"Шекснинская золочёнка" - традиционная роспись русского севера
|
|
Понедельник, 10 Апреля 2023 г. 18:25
+ в цитатник

Возрождение техники росписи по дереву, которая получила название «Шекснинская золоченка», можно назвать чудом! Она была распространена именно в Череповце, а также в Шексне и Чебсоре. Основными элементами росписи являются птица и куст. Птица всегда с оглядкой. Смотрит вправо или влево, иногда ее сравнивают с соколом. Восстановление «Шекснинской золоченки» началось сравнительно недавно, когда в деревнях района были найдены прялки и трепала с такой росписью.

«Все началось с росписи прялок. Прялка окрашивалась масляной краской в красные и темно-красные цвета и украшалась графической росписью, бронзовой краской, которая под олифой приобретает тёплый цвет золота. На какое-то время искусство золоченки пропало, и вот снова возродилось, благодаря неравнодушным и умелым людям, в частности Ольге Владимировне Абраменковой. Сегодня золоченка с прялок перекочевала на скалки, разделочные доски, вешалки, подносы, тарелки.

Формирование техники росписи «шекснинская золоченка» происходило под влиянием многочисленных факторов. Территории, где встречается эта роспись, находились на торговых путях в непосредственной близости к крупным городам —Вологде и Череповцу. Крупнейшие монастыри Русского Севера: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Череповецкий Воскресенский, Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастыри с богатейшими собраниями икон, рукописных книг, драгоценных узорных тканей, предметов прикладного искусства, великолепной архитектурой оказывали огромное влияние крестьянскую художественную культуру. Описываемый район имел много старообрядческих приходов.

Орнаменты росписи отдаленно напоминают миниатюрные заставки рукописных книг. Цветовой строй росписи также близок иконописным памятникам. Мастера не переносили готовые орнаменты, сложившиеся древнерусской традиции, на бытовые предметы, а творчески переосмысливали и перерабатывали накопленный опыт. В основном росписи в данной местности встречаются на прялках, которые покупали или заказывали у мастеров.

Роспись «шекснинская золочёнка» относятся к графическим. Росписи бессюжетны, выполнялись по жесткой композиционной схеме, он и представляют собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах. Роспись «шекснинская золочёнка» выполнялась золотым цветом. Она эффектна и самобытна. Шекснинские мастера на лопасках прялок изображали раскидистый куст или переплетенные ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась с поворотом головы вправо — «птица с оглядкой» —и была похожа на сокола.. В рисунке часто встречаются ромбы с точками — символами засеянного поля, которое в фольклорной традиции означало плодородие и изобилие.
Вероятнее всего изобразительные основы росписи «шекснинской золочёнки» принадлежат иконописцам или оформителям рукописных книг. Местные мастера восприняли традицию, дополнили ее в соответствии со своим мироощущением и миропониманием и создали яркую декоративную роспись.






источник
источник
Метки:
роспись
Шекснинская золоченка
русский север
Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям
-
5
Запись понравилась
-
2
Процитировали
-
0
Сохранили
-