Письмо освобождения |
В какой-то момент я поняла, что изменилась. Это вроде бы я и не совсем. Вернее, я, но очень симпатичная себе. Та, какой всегда хотела быть. Глубокой, но без надрыва. Оперативной в решениях, но не в ущерб результату, а учитывающей все исходные переменные. Радостной, позитивной, но не благодаря волевым усилиям, а совершенно естественно, откуда-то изнутри.
Я почувствовала, словно живу на новом уровне понимания, и это не только не утомляет, но вопреки опасениям — окрыляет, поднимая над обыденным и привычным. И я всем своим существом осознала, что значит жить в радостном предвкушении.
Когда я поняла это, я остановилась и задумалась, а что, собственно говоря, изменилось? Город тот же, деятельность та же, образ жизни стабильно приближен к желаемому, изменений в окружении и личной жизни — ноль, просветление пока не достигнуто. Словом, видимые причины для перемен отсутствуют, но при этом они налицо.
И только когда уже привычным движением руки потянулась к ручке с бумагой, меня осенило! Ну конечно! Дело именно в этом!
Иногда — чтобы разгрузить ум, когда понимала, что мозг не в состоянии справиться с элементарными задачами. Пару раз — чтобы подготовиться к деликатному разговору и понять истинную причину разногласий, выпустив тем самым лишние, а зачастую придуманные эмоции. Глобально проработала несколько подвисших многолетних проблем. Время от времени — для ускорения вдохновения, когда нужно было немного покреативить в процессе работы. И чаще всего — просто от желания прислушаться к себе, дать своему тихому глубинному голосу возможность донести то важное, что в ежедневной суете моментально скрывается из виду.
И чем регулярнее я садилась за письмо, тем активнее, энергичнее и легче становилась. Я чувствовала, как в моем обычном течении дня текущие ситуации разрешаются быстрее и проще. И, кажется, совершенно без усилий, приходят ответы на вопросы более тонкого порядка. О душе и Боге, о карме, предопределенности и всём остальном, что сопровождает каждого ищущего человека.
Поняв, что стало источником моей свободы, мне стало любопытно — как же это работает?
Вы хотите найти ответ на какой-либо вопрос, решить проблему (разного характера: личного, творческого, мировоззренческого, бытового — любого). Вы формулируете вопрос/задачу и начинаете писать. С ограничением времени или без, на компьютере или от руки (детали будут позже), вы просто записываете всё, что приходит вам в голову. Пишете так быстро, насколько можете. Без оценки, переписывания, проверки, выявления связей, корректировки, прочтения и прочих отвлечений. Так быстро, чтобы не успевать осмысливать написанное. Без остановки. Без усилий. Без попытки понять.
А через какое-то время получаете ответ. Выводите собственной рукой. Несколько слов или фраз, которые всё расставляют по своим местам и нередко обескураживают своей очевидностью и глубиной.
В этом весь метод. Вот так просто и гениально.
Что лежит в основе этой простоты? Каким образом в этом хаосе, казалось бы, беспорядочных слов вдруг возникает пронзительно-ясный самый важный ответ?
Не найдя объяснения этому феномену в русскоязычных источниках, я обратилась к… самому инструменту. Да:) Я села за письмо, чтобы понять, как оно функционирует. Система, познающая сама себя. Испытание на прочность. Из путешествия я вернулась с базовыми принципами, которые оставалось уложить в термины.
Проблема нашего времени не в отсутствии информации. Проблема в её переизбытке и неумении упорядочивать. Мысль настолько хаотична и неконтролируема, а новая информация так быстро отвлекает наше внимание, что суметь одним усилием воли запустить последовательный процесс мышления, по цепочке переходя от одного уровня к другому, в поисках нужного ответа, становится практически невыполнимой задачей.
Предположим, у меня возник некий вопрос. Я начинаю осознанно обдумывать его. В первые минуты мышление идёт на поверхностном уровне, включая в кругооборот привычные, реактивные мысли, которыми я оперирую чаще всего и с завидным постоянством. Мышление строится стереотипно. Поэтому если я пытаюсь сознательно обдумывать что-то, я запускаю собственный стандартный шаблон, который будет гонять меня по одному и тому же кругу, не пуская вглубь. А поскольку этот процесс очень длительный и промежуточных звеньев бывает очень много (особенно по залежалым, многолетним проблемам), я, не имея должной степени концентрации, не успеваю дойти до первоисточника, до корня проблемы, отвлекаясь на внешние раздражители. По этим причинам мысленное раздумье часто оказывается неэффективным.
«В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений. Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности — произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас — автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине — базовые схемы и когнитивные убеждения, живущие в нас, как правило, бессознательно». Николай Козлов
Задав вопрос в письме, мы тоже запускаем мышление. С аналогичным механизмом действия. Первые ответы, появляющиеся на бумаге из верхнего слоя, будут близкими к запросу, но избитыми. Теми, которые мы уже не раз давали себе. Стандартными и известными.
Но в случае с письменным эквивалентом, благодаря сосредоточенности на процессе, поток образов не прерывается. Чем дольше мы пишем, тем глубже в него проникаем. Контроль сознания с каждой минутой ослабевает. С поверхностного слоя мы переходим на автоматический уровень и потом как цель — к базовым установкам, в бессознательное, где хранятся ответы на все вопросы, которые и управляют нашей жизнью.
Выражаясь образно, ступая по фрагментам слов, словно по страховке, мы спускаемся в пещеру бессознательного. Мы не знаем, что нас там ждёт, не оцениваем картины, меняющиеся по ходу движения. Доверившись, мы просто позволяем увлечь себя на самое дно.
Что же хранит бессознательное? Наши знания — обрывочные и концептуальные, воспоминания, отношения, впечатления, оценки, опыты, мысли, идеи, эмоции, ценности, ощущения, смутные и явные символы и образы и другие продукты жизнедеятельности, приобретающие в зависимости от степени эмоциональной значимости, бОльший или меньший вес в совокупности всего опыта. Самые сильные и глубинные мысли формируют наши базовые установки, являющиеся основной движущей силой. В зависимости от мировоззрения, для кого-то этот запас информации будет ограничиваться текущей жизнью, для кого-то суммой всех предыдущих воплощений — это не важно. Механизм одинаков, вне зависимости от объемов хранилища.
То, что всё это, казалось бы, хаотичное поле информации и процессов пронизано ассоциациями.
Физиологическую основу возникновения ассоциаций составляет открытый И. П. Павловым механизм образования временной нервной связи, т. е. проторение нервного пути между различными участками коры головного мозга, замыкание возбуждений этих участков. Ассоциация составляет основу всех более сложных образований психики человека. Философский словарь.
Мы мыслим ассоциативно. Крепим новые впечатления к сформировавшимся цепочкам, нанизывая их словно бусинки на нитку. В течение жизни мы плетём несчетное число таких «ожерелий», цепляющихся и пересекающихся друг с другом и создающих прочные сети образов.
А когда мы пишем, мы запускаем обратное действие. Слово за слово мы разматываем эту цепочку, распутываем её, возвращаясь к самому началу, к первому звену.
Изучая этот вопрос сложно было обойти гуру бессознательного — Зигмунда Фрейда, отказавшегося в определенный момент от гипноза в пользу метода свободных ассоциаций.
По мнению Фрейда, в свободных ассоциациях обнаруживается тесная связь между прошлым и настоящим. Случайно пришедшая в голову мысль может иметь прямое отношение к какому-то забытому представлению. Правда, в психике пациента работает механизм сопротивления, препятствующий воспоминаниям и переводу вытесненного бессознательного в сознание. Поэтому в произвольно высказанной пациентом мысли часто нет прямого сходства с тем, что скрыто в бессознательном. Тем не менее, в этой мысли содержится намек на нечто такое, что является чрезвычайно важным в плане выявления истинных причин.
«Во время психоаналитического сеанса пациент может утверждать, что ему ничего не приходит на ум и у него нет никаких ассоциаций по поводу какого-то слова или образа. Фрейд считал, что на самом деле не существует подобного отказа со стороны мыслей. В действительности у пациента начинает работать сопротивление, выступающее в различных формах критики, сомнения в ценности пришедшей в голову ассоциации. Психоаналитик призывает пациента не критиковать свои мысли. Материал, который представляется пациенту не заслуживающим внимания и отбрасывается как ненужный, сомнительный или вызывающий отвращение, стыд как раз и является наиболее ценным для психоаналитика. По словам Фрейда, именно этот материал из мыслей представляет собой для психоаналитика руду, из которой с помощью искусства толкования можно извлечь драгоценный металл». Валерий Лейбин, «Словарь-справочник по психоанализу».
То есть, метод свободных ассоциаций — один из самых естественных и эффективных способов доступа в бессознательное.
И именно свободное письмо или как его ещё называют, ассоциативное, позволяет, взяв все выгоды от данного метода, в то же время исключить элементы сопротивления, которые при устном контакте с другим человеком, требуют длительной подготовки и проработки:
Высокая скорость письма позволяют устранить контроль сознания и достаточно быстро вовлечь в процесс бессознательное.
Отсутствие зрителей и читателей автоматически вносит элемент расслабления и позволяет изначально снизить порог критицизма и напряжения, который в ходе письма сглаживается полностью.
