Нидерландский художник Кес ван Донген, Kees van Dongen (1877-1968)
Воскресенье, 24 Сентября 2017 г. 15:39
+ в цитатник
Кес ван Донген- нидерландский художник, один из основоположников фовизма.
Небольшая коллекция произведений Кес ван Донген для оценки своеобразия его живописи.
Автопортрет. 1898. 36 x 26 см. акварель, бумага. Частная коллекция
Кеес ван Донген родился 26 января 1877 в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах. Настоящее имя Корнелис Теодор Мария ван Донген (Cornelis Theodorus Maria van Dongen).
Фото Кеса ван Донгена
В 1892—1897 годах обучался в Королевской Академии художеств в Роттердаме. Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад».
Антония Ла Кокинера. 1906. 100 х 81 см. масло, холст. Санкт-Петербург, Эрмитаж
От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.
Женщина с сигаретой. 1905-1908. 65 х 50 см. масло, холст. Частная коллекция
С 1899 года ван Донген обосновался в Париже, регулярно принимая участие в различных авангардных выставках. Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме. Влияние обоих этих течений заметно в использовании звучных чистых цветов в его картинах.
В 1905 году ван Донген принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже.
Мулен де ла Галетт. ок.1906. 54 х 73 см. масло, холст. Частная коллекция
С 1908 года являлся одним из участников немецкого объединения художников-экспрессионистов «Мост».
Portrait de Madame Mahmoud Bey Sultan Helmeja-Zeitoun. 73.3 х 60 см. масло, холст. Частная коллекция
Кес ван Донген завоевал известность картинами, посвященными «современной женщине», погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений. К наиболее значительным ранним картинам ван Донгена относят полотна "Женщина в широкополой шляпе", "Красная танцовщица", "Дама в черных перчатках", "Танцующая Кармен Винсент", где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами.
Женщина в черной шляпе. 1908. 100 x 81.5 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Эрмитаж
Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе и в дореволюционной России.
Красная танцовщица. 1907. 99.7 x 81 см. масло, холст. Санкт-Петербург, Эрмитаж
Дама в черных перчатках. 1907-1908. масло, холст. Частная коллекция
В годы предшествующие Первой мировой войне, возникли картины ван Донгена, написанные с неистовым темпераментом. Женская модель была его излюбленной темой: он продолжал писать как обнаженные фигуры, так и портреты.
Золотое платье. ок.1907. 130.4 x 131.1 см. масло, холст. Частная коллекция
Мадмуазель Fesses de Rat. 55.8 х 33.5 см. масло, холст. Частная коллекция
В 1929 году Кес ван Донген получил французское гражданство. В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился. Творчество художника стало своего рода «авангардным салоном» или усредненным вариантом «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика.
Сфинкс. масло, холст. Частная коллекция
Актриса Лили Дамита. 196.8 x 131.4 см. масло, холст. Частная коллекция
Картины ван Донгена находятся, по меньшей мере, в 35 музеях мира. В том числе в Петербургском Эрмитаже.
Портрет миссис Jean McKelvie Sclater-Booth. ок.1920. 162.5 х 130.2 см. масло, холст. Частная коллекция
Сиреневые туфли. 1921. 100.5 х 150 см. масло, холст. Частная коллекция
Женщина в берете. 1936. 55 x 46.5 см. масло, холст. Частная коллекция
Моника в шляпе. ок.1946. 60 х 53 см. масло, холст. Частная коллекция
Портрет мадам V. ок.1963. 145.5 x 113.8 см. масло, холст. Частная коллекция