 259Kb)

Годич Марина. Зимний вечер. 2010. Шёлк. Холодный батик. 56x56см.      
  

  

 

Батик может поражать зрителей перед началом спектакля масштабным занавесом или грандиозными размерами на выставке, в музее или в общественном интерьере. Может радовать небольшой картиной, висящей дома над диваном или в строгом директорском кабинете. Батик может превращаться в скатерти-салфетки, традиционную национальную и европейскую одежду.  

  У него лишь одно уязвимое место – беззащитность перед временем. И, тем не менее, недолговечная ткань часто намного переживает своих создателей. Если бы существовал архив произведений искусства, где бы могли найти пристанище работы любых авторов, мы были бы намного богаче. Пока, в некоторой степени,  преодолевают эту проблему только музеи. Пора создавать и в России музей, если не батика, то текстиля в целом. А начать можно было бы с серьезной, масштабной выставки, посвященной и истории, и современному батику.

 

источник

иллюстраций и авторского текста

дневниковые записи и персональный сайт Ирины Дворкиной

Полвека авторского батика

Полвека авторского батика. Часть 2

Сайт Ирины Дворкиной

 

0_4c589_c106f980_XL (700x466, 412Kb)

Шихова С. «Продавец дынь». Объемный батик. Шелк, эксельсиор. 70х60 см. Узбекистан, Фергана. 2010. Фрагмент

Рубрики:  Галерея/Дизайн
Метки:  

Процитировано 11 раз
Понравилось: 6 пользователям

НАДЕЖДАСИБИРЬ   обратиться по имени Суббота, 25 Октября 2014 г. 13:49 (ссылка)
Чаушка,очень интересная тема,многое не знала.Красиво.Мне нравятся с бабочками,цветами
x_58f1a1ca (604x569, 124Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Октября 2014 г. 18:23ссылка
Спасибо, Надюша!
Если тебе нравится с бабочками, цветами,
то тебе сюда - http://dorojkina.ru/ -
Батик Елены Дорожкиной
Людмила_Констанденко   обратиться по имени Суббота, 25 Октября 2014 г. 17:54 (ссылка)
Очень интересно.О многом даже не подозревала!
102816807_7 (500x380, 334Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Октября 2014 г. 18:27ссылка
Спасибо, Людочка, за внимание!

Мне работа понравилась:
"Герань" Годич Марины
388689 (433x650, 221Kb)
muza-105   обратиться по имени Суббота, 25 Октября 2014 г. 19:44 (ссылка)
Обожаю батик. Гранатовый платок и Зимний вечер очень понравились!
В.Ярмин
pic (600x552, 192Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Октября 2014 г. 20:05ссылка
Спасибо за отклик, Маргоша!
Если желаешь посмотреть еще больше работ понравившихся тебе авторов:
Годич Марина - http://artnow.ru/ru/gallery/201/3067/picture/0/0.html

Каминская Мария - http://artnow.ru/ru/gallery/201/5266/picture/0/0.html
muza-105   обратиться по имени Суббота, 25 Октября 2014 г. 20:14 (ссылка)
Спасибо большое,Лена,я ранее на Мире много писала про батик,но посмотрю,чтобы вспомнить.
Т.Ивлечева
pic (599x600, 137Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Октября 2014 г. 20:21ссылка
Маргоша, спасибо за имя. Я взяла в основном батик, предложенный Ириной Дворкиной, у нее редкие работы, есть фото с выставок. Многие имена авторов батика и так широко известны в инете. Я тоже в блоге о некоторых из них писала.
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Октября 2014 г. 20:29ссылка
Спасибо за Ивличеву, я кое что у нее накопала
muza-105   обратиться по имени Суббота, 25 Октября 2014 г. 20:29 (ссылка)
Теперь,что ни возьми ,почти обо всём уже написано,дело только в качестве...а это сложно.
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Ленусик спасибо!!мне нравится батик.Кропотливая работа,но стоит того!! Суббота, 25 Октября 2014 г. 21:42 (ссылка)
2 (251x235, 87Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 01:34ссылка
Наденька, благодарю за внимание!

Годич Марина
835900 (504x650, 144Kb)
Крылатая_Ника   обратиться по имени Суббота, 25 Октября 2014 г. 23:02 (ссылка)
Спасибо,Леночка.С интересом прочитала об истоках батика.Познавательно и впечатлительно)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 01:30ссылка
Спасибо за оценку, Аллочка!
Питер в батике Татьяны Ивличевой
http://www.liveinternet.ru/photo/5138897/post21672527/
Пафия   обратиться по имени Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 05:42 (ссылка)
Леночка, очаровательный батик!
Очень многие работы понравились, спасибо огромное!

Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.
(Магнитное Поле)
Мех Ольга(батик) "Лошадки"
744352 (600x598, 228Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 06:47ссылка
Олюшка, большое спасибо! ЧУдное стихотворение, и "Лошадки" хороши!
Владимир Пучковский , Светлана Шихова -
http://www.liveinternet.ru/photoalbumshow.php?albumid=4444690&seriesid=1493403
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 06:51ссылка
интересные работы.. батик похож на аппликацию.. удивительно!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 06:54ссылка
Обрати внимание на последнюю иллюстр. в посте там фрагмент крупно - у Шиховой объемный батик, такая авторская манера.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 06:57ссылка
да, впечатляет. Мастер!
Спасибо, Лена. Столько интересной информации нашла у тебя.
ВИНО_ИЗ_ЛИЛИЙ   обратиться по имени Суббота, 01 Ноября 2014 г. 19:32 (ссылка)
Как хорошо погрузиться в эту необычную живопись - да и живопись ли это? Мария Каминская - одна из любимых. У нас на сайте есть ещё Анна Милосердова - тоже работает в батике, и очень интересно. Спасибо, Леночка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 01 Ноября 2014 г. 19:44ссылка
Спасибо за отзыв, Лилечка!
Пожалуйста, Милосердова...
75732696_GPTok (531x600, 110Kb)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку