Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, 24 ноября 1864, Альби – 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) – французский художник-постимпрессионист, граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов.
Автопортрет
Анри де Тулуз-Лотрек
80×61.5 см, 1893
В "Мулен-Руж"
Анри де Тулуз-Лотрек, 1895
Особенности творчества художника Анри де Тулуз-Лотрека: художественный мир работ Тулуз-Лотрека, замкнутый, тесный, многолюдный, шумный, циничный, печальный и страстный, узнается безошибочно. Монмартрские звезды, певцы уличных песенок, танцовщицы кабаре, клоунессы, артисты цирка, проститутки, швеи, прачки, рыжие и белокожие. Тулуз-Лотрек, под влиянием японской гравюры, увлекается литографией – и создает рекламные плакаты для увеселительных заведений, впервые в западной истории доводя этот жанр до уровня произведения искусства. Артисты, для которых Лотрек рисовал и печатал плакаты, просыпались знаменитыми после ночной расклейки афиш в Париже.
Известные картины Анри де Тулуз-Лотрека: «Аристид Брюан в Амбассадоре», «Клоунесса Ша-Ю-Као», «Иветт Гильбер кланяется публике», «Танцы в Мулен-Руж», «Японский диван».
Аристид Брюан в «Амбассадоре»
Анри де Тулуз-Лотрек
150×100 см, 1893
Клоунесса Ша-Ю-Као
Анри де Тулуз-Лотрек
81×59.8 см, 1895
The Clowness Cha U Kao Fastening Her Bodice 1895 Musee d'Orsay Painting oil on cardboar
Иветт Гильбер, кланяющаяся публике
Анри де Тулуз-Лотрек
41.8×24.1 см, 1894
Афиша "Японский диван"
Анри де Тулуз-Лотрек
80.8×60.8 см, 1893
Moulin Rouge (Remix)
Танцы в Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек
115#150 см, 1890
Образ Анри де Тулуз-Лотрека окружает такое количество легенд и домыслов, что часто биографы тратят сотни страниц на их развенчание. Взамен же предлагают жалкие оправдания гению: был алкоголиком, потому что калека, жил в публичных домах, потому что карлик, и художником, в конце концов, стал потому, что был ужасен собою.
Сам Лотрек наверняка предпочел бы парочку легенд этим унизительным оправданиям. Например, о том, что он всегда носил в кармане мускатный орех – чтобы добавить в придуманный на ходу алкогольный коктейль. Тулуз-Лотрек получал огромное удовольствие, накачивая друзей виртуозными смесями портвейна с абсентом, к примеру. Друзья в ответ приглашали его барменом и декоратором на свои вечеринки.
Hangover (also known as The Drinker) - 1889 - Fogg Museum of Art - University of Harvard, Cambridge,
Он десятки раз был влюблен, взаимно и безответно, и всегда находил способ проявить свои чувства, прямо или эксцентрично. Не смея говорить и мечтать, он придумывал, как обладать по-другому: на ступнях Мизии Натансон, жены одного из друзей, он мог часами рисовать воображаемые пейзажи сухой кистью. Она все это время делала вид, что читает, прижавшись к дереву в саду.
Проститутки из лучших домов терпимости носили цветы ему в мастерскую и позволяли рисовать себя в любое время дня и ночи – спящими, задумчивыми, скучающими в ожидании клиентов, играющими в лесбийские игры, нежными и вызывающими. Он был их принцем из сказки и устраивал завтраки с дорогим вином и сладостями.
In Bed - The Kiss - 1892 - PC - Painting - oil on cardboard
Он любил женщин с рыжими волосами и высоких крепких мужчин. Художника смешило, когда рядом с ним по парижским улицам прогуливался кузен сантиметров на 40 выше него. Судьбу Анри де Тулуз-Лотрека, наследника богатого аристократического рода, определило тело и потому он везде искал телесность как проявление сущности человека. И находил.
НОГИ
Лотреку оставалось жить несколько месяцев, он приехал умирать к матери, графине Адель, после дорогого сумасшедшего дома для богатых, после приступов белой горячки, паралича и полного отчаянья. 37-летний художник тогда уже практически не мог писать, садился отдыхать после каждого мазка. «Живопись не сделала мои ноги длиннее», - мрачно заявлял он. Да, все было с точностью до наоборот: это короткие ноги сделали живопись Лотрека уникальной и открыли новый взгляд на внешнюю привлекательность в искусстве.
Маленький Анри был блестящим учеником, во многих дисциплинах занимал первые места в школьных рейтингах, хотя из-за болезней и длительных реабилитаций на южных курортах часто пропускал по полгода занятий. Потомок избалованных, взбалмошных, изнеженных аристократов, Анри наверняка успешно прожигал бы жизнь и деньги на охоте, балах и скачках, если бы вырос высоким красавцем. Но наследственная болезнь, хрупкие кости, переломы ног, приводившие к изматывающим процедурам и месяцам неподвижности, заставили мальчика искать другие источники радости. Рисунок уже тогда подростку Анри давал внутренние силы и ощущение полноты жизни.
Jane Avril Dancing 1892 Musee du Louvre Paris Painting oil on cardboard
Огромное количество женских портретов кисти Лотрека – это портреты их ног. Безумный, бесстыдный, бешено популярный, страстный канкан тому способствовал, конечно. На афишах и живописных портретах Тулуз-Лотрека именно женские ноги часто задают динамику, прочерчивают композицию, ведут за собой взгляд зрителя.
