Крамской Иван Николаевич.
Портрет художника Ильи Ефимовича Репина.
1876
Репин Илья Ефимович так описывает свою первую встречу с Крамским: «Вот и воскресенье, двенадцать часов дня. В классе оживленное волнение, Крамского ещё нет. Мы рисуем с головы Милона Кротонского... В классе шумно... Вдруг сделалась полная тишина... И я увидел худощавого человека в черном сюртуке, входившего твердой походкой в класс. Я подумал, что это кто-нибудь другой: Крамского я представлял себе иначе. Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое скуластое лицо и чёрные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трепаная жидкая бородка бывает только у студентов и учителей. - Это кто? - шепчу я товарищу. - Крамской! Разве не знаете? - удивляется он. Так вот он какой!.. Сейчас посмотрел и на меня; кажется заметил. Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся... Какое серьёзное лицо! Но голос приятный, задушевный, говорит с волнением... Но и слушают же его! Даже работу побросали, стоят около, разинув рты; видно, что стараются запомнить каждое слово».
Репин создал образ, почти до мелочей совпадающий с «Автопортретом», написанным Крамским в 1867 году и отличавшимся необычайно объективной характеристикой. На картине, ничто не отвлекает нас от главного - лица героя, со строгим, проницательным взглядом серых глаз. Ум, воля, сдержанность - вот главные черты личности художника, которые хорошо просматриваются в полотне. Гордое чувство собственного достоинства проявляется без рисовки или позирования. Все просто и естественно во внешнем облике живописца и по-своему гармонично во внутреннем. Колорит портрета почти монохромен, мазок динамичен, перед нами - признанный глава первой петербургской Артели художников.
«Автопортрет»
1867г
Холст, масло 52,7 x 44
Государственная Третьяковская галерея
Москва