ПУТЬ К АФОНУ
Википедия: Афон
Название горы и одноимённого полуострова в Греческой Македонии на севере Восточной Греции, также известного как «Святая Гора». В системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы».
Дата образования2001 г.
Население2 262 чел.
Площадь335 км²
Григориат – один из двадцати афонских монастырей, основанный в XIV веке
Есть места на земле, где небо становится близким. Православные христиане их называют святыми. Одна из таких территорий, где присутствие Бога становится таким же близким, как воздух, - Святой Афон. Паломники «со стажем» утверждают: Афон - это не место, это путь. Путь куда и откуда? С этим вопросом в год 1000-летия появления русского монашества на Святом Афоне наш корреспондент поехал паломником в единственную в мире монашескую республику
Удел Богородицы
Святой источник рядом с монастырем Иверон считается одним из чудес Святого Афона: вода в нем остается пресной, хотя находится на уровне моря, которое плещется буквально в нескольких шагах
По преданию Богородица попала на этот полуостров, прилегающий к территории современной Греции, когда корабль, на котором Она плыла вместе с апостолами на Кипр, попал в бурю. Корабль отнесло к берегам Афона, который в то время был культовым местом, где язычники приносили человеческие жертвы. При приближении корабля с Богородицей языческие храмы стали рушиться - после такого явного знака силы Божией идолопоклонники, как гласит предание, приняли христианство. А полуостров стал местом покровительства Божией Матери.
Надо сказать, что таких уделов Богородицы на земле всего четыре: кроме Афона это Иверия в Грузии, Киево-Печерская лавра на Украине и Дивеево в России. Но только на Афоне создана монашеская республика: въезд в нее осуществляется по специальному документу (диомонтириону), который паломники получают в последнем мирском пункте перед отправкой на святую землю - городке Уранополисе. Получить диомонтирион могут только люди, которые согласны признать себя «ортодоксальными христианами» (у нас в стране это все православные). Стоимость получения афонской «визы» - 25 евро, действие ее распространяется на четыре дня, после чего ее нужно продлить в административном центре Афона - Карее. Здесь же находится Протатский храм, в котором представители всех 20 монастырей Святой Горы собираются для принятия решений по устройству жизни на Афоне. Вопросы при этом рассматриваются самые разные: от пунктов устава монастырской жизни до разрешения на строительство новой кельи.
В «Небесном городе» (именно так переводится с греческого Уранополис), как правило, дожидаются своих мужей, отцов и братьев женщины - им посещение Афона не благословлено. Причём такая рекомендация дана не кем-нибудь, а самой Игуменьей Святой горы - Богородицей. Об этой истории нам рассказали в одном из крупнейших афонских монастырей Ватопед. Согласно историческому свидетельству, дочь императора Феодосия Великого, уничтожившего последние следы язычества на Афоне, царица Плакидия пожелала посетить Святую Гору и приехала в Ватопед в 382 году. Но при входе в Благовещенский храм услышала от одной из икон Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. А икона, перед которой царица услышала предупреждение Богородицы, стала одной из семи чудотворных икон Богородицы, которые хранятся в Ватопедском монастыре.
Среди них – Пояс Пресвятой Богородицы (справа), и глава свт. Иоанна Златоуста
В этой обители, где мы побывали, предварительно переправившись из Уранополиса в Афон на большом белом пароме (время хода около двух часов), к паломникам из России очень теплое отношение. Хотя на Афоне не делят паломников на «любимых» и «не очень», некоторые монахи, с которыми удалось поговорить, признались: на всех произвело огромное впечатление то, с каким благоговением в России люди встречали одну из главных святынь православия - Пояс Пресвятой Богородицы, который хранится именно в Ватопеде. На Афоне утверждают, что такие святыни нельзя вывезти куда-либо без воли Самой Богородицы: если таковой нет, то всегда возникают барьеры, мешающие осуществить поездку святыни в ту или иную страну. А вот в России Пояс Богородицы даже задержался на целую неделю - уникальный случай в истории! И на Святой Горе никто не сомневается: это особый знак покровительства Божией Матери нашей стране.
Внутри стен Иверона. Здесь находится чудотворная Иверская икона Божией Матери: по преданию, она исчезнет с Афона, который после полностью уйдет под воду, – дабы не быть оскверненным пришедшим антихристом...
Ватопед - один из двадцати афонских монастырей. Таково незыблемое число обителей Святой Горы, и расширение этого числа уставом Афона запрещено. Почти все монастыри являются греческими и только три имеют иную государственную принадлежность - это Зограф (Болгария), Хиландар (Сербия) и Свято-Пантелеимонов монастырь, который пестует Россия. Проживание и трапезы в монастырях для паломников бесплатные. При этом только один Ватопед за год принимает десятки тысяч паломников со всего мира! Сложно представить, сколько труда требуется монахам, чтобы все это обеспечить. И даже в самые сложные времена, например, в ходе Второй мировой войны или оккупации Греции турками, эта афонская традиция гостеприимства не прерывалась.
Встреча со старцем Илием Оптинским
Старец Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Кирилла, почти 15 лет подвизался на Святом Афоне в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Наше паломничество состоялось в год 1000-летия возникновения русского монашества на Афоне. По светской привычке было ожидание каких-то запланированных торжественных «мероприятий» со стороны «афонского руководства».