Любопытно, что метод свободных ассоциаций Зигмунду Фрейду опосредованно подсказал немецкий писатель и публицист Людвиг Берне в своем рассказе «Искусство в три дня стать оригинальным писателем»:
«… Возьмите несколько листов бумаги и в течение трех дней записывайте все, что придет вам в голову. Пишите все, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гете, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, — и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей. В этом и заключается искусство в три дня стать оригинальным писателем».
Теперь, когда магия инструмента в общих чертах стала понятна, осталось лишь проверить действие свободного письма на себе.
Для чего будет особенно полезно? Делюсь только теми направлениями, которые применяю сама, однако, диапазон применения неисчерпаем:
· Выявление негативных установок, убеждений в любой сфере жизни. Надеяться обнаружить их сознательным путём — губительно и неэффективно. Мы прекрасно умеем заблуждаться и обманывать самих себя. Поэтому для самостоятельной работы сложно придумать что-то лучше. Вам не нужно ни с кем говорить, отвечать на вопросы, смущаться, играть роли. Вопрос в данном случае сформулировать следующим образом: «Какие установки, убеждения мешают мне … (сделать карьеру, найти спутника жизни и так далее)».
· Поиск ответов на вопросы, казавшиеся риторическими. В чём моё предназначение? Что такое Душа? Каков смысл жизни? Да-да, для меня знакомство с фрирайтингом началось именно с этого вопроса. Тогда я получила ответ, до которого сознательно вряд ли добралась бы и от которого я вдохновлено парила несколько дней. И, конечно, это стало началом больших перемен в моей жизни и привнесло в нее совершенно новые смыслы.
· Способ найти истинную причину своего нестабильного состояния. Что тебя гложет, Ева?! В моменты внутренней дисгармонии спросите себя: что именно вызывает у меня раздражение (гнев, скуку, злость)? Наше мышление многослойно, а в условиях информационного ажиотажа настолько перегружено, что порой мы неспособны понять самих себя. Простые и понятные явления превращаются в недоступные осознанию.
· Разобраться в отношениях с кем угодно (близкие, коллеги, дети, друзья), понять причины ситуаций, своего поведения, нетипичной реакции.
· Генерирование новых свежих идей (в любой сфере). Вместо того чтобы раз за разом проглатывать тонны однотипной информации в поиске готового ответа, полезнее обратиться за новым взглядом вглубь себя. Наша память хранит всё, что когда-либо и как угодно мимолетно коснулось нашего сознания. Тома прочитанных книг, миллиарды услышанных слов, вагоны фраз, звуков, запахов, эмоций… все это позволяет нам создавать неограниченную никакими пределами вариативность идей. Бесконечное множество, которое в сознательном состоянии, к сожалению, ходит по кругу поверхностных ассоциативных цепочек, упираясь в одни и те же решения. Вот почему новые идеи посещают нас, когда мы испытываем какие-то нестандартные впечатления, меняем вид деятельности или расслабляемся. Иногда достаточно одного слова, прикосновения, зыбкого образа, чтобы возбудить внутри новый ассоциативный ряд и привести нас к свежему взгляду и нестандартному решению.
· Творчество. Многие писатели рекомендуют начинающим писать быстро и стремительно, не останавливаясь. Но это можно дополнить ещё и мини-сессиями (интенсивное письмо с ограничением времени). Подробнее об этом хорошо описано в книге Марка Леви «Гениальность на заказ». Забег в писательский марафон отлично помогает встряхнуть сюжет и выстроить новые связи, увидеть неожиданные повороты. Мне этот прием помог сгенерировать финал своей книги, ставший логичным и живым окончанием идей, положенных в основу сюжета. Возможно, длительное обдумывание с течением времени привело бы меня к тому же (что не гарантированно), но, очевидно, письмо существенно ускорило процесс, не в ущерб качеству.
От руки или на компьютере?
Если не владеете методом слепой десятипальцевой печати, лучше от руки.
Минусы рукой: поначалу она болит, потому что пишешь быстро настолько, насколько можешь. Но со временем боль проходит, рука, разогнавшись, словно получает заряд силы. Это как тренировка, только тут происходит всё в считаные минуты.
Минусы компьютера: остановки и возвраты от порыва исправить текст. Потому что ты либо видишь ошибки и опечатки, либо чувствуешь их, даже если не смотришь на экран.
Такой постоянный возврат чреват мини-разрывами ассоциативной цепочки по причине подключения сознания.
С ограничением времени или без?
Зависит от цели. И это принципиально.
Если она в генерировании идей, креативности, творческих подходах — обязательно установите таймер. Мы уже говорили, что творческие идеи бесконечны. Поэтому в таких поисках есть смысл устанавливать временные границы. Бонусом является то, что интенсивно запущенное бессознательное мышление по окончании сеанса не прекращает свою работу. Так что, даже если в отпущенное время на бумаге не появилась вожделенная гениальная идея, которая перевернёт мир, то просто продолжая работать в обычном режиме (читать, писать, развивать идеи, выуженные в процессе сеанса), со временем она выкристаллизуется.
Если же цель — найти четкий ответ на конкретный вопрос (где живет мой Бог? какие установки мешают мне создать семью? кто виноват и что делать, и пр.), то здесь никаких ограничений не может быть. В зависимости от глубины установки и витиеватости ассоциативного пути, вы можете добраться до него за десять минут, а можете за час. Особенность таких изысканий в том, что когда ответ придёт, он будет однозначен и конечен. Если же определить лимит времени (например, 20 минут), вы можете так и не добраться до ответа. А это вас очень разочарует и обессилит. Потому что процесс запущен, но цели не достиг. Задавая вопрос, вы внутренне настраиваетесь на то, что не прекратите, пока не найдете ответ на него. В конце концов, что значит цена в полчаса или даже час жизни за радость сбросить бремя проблемы, мучавшей вас месяцами, а, возможно, годами? Если же в силу разных причин вам все же пришлось прерваться, рекомендую вернуться к письму и продолжить так скоро, как позволят обстоятельства.
И, напоследок, нюансы. Не в смысле их незначительности, а, скорее, напротив — от их соблюдения во многом зависит успешный результат.
1. Вода — стакан перед началом сессии и стакан после. Зачем? Даже если мы не осмысливаем написанное, процессы в мозгу от этого не становятся менее интенсивными. Вы думаете на пределе своих скоростей и это обезвоживает мозг.
2. Очень важно: отключить телефон, интернет, уединиться в комнате, то есть исключить любые источники извне. Крайне важно. Если вы будете реагировать ни них (а вы будете), это станет грубым вмешательством в ход мышления, который вы выстроили. Ассоциативный ряд разрушится и придётся начинать заново. Плюс ко всему, чувствительность обостряется, из-за чего может возникнуть раздражительность на внешние факторы, что не желательно с любой точки зрения. Если все же вы понимаете, что мысленно переключились на что-то постороннее — вылейте на бумагу свое негодование, пусть оно останется на бумаге. Уменьшить сопротивление и вернуться в процесс помогает повторное формулирование вопроса.
3. Если вы почувствовали скуку, злость, гнев или дискомфорт во время упражнения — напишите об этом, только не прерывайтесь. Подсветите возникшие эмоции, чтобы они не нарушили связь, которую вы построили с бессознательным. Эмоции не бывают случайными. Возможно, это отклик на одно из звеньев или возникший протест при касании нужной темы.
4. Не бросайте. С вероятностью в 99% такое желание посетит вас на финишной прямой. В то время, когда разумные ответы и объяснения закончатся, а новых вы не увидите. Когда начнутся повторения, и вам будет казаться, что вы зашли в тупик. Но на самом деле, именно в этот момент идет переход с автоматического уровня на бессознательный. И вероятнее всего, в ближайшие минуты ответ всплывет на поверхность. Потому что в отличие от изощрённости ума, глубинная установка, являющаяся движущей силой, всегда имеет одну формулировку. Иначе её действие не проявлялось бы одинаково. Если же бросите, это вызовет раздражение от потраченного времени и отсутствия результата. До которого, как я уже упоминала, вероятнее всего, были считаные шаги.
5. Как правило, один сеанс закрывает проблему/вопрос. Но если вы по какой-то причине сопротивляетесь поиску ответа, то процесс может затянуться. Если такое происходит, возможно, есть смысл начать с ответа на вопрос: почему я не хочу разбираться с этим вопросом?
6. Как узнать, что вы дошли именно до первоисточника? Что ответ на вопрос найден? Всегда это будет некий знак тела (смех, слёзы радости, что-то другое). Вспомните состояния, посещающие вас в моменты озарений, соприкосновения с чем-то доселе непознанным. Сигнал будет схожим, но не прогнозируйте и не ждите ничего конкретного. Когда это произойдет, вы узнаете совершенно точно. Облегчение, ясность и чёткое понимание, что писать больше нет смысла. Процесс окончен. Лёгкость в теле и уме будут служить сигналом освобождения от разрушительной обусловленности. В этом и заключается смысл практики без ограничения времени. В противном случае вы можете добраться лишь до промежуточного звена цепочки и вскрыть лишь часть айсберга. Но его основа так и останется дрейфовать, обрастая новыми ассоциациями. По существу же, вопрос же так и не решится, обретя лишь новое обличье.
У ассоциативного письма есть один не подлежащий измерению побочный эффект — при его регулярном использовании происходит ментальная генеральная уборка. Высвобождая конструкцию за конструкцией, мы упорядочиваем свои мыслеформы, делая шаблоны мышления прозрачными, познавая природу собственных поступков и выявляя причинно-следственные связи. Мы начинаем понимать, как мы создали те или иные ситуации в своей жизни. Мы совершенствуемся в моделировании своей жизни, и никто уже в здравом уме не позволит нерешенным вопросам накапливаться, цепляясь за ворох прошлого. Мы учимся отлавливать мысли и оценивать целесообразность присутствия их в нашей жизни. И чем дальше мы идём, тем глубже постигаем суть вещей.
Мы освобождаем себя для интересных задач и красивых вопросов.
Мы становимся источниками прекрасных ответов.
Ответов, которые всегда внутри нас. Были, есть и будут. Только протяни руку.
|
Лучшие фильмы 2016 года |
Леонардо Ди Каприо стремится к "Оскару", Венсан Кассель в очередной раз играет обаятельного негодяя-сердцееда, а братья Коэн высмеивают Голливуд — в 2016 году будет много отличных поводов сходить в кино.
"Выживший" - самая сложная роль в моей жизни", - говорит Леонардо Ди Каприо. Это вестерн Алехандро Гонсалеса Иньяритту, на съемках которого актеру пришлось есть печень бизона, купаться в ледяных озерах и спать в скелете животного. Про то, как сложно дался этот фильм, в Голливуде уже слагают легенды. Превышение бюджета, увольнение актеров из-за сложных условий работы, постоянная смена локаций в поисках снега и холода, съемки только при натуральном освещении по пару часов в день - это лишь некоторые причины, почему съемки "Выжившего" стали скандалом. Картина рассказывает историю Хью Гласса, охотника и колонизатора американского севера - реального героя, который жил в 19 веке. Иньярриту снимал фильм вместе со своим давним творческим партнером, оператором Эммануэлем Любецки, обладателем двух "Оскаров" за фильмы "Гравитация" и "Бердмэн". Съемки проходили необычно: неделями актеры с режиссером репетировали, как в театре, а потом с одного дубля за несколько минут снимали нужную сцену - так Иньярриту добивался естественности эмоций. За роль легендарного охотника Хью Гласса, едва не погишего в схватке с гризли, Ди Каприо уже пророчат "Оскар".
Брэд Питт, Кристиан Бэйл и Райан Гослинг в одном фильме - это, как минимум, красиво. Но должно быть и увлекательно: «Игра на понижение» это остроумная финансовая драма о трех чудаках, которым удается заработать миллионы в разгар экономического кризиса 2008 года. Герои Гослинга, Бейла и Пита - хваткие финансисты, которые идут ва-банк и зарабатывают миллионы на финансовой катастрофе. Фактически это документальная история: фильм снят на основе бестселлера американца Майкла Льюиса, в котором он разоблачает всю подноготную кризиса 2008 года.
«Мой король» – очень французское, чувственное, страстное и при этом предельно простое кино, чистое удовольствие для киномана. Это фильм о любви: он любит ее, она любит его, но он ей изменяет и поэтому они не могут быть вместе. В фильме "Мой король", по его собственному признанию, Венсан Кассель играет подлеца и негодяя. В дуэте с ним - отличная французская актриса Эммануэль Берко, которой досталась роль его хорошей жены, за которую Берко получила "Золотую пальмовую ветвь" на нынешнем Каннском кинофестивале. Историю страстной любви негодяя и отличницы срежиссировала Майвен Ле Беско, бывшая жена Люка Бессона, которая в последние пять лет неожиданно вырвалась в когорту успешных режиссеров Франции (в 2011 она получила "Сезар", в 2012 - приз жюри Каннского кинофестиваля).
Братья Коэн, обладатели "Оскара" и "Золотой пальмовой ветви", в этом году возвращаются со своей новой работой. Отличные рассказчики и мастера черного юмора, на этот раз они сняли яркую киносатиру на Голливуд 1950-х. В эту комедию они пригласили своих любимых актеров - Джорджа Клуни, Тильду Суинтон, Скарлетт Йохансон, Рэйфа Файнса и Джоша Бролина, которые с заметным удовольствием и азартом разыгрывают историю о голливудском "чистильщике" - человеке, который решает все проблемы своих звездных подопечных. А проблем много: например, герой Клуни, не очень талантливый актер, вдруг пропадает накануне важных съемок, а героиня Скарлетт Йоханссон, сексапильная старлетка, и вовсе забеременела накануне старта работы над фильмом.
В 2002 году весь мир обсуждал один из самых громких секс-скандалов в истории США. Отважные журналисты газеты The Boston Globe провели масштабное расследование и рассказали всему миру о том, что в течение нескольких лет в Католической церки Бостона процветала педофилия, которую покрывал кардинал местной церкви Бернард Лоу. Результатом расследования стала его отставка кардинала и выплаты многомиллионых штрафов пострадавшим, а журналисты получили Пулитцеровскую премию. Спустя 12 лет скандал стал основой сценария, за который взялся талантливый режиссер Томас Маккарти, снявший "Станционного смотрителя", а также несколько серий "Игры престолов". "В центре внимания" - увлекательное кино про четверку журналистов и то, как в течение нескольких месяцев они буквально роют землю и идут на всевозможные риски, чтобы отыскать правду. Актерский состав - отдельное удовольствие фильма: команду увлеченных своим делом репортеров играют Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел Макадамс и Лив Шрайбер.
Алиса возвращается в волшебный мир для того, чтобы спасти своего эксцентричного друга, Безумного Шляпника, которому угрожает страшная опасность - таков сюжет "Алисы в Зазеркалье" в двух словах. Этот фильм - сиквел "Алисы в стране чудес", которую несколько лет назад снял Тим Бартон. На этот раз в режиссерском кресле оказался Джеймс Бобин, создатель "Маппетов", а сам Бартон - в кресле продюсера. Сарказм и юмор, фантастические костюмы и отличные актерский состав - "Алиса в Зазеркалье" обещает быть достойным сиквелом бартоновской истории. Новое лицо фильма - Саша Барон Коэн: знаменитый комик играет здесь самого страшного злодея - героя по имени Время.
В 2016 году на экраны выйдет продолжение одной из любимых франшиз 2000-х - "Инферно" по роману Дэна Брауна. После выхода второй части, "Ангелов и демонов", прошло шесть лет - и режиссер Рон Ховард уверен, что зрители успели соскучиться по приключениям профессора медиевистики Роберта Лэнгдона в исполнении Тома Хэнкса. На этот раз действие фильма происходит во Флоренции - в самом загадочном городе Италии, говорит Рон Ховард, герою Хэнкса придется расшифровывать "Божественную комедию" Данте, чтобы найти в ней секретный код для спасения мира. Компанию оскароносному Тому Хэнксу на съемочной площадке составила международная команда: молодая британская актриса Фелисити Джонс, номинированная в этом году на "Оскар" за фильм "Вселенная Стивена Хокинга", звезда французского кино Омар Си и индийский актер Ирфан Хан, которого зрители помнят по картине "Миллионер из трущоб".
"Мстители", "Бэтмен против Супермена", "Дэдпул": 2016 год - очень важный год для поклонников комиксов. Есть среди этих фильмов один, о котором невозможно не сказать. Это "Доктор Стрэндж", фильм об одном из самых загадочных и необычных супергероев вселенной Marvel - талантливом нейрогихрурге Стрэндже, который после аварии теряет способность лечить, но зато приобретает магический дар. Главную роль играет Бенедикт Камбербэтч, а компанию на съемочной площадке ему составили Тильда Суинтон и Рэйчел Макадамс. Роль мага и волшебника - нестандартная для Камбербэтча, любящего сложное интеллектуальное кино. Актер говорит, что опыт для роли черпал в реальной жизни: «Я много медитирую. Это очень полезное занятие, с помощью которого я могу успокоиться, отвлечься от моей насыщенной жизни, сфокусироваться на том, чтобы стать более добрым и внимательным. Медитации я научился в буддистком монастыре в Индии, где в юности год преподавал ангдийский. Думаю, медитация поможет мне стать классным магом". К слову, создатели фильма хотели видеть в этой роли именно Камбербэтча и никого иного: изначально актер отказался от съемок из-за спектакля "Гамлет", премьера которого прошла осенью 2015 года, поэтому работу над картиной "Доктор Стрэндж" пришлось перенести на целый год.
Те, кто соскучился по вселенной Гарри Поттера или просто по сказкам, умным и красивым, наверняка с нетерпением ждут фильм "Фантастические звери и место их обитания" - своеобразный приквел к киносаге про Гарри Поттера. Действие в фильме происходит за 70 лет до событий, описанных в книге про Гарри Поттера. В центре фильма - история обательного волшебника и зоолога, который специализируется изучении магических существ. Волшебника Ньюта Скамандера в бархатном пиджаке и с симпатичным портфелем под мышкой играет Эдди Редмэйн, один из самых популярных молодых актеров мира. Снимает фильм режиссер Дэвид Йетс, который работал над четырьмя последними фильмами про Гарри Поттера.
|
Молитва о семье |
Читайте ее хотя бы 40 дней подряд и вы удивитесь ее благодатной силе, удивитесь насколько счастливей стала ваша семья..
"Владычице Преблагословенная,
возьми под Свой покров семью мою, всели в сердца супруга моего (супруги моей) и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму, не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до неисцельных болезней и преждевременныя и внезапныя смерти.
А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния,
и страхования, и диавольскаго наваждения.
Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно
будем прославлять Имя Твое Святое всегда, ныне, и присно,
и во веки веков.
Аминь."
|
10 интригующих фильмов-головоломок |
Exam
Собрать несколько незнакомых человек в замкнутом пространстве, поместить в условия разной степени экстремальности, ограничить во времени и средствах достижения цели — рецепт прост, но гениален. 8 кандидатов на успешную и престижную работу — пройдет только один. Каждый из них должен ответить на единственный вопрос. Но какой...
La migliore offerta
Однажды в жизни известного искусствоведа появляется загадочная женщина, умоляющая его произвести оценку ее имущества. На протяжении фильма кажется, что разгадка совсем рядом, но это далеко не так. Этот фильм относится к той категории картин, когда по окончании просмотра в голове только начинает свое движение рой мыслей, которых хватит еще на несколько дней.
Now You See Me
«Четыре всадника» — фокусники, которые собирают аншлаги на своих шоу, а заодно совершают немыслимые ограбления. Конечно, при помощи своих трюков. Все экранное время вы будете внимательно наблюдать за действием, дабы не упустить мельчайших деталей. И не зря в фильме столько раз повторяется мысль про невнимательность. Чем мы ближе к разгадке, тем внимательнее надо быть.
Who Am I
Фильм рекомендован к просмотру поклонникам «Бойцовского клуба». Главный герой — молодой компьютерный гений, но в реальном мире он — Никто. Его жизнь кардинально меняется после того, как он встречается со своей противоположностью. Так называемый клиповый монтаж только усиливает желание зрителя разгадать, кто же он, главный герой, на самом деле.
All Good Things
Загадочное исчезновение, тайны прошлого, сомнительное психическое здоровье главного героя, интриги и красивая романтическая история. Все это смешивается в интересном и загадочном фильме, который оставляет после себя странное послевкусие. Хотя все фильмы подобного жанра, основанные на реальных событиях, имеют такую особенность.
The Double
Саймон — скромняга. На работе его не замечают, а девушка мечты игнорирует. Однажды в конторе появляется Джеймс — харизматичный и уверенный в себе... двойник Саймона. И потихоньку начинает забирать жизнь бедолаги. Этот фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он является адаптацией повести Федора Достоевского «Двойник».
Los cronocrímenes
Гектор — самый обычный человек, вполне довольный своей жизнью. В один из вечеров он невероятным образом попадает в машину времени в лесу. Если вы устали от американского кино, низкобюджетная испанская картина на тему путешествий во времени, открывающая иной взгляд на временные парадоксы, точно привлечет ваше внимание.
Gone Girl
«Исчезнувшая» — триллер, в основу которого легла история о том, как непросты отношения между мужчиной и женщиной. У главного героя необъяснимым образом пропадает жена, и ему приходится заняться разгадкой, в результате чего он вынужден раскрыть свои малосимпатичные тайны.
Cube
Даже если у кого-то раньше была подобная идея, первым широко известным «герметическим триллером» стал именно «Куб». Итак, несколько людей попадают в странное место, полное опасностей, и ищут выход из него. Это один из тех редчайших случаев, когда на незначительные деньги снимается чудо, недоступное для высокобюджетных фильмов.
Ex Machina
Атмосфера фильма пропитана таинственностью, секретами и технологиями. Молодой программист в течение недели тестирует женщину-робота, которая обладает искусственным интеллектом. В итоге получаются эдакие «игры разума». И кто выйдет из них победителем — вот в этом главная загадка.
Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/10-intriguyuschih-filmov-golovolomok-1134560/ © AdMe.ru
|
Шапочки - зверюшки на зиму. Есть и обезьянка |
Метки: шапка вязание вязание крючком вязание спицами |
Готовлюсь к Новому году |
В прошлом году не успела сделать подарки для всех любимых. В этом году начала готовиться к празднику в сентябре.
|
Яблочный пирог. Много начинки. |
ИНГРЕДИЕНТЫ
Для песочного теста:
Для начинки:
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Готовим песочное тесто.
Смешиваем муку, сахар, ваниль и сливочное масло (холодное). Растираем все ингредиенты до образования крошки. Добавляем яйцо и воду, перемешиваем.
Выкладываем тесто на стол и растираем основанием ладони не менее 5 раз, пока тесто не станет однородным и не скатается.
Выкладываем тесто на пергамент и отправляем в холодильник на 15 минут.
Готовим начинку.
С яблок снимаем кожицу и убираем семечки.
2,5 яблока нарезаем маленькими кубиками, как на винегрет, остальные 2,5 яблока откладываем.
В сотейник кладем масло, ваниль, сахар и полочку корицы, ставим на огонь. Когда масло растопится, добавляем туда мелко нарезанные яблоки и воду. По желанию в начинку можно добавить ром. Томим на среднем огне, пока яблоки не размягчатся, а вода и сок не выпарятся. Следим, чтобы яблоки не превратились в кашу.
Оставшиеся 2 с половиной яблока нарезаем тонкими полукольцами.
Готовим пирог.
Пока готовится начинка, берем разъемную форму с невысокими бортами, смазываем ее сливочным маслом. Раскатываем тесто и выкладываем на форму — делаем наподобие тарталетки. Прокалываем вилкой дно теста, чтобы оно не вздыбилось.
Выкладываем на тесто яблочную начинку, а поверх нее плотно по кругу яблочные полукольца. Поверх яблок кладем небольшие кусочки масла, притрушиваем сверху сахаром.
Ставим пирог в предварительно разогретую до 170°C духовку на 40-45 минут. Следим, чтобы яблоки не сгорели. После приготовления даем остыть и достаем из формы.
|
25 гениальных лайфхаков для любителей кошек |
|
Дом без ошибок. 20 подсказок на вес золота |
Дом должен быть не только стильным и уютным, но и удобным. А удобство кроется в мелочах: стол на кухне правильной высоты, чтобы не уставала спина, удобные ручки, нескользкая плитка в ванной. Но при ремонте или покупке мебели про многие важные детали мы, к сожалению, забываем.
AdMe.ru публикует советы, которые позволят сделать ваш дом самым комфортным местом для жизни.
По стандарту высота кухонной базы — 85 см. Когда люди заказывают кухни, часто забывают сделать так называемую поправку на рост. В результате приходится либо сутулиться, либо работать за слишком высокой столешницей, отчего быстро устают руки. Рекомендуемая высота кухонных столешниц для невысоких людей, рост которых около 150 см, — 82 см, для людей ростом от 160 до 180 см — 88-91 см. Готовую и слишком низкую мебель можно поставить на ножки и декорировать планкой. А если она слишком высокая, то ножки лучше подпилить.
Распространенная ошибка — отказ от мойки с крылом или от второй чаши для экономии места. В кухне, где готовят для большой семьи, без объемной многофункциональной раковины не обойтись. На крыло можно ставить горячую посуду или класть вымытые овощи и фрукты. А в мойке с двумя чашами — мыть одновременно большое количество посуды.
Не спешите вешать в кухне полки. Организуйте выдвижные ящики: это сэкономит место и упорядочит работу. Пространство в ящике легко разделить на секции под любые емкости. Доступ к ним станет удобнее — все как на ладони. Кстати, и уборки на такой кухне будет гораздо меньше.
Углубления вместо ручек на дверках смотрятся необычно и полностью соответствуют представлению о современной кухне. Но эта элегантность может принести и некоторые неудобства: попробуйте открыть такую дверцу влажными руками или не снимая ухватки. Выход — система «клик-клак», которая позволяет отворять дверки простым нажатием и даже локтем.
Стальные дверцы мебели и холодильников очень эффектны, но даже чистые ладони оставляют на такой поверхности следы. Есть два решения проблемы: найти полироли для нержавейки, которые предотвращают загрязнения, или купить стальную технику и фасады, обработанные специальным защитным покрытием.
Вы считаете, достаточно двух или трех? Что ж, это обычное заблуждение. Опыт показывает, что даже в небольшой комнате необходимы розетки на каждой стене. Только обязательно согласуйте с профессиональным электриком их количество, тип (с заземлением или без) и расположение и объясните, сколько именно приборов будет одновременно включено.
Окна в спальне или гостиной хороши в обрамлении длинных занавесок, живописно ложащихся на пол. Но красивый «шлейф» прибавит хозяйке работы, особенно если в доме есть четвероногие друзья. Если вы не хотите отказаться от подобной красоты, то выбирайте ткань с грязеотталкивающей и антистатической пропиткой.
Многим знакома проблема уборки пыли на открытых книжных полках. Единственное приемлемое решение — мебель с застекленными фронтами. Избежать в закрытых полках затхлости и излишней влажности помогут вентиляционные отверстия в боковых стенках. Как правило, уважающие себя производители выпускают мебель с уже готовыми отверстиями.
Большой аквариум особенно эффектно смотрится, когда открыт с двух сторон. Однако устанавливать его на пути прямых солнечных лучей — ошибка, особенно у южных окон. В этом случае аквариум начнет зарастать водорослями и потеряет свою привлекательность. Выберите для своего маленького «водного мира» место, куда попадает только рассеянный солнечный свет.
Ламинат — современное, легкое в сборке и красивое покрытие. Но, чтобы он долго служил, обратите внимание на класс его износостойкости и выберите наиболее прочный. Кроме того, обязательно подклейте под ножки мебели кусочки фетра, а если в доме есть кресло на колесиках — купите специальный коврик.
Светлые или белые стены в комнате вызывают ощущение прохлады и визуально увеличивают пространство. С другой стороны, они могут «переохладить» интерьер в зимнюю пору, когда это совсем не нужно. Если вам необходимо зрительно расширить комнату, но при этом создать ощущение тепла и уюта, то оставьте три стены светлыми, а одну покрасьте в насыщенный цвет.
