Живописец Сергей Юрьевич Судейкин (1882 -1946).
|
|
Понедельник, 08 Июля 2019 г. 20:51
+ в цитатник
Передо мной картины Судейкина: вот — чудесный полный поэзии, радости и юмора,
мир старинных пейзажей, дворянских усадеб, хороводов под зеленой сенью рощи,
жеманных молодых людей, влюбленных в сельских красавиц: оживший мир беспечной
прелести и любви, над которым купидон, выхоленный в бабушкиных перинах,
натягивает свой лук. Вот — ярмарки, балаганы, петрушка, катанье под Новинским,
где все пьяным-пьяно, где на тройке пролетают румяные купчихи, а курносый
чиновник, томясь от вожделения, глядит им вслед. Вот — жарко натопленные
мещанские горницы, кабинеты в трактирах, с окошком на церковный двор, непомерные
бабищи, рассолодевшие девки, половые с каторжными лицами, и тот же курносый
чиновник утоляет вожделение за полбутылочкой рябиновой. Вот — сказочный мир
глиняных вятских игрушек. Вот — упившийся сладострастием и ленью восток —
Грузия, Персия, Армения. Вот, наконец, портреты современных нам лиц, взятые в
какой-то особой, таинственной, жуткой их сущности.
Стоишь, очарованный этим несравненным поэтом, насмешником, мистиком, могучим и
яростным колористом, и спрашиваешь — из каких глубин выросло это искусство?
Алексей Толстой
Судейкин, Сергей Юрьевич (Георгиевич) (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) — русский живописец, график, художник театра.

Родился в Санкт-Петербурге в семье подполковника Отдельного корпуса жандармов Георгия Порфирьевича Судейкина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1909). Учился у А. Е. Архипова, А. С. Степанова, А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака (однако за демонстрацию на студенческой выставке весьма фривольного содержания рисунков, в манере, «не входившей в учебную программу», был отчислен сроком на один год вместе с М. Ф. Ларионовым и А. В. Фонвизиным).

Северный поэт . 1908
Металлическая пластина, масло. 22 x 36 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Натюрморт. Цветы и статуэтка. Конец 1900-х
Холст, масло. 58 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
C 1903 — продолжает обучение в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.
Начало карьеры Сергея Судейкина, как театрального художника связано с московским театром «Эрмитаж» в Каретном Ряду, так в 1902 году совместно с Н. Н. Сапуновым он работает здесь над оформлением целого ряда оперных постановок в их числе «Орфей» К. В. Глюка и «Валькирия» Р. Вагнера.
В 1903 году он (также вместе с Н. Сапуновым) иллюстрирует драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля».
В дальнейшем Судейкин оформляет постановки для Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской в Петербурге. Помимо этого, как художник он сотрудничает с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
В 1904 г. — участвует в выставке «Алая роза».
В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906; В парке, 1907; Балет, 1910; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910-х).
Эти красочные, почти что кукольные мини-спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией.
1905 — участник выставок «Московского товарищества художников», «Союза русских художников» (1905, 1907—1909).

«Пастораль»
1906
Картон, масло 39 х 47 (овал)
Частное собрание

«Гуляние»
1906
Холст, масло 34 х 48,1
Государственная Третьяковская галерея
Москва
1907 — становится одним из создателей символистского художественного объединения «Голубая роза». Участник выставок «Венок-Стефанос» (1907, Москва), «Венок» (1908, Петербург).В январе 1907г. женится на актрисе и танцовщице Ольге Глебовой.

«Портрет О.А.Глебовой-Судейкиной»
1900-е
Бумага, смешанная техника 48 х 32
Собрание Н. Н. Эфрон-Блох
В 1909 г. Сергей Судейкин — выпускник МУЖВЗ со званием неклассного художника. В том же 1909 г. поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, в мастерскую Д. Н. Кардовского. Тогда же знакомится с А. Н. Бенуа и благодаря этому знакомится с другими «мирискуссниками».

«Масленичный Петрушка»
1910-е
Бумага, тушь, акварель 36 х 25
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

«Влюбленные при луне»
1910
Бумага, гуашь 19,4 х 26,4
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

«Венецианские куклы»
Фрагмент.
1910
Бумага, гуашь 40 х 31,5
Тверская областная картинная галерея
Тверь

Балет. 1910
Картон, масло. 87 x 99 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Венецианский маскарад
Бумага, гуашь. 60 x 94 см
Частное собрание
1911 г. — вступает в объединение «Мир Искусства». В этот период большое влияние на художника оказывает творчество К. А. Сомова. Один из организаторов и декоратор литературно-художественного кабаре «Бродячая собака».

