Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова.
Автопортрет в зеркале. 1928
Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.
Портрет матери художника. 1895
Автопортрет. 1909
В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина.
Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника.
Дама у пруда. 1896
Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила. 1897
В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники".
Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.
Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895
Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901).
Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897
Портрет Н.Ф.Обер. 1896
Портрет А.П.Остроумовой. 1901
Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности.
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900
Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906
Портрет Е.Е.Лансере. 1907
Портрет М.В.Добужинского. 1910
Портрет М.А.Кузмина. 1909
Портрет А.А.Блока. 1907
Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.
Фронтиспис журнала Мир искусства. 1903
Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы".
Обложка журнала Мир искусства. 1900
Обложка журнала мод Парижанка. 1908
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.
Книга маркизы. Иллюстрация 1. 1918
Книга маркизы. Иллюстрация 4. 1918
Книга маркизы. Иллюстрация 6. 1918
Книга маркизы. Иллюстрация 7. 1918
Книга маркизы. Иллюстрация 8. 1918
Книга маркизы. Иллюстрация 9. 1918
Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения.
Портрет А.С.Пушкина. 1899
"Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.
Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907
Титульный лист книги Театр. 1907
Программа спектакля театра Эрмитажа по пьесе А.Грибоедова Горе от ума 31 мая 1902 года. 1902
Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.
Летние сумерки. Пруд. 1897
Конфиденции. 1897
Поэты. 1898
Купальщицы. 1899
Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах.
Вечер. 1900-1902.
Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1920) с ее томной и жеманной героиней.
Волшебство.
Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).
Эхо прошедшего времени. 1903
Арлекин и смерть. 1907
Осмеянный поцелуй. 1908
Зима. Каток. 1915
Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др.
Влюбленные1. 1905
Дама, снимающая маску. 1906
Влюбленный (На камне). 1905-1906
Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе" и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.
В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.
Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.
Автопортрет в зеркале. 1934
Август. 1885
Белая ночь. Сергиево. 1897
В детской. 1898
Версальский парк осенью. 1898
Вечерние тени. Силламяги. 1900-1917
Вечерний пейзаж. 1902
Дама в розовом. 1903
Дама с весенним пейзажем. 1897
Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898
Девушка с грибами под радугой. 1922
Дорога в Секерино. 1893
Дорога на даче. 1896
Дремлющая дама в черном платье. 1909
Жадная обезьянка. 1929
Заросший пруд. 1899
Заснувшая на траве молодая женщина. 1913
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902
Зима. 1905
Идиллия. 1905
Интерьер на даче Павловых. 1899
Концерт. 1900
Купание. 1904
Куртизанки. 1903
Лес. 1900
Летнее утро. 1920
Летний пейзаж. 1900
Лето. 1919
Летом. 1921
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912
Наталья Павловна. 1899
Опушка леса. Лигово. 1894
Осень. 1905
Остров любви. 1900
Пашня. 1900
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918
Пейзаж с калиткой. 1893
Перед заходом солнца. 1900
Письмо (Таинственный посланец). 1896
Портрет Е.П.Носовой. 1911
Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911
Портрет Е.П.Олив. 1914
Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910
Портрет художницы Е.Н.Званцевой. 1903
После грозы
Поцелуй (Силуэт). 1906
Прогулка зимой. 1896
Пьеро и дама. 1910
Радуга. 1897
Радуга1. 1908
Радуга2. 1908
Роща на берегу моря. Силламяги. 1900
Ручей. 1897
Садик. 1897
Свидание. 1910-е
Семейное счастье. 1898-1900
Синяя птица. 1918
Спящая дама с чертиком. 1906
Спящая женщина в синем платье. 1903
Спящая молодая женщина. 1909
Сумерки в старом парке. 1897
Фейерверк в парке. 1907
Фейерверк. 1904
Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909
Весенний пейзаж. 1910
Язычок Коломбины. 1915
Пейзаж с радугой. 1915
Пейзаж с радугой. 1919
На траве. 1919
Ночное свидание. 1920
Спящая молодая женщина. 1922
Фейерверк. 1922
Спящая молодая женщина в парке. 1922
Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924
Портрет С.В.Рахманинова. 1925
Портрет Е.С.Питс-Билибиной. 1926
Пасторальная сцена с двумя девушками. 1928
Фарфоровые фигурки на каменной полке. 1930
Русский балет. 1930
Девушка на солнце. 1930
Праздник в окрестностях Венеции. 1930
Маскарад. 1930-е
Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е.
Купальщицы на солнце. 1930
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя1. 1930
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя4. 1930
Натюрморт. Интерьер. 1931
Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932
Летнее утро. 1932
Боксёр 1933
Портрет Александры Левченко. 1934
Сесиль де Воланж. 1934
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934
Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934