Элегантность сочетания белых стен и черного пола и мебели была и остается вне конкуренции. Но поддерживать чистоту в такой квартире невообразимо трудно, ведь на темном фоне отчетливо видна пыль. Чтобы избежать проблем с уборкой, пользуйтесь специальными салфетками с антистатическим эффектом или (в крайнем случае) протирайте мебель салфеткой, смоченной антистатиком. Также имеет смысл купить пылесос с двойной фильтрацией воздуха.
Мечтаете об однотонной плитке, ковре или паласе? Подумайте хорошенько перед покупкой, особенно если вам по душе светлые оттенки, ведь поддерживать покрытие в таком состоянии очень сложно. Обратите внимание на материалы с мелким геометрическим или флористическим узором: они красивы и сокращают время уборки.
Во время ремонта специалисты обычно спрашивают у хозяев, где будут размещены бра. Это позволяет надежно и незаметно провести в стене провод. Если вы не сумели определиться вовремя, то лучше пользуйтесь торшерами: бра с висящими вдоль стен проводами выглядят непривлекательно.
Если у вас немаленькая семья, а площадь ванной комнаты позволяет поставить в помещении сразу два умывальника, лучше это сделать. Расстояние между ними должно быть не менее 30 см, чтобы люди не мешали друг другу. Так удастся избежать утренних очередей к умывальнику, а утренние сборы станут гораздо спокойнее.
Если вы планируете ремонт ванной комнаты, то продумайте, куда на это время перенести стиральную машину. Определившись, поручите специалисту подключить ее к водопроводу и канализации. Это избавит вас от неэстетичных трубок, которые будут тянуться вдоль стен. И не забудьте о заземлении!
Вместо традиционной душевой кабины можно выложить пол плиткой, сделав уклон в сторону слива под углом не менее 5° и изолировав выбранный участок небольшим бордюром и стильными прозрачными дверями. Для отделки лучше всего подойдет мозаичная плитка: ею легче сделать уклон. Самый практичный вариант — специальная плитка для бассейнов. Обычная керамическая плитка имеет пористую структуру, в которой заводятся микроорганизмы, а плитка для бассейнов обладает высокой плотностью и не впитывает воду.
Гладкая блестящая плитка в ванной комнате часто становится причиной падений и травм. Желательно заменить ее рифлеными изразцами, предназначенными специально для ванной. Если такой возможности нет, положите на пол деревянный, резиновый или текстильный коврик.
Если стены в маленькой ванной выложены скучной, однотонной плиткой, а ремонт в ваши планы пока не входит, нанесите на нее специальную яркую глазурь. Лучше всего подчеркнуть насыщенным цветом горизонтальные элементы: это визуально расширит ванную. Либо выкрасить несколько плиток в яркие цвета, это сделает помещение более оживленным и радостным.
В ванной лучше всего сделать стационарные полки-выступы или ниши покрыть их кафелем. Они не загромождают и без того небольшое помещение и выглядят более эффектно, чем навесные. Особенно хорошо они смотрятся с подсветкой.
Источник: http://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/dom-bez-oshi...dskazok-na-ves-zolota-1059710/ © AdMe.ru
Метки: для кухни |
Без заголовка |
Хвастовство — враг мотивации! Осознанное мышление Businessman with a duct tape on his mouth “— Неужели тебе не ясно? – драматически сказал Дон Хуан. — Твоя личная история постоянно нуждается в том, чтобы ее сохраняли и обновляли. Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. А если бы у тебя не было личной истории, надобность в объяснениях тут же отпала бы. Твои действия не могли бы никого рассердить или разочаровать, а самое главное – ты не был бы связан ничьими мыслями” Карлос Кастанеда. “Путешествие в Икстлан” Определённые действия и поступки могут построить непреодолимый барьер к достижению личных целей. И вам стоит о них знать. Что это за поступки и почему они мешают доводить начатое до конца? Приходилось ли вам попадать в неловкое положение, когда вас спрашивали: “Как поживает проект, о котором ты рассказывал?”, в то время как интерес к этому проекту уже давно пропал? Мотивации нет. Делать ничего не хочется. А друзья интересуются, как идут дела. Если вам знакома эта ситуация, то мы говорим на одном языке. Со мной это происходило тысячу раз! Например, несколько лет назад я всем рассказал, что собираюсь вести блог по программированию. После этого желание писать напрочь отпало. Или обещал читателям продолжение рассказа, который им понравился, но что-то мешало мне воплотить своё обещание в реальность. Разглашение личных целей убивает мотивацию к их достижению. Но что нами движет, когда мы делимся планами на будущее? И, самое главное, ПОЧЕМУ хваление незавершенными делами губит мотивацию? Давайте поговорим об этом. Мне хочется, чтобы вы очень внимательно отнеслись к этой статье. Она поможет вам избежать распространённой ошибки, которую совершают люди, и, тем самым, сохранить свою мотивацию. “Желание получить признание и одобрение” “— Скажем так: если ты хочешь изучать растения, то должен, кроме всего прочего, стереть свою личную историю. — Но каким образом? – спросил я. — Начни с простого – никому не рассказывай о том, что в действительности делаешь” Карлос Кастанеда. “Путешествие в Икстлан” Желание получить признание и одобрение толкает людей на достижение личных целей: написать книгу, стать большим начальником, открыть свой бизнес, прославиться и стать известным. Не стану скрывать. В большинстве случаев мною тоже движет желание удивить окружающих и получить признание. Хочется, чтобы люди похвалили и положительно оценили меня через результат моей работы. Как только я заканчиваю новую музыкальную композицию или свежий рассказ, мне сразу же хочется показать результат друзьям. Но бывало так, что я показывал недоделанные проекты. Давал послушать недописанную музыку, показывал незавершенные рассказы или демонстрировал незаконченную компьютерную игру. В эти моменты я хотел, чтобы меня похвалили и сказали: “Круто, молодец! С нетерпением ждём продолжения!”. Я хотел подкрепления позитивным отзывом ДО завершения дела, в надежде, что это подстегнёт меня к работе, но… Мотивация доводить начатое до конца испарялась. Вот к чему приводило хвастовство незавершенными делами! Почему? Потому что, к достижению цели меня толкает неосознаваемое желание удивить окружающих. Допустим, я показывал “сырой” проект и, тем самым, удивил друзей. Всё, цель достигнута. Если я покажу завершенный проект, то уже никого не удивлю. Я стал предсказуемым. Какой смысл доводить дело до конца, если ничего НОВОГО я не покажу? Это одна из причин потери мотивации человека, который раньше времени раскрывает свои карты. Согласитесь, настоящий восторг и уважение вызывает труд людей, которые молча делали свой шедевр. Например, вы каждый день общаетесь с приятелем на самые разные темы, а потом оказывается, что всё это время он писал свой роман. И вот роман закончен. Он публикует его и окружающие удивлены: “Ничего себе! И всё это время ты молчал?! Молодец, удивил так удивил…” Итак, вывод №1 Сохраняйте непредсказуемость для окружающих, пока не доведёте дело до конца. Хвастовство “в кредит” остужает ваш пыл. “Особенности работы мозга” “Раньше я считал, что мой мозг — самый главный орган. Но затем я задумался: постойте-ка, а кто мне это говорит?” Эмо Филипс Однажды учёные сделали поразительное открытие: мозг практически не различает физические движения от воображаемых. Когда человек визуализирует движения тела, его моторная кора активизируется, как если бы он и в самом деле двигался! Тот же эффект наблюдается когда человек «прокручивает» в голове мелодию. Несмотря на то, что он находится в полной тишине, энцефалограф показывает активность зон мозга, ответственных за реальное прослушивание музыки. Из этого следует вывод №2: Мозг не видит разницы, хвалится человек уже завершённым делом или делом, которое еще не завершено. Допустим, ваша цель – сделать личный сайт и заполнить его интересным материалом. Сайт ещё не готов. Он только в проекте. Если вы начнёте рассказывать всем подряд о сайте, в мозгу активируются зоны, соответствующие получению удовлетворения от завершенного дела. Для мозга нет разницы, рассказываете вы о завершенном проекте или всего лишь делитесь планами на будущее. Он воспринимает это так, будто цель уже достигнута. А зачем напрягаться делать сайт, если он уже “готов”? Сразу хочу оговориться. Есть большая разница между визуализацией конечной цели и публичным заявлением о своих намерениях. В первом случае вы программируете сознание и подсознание на выполнение поставленной задачи и даёте чёткую картинку пункта назначения. Во втором, вы делитесь с друзьями уже свершившимся фактом – именно так воспринимает это наш мозг. Намеренно визуализировать конечную цель необходимо для того, чтобы действительно её достичь. Кто не знает конечной точки движения, тот никогда её не достигнет. “Тщеславие – мощная движущая сила” “Тщеславие — страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих” Виктор Гюго Допустим, у вас возникла идея нового бизнеса. Как только мы подумали о конечной цели, сразу же возникает особая эмоция – желание воплотить идею в реальность. В рамках данной статьи, для упрощения, назовём эту эмоцию особым видом энергии — энергией мотивации. Энергия мотивации выделяется ресурсами организма по запросу. Как только нам захотелось достичь цели, появляется необходимое количество энергии для её воплощения. Чтобы добиться желаемого результата, нам необходимо использовать все сто процентов выделенной энергии. Не меньше. Энергия мотивации — это топливо, которым организм наполнил баки, чтобы доехать до пункта назначения. Оно необходимо для конкретных физических и умственных действий. Но как мы распоряжаемся им? Желание достичь цели, порою, бывает насколько жгучим, что мы непременно хотим поделиться намерением с окружающими. Мы хотим увидеть удивление и восхищение в глазах тех, с кем делимся. Спешим поскорее рассказать о своих планах. И что в результате? Мимолётное удовлетворение. Как часто вам удаётся возвыситься в глазах друзей, рассказав им о том, чего еще не существует? Вряд ли вас кто-то похвалит. “Разбазарить энергию мотивации очень просто!” “Лучшая мотивация всегда приходит изнутри!” Майкл Джонсон Итак, изначально у нас есть 100% необходимой энергии мотивации. Мы пришли к другу Пете и рассказали о том, что собираемся открыть необычный Интернет-магазин. Отнимите 10% от выделенного топлива. Теперь вы пришли к товарищу Васе и описали ему во всех подробностях свою идею. Отнимите еще 10%, а лучше все 20%. Затем вы рассказали коллегам по работе, что свободное время собираетесь посвятить новой задумке. Вычтите еще 20%. Рассказали подруге Маше? Снова сделайте соответствующие вычисления. Сколько процентов топлива мотивации осталось в итоге? 30? 5? -60? Дело в том, что нам нужны все 100%! Иначе, мы не доедем до конечного пункта. У нас просто не хватит “бензина”. Но что, если вы уже потратили половину выделенного топлива? Тогда вы чувствуете потерю интереса. Вы остановились на полпути. Теперь вы либо откажетесь от цели, либо будете ждать, и накапливать топливо снова. Печально, учитывая тот факт, что вы уже рассказали знакомым о своём желании обязательно закончить этот треклятый Интернет-магазин. Таким образом, приходим к выводу №3: Используйте желание похвастаться для достижения цели. Стисните зубы и наберите в рот воды! Пускай желание похвастаться толкает вас вперёд! Именно оно подливает масло в огонь. Если вы желаете, чтобы окружающие поскорее увидели ваш шедевр, молчите! Тогда вы сделаете всё возможное, чтобы это действительно произошло как можно быстрее. Молчите как партизаны во время второй мировой. Это ваши козыри. Перестаньте расплёскивать понапрасну бесценное топливо. Общайтесь с друзьями, как ни в чем не бывало, будто вам не о чем им рассказывать. Собственно, по сути, так оно и есть! Таким образом, мы убиваем два зайца. Во-первых, мы не растрачиваем понапрасну энергию мотивации, а во-вторых, даже если мы и остановимся на полпути, об этом никто не узнает. “Подведём итоги” Сохраняйте непредсказуемость для окружающих, пока не доведёте дело до конца. Если вы нарушите это правило, вам больше не захочется двигаться к достижению цели, поскольку вы раскрыли свои карты и стали предсказуемым. Доведение дела до конца уже никого не удивит. Мозг не чувствует разницы делитесь вы реальными достижениями или же своими планами на будущее. Когда вы рассказываете о конечной цели, мозг автоматически ставит галочку «цель достигнута». Доказано учёными, проверено электроникой. Не путайте намеренную визуализацию конечной цели и публичное заявление о своих целях. Это две разные вещи. Намеренную визуализацию можно и нужно использовать в повседневной жизни. Она даёт команды нашему подсознанию, а оно, в свою очередь, обязательно находит пути для реализации задуманного. Когда мы ставим перед собою цель, выделяется необходимое количество топлива для её достижения. Это топливо насколько мощно, что стремиться реализовать себя любым доступным способом. Не позволяйте ему реализоваться только лишь в разговорах с окружающими. На этом всё, дорогие друзья. Спасибо за внимание. Надеюсь, эта статья объяснила, чем является тщеславие и желание хвалиться незавершенными делами. А так же, как использовать эту мощную силу в своё благо. Желаю вам успеха в достижении самых сокровенных желаний! Автор:
|
Мои дети не пойдут в школу |
Каждый год накануне 1 сентября у родителей множество хлопот. Для родителей первоклассников это могут быть радостные хлопоты, но по мере взросления наших школьников мы склонны все лучше осознавать глубину проблем современной школы.
Домашнее образование, т.е. такая форма обучения, при которойдети не посещают школу, а получают знания в семье, а родители организуют этот процесс, привлекает к себе все больше внимания в различных странах мира, включая Украину. По оценкам экспертов, домашнее образование – самая быстро растущая и развивающаяся современная форма образования.
Научные исследования показывают, что обучение детей в семье дает весьма хорошие академические и социальные результаты. Доктор Брайан Рэй (Национальный институт исследования домашнего образования, США) в своем выступлении в ходе первой в истории Всемирной конференции по домашнему образованию, прошедшей в Берлине в 2012 году, кратко и точно суммировал имеющиеся научные данные: "Все существующие достоверные исследования указывают на один и тот же вывод: и в академическом, и в социальном отношении результаты домашнего обучения, как минимум, не хуже, а нередко – лучше, чем у школы".
Благодаря открывающимся возможностям online-образования и разумному использованию современных технологий семейное образование становится реальным способом создать для воспитания и развития ребенка среду, близкую родителям по жизненным принципам и ценностям. Являюсь ли я радикальным противником школы как социального института? Однозначно, нет. Но как мама и психолог, отдающий себе отчет в глубине кризиса системы образования, на данном жизненном этапе для своих детей другой альтернативы, кроме как домашнее обучение, я не нашла. В этом году 1 сентября мои дети старшие дети (8 и 10 лет) в школу не пойдут.
Меня часто спрашивают о причинах и воззрениях, которые стоят за решением о домашнем образовании, а также о том, как организован учебный процесс. В этой колонке я делюсь и тем, и другим. В ней описывается путь мамы здоровых детей с особыми психологическими потребностями, основанный на однажды принятом решении действовать в интересах детей, гибко реагируя на их потребности, а не на устаревшие требования системы.
Хочу подчеркнуть, что не преследую цели склонить кого-либо из родителей к данной форме образования. Хоумскулинг в Украине – сложный путь, особенно для "пионеров" в этой области. Такая форма образования по разным причинам доступна далеко не всем, а во многих случаях даже нежелательна. Домашнее обучение подразумевает высокую сознательность, ответственность и вовлеченность родителей в воспитательный и образовательный процесс. Это вовсе не всегда означает стать учителем для своих детей и посвятить им все свое время (об этом дальше), но все же решение о хоумскулинге предполагает некоторые изменения в образе жизни семьи.
По первому своему образованию я юрист-международник, специалист по европейскому праву. Хоть это не стало моей профессией, зато выработало привычку обращаться к международным нормам, лежащим в основе национальных законодательств, а также к лучшим международным практикам. Проанализировав тяжелый опыт учебы своих старших детей в шести школах (среди которых общеобразовательные, частные, альтернативная) и украинское законодательство, я пришла к следующим выводам:
1) Семейный Кодекс предписывает родителям ответственность за своих детей, обязанностьзаботиться о здоровье ребенка, его физическом, духовном и нравственном развитии, воспитывать в духе уважения к правам и свободам других людей, любви к своей семье, готовить к самостоятельной жизни (ст. 150 СК). Но если ребенок ходит в современную общеобразовательную школу в Украине, эта миссия становится практически невыполнимой.Среда и программа общеобразовательной школы оставляет мало шансов на гармоничное физическое, духовное и нравственное развитие ребенка и его подготовку к самостоятельной жизни (подробнее об этом в моей колонке Почему ваши дети плохо учатся).
2) В Декларации про права ребенка (1959) четко сказано: "Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях". Исходя из норм Закона и интересов ребенка, а также из того, что воспитание и образование детей с точки зрения психологии и педагогики – процессы неотделимые, родители должны иметь право принять полную ответственность за образование и воспитание своих детей в соответствии с государственным стандартом, но без участия школы.
Насколько легко родителям реализовывать свое законное право на свободный выбор формы получения детьми обязательного среднего образования в Украине (школа, семейное или другие формы обучения)? – Очень сложно. И проект нового Закона "Про Освіту" в редакции на 19.08.2015 никак не способствует реализации этого права. Сегодня школы принимают детей на экстернат крайне редко и с большой неохотой, государством не предусмотрен механизм прохождения гос. аттестации вне учебного заведения.
Тем не менее, с февраля 2015 года наши дети учатся дома. Как изменилась их жизнь? Они не играют в развлекательные компьютерные игры, которыми живут их сверстники, дозированно смотрят тщательно подобранные, в основном научно-популярные фильмы, и не без трудностей, но почти самостоятельно осваивают школьную программу. За счет минимизации стресс-факторов, на которые дети в школе тратят наибольшее количество энергии, и за счет более эффективного использования времени у них появилось больше возможностей для любимой кружковой деятельности, спорта и друзей с похожими увлечениями. За полгода 10-летний сын, ранее не любивыший читать, прочитал 20 книг. Это стало возможным только после того, как мы очень сознательно подошли к формированию среды с соответствующими ценностями.
Еще они активно участвуют в семейном быту - выполняют поручения по хозяйству, убирают, помогают готовить. Нет, это не откат в прошлое. Это сознательное планирование индивидуальной траектории развития ребенка в соответствии с тем, что посильно для детей и важно для родителей.
У меня есть высшее психолого-педагогическое образование, но я не не заменила школьного учителя для своих детей. Оставаясь любящим родителем и держателем образовательного плана, я продолжаю работать над своими жизненными задачами и нередко бываю в отъездах. С помощью дистанционной работы с тьютором и ежемесячных консультаций с педагогами, пользуясь открытыми образовательными ресурсами (видеоуроки, онлайн-курсы и тренажеры), образовательный процесс детей обеспечивается согласно требованиям государственных стандартов и содержит множество других полезных вещей. Мечтаю, что однажды в программу украинских хоумскулеров можно будет вводить уроки из общедоступных ресурсов, зарекомендовавших себя по всему миру – такие как Khan Academy и Coursera.
В целом можно смело сказать, что за этот короткий период хоумскулинга дети стали гораздо более здоровыми, самостоятельными, ответственными, психологически устойчивыми и благополучными.
Хотела бы сразу упредить традиционный вопрос о социализации на домашнем обучении, процитировав результаты исследований западных социологов и психологов из статьи Ольги Писарик "Домашнее образование в США и Канаде: от экстрима к мейнстриму":
"Исследование 2002 года показало, что среднестатистический хоумскулер регулярно вовлечён не менее чем в восемь занятий вне дома, включая спортивные секции, художественные студии, музыкальные школы, собрания скаутов, регулярные встречи с друзьями, работу, волонтёрскую деятельность, посещение церкви, экскурсии и участие в кооперативных программах для домашних учеников (Van Pelt, 2003).
В 1992 году профессор Ларри Шайерс (Larry Shyers) попытался определить, страдают ли дети на домашнем обучении от отставания в социальном развитии. Он наблюдал детей в свободных играх и в групповых занятиях. Шайерс обнаружил, что дети, учившиеся в школе, имели гораздо больше проблем с поведением, чем их домашние сверстники. Возможно потому, что у домашних детей моделями поведения выступают ответственные взрослые, а не ровесники (Shyers, 1992).
Согласно исследованию 1648 семей, практикующих домашнее обучение, у бывших хоумскулеров уровень удовлетворения качеством жизни гораздо выше, чем у их школьных ровесников (Van Pelt, 2003). Другой ученый утверждает, что домашние дети более зрелы и лучше социализированы, чем выпускники государственных или частных школ (Smedley, 1992).
Профессор Джон Тэйлор (Prof. John Taylor, 1986) отмечает, что у домашних детей более высокий уровень уверенности в себе, профессор Мона Делахук (Prof. Mona Delahooke, 1986) утверждает, что у "домашних" детей намного реже встречаются проблемы поведения; они лучше социализированы, более самостоятельные и дружелюбные, меньше попадают под влияние ровесников".
В продолжение темы социализации, мои дети также регулярно ездят в творческо-спортивные лагеря, где в природных условиях работают с талантливыми педагогами (обычно без педагогического образования), которым можно доверить развитие сильных черт характера. В частности, таких как выдержка, самоконтроль, энергичность, социальный интеллект, благодарность, оптимизм, любознательность. По результатам лонгитюдных исследований американских психологов Криса Питерсона и Мартина Селигмана, удовлетворенность жизнью и высокие достижения не имеют ничего общего со знаниями, обретенными в школе, но напрямую зависит от сформированного в детстве характера.
По мнению этих исследователей, вышеупомянутые 7 качеств с особенно большой вероятностью прогнозируют высокую жизнестойкость и достижения, и эти выводы, впервые апробированные в масштабном проекте KIPP, легли в основу нового типа образования во многих школах США (character-based education), а также некоторых ассоциаций семейного образования.
Сознательно и методично формировать сильные черты характера в условиях реалий украинской общеобразовательной системы невозможно из-за разрозненности интересов разных "стейкхолдеров" образовательного процесса - родителей и учителей, учителей и районо, родителей и районо, неизбежно ведушим к наличию в жизни детей двойных стандартов. Методика формирования характера подразумевают высокую слаженность усилий всех, кто участвует в воспитании и образовании ребенка, однородную среду и единую (в ценностом плане) систему координат.
Для формирования сильных черт характера мальчики и девочки нуждаются в соответствующем примере сильных, волевых личностей. Учителя, которые сплошь и рядом чувствуют свою беспомощность, оставаясь заложниками системы и работая в ней не по своей воле и призванию, неспособны взращивать свободно мыслящих, сильных духом людей. Системе образования очень не хватает мужчин. Есть ли среди мужчин педагоги по призванию, готовые посвятить свою жизнь детям? Однозначно, да. Но, как правило, они не могут позволить себе работать в школе.
Другим аргументом в пользу домашнего обучения стала попытка ограничить детей от бесконтрольного использования гаджетов – любимых детьми убийц времени, сопровождающих жизнь каждого школьника.
По мере расширения влияния технологий растет их способность приносить огромную пользу и наносить огромный вред. Я считаю, что технологии хороши тогда, когда они делают нашу жизнь легче, эффективней, создают пространство для творчества и более высоких смыслов. Прекрасно отношусь к использованию технологий в образовательном процессе под руководством подготовленных специалистов. Но...
Неограниченный доступ к контенту
Одной из ключевых проблем в сфере образования и воспитания становится неограниченный доступ к контенту развлекательного характера и засилие лишенных смысла компьютерных игр, которые имеют значительное влияние на формирующийся мозг и сознание детей. Мы обязаны помнить, что свободное пользование маленькими детьми гаджетами подразумевает прямую ответственность родителей и педагогов за потребляемый ими контент. Покупая детям смартфоны, компьютеры и I-pads, родители, как правило, не заботятся о подключении функции родительского контроля.
А обеспечить реальный контроль, если ребенок ходит в школу, практически невозможно – игра в электронные игры с соответствующей суб-культурой вирутальных компетенций стала частью школьной среды.
Наше решение о домашнем обучении не преследует цели изолировать детей от технологического прогресса. Как раз наоборот. Другим энтузиастом хоумскулинга, специалистом в области IT, был разработан тестовый вариант специального software, который помогает детям развивать самодисциплину и осознанность в управлении своим учебным временем. Мы также с нетерпением ждем выхода в свет канадской технологииMYLE TAP "Thoughtcatcher", который станет еще лучшим помощником в тайм-менеджементе. Надеемся, что сочетание этих технологий поможет хотя бы частично компенсировать важное преимущество школы - внешнюю рамку (framework), ритм, в который ребенок входит и к которому привыкает.
Привыкает со звонком зайти в класс и со звонком выйти, 1 сентября начать учебный год и в конце учебного года закончить. Преимущество хоумскулинга – возможность осваивать программу без напряжения и стресса ежедневного оценивания, но такой образ жизни подразумевает не только бОльшую гибкость, но и бОльшую ответственность за самоорганизацию.
Мозг — это удивительный орган, однако он не приспособлен для обработки миллиардов битов информации, которые атакуют его каждую секунду. В мозге ребенка и взрослого находятся фильтры, защищающие его от перегрузок. Для усвоения материала и обеспечения мотивации к обучению важнейшую роль играет физическое и эмоциональное состояние ребенка; усталость, недосып и негативные эмоции блокируют восприимчивость к новому.
Это не домыслы психологов, а чистая нейрофизиология: в когнитивные процессы одновременно вовлечены ретикулярная активирующая система (РАС), лимбическая система, префронтальная кора и другие отделы мозга. Недостаток сна и физических упражнений, стресс и сугубо интеллектуальная направленность школьной программы не способствуют раскрытию потенциала развивающегося мозга ребенка. Хоумскулинг – это реальный выход для детей с чувствительной нервной системой и некрепким физическим здоровьем.
Моему старшему сыну было тяжело учиться в школе в связи с легким нарушением в развитии центральной нервной системы, связанной со сложной беременностью. Детки, пострадавшие от гипоксии и родовых травм, обычно здоровы физически и интеллектуально, творческие и увлекающиеся, но у них бывают трудности со способностью удерживать внимание на задаче, с запоминанием и эмоциональной саморегуляцией.
Согласно официальной статистике, количество детей с минимальной мозговой дисфункцией (обычно выражающейся в синдроме дефицита внимания и/или гиперактивности, ADHD) и трудностями обучения (learning disorders) в США превышает 10 млн. детей. Статистики на эту тему в Украине я не нашла, но российский нейропсихолог Татьяна Новожилова в своей статье о минимальных мозговых дисфункциях называет цифру от 21 до 60% современных детей (!).
При адекватном психологическом сопровождении ребенка с ММД и его родителей, применив индивидуальный подход к воспитанию и образованию, а также эффективные техники нейрокоррекции, мозг таких деток имеет шансы на полное восстановление. Если же такое сопровождение не обеспечивается, то, по мнению большинства специалистов, велика вероятность, что шлейф эмоциональных проблем потянется с ребенком во взрослую жизнь.
Мы редко задумываемся о том, что реальными причинами разного рода зависимостей, конфликтного поведения и склонности к депрессии могут быть особенности развития нервной системы данного человека. Концепции "диагноз" и "психиатрия" в пост-советским сознанием воспринимаются неадекватно. Очень жаль, что в нашей стране вопросам психического здоровья уделяется так мало внимания.
В процессе хоумскулинга ребенка с особыми психологическими потребностями я начала использовать западные и российские разработки нейротренингов и компьютерных видеоигр с механизмом биологической обратной связи, с помощью которых можно повысить устойчивость внимания и научить его управлять своими эмоциональными состояниями.
Это тот уникальный тип компьютерных игр, которые при очень дозированном использовании (примерно час в неделю) способны приносить детям реальную пользу. Мы с сыном также медитируем (ТМ - клинически доказанная техника коррекции СДВГ и других психический расстройств) и выполняем специальные упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Весь этот комплекс можно назвать современной нейройогой, полезной для здоровья любого ребенка и взрослого.
Информационная перегрузка
Обеспечить грамотное психологическое сопровождение ребенка, привить ему желание познавать мир и мотивацию учиться в условиях сегодняшней общеобразовательной школы практически невозможно. Большинство современных школьных педагогов и психологов не владеют даже базовыми знаниями возрастной психологии, связи между созреванием мозговых структур и становлением познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Еще более печально то, что наши педагоги не владеют техниками работы над собой - своими чувстами и эмоциями, умением расслабляться и снимать стресс. Ведь педагог – одна самых подверженных стрессу и энергозатратных профессий, требующей постоянной работы на собой в части экологии сознания.
Учителя заслуживают особой заботы и опеки со стороны государства, поскольку от их эмоционального здоровья зависит будущее нации! Знания психологии, которые дают в педвузе, к ежедневной практике не имеют никакого отношения. На Западе поддержкой таких программ занимаются целые фонды, например, Ashoka Foundation. Если программы подготовки и повышения квалификации учителей не включают в себя развитие навыков эмпатии, саморефлексии, эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и саморегуляции, то не можем ожидать от них эмоционального здоровья и профессионального долголетия.
Возникает вопрос: откуда детям брать пример жизнестойкости и оптимизма, если не у своих учителей и родителей?
Разделяю мнение американского ученого-нейрофизиолога Ричарда Дэвидсона в том, что "умение ощущать себя счастливым и благополучным – это навык, который можно и нужно тренировать". Но возможность развить этот навык напрямую зависит от среды, в которой растет ребенок. Еще одним аргументом в пользу домашнего обучения стало понимание того, что детей не должны учить эмоционально выгоревшие, застрессованные, несчастливые люди. Ни математике, ни английскому, ни Жизни.
Одна из ключевых проблем сегодняшней системы образования - тотальное обнищание учителей в материальном, психологическом и духовном планах. Государственный диплом о педагогическом образовании больше не несет в себе никаких гарантий профессионализма, порядочности, уважения и любви к детям. Это трагедия, последствия которой мы осознаем через 20-30 лет, когда нашей страной будут руководить нынешние младшие школьники.
Мир меняется и меняется роль учителя. Школа больше не является единственным источником получения образования.
Удивительно, но великий Выготский предсказал изменяющуюся роль учителя еще 100 лет назад: "На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он вступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестает быть учителем".
Тьюторы вместо учителей
Такую роль могли бы выполнять наставники или тьюторы – хорошо информированные, склонные к саморазвитию, эмоционально компетентные люди, педагоги новой формации. Их отличие от учителей заключается в том, что они не вкладывают информацию/знания в головку ребенка, а помогают создавать контекст и заботливо направляют ребенка согласно его индивидуальной траектории развития. Таких специалистов нужно готовить, спрос на услуги педагогов новой формации будет только расти.
Мир меняется и меняется роль родителя. Ввиду кризиса системы образования думающим и ответственным родителям неизбежно предстоит брать большую ответственность за образование своих детей. Ни государство, ни частные школы на сегодняшний день не способны подготовить ребенка ко взрослой жизни. Что мы знаем о том, какой будет жизнь через 10 лет?
Нынешние времена требуют от нас небывалой гибкости и постоянной калибровки ценностей - что действительно важно, а что второстепенно. Если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми, родителям предстоит научиться самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию развития своего ребенка. Оnline-курсы, репетиторы, тьюторы становятся полноценными "агентами образования" наравне со школой, у которых родители могут получать образовательные услуги для своих детей.
Образование на протяжении жизни
Заказчиками образования детей должны стать родители, приняв за это должный уровень ответственности и постепенно обретая необходимые для этого новые навыки и компетенции. А государство должно всячески способствовать реализации родительской ответсвенности по отношению к своим детям.
Если мы стремимся к глубинным и комплексным изменениям в мировоззрении, мышлении, гражданской ответственности и активности на уровне нации, реформа должна начинаться с образования взрослых. Точнее, в нашем случае речь должна идти о самореформе самообразования взрослых.
Эта "реформа" должна касаться не только обретения новых навыков, но и с нашей осознанности в отношении себя и умения быть держателем образовательного плана для себя и своих детей. Украинцам нужно научиться учиться (не ради диплома, а ради собственного благополучия). Образование на протяжении жизни ("освіта протягом життя", "life-long education") – абсолютное требование сегодняшнего времени и ключевая предпосылка к успеху и благополучию в долгосрочной перспективе.
В нашей культуре принято в обязательном порядке изучать синусы-косинусы-интегралы и по итогам сдавать ЗНО, но не принято обучатся родительству. Как будто бы это само собой разумеется и не требует особой подготовки. Обучение родительству ограничивается курсами для беременных и частными инициативами семейных психологов. Спасибо Доктору Комаровскому, психологу Людмиле Петрановской – этим масштабным личностям удается доносить важные вещи до сознания самых разных людей. Низкий поклон таким психологам как Светлана Ройз, Анна Валенса и многим другим, кто занимается важной просветительской работой c родителями.
Спасибо Психологической кризисной службе за их колоссальный труд. Но усилий этих людей недостаточно. В реформе образования в стране, уставшей от войны, погрязшей в кризисе, ищущей свой путь, помимо освітян должны принимать участие родители, психологи, педиатры, детские неврологи и психиатры, IT-разработчики образовательных программ и конечно же предприниматели – главные заказчики качественного человеческого капитала. Современная образовательная парадигма требует междисциплинарного подхода.
Мы живем в удивительные время перемен, своими темпами и непредсказуемостью способные выбить из колеи любого, независимо от возраста, пола, материального и социального статуса.
Мир невероятно турбулентен и неопределенность будет только расти, поэтому нам важно научиться создавать устойчивые внутренние системы, благодаря которым нарастающая внешняя турбулентность будет восприниматься не как постоянный источник стресса, а как источник энергии. Любовь и забота о детях – это то, что призвано подпитывать нас изнутри.
Есть области жизни, на которые мы можем влиять, и есть те, на которые мы влиять (пока) не можем. Одна из самых важных сфер и "внутренних систем", от которой мы сильно зависим во все времена - это благополучие и достойное образование детей, основанное на близких для нас ценностях и принципах. Поскольку света в конце туннеля реформы образования пока не видно, по-видимому, в ближайшем будущем родители будут искать единомышленников и объединяться вокруг идей хоумскулинга и анскулинга. Мы - одни из таких родителей, и по мере отрыва системы образования от требований реальной жизни с каждым годом нас будет становиться все больше.
Было бы разумно предполагать, что в государстве, обессиленном от войны и потрясений, в котором разрушены или критически больны практически почти все государственные институты, любые компенсирующие их несостоятельность механизмы и структуры должны не только разрешаться, но и поощряться. Особенно это касается образования детей – прямой ответственности родителей.
Родители украинских хоумскулеров очень рассчитывают на то, что государство подставит плече себе и им. В частности, через:
- Широкую поддержку семейного образования в новом законе "Про освіту";
- Приравнивание семейного обучения в правах к другим формам получения образования в вопросах финансирования, в частности, через механизм "гроші ходять за дитиною";
- Развитие сети ресурсных центров в поддержку хоумскулинга/дистанционного обучения.
Напоследок несколько коротких рекомендаций для ответственных и дальновидных родителей:
1) Развивайтесь сами. Ваше собственное развитие напрямую влияет на "качество" вашего родительства. Книги из списка ниже помогут ответить на множество вопросов.
2) Относитесь осознанно, бережно и уважительно к мозгу своих детей в контексте того, как они проводят время. Помните о нейропластичности: мозг, а с ним и сознание и мировоззрение ребенка формирует любой переживаемый им опыт и часто повторяемый вид деятельности. Компьютерные игры развлекательного контента – не самый лучший способ развивать ваших детей.
3) Сформируйте перечень качеств характера и навыков/жизненных компетенций, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке.
Задайтесь вопросом, развитие каких черт характера поможет Вашему ребенку с легкостью достигать поставленных целей, быть здоровым и благополучным? Что присутствует в нем уже сейчас, а над чем еще предстоит поработать? Выступайте главным дирижёром развития своего ребенка и смотрите на любой вид деятельности, в который он/она вовлекается, сквозь призму ваших воспитательных задач. Делегировать полную ответственность школе – не лучшее решение.
4) Как можно более осознанно подходите к среде, в которой живет и учится ваш ребенок. Если вы достаточно смелые, подготовленные и творческие родители (то есть относитесь к родительству как одному из направлений своего собственного развития), вы можете самостоятельно создать среду для развития своего ребенка в соответствии с тем, что ценно для Вас, или объединиться с близкими Вам по духу людьми. Помните: в период активного развития мозга ребенка имеет значение каждый человек, каждое слово, каждая эмоция, каждый поступок, каждая привычка.
Хочется завершить словами из древней индийской мудрости: "Посеешь мысль - пожнешь поступок, посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер,посеешь характер - пожнешь судьбу…"
Сея сегодня в своих детях правильные мысли, поступки и привычки, мы вершим судьбу целой нации. Здоровья и благополучия вам и вашим детям!
Книги, которые я рекомендую к прочтению родителям и педагогам:
|