Караван-сарай . 1911
Эскиз декорации к оперетте «Забава дев» М.А. Кузьмина. Малый драматический театр, Москва
Картон, масло. 72 x 101 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Судейкин С. Ю Пантомима, 1914

«Сад Арлекина»
1915
Масло, картон 46 х 55
Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Саратов
1915 г. выполняет декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов».
В конце 1915 года расстаётся с женой, Ольгой Глебовой-Судейкиной. В этом же году знакомится с актрисой Верой Шиллинг (урожденной Боссе) в марте 1916 года она переезжает к нему в Петербург. Их образы получили отражение в творчестве поэта Михаила Кузмина: «Чужая поэма», и пантомима «Влюблённый дьявол». Обе жены изображены С. Судейкиным на картине "Моя жизнь" 1916 г.

«Кабаре "Привал комедиантов" ("Моя жизнь")»
1916
Картон, темпера 45 х 70
Собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро

«Бабье лето»
1916
Картон, масло. 51.2 x 76 см
Государственная Третьяковская галерея
В 1917 г. Судейкин уезжает в Крым, живёт в окрестностях Алушты, затем в Мисхоре, в Ялте участвует в выставке, организованной С. К. Маковским, вместе с Н. Д. Миллиоти, С. А. Сориным и другими. В феврале 1918 г. женится на Вере Шиллинг, взявшей его фамилию. В апреле 1919 г. переезжает в Тифлис (1919 г.), где оформляет литературные кафе — «Химериони» и «Ладья аргонавтов». В декабре 1919г. переезжает в Баку, затем возвращается в Тифлис, затем в Батум.
В 1920 г. Сергей и Вера Судейкины эмигрируют во Францию, путь его лежит из Батума через Марсель в Париж. В Париже становится сценографом кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. В мае 1922г. расстаётся с женой, Верой Судейкиной. В Париже оформляет два спектакля для труппы Анны Павловой. С труппой Балиева Судейкин приежает на гастроли в США (1922 г.) и обосновывается в Нью-Йорке.
В период с 1924 по 1931 годы активно работает над оформлением многих постановок для театра «Метрополитен Опера», (балеты И. Стравинского «Петрушка» (1925), «Соловей» (1926), оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова (1930), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1931), сотрудничает с труппами М. М. Фокина, Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина. Создает декорации к голливудскому кинофильму «Воскресенье» (1934—1935) по роману Л. Н. Толстого.
Работы художника находятся во многих известных российских и зарубежных музеях, таких как: Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Бруклинский музей в Нью-Йорке и других.
Сергею Судейкину посвящено стихотворение Николая Гумилёва « в Китай».
Николай Гумилев — Путешествие в Китай
С. Судейкину
Воздух над нами чист и звонок,
В житницу вол отвез зерно,
Отданный повару пал ягненок,
В медных ковшах играет вино.
Что же тоска нам сердце гложет,
Что мы пытаем бытие?
Лучшая девушка дать не может
Больше того, что есть у нее.
Все мы знавали злое горе,
Бросили все заветный рай,
Все мы, товарищи, верим в море,
Можем отплыть в далекий Китай.
Только не думать! Будет счастье
В самом крикливом какаду,
Душу исполнит нам жгучей страстью
Смуглый ребенок в чайном саду. |
В розовой пене встретим даль мы,
Нас испугает медный лев.
Что нам пригрезится в ночь у пальмы,
Как опьянят нас соки дерев?
Праздником будут те недели,
Что проведем на корабле…
Ты ли не опытен в пьяном деле,
Вечно румяный, мэтр Раблэ?
Грузный, как бочки вин токайских,
Мудрость свою прикрой плащом,
Ты будешь пугалом дев китайских,
Бедра обвив зеленым плющом.
Будь капитаном. Просим! Просим!
Вместо весла вручаем жердь…
Только в Китае мы якорь бросим,
Хоть на пути и встретим смерть! |

БУРЛЮК ДАВИД ДАВИДОВИЧ (1882-1967)
портрет Сергея Юрьевича Судейкина (1882 -1946)
Последние годы жизни Сергей Судейкин тяжело болел. Умер в августе 1946 г. в Нью-Йорке.
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=665
https://ru.wikipedia.org/wiki/Судейкин,_Сергей_Юрьевич
http://www.artsait.ru/art/s/sudeikin/main.htm
http://silverage.ru/aleksej-tolstoj-sudeikin/
Метки:
судейкин
символизм
живопись
Голубая роза
гумилев
Процитировано 5 раз
Понравилось: 12 пользователям
-
12
Запись понравилась
-
5
Процитировали
-
0
Сохранили
-