-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хильда56

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 28056


"Шекснинская золочёнка" - традиционная роспись русского севера

Понедельник, 10 Апреля 2023 г. 18:25 + в цитатник

5103149_rosp10 (700x467, 44Kb)
Возрождение техники росписи по дереву, которая получила название «Шекснинская золоченка», можно назвать чудом! Она была распространена именно в Череповце, а также в Шексне и Чебсоре. Основными элементами росписи являются птица и куст. Птица всегда с оглядкой. Смотрит вправо или влево, иногда ее сравнивают с соколом. Восстановление «Шекснинской золоченки» началось сравнительно недавно, когда в деревнях района были найдены прялки и трепала с такой росписью.
5103149_rosp11 (700x435, 49Kb)

«Все началось с росписи прялок. Прялка окрашивалась масляной краской в красные и темно-­красные цвета и украшалась графической росписью, бронзовой краской, которая под олифой приобретает тёплый цвет золота. На какое­-то время искусство золоченки пропало, и вот снова возродилось, благодаря неравнодушным и умелым людям, в частности Ольге Владимировне Абраменковой. Сегодня золоченка с прялок перекочевала на скалки, разделочные доски, вешалки, подносы, тарелки. 
5103149_rosp12 (547x700, 54Kb)

Формирование техники росписи «шекснинская золоченка» происходило под влиянием многочисленных факторов. Территории, где встречается эта роспись, находились на торговых путях в непосредственной близости к крупным городам —Вологде и Череповцу. Крупнейшие монастыри Русского Севера: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Череповецкий Воскресенский, Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастыри с богатейшими собраниями икон, рукописных книг, драгоценных узорных тканей, предметов прикладного искусства, великолепной архитектурой оказывали огромное влияние крестьянскую художественную культуру. Описываемый район имел много старообрядческих приходов.
5103149_rosp13 (516x700, 311Kb)

Орнаменты росписи отдаленно напоминают миниатюрные заставки рукописных книг.  Цветовой строй росписи также близок иконописным памятникам. Мастера не переносили готовые орнаменты, сложившиеся древнерусской традиции, на бытовые предметы, а творчески переосмысливали и перерабатывали накопленный опыт. В основном росписи в данной местности встречаются на прялках, которые покупали или заказывали у мастеров.
5103149_rosp14 (700x466, 42Kb)

Роспись «шекснинская золочёнка» относятся к графическим. Росписи бессюжетны, выполнялись по жесткой композиционной схеме, он и представляют собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах. Роспись «шекснинская золочёнка» выполнялась золотым цветом. Она эффектна и самобытна. Шекснинские мастера на лопасках прялок изображали раскидистый куст или переплетенные ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась с поворотом головы вправо — «птица с оглядкой» —и была похожа на сокола.. В рисунке часто встречаются ромбы с точками — символами засеянного поля, которое в фольклорной традиции означало плодородие и изобилие.
5103149_rosp15 (700x494, 28Kb)
 
 Вероятнее всего изобразительные основы росписи «шекснинской золочёнки» принадлежат иконописцам или оформителям рукописных книг. Местные мастера восприняли традицию, дополнили ее в соответствии со своим мироощущением и миропониманием и создали яркую декоративную роспись.
5103149_rosp1 (700x466, 49Kb)
5103149_rosp2 (700x466, 78Kb)5103149_rosp3 (700x466, 51Kb)
5103149_rosp4 (700x466, 42Kb)5103149_rosp5 (700x466, 38Kb)
5103149_rosp6 (700x466, 42Kb)

источник
источник

Рубрики:  ДЛЯ ДУШИ /=декоративно-прикладное=
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям