Портрет дамы с веером Частная коллекция1850. 126x96
ПОКОРЕНИЕ ЕВРОПЫ.
В Париже Винтерхальтер работает над портретами принца Ваграмского и его дочери. Позже свой портрет у него заказывает Луиза-Мария Орлеанская. Решающую же роль в его успехе сыграла работа, на которой изображены королева Бельгии и её сын, благодаря чему о Винтельханетере узнает королева Франции, Мария-Амалия Неаполитанская
Луиза, королева Бельгии (1812-50)
Мария-Амалия де Бурбон, королева Франции Версальский дворец, Париж (Château de Versailles, Paris).1842. 218x142
Луи-Филипп, король Франции Версальский дворец, Париж1839. 263x189
Известность Винтерхальтеру, как к мастеру портретной живописи, чьи работы сочетают не только поразительное сходство с объектом, но и умение подать объект своего творчества с выгодных сторон, пришла после того, как он был принят придворным художником к королю Франции Луи-Филлипу и написал около 30 портретов членов этой династии.
Луи-Филипп, король Франции Версальский дворец, Париж .1841. 284x184
Следующей страной, которой предстояло быть покорённой талантливым художником Винтерхальтером, была Англия. Именно там с 1842 года он ведёт работу над серией, состоящей из 120 портретов, в числе которых принц Альберт с членами его семьи, а также королева Виктория и множество английских аристократов XIX века.
Королева Виктория и принц Альберт в гостях у короля Франции Луи-Филиппа в шато д´Э в 1845 году
Версальский дворец, Париж.220x177
Королевское семейство 1846. 250x317
Королева Виктория (1819-1901) 1856. 88x73
На работы портретиста обрушиваются английские критики, которым чужд художественный стиль Винтерхальтера. Талант его ставится под сомнение, прежде всего из-за того, что в работах художника усматривалось льстивое преувеличение красоты изображённых, отсутствие вкуса у самого мастера и «грубые мазки». Сегодня это кажется смешным, ведь работы мастера безупречны, а такие придирки могут быть лишь вызваны только тем, что Винтерхальтер, будучи не английского происхождения, заслужил почёт у самой английской королевы Виктории!
Будучи уже востребованным художником в таких странах Европы, как Бельгия, Швейцария, не забывают о Винтерхальтере и в покорённой им Франции. Во время правления Наполеона III портретист удостаивается чести быть главным художником императорского семейства.
Наполеон III, император Франции Шато-де-Компьень, Дворец-музей, Компьень 1857. 140x110
Императрица Евгения Музей Хиллвуд, Вашингтон .1857. 136x108
Императрица Евгения с прислуживающими ей дамами Шато-де-Компьень, Дворец-музей, Компьень .1855. 300x402
Императрица Евгения Дом-музей Наполеона, Рим (Museo Napoleonico, Roma).1853
Императрица Евгения Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 1854. 92x73
"Императрица Евгения с принцем Луи Наполеоном на коленях Частная коллекция1857
Ажиотаж вокруг Винтерхальтера был невероятным! Коронованные особы, принцессы и графини всей Европы мечтали заполучить полотно со своим изображением, написанное самим Винтерхальтером! По утверждениям Александра Дюма, дамы настолько хотели стать объектом творчества именитого знатока портретной живописи, что ждали своей очереди и двенадцать месяцев, а могли и прождать три года! Каждая имела свой порядковый номер, но на коронованных особ, конечно, порядковая очередь не распространялась.
Елена-Луиза Мекленбург-Шверин, герцогиня Орлеанская, с сыном графом Парижским Версальский дворец, Париж.1839. 218x142
Назвать точное количество портретов именитых особ Европы XIX века, написанных Винтерхальтером, увы, оказывается невозможным, так как, не все из них сохранились до наших дней, однако, эта цифра точно превышает тысячу. Современники же могут их увидеть в музеях Нью-Йорка, Парижа, Лондона и в других странах.
Кармен Агуадо, герцогиня де Монморанси Версальский дворец, Париж 1860. 92x73
На закате своей жизни виртуоз портретной живописи продолжал разъезжать по Европе, так в Вене в 184 году им написаны работы, на которых изображены император Франц-Иосиф и его жена Элизабет.
Елизавета, императрица Австрии и королева Венгрии Художественно-исторический музей, Вена
Елизавета, императрица Австрии и королева Венгрии (1837-1898 убита) Художественно-исторический музей, Вена. 1864
В 1868 году модный художник много времени посвятил выполнению автопортрета Галереи Уффицы, что являлось настоящей честью для Винтерхальтера, поскольку этого удостаивались лишь избранные европейские мастера холста и кистей. 1870 год ознаменовался для Винтерхальтера болезнью и лечением в Швейцарии, этот период совпал с распадом Второй Французской империи. Пройдя курс лечения, Винтерхальтер возвратился в родную Германию, остановился он в Карлсруэ, в этот период он практически не занимается творчеством. В 1873 году во Франкфурте, Винтерхальтер заболевает тифом. Скончался художник 8 июля 1873 года, прожив 68 лет. Винтерхальтер заслужил славу свободного художника, ведь вся его жизнь проходила только в процессе написания портретов, связать же себя узами брака, ему так и не посчастливилось.
Франц Ксавьер Винтерхальтер: Автопортрет со своим братом Херманом Частная коллекция1840