"Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы", - пишет о своем друге Коровин.
"Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз... Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов",
- вторит Коровину живописец Яков Минченков.
«Автопортрет»
1880-е
Бумага желтая, тушь, белила, кисть. 38 x 27.9 см
Государственная Третьяковская галерея
zvuki priroduy dlya relaksaci, vesennie charuy
"Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей."
Левитан И.И.
Рассвет. 1890-е
Холст на картоне, масло. 33 x 44 см
Частное собрание
Лунный пейзаж (Пейзаж с луной). Конец 1880-х
Папье-пелле, акварель, графитный карандаш. 15 x 21 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Заросший пруд 1887г.
"Вот это идеал пейзажиста - изощрить свою психику до того, чтобы слышать "трав прозябанье". Какое это великое счастье!"
Левитан И.И.
Речка. 1888
Этюд для картины "Осень. Мельница. Плес" (1888, ГТГ)
Холст на картоне, масло. 22 x 32 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Июньский день (Лето). 1890
Озеро2 1898-1899
"Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист."
Левитан И.И.
Половодье2. 1885
Река (Рання весна). 1897
ЭтюдБумага, акварель. 56 x 41 см
Частное собрание
Ранняя весна. 1890
Разлив. 1887
Первая зелень. Май, 1883-1888
Искусство такая ненасытная гидра и такая ревнивая, что берет всего человека, не оставляя ему ничего из его физических и нравственных сбережений.
Левитан И.И.
В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря. Середина 1880-х
Холст, масло. 43 x 66 см
Израильский музей, Иерусалим
«Над вечным покоем»
1894г
Холст, масло 95 x 127
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«На Волге»
1887-1888
Холст, масло. 57.8 x 88.7 см
Государственная Третьяковская галерея
Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве.
Левитан И.И.
«После дождя. Плёс»
1889г
Холст, масло 80 x 125
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Тишина»
1898г.
Холст, масло 96 x 110
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Мостик. Саввинская слобода. 1884
ЭтюдХолст, масло. 25 x 29 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тяга1. 1899
"Как мало ценят - как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан."
Чехов А.П.
Портрет писателя Антона Павловича Чехова. 1885-1886
ЭтюдБумага на картоне, масло. 41 x 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мелихово. В усадьбе А.П.Чехова. 1895
Бумага, акварель. 20 x 29 см
Израильский музей, Иерусалим