-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12611
Комментариев: 25312
Написано: 49412


Русский живописец Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Воскресенье, 02 Ноября 2014 г. 23:45 + в цитатник


Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова.

Автопортрет в зеркале. 1928.jpg
Автопортрет в зеркале. 1928

Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.

Портрет матери художника. 1895.jpg
Портрет матери художника. 1895

Автопортрет. 1909.jpg
Автопортрет. 1909



В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина.

Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника.
Дама у пруда. 1896.jpg
Дама у пруда. 1896

Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила. 1897.jpg
Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила. 1897

В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники".

Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.

Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895.jpg
Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895

Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901).

Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897.jpg
Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897

Портрет Н.Ф.Обер. 1896.jpg
Портрет Н.Ф.Обер. 1896

Портрет А.П.Остроумовой. 1901.jpg
Портрет А.П.Остроумовой. 1901

Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности.

Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900.jpg
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900

Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906.jpg
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906

Портрет Е.Е.Лансере. 1907.jpg
Портрет Е.Е.Лансере. 1907

Портрет М.В.Добужинского. 1910.jpg
Портрет М.В.Добужинского. 1910

Портрет М.А.Кузмина. 1909.jpg
Портрет М.А.Кузмина. 1909

Портрет А.А.Блока. 1907.jpg
Портрет А.А.Блока. 1907

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.

Фронтиспис журнала Мир искусства. 1903.jpg
Фронтиспис журнала Мир искусства. 1903

Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы".

Обложка журнала Мир искусства. 1900.jpg
Обложка журнала Мир искусства. 1900

Обложка журнала мод Парижанка. 1908.jpg
Обложка журнала мод Парижанка. 1908

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.

Книга маркизы. Иллюстрация1. 1918.jpg
Книга маркизы. Иллюстрация 1. 1918

Книга маркизы. Иллюстрация4. 1918.jpg
Книга маркизы. Иллюстрация 4. 1918

Книга маркизы. Иллюстрация6. 1918.jpg
Книга маркизы. Иллюстрация 6. 1918

Книга маркизы. Иллюстрация7. 1918.jpg
Книга маркизы. Иллюстрация 7. 1918

Книга маркизы. Иллюстрация8. 1918.jpg
Книга маркизы. Иллюстрация 8. 1918

Книга маркизы. Иллюстрация9. 1918.jpg
Книга маркизы. Иллюстрация 9. 1918

Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения.

Портрет А.С.Пушкина. 1899.jpg
Портрет А.С.Пушкина. 1899

"Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.

Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907.jpg
Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907

Титульный лист книги Театр. 1907.jpg
Титульный лист книги Театр. 1907

Программа спектакля театра Эрмитажа по пьесе А.Грибоедова Горе от ума 31 мая 1902 года. 1902.jpg
Программа спектакля театра Эрмитажа по пьесе А.Грибоедова Горе от ума 31 мая 1902 года. 1902

Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.

Летние сумерки. Пруд. 1897.jpg
Летние сумерки. Пруд. 1897

Конфиденции. 1897.jpg
Конфиденции. 1897

Поэты. 1898.jpg
Поэты. 1898

Купальщицы. 1899.jpg
Купальщицы. 1899

Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах.

Вечер. 1900-1902.jpg
Вечер. 1900-1902.

Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1920) с ее томной и жеманной героиней.

Волшебство. 1902.jpg
Волшебство.

Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).

Эхо прошедшего времени. 1903.jpg
Эхо прошедшего времени. 1903

Арлекин и смерть. 1907.jpg
Арлекин и смерть. 1907

Осмеянный поцелуй. 1908.jpg
Осмеянный поцелуй. 1908

Зима. Каток. 1915.jpg
Зима. Каток. 1915

Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др.
Влюбленные1. 1905.jpg
Влюбленные1. 1905

Дама, снимающая маску. 1906.jpg
Дама, снимающая маску. 1906

Влюбленный (На камне). 1905-1906.jpg
Влюбленный (На камне). 1905-1906

Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе" и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.

В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Автопортрет в зеркале. 1934.jpg
Автопортрет в зеркале. 1934

Август. 1885.jpg
Август. 1885

Белая ночь. Сергиево. 1897.jpg
Белая ночь. Сергиево. 1897

В детской. 1898.jpg
В детской. 1898

Версальский парк осенью. 1898.jpg
Версальский парк осенью. 1898

Вечерние тени. Силламяги. 1900-1917.jpg
Вечерние тени. Силламяги. 1900-1917

Вечерний пейзаж. 1902.jpg
Вечерний пейзаж. 1902

Дама в розовом. 1903.jpg
Дама в розовом. 1903

Дама с весенним пейзажем. 1897.jpg
Дама с весенним пейзажем. 1897

Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898.jpg
Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898

Девушка с грибами под радугой. 1922.jpg
Девушка с грибами под радугой. 1922

Дорога в Секерино. 1893.jpg
Дорога в Секерино. 1893

Дорога на даче. 1896.jpg
Дорога на даче. 1896

Дремлющая дама в черном платье. 1909.jpg
Дремлющая дама в черном платье. 1909

Жадная обезьянка. 1929.jpg
Жадная обезьянка. 1929

Заросший пруд. 1899.jpg
Заросший пруд. 1899

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913.jpg
Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902.jpg
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902