Marcelle Lender Dancing in the Bolero in 'Chilperic' - 1895 - PC - Painting oil on canvas
ГУБЫ
Когда отец Тулуз-Лотрека, граф Адольф, понял, что не дождется от сына подвигов на охоте, оставалось только научить его рисовать лошадей. «Только малевать ты их теперь и можешь…» - с горечью заявил он неудавшемуся наследнику.
Граф Альфонс де Тулуз-Лотрек правит упряжкой из четырех лошадей
Анри де Тулуз-Лотрек
38.5×51 см, 1881
Разочарованный отец не мог сделать сыну большего подарка – он нашел ему глухонемого учителя рисования. Анималист Рене Пренсто был глух от рождения, но при этом получил высшее образование, занимался гимнастикой, ходил на балы и с успехом выставлялся в Салоне. Он научился говорить и читать по губам речь собеседника – потрясающий пример для отчаявшегося подростка, методично вычеркивающего из своей воображаемой взрослой жизни семью, любовь, детей, удовольствия и славу.
A Dog Cart 1880
Одноконный экипаж
Анри де Тулуз-Лотрек
35×27 см, 1880
Уроки по анатомии лошади или собаки в мастерской Пренсто Лотрек усвоил так же хорошо, как и уроки жизнелюбия и силы воли.
Souvenir d'Auteuil 1881 PC Painting oil on canvas
Сувенир из Отейле
Анри де Тулуз-Лотрек
29×21 см, 1881
Позже он с радостью обнаружит плаванье как единственный доступный вид спорта, он купит однажды гимнастический тренажер и в промежутках между рисованием будет наслаждаться возможностями своего тела. Лотрек всю жизнь считал себя художником-любителем, сравнивая свои работы с картинами Дега и Ван Гога. При том, что признание и слава приходили к художнику быстрее и проще, чем к его кумирам. Он принимал участие в Бельгийских выставках «Группы двадцати», в художественной выставке «Салон ста» в Париже, каждый год в течение 8 лет присылал живописные картины на Салон независимых, первым начал рисовать такие плакаты, которые парижане по ночам срывали со стен и коллекционировали.
РУКИ
Madame Poupoule at Her Toilette
Лотрек терпеть не мог, когда на портрете были небрежно прописаны руки человека. Он был уверен, что руки часто скажут больше, чем лицо.
Мать художника, графиня Адель де Тулуз-Лотрек, за завтраком
Анри де Тулуз-Лотрек
93.5×81 см, 1883
На пианистов и хирургов он смотрел с восторгом и благоговением, а черные перчатки на руках знаменитой певицы Иветт Гильбер стали благодаря Лотреку ее визитной карточкой (1, 2, 3). Он умел это – найти нужную деталь и создать медийный образ, который начинал жить отдельно от своего настоящего прототипа.
Мадемуазель Дио за фортепиано
Анри де Тулуз-Лотрек
63×48 см, 1890
A l'Elysee Montmartre 1888 PC Painting oil on canvas
Красные чулки королевы Мулен Руж, главной танцовщицы канкана Ла Гулю! Красный шарф и широкополая шляпа Аристида Брюана, владельца кабаре «Мирлитон»! Строгие платья и шляпки самой целомудренной и образованной танцовщицы Джейн Авриль!
Jane Avril Leaving the Moulin Rouge 1892 Wadsworth Atheneum Hartford, CT Painting oil on cardboard
Jane Avril - 1893
Woman with Gloves (also known as Honorine Platzer) 1890 Musee d'Orsay Painting oil on cardboard
Женщина с перчатками
Анри де Тулуз-Лотрек
54×40 см, 1891
Когда Анри перебрался жить на Монмартр, в сердце парижской богемной жизни, возмущенные родители на несколько лет лишили его содержания. Но с деньгами или без них, Тулуз-Лотрек всегда находил крышу над головой и повод выпить. Он был своим человеком во всех знаменитых увеселительных заведениях – хозяева кабаре по несколько месяцев кормили и поили его бесплатно за подаренную заведению новую картину. И его абсолютно устраивал такой бартер.
The Dancer in Her Dressing Room 1885 PC Painting oil on canvas
ГЛАЗА
Друзья, которые давно знали и любили Анри, переставали замечать его внешнюю особость. Им было странно и досадно, когда какой-нибудь задиристый щеголь посмеивался или пялился на художника. Да он и сам мог врезать пощечину или забористо обругать человека, в глазах которого видел насмешку.
На самом деле, стоило с Лотреком сойтись поближе – и всякие границы и необходимость в жалости исчезали. Его глаза были устроены его телом. Он рисовал самые остроумные карикатуры на себя самого и завел собаку, толстенького кривоногого бульдога, в котором даже самые заботливые друзья обнаруживали сходство с хозяином. Когда еще ни в одном самом цивилизованном обществе не принимали всерьез равенство и не задумывались о правах падших, о возможностях инвалидов, Лотрек уже видел их равными себе: проституток, лесбиянок, пьяниц, безумцев и нищих художников.
Ла Гулю в Мулен Руж
Анри де Тулуз-Лотрек
79.4×59 см, 1892
Автопортрет перед зеркалом
Анри де Тулуз-Лотрек
40.3×32.4 см, 1883