Логика «светских раутов» потерпела сокрушительное фиаско: на Афоне главенствует одно торжество - Божественная литургия, главная в цикле ежедневных церковных служб, в ходе которой люди, которые подготовились постом и усиленной молитвой, могут приступить к Святому причастию. Другое дело, что длительность службы, венцом которой является упомянутая литургия, может варьироваться от четырех до десяти часов в зависимости от значимости праздника.
Многих такие ночные бдения пугают. Но в афонских монастырях служат ночью потому, что живут здесь по времени византийскому, которое ориентируется на восход и заход солнца. Зимой расхождение афонского времени с московским составляет примерно «плюс 6,5 часа», летом - «плюс три часа». И перестройка на святогорский ритм жизни дается, прямо скажем, без больших потерь, о которых фантазируешь до прибытия на Афон. Помогает и особое духовное состояние (его христиане называют благодатью) и помощь в физическом плане. Речь о специальных стасидиях, в которых принято стоять на богослужениях: это деревянные одноместные скамьи с откидывающимся двухуровневым сиденьем и поручнями на уровне подмышек, в которых можно находиться и стоя, и полусидя.
Потому во время ночных бдений нередко приходили на ум слова одного их самых известных ныне здравствующих афонских наставников, игумена Ватопедского монастыря Ефрема: «Монах на службе ощущает себя так же, как младенец в утробе матери».
На одной из таких служб с нами случилось «обыкновенное чудо», которое в повседневной жизни и не заметишь. Так устроилось, что в русском монастыре на Афоне мы оказались на службе вместе со старцем нашего времени – схиархимандритом Илием Оптинским.
Не так много людей знают, что он почти 15 лет подвизался на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, прежде чем вернулся обратно в Россию. Именно в год тысячелетия служения русских монахов на Святой Горе нам посчастливилось получить его благословение и задать свои личные вопросы – в России, чтобы пробиться к нему с этим, люди могут ждать не один месяц и даже не один год!
С отцом Илием оказалось связано и еще одно переживание, в реальность которого до этого сложно было поверить. В середине ночной службы отец Илий вышел из своей стасидии и ушел в алтарь готовиться сослужить литургию. И спустя всего две-три минуты мы почувствовали явный холод, как будто кто-то открыл в храме дверь или окно. И наоборот, когда старец вышел из алтаря под конец службы, тепло «вернулось». Как говорится, хотите верьте, хотите нет....
Богат тот, кому много не надо
Устроилась нам на Афоне встреча и с другим старцем – греком Гавриилом Карейским. Одно время его грозные «пророчества» кто-то тиражировал в Интернете. Хотя монахи-святогорцы хорошо знают: пророчества являются не «приговором», а скорее предупреждением, что если люди не изменят образ жизни и образ мысли, то мир неизбежно постигнут гибельные последствия. И война на Украине, на Ближнем Востоке, глобализация терроризма имеют в своей основе духовные, а совсем не «геополитические» причины. Но надежда на сохранение мира при всех предсказаниях о «третьей мировой» сохраняется. И надежду на Святом Афоне многие связывают с возрождением духовности в России.
Обо всем этом нам довелось услышать не от старца Гавриила, а от других духоносных подвижников Святой Горы. Удивительно, что самые жесткие предсказания здесь не вызывают страха, внутренней оторопи – здесь тебе даются силы воспринять это как призыв к действию. К действию по изменению прежде всего себя. И понимаешь, почему на Афоне с великим почтением относятся к «нашему» Серафиму Саровскому – именно «дивеевскому заступнику» принадлежат слова, которые каждый человек, старающийся стать христианином, имеет перед глазами: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Геронда Гавриил Карейский: «Хочешь умереть от голода – закрой глаза и уши от человеческой боли и человеческих страданий»
Но с герондой Гавриилом Карейским, который не говорит ни на каком языке, кроме греческого (послушник, который мог бы перевести наши вопросы, отсутствовал), нам все же удалось поговорить – заочно. Узнав, что мы из России, он жестами пригласил нас к себе в келью и вручил небольшой «адрес», напечатанный на русском языке (еще одно свидетельство того, что россияне на Афоне – частые гости). Всего две страницы включают в себя высказывания старца, которые, как маяки, указывают путь духовной «лествицы». И в каждом из них краткость и простота сплетается с глубинной радостью – радостью обретения настоящих смыслов. И только в тиши удивительных афонских пейзажей, вмещающих в себя горные тропы и лиственные леса, камнепады и кипарисовые аллеи, понимаешь, насколько эта простая, как камень, мудрость выше агрессивных притязаний современного мира.
«Богат не тот, у кого много, а тот, кому много не надо. Беден не тот, кто не имеет ничего, но кто хочет много».
…Да, становится очевидным, что Афон – это путь. Путь, по которому человек восходит от реальности жизни с ее дергающей, как зубная боль, неопределенностью и ее кажущейся тотальной несправедливостью к настоящим ценностям, над которыми в современной России, увы, чаще посмеиваются, чем преклоняются. Побывав на Афоне, с неведомой доселе остротой понимаешь, что именно такие ценности способны дать человеку настоящую, неподдельную свободу.
источник |
|
|
| | | | | |