Зима. 1905.jpg
Зима. 1905

Идиллия. 1905.jpg
Идиллия. 1905

Интерьер на даче Павловых. 1899.jpg
Интерьер на даче Павловых. 1899

Концерт. 1900.jpg
Концерт. 1900

Купание. 1904.jpg
Купание. 1904

Куртизанки. 1903.jpg
Куртизанки. 1903

Лес. 1900.jpg
Лес. 1900

Летнее утро. 1920.jpg
Летнее утро. 1920

Летний пейзаж. 1900.jpg
Летний пейзаж. 1900

Лето. 1919.jpg
Лето. 1919

Летом. 1921.jpg
Летом. 1921


Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912.jpg
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912


Наталья Павловна. 1899.jpg
Наталья Павловна. 1899

Опушка леса. Лигово. 1894.jpg
Опушка леса. Лигово. 1894

Осень. 1905.jpg
Осень. 1905

Остров любви. 1900.jpg
Остров любви. 1900

Пашня. 1900.jpg
Пашня. 1900

Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918.jpg
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918

Пейзаж с калиткой. 1893.jpg
Пейзаж с калиткой. 1893

Перед заходом солнца. 1900.jpg
Перед заходом солнца. 1900

Письмо (Таинственный посланец). 1896.jpg
Письмо (Таинственный посланец). 1896

Портрет Е.П.Носовой. 1911.jpg
Портрет Е.П.Носовой. 1911

Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911.jpg
Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911

Портрет Е.П.Олив. 1914.jpg
Портрет Е.П.Олив. 1914

Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910.jpg
Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910

Портрет художницы Е.Н.Званцевой. 1903.jpg
Портрет художницы Е.Н.Званцевой. 1903

После грозы.jpg
После грозы

Поцелуй (Силуэт). 1906.jpg
Поцелуй (Силуэт). 1906

Прогулка зимой. 1896.jpg
Прогулка зимой. 1896

Пьеро и дама. 1910.jpg
Пьеро и дама. 1910

Радуга. 1897.jpg
Радуга. 1897

Радуга1. 1908.jpg
Радуга1. 1908

Радуга2. 1908.jpg
Радуга2. 1908

Роща на берегу моря. Силламяги. 1900.jpg
Роща на берегу моря. Силламяги. 1900

Ручей. 1897.jpg
Ручей. 1897

Садик. 1897.jpg
Садик. 1897

Свидание. 1910-е.jpg
Свидание. 1910-е

Семейное счастье. 1898-1900.jpg
Семейное счастье. 1898-1900

Синяя птица. 1918.jpg
Синяя птица. 1918

Спящая дама с чертиком. 1906.jpg
Спящая дама с чертиком. 1906

Спящая женщина в синем платье. 1903.jpg
Спящая женщина в синем платье. 1903

Спящая молодая женщина. 1909.jpg
Спящая молодая женщина. 1909

Сумерки в старом парке. 1897.jpg
Сумерки в старом парке. 1897

Фейерверк в парке. 1907.jpg
Фейерверк в парке. 1907

Фейерверк. 1904.jpg
Фейерверк. 1904

Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909.jpg
Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909

Весенний пейзаж. 1910.jpg
Весенний пейзаж. 1910

Язычок Коломбины. 1915.jpg
Язычок Коломбины. 1915

Пейзаж с радугой. 1915.jpg
Пейзаж с радугой. 1915

Пейзаж с радугой. 1919.jpg
Пейзаж с радугой. 1919

На траве. 1919.jpg
На траве. 1919


Ночное свидание. 1920-е.jpg
Ночное свидание. 1920

Спящая молодая женщина. 1922.jpg
Спящая молодая женщина. 1922

Фейерверк. 1922.jpg
Фейерверк. 1922

Спящая молодая женщина в парке. 1922.jpg
Спящая молодая женщина в парке. 1922

Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924.jpg
Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924

Портрет С.В.Рахманинова. 1925.jpg
Портрет С.В.Рахманинова. 1925

Портрет Е.С.Питс-Билибиной. 1926.jpg
Портрет Е.С.Питс-Билибиной. 1926

Пасторальная сцена с двумя девушками. 1928.jpg
Пасторальная сцена с двумя девушками. 1928

Фарфоровые фигурки на каменной полке. 1930.jpg
Фарфоровые фигурки на каменной полке. 1930

Русский балет. 1930.jpg
Русский балет. 1930

Девушка на солнце. 1930.jpg
Девушка на солнце. 1930

Праздник в окрестностях Венеции. 1930.jpg
Праздник в окрестностях Венеции. 1930

Маскарад. 1930-е.jpg
Маскарад. 1930-е

Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е.jpg
Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е.

Купальщицы на солнце. 1930.jpg
Купальщицы на солнце. 1930

Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя1. 1930.jpg
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя1. 1930

Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930.jpg
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930

Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя4. 1930.jpg
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя4. 1930

Натюрморт. Интерьер. 1931.jpg
Натюрморт. Интерьер. 1931

Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932.jpg
Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932

Летнее утро. 1932.jpg
Летнее утро. 1932

Сомов Константин Андреевич (1869-1939) - Боксёр 1933
Боксёр 1933

Портрет Александры Левченко. 1934.jpg
Портрет Александры Левченко. 1934

Сесиль де Воланж. 1934.jpg
Сесиль де Воланж. 1934

Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934.jpg
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934

Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934.jpg
Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский). 1937.jpg
Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский). 1937


http://www.artsait.ru/art/s/somov/main.htm
http://gallerix.ru/album/Somov

Константин Сомов. Ориентация таланту не помеха. Часть первая. «До-Парижское»
http://kykolnik.livejournal.com/683399.html
Константин Сомов. Ориентация таланту не помеха. Часть вторая. «Эмигрантское»
http://kykolnik.livejournal.com/683615.html


Рубрики:  живопись/Русские художники
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 10 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку