-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЕнотЪ-потаскунЪ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 343


История русской водки в самом кратком изложении

Воскресенье, 04 Ноября 2012 г. 10:31 + в цитатник
Материал из энциклопедии "Святая Русь"

На Руси общественные питейные заведения, согласно утверждению известного русского литератора Ивана Прыжова (1827 - 1885), назывались корчмами. Он же, к слову сказать, утверждает, что это наши с вами предки-славяне споили на корню своих европейских соседей, в частности, венгров и эстов. Всё может быть. Иначе чем объяснить тот факт, что ещё великий князь московский Василий III Иванович устроил в "подведомственной" ему Москве слободу для иноземных наёмников и назвал её Налевки или Наливки - как бы в укор этим самым иностранцам и с намёком на то, что те, мол, пьют куда больше нашего.
Батюшка же его Иван с тем же порядковым номером, что и у сына, с поголовным пьянством своих подданных боролся в меру собственных сил и питейные дома в Белокаменной начисто запретил. Своеобразно боролся с поголовным народным пьянством и сам Грозный Царь, коим московские порядки перенесены были в Новгород Великий. Обложил царь сначала непосильными пошлинами местных торговцев хмельным зельем, а затем и вовсе их бизнес к рукам прибрал, да ещё и развил. Оно и понятно - в руках у государя был административный и прочие ресурсы… Да и бюджет государственный, надо так понимать, Иван Васильевич по праву самодержца "пилил в одно лицо". Запил тут несознательный народец, стали новгородские аборигены спиваться на ровном месте. И поползла вдруг кривая преступности в Новгороде резко вверх, да так, что возопил тамошний владыко Феодосий (1491 - 1563), не поленился, накатал своему московскому суверену письмо, в котором яркими красками живописал происходящее в Новгороде безобразие. Делать нечего, царь свою алкогольную лавочку прикрыл. И продолжалась та царская кампания всего-то ничего, каких-то три с небольшим года, с ноября 1543 г. по январь 1547 г. К слову сказать, собственно дистилляция в её современном понимании окончательно утвердилась на Руси в XVI веке, именно в царствование Ивана Грозного. А перегоняли наши предки любое растительное сырьё, хотя чаще всего в качестве основы выступала всё-таки рожь - главный русский злак.
Несколько слов о том, из чего тогда пили наши соотечественники и их иностранные современники. Начало истории русской стеклянной посуды восходит ко времени царствования Царя Алексея Михайловича. В середине XVII века в Измайлово, небольшом селе, одной из двух летних резиденций Романовых близ Москвы, некий итальянец построил, вроде бы, на казенную субсидию стекольный завод «про обиход великого государя» и начал производство посуды из стекла, все больше питейного характера, пользовавшейся в ту пору небывалым спросом. Поскольку и простой народ, и при царском дворе пили тогда совсем не мало: «И послы про бояр, а бояре про послов не пили, потому что послы, обрадовався государевы милости, упились пьяни и пошли из полаты (так!) вскоре безпамятно», - писал один иностранец о царском обеде в 1656 г. Правда, из какой именно посуды пили тогда послы и бояре, история умалчивает.Вместе с тем известно, что Царь-Реформатор, и сам, как говорят, выпить не дурак, угощал своих гостей хмельным зельем уже из глубоких стеклянных кубков и чарок.Вспомить, хотя бы, знаменитый полуторалитровый, кажется, Кубок большого орла, ставший предметом, по крайней мере, одного из анекдотов об известном шуте Балакиреве, камер-лакее Петра.
Понятное дело, простой московский люд совсем не отставал от кремлевских «небожителей» времен Алексея Михайловича и бражничал ничуть не меньше их. Вот, например, как описал тот же иностранец празднование Пасхи в Москве XVII века: «Куда не посмотришь, везде видишь столько пьяных мужчин и женщин, что всей строгостью своего поста они, наверное, не могли заслужить от Бога столько милости, сколько навлекают гнева своим необузданным разгулом и нарушением законов трезвости».
Пили русские всегда, и при первых Романовых, и потом уже при Петре Великом, Екатерине Второй, и так далее. Сверху донизу, по всей вертикали, равно сильные мира сего и простые смертные. На всём протяжении непростой истории России. Но до нынешних, так сказать канонических стандартов, отечественная водка, по правде сказать, тогда не дотягивала. Однако всё равно валила с ног любого, что пулемёт. Рассказывают, к примеру, о том, как опоил однажды (по-видимому в ноябре 1724 г.) сим хмельным напитком Царь Пётр Первый своего единственного зятя, голштинского герцога Карла Фридриха. Понятно, забавы ради. Уж сколько вынужденно влил тогда в себя чарок русской водки сановный немчура с задворок Европы доподлинно не известно, зато известно, что после столь радушного, хлебосольного приёма у будущего тестя герцог этот не мог прийти в себя несколько дней. Вот уж действительно, что русскому хорошо, то немцу - смерть.
Как уже говорилось выше, сам Царь был также "зело неравнодушен" к спиртному и к разряду трезвенников вовсе не относился - "Ивашка Хмельницкий" под ручку с Бахусом сопровождали его всю жизнь. Одно из самых весомых доказательств тому - учреждение юным Петром Всешутейшего, Всепьянейшего и Сумасброднейшего Собора, в котором пили и безобразничали всяко все и вся, просуществовавшего до самой смерти его "отца-основателя"… А уж на знаменитых петровских ассамблеях бывало и так, что гвардейцы заносили ушаты с водкой и тогда должны были пить все, не исключая и дам!

Кстати, а вот тот самый анекдот про шута Балакирева и петровский кубок большого орла:

"В одну из ассамблей, Балакирев наговорил много лишнего, хотя и справедливого. Государь, желая остановить его и вместе с тем наградить, приказал, как-бы в наказание, по установленному порядку ассамблей, подать кубок большого орла.
"- Помилуй, Государь!" вскричал Балакирев, упав на колена.
- Пей, говорят тебе! - сказал Петр как бы с гневом.
Балакирев выпил и, стоя на коленах, сказал умоляющим голосом:
Великий Государь! чувствую вину свою, чувствую милостивое твое наказание, но знаю, что заслуживаю двойного, нежели то, которое перенес. Совесть меня мучает! Повели подать другого орла, да побольше; а то хоть и таких парочку!"
- Берегись, чтобы орел не прилетел с посошком! - сказал с улыбкою Государь.
"Ай-ай-ай!" закричал шут и опрометью бросился прочь."

Пили все, но, в общем и целом, знали меру, поскольку не в пример временам Ивана Грозного были уже гораздо цивилизованнее. А не пить было нельзя, хотя бы уже потому, что огромная страна наша, находясь в северном полушарии, сколь-нибудь мягким климатом, увы, не располагает. Даже наоборот. Кстати, пьём мы горькую ничуть не больше каких-нибудь шведов или там финнов, не отстают от нас по потреблению алкоголя на душу населения в год немцы и французы.
Однако продолжим. К началу XIX столетия водка стала неотъемлемым элементом русской помещичьей усадебной культуры, вдобавок к казённым водкам в это время в старинных дворянских усадьбах появляются домашние ароматизированные водки. В троекратно перегоняемый спирт добавляли в эту пору различные натуральные ароматизаторы из ягод, корешков, семян древесных пород, фруктов и так далее, а затем перегоняли по четвёртому разу. Особым шиком считалось в то время пригласить к себе соседей и выставить на стол весь ассортимент алкогольной продукции собственного розлива и рецептуры, да так, чтобы одновременно присутствовали названия водок с "аз" до "ижицы". Или, как теперь принято говорить, от "а" до "я". Совершенно очевидно при этом и то, что у каждого русского помещика была тогда своя, личная, оригинальная водка "с изюминкой". К середине столетия рожь, как основное сырьё для производства русской водки, постепенно вытесняется картофелем, доля которого в дистилляции в её современном понимании к концу XIX века составляла уже около семидесяти процентов. Нижний предел (а не стандарт) крепости водки в сорок градусов был установлен в 1866 г. по предложению тогдашнего министра финансов Михаила Христофоровича Рейтерн (1820 - 1890). Стало быть, великий русский учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев, вопреки широко распространённому мнению, имеет такое же отношение к "изобретению" водки крепостью в сорок градусов, какое Папа Римский - ну, скажем, к изобретению братьев Монгольфьер. То есть никакого. Количество же разливаемой в тару водки мерили в это время вёдрами, а сама водка тогда именовалась "хлебным вином". В ряде случаев, впрочем, применялось и наименование "столовое вино". Под таким названием, например, водка производства водочного короля России Петра Арсеньевича Смирнова (1831 - 1898) с 1886 г. поставлялась к Императорскому двору.


Источник: http://www.holy-russia.ru/istoriya-russkoy-vodki.html





Стакан. Москва. XVI в.
Рубрики:  История Отечества
Метки:  

horus77   обратиться по имени Вторник, 26 Февраля 2013 г. 10:15 (ссылка)
А я-то по своей наивной и беспросветной глупости полагал,что это петя,,великий"споил Русь-матушку и походя прорубал во все места окошки и,казалось-бы,в се точки в этом вопросе проставлены,а тута эвон как...Это ещё раз говорит о том,что останавливаться на достигнутом никак нельзя,а говна о РУСИ можно найти даже в заасфальтированной дороге.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Февраля 2013 г. 11:33ссылка
"А тута эвон как" это как? И, стесняюсь спросить, о каком "говне о Руси" идёт речь?
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку