-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Людмила_Кременецкая

 -Подписка по e-mail

 


Повелители смычка. Анри Вьётан

Суббота, 23 Февраля 2019 г. 23:26 + в цитатник
Цитата сообщения Barucaba

Анри Вьётан (Henri Vieuxtemps; 17 февраля 1820 — 6 июня 1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы.

thumbnail400_13110605 (273x400, 31Kb)

Отец Вьётана был скрипачом-любителем и гитарным мастером. Подметив в сыне музыкальные способности, он начал обучать его игре на скрипке. Уже в четыре года мальчик участвовал в домашних концертах, немногим позже сочинил первую композицию — «Песню петушка». Отец Анри, понимая недостаточность своих знаний, начал искать для сына профессиональных учителей. При помощи М. Женена, мальчик продолжил учиться у Л. Ж. Леклу-Дежонка, скрипача-профессионала из Вервье. 18 апреля 1827 года Анри выступил в «Большом вокальном и инструментальном концерте» в Вервье, затем последовали гастроли по городам Бельгии и Голландии. Юный музыкант обратил на себя внимание известного скрипача Шарля Берио, который добился для него стипендии короля Нидерландов и взял с собой вначале в Брюссель, а позже в Париж. Первое выступление Вьётана в Париже состоялось в 1829 году.

В 1833 году Вьётан начинает гастрольную деятельность, уже в самом её начале встречая восторженные отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. <…> С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца». Живя некоторое время в Вене, он берёт уроки теории музыки у Симона Зехтера, а в 1835 году возвращается в Париж, где совершенствуется как композитор у Антонина Рейхи. Рейха дал юному Вьётану такую характеристику: «г. Анри Вьётан-сын уже обладает превосходным талантом как скрипач, одарен также счастливейшими данными к сочинению музыки, для выявления которых нужно только время и необходимая поддержка и которыми в будущем он прославит свою страну». К этому времени относятся первые крупные сочинения Вьётана: концерт fis-moll, изданный как № 2 и E-dur, известный как Первый концерт, а также фантазии, в частности, Фантазию-каприс. Некоторые произведения были написаны в соавторстве с виолончелистом Франсуа Серве, соотечественником и другом Вьётана.

В 1844 году Вьётан женился на пианистке из Вены Жозефине Эдер. Позже она всегда сопровождала мужа в концертных поездках и нередко аккомпанировала ему. В следующем году Анри Вьётан наряду с Франсуа Фетисом, Шарлем Ханссенсом и своим учителем Шарлем Берио был принят в почетные члены Бельгийской королевской академии наук по разряду искусств.

_dsf0376 (608x428, 61Kb)

Королевская академия наук и искусств Бельгии

С 1846 года Вьётан жил и работал в Санкт-Петербурге, где имел должность солиста Императорских театров и занимался преподаванием. Проработав в России семь лет, сочинив ряд пьес и Четвертый концерт, Вьетан вновь вернулся в Париж и продолжил активную концертную деятельность. Многочисленные гастрольные туры скрипача охватывали не только Европу, но также Турцию и Америку.

В 1866 году Вьётан лишился отца, а в 1868 — также и жены. Переживания и утомительные гастроли (только за шесть месяцев американского турне он дал 121 концерт) сказались на его здоровье, и он решил сократить концертную деятельность и заняться педагогической. В 1871 году Вьётан получил место профессора в Брюссельской консерватории. Среди его учеников самым известным стал бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи.

В историю музыкального исполнительства Вьетан вошёл как один из крупнейших художников-скрипачей романтического направления. Вместе с Ш. Берио и Изаи он составил триаду артистов, утвердивших мировое значение бельгийской национальной скрипичной школы.

Композиторское дарование Вьетана ценили Г. Берлиоз и П. И. Чайковский. Произведения Вьетана, отличающиеся мелодичностью, богато разработанной виртуозной фактурой, до сих пор входят в репертуар скрипачей. Значительнейшей вехой в развитии скрипичного виртуозного концерта являются 7 концертов Вьетана для скрипки с оркестром. В них композитор продолжил и развил жанр «большого» романтического скрипичного концерта, начало которому положил Н. Паганини.

Концерты Вьетана отличаются декламационной приподнятостью стиля, яркими драматическими контрастами, декоративной красочностью письма, масштабностью виртуозной партии скрипки соло, насыщенностью оркестрового сопровождения. Вьетан написал множество небольших скрипичных пьес, этюды и другие произведения (в т. ч. 2 концерта для виолончели с оркестром).

Fantasia Appassionata Op.35



***********
Соната для альта и фортепиано ми-бемоль мажор



***********

Elegy for Viola and Piano



Simonide Braconi - Marco Sollini

***********

Tarantelle




***********

Концерт для скрипки с оркестром №1 ми мажор
В 1837 году Вьётан совершил первую поездку в Россию, но в Петербург он приехал к самому концу концертного сезона и смог дать лишь один концерт. Его выступление прошло малозамеченным. Россия его заинтересовала. Вернувшись в Брюссель, он стал основательно готовиться ко второй поездке в нашу страну. По дороге в Петербург он заболел и 3 месяца пролежал в Нарве. Во время болезни в Нарве был задуман Концерт Ми мажор, известный сейчас как Первый концерт Вьетана для скрипки с оркестром. Это произведение принадлежит к самым значительным в первом периоде творчества Вьетана. Его «премьера» состоялась в Петербурге 10 марта 1840 года.
«Его Концерт Ми мажор — прекрасное произведение, — пишет Берлиоз, — великолепное в целом, оно заполнено восхитительными деталями как в главной партии, так и в оркестре, инструментованном с большим мастерством. Ни один персонаж оркестра, самый незаметный, не забыт в его партитуре; он заставил каждого сказать что-нибудь «пикантное». Он добился большого эффекта в divisi скрипок, разделенных на 3—4 партии с альтом в басу, играющих тремоло во время аккомпанемента соло главной скрипке. Это — свежий, очаровательный прием. Королева-скрипка парит над маленьким дрожащим оркестром и заставляет вас сладко мечтать, как мечтают в тиши ночи на берегу озера:
Когда бледная луна
Раскрывает в волне
Свой серебряный веер..»



Violin: Misha Keylin

Orchestra: Janácek Philharmonic Orchestra
 Conductor: Dennis Burkh

Концерт для скрипки с оркестром №4 ре минор
В 1846 году Вьетан получил приглашение из Петербурга занять место придворного солиста и солиста императорских театров. Так начался самый крупный период его жизни в России. Он прожил в Петербурге по 1852 год. Молодой, полный энергии, он развивает активную деятельность — выступает с концертами, преподает в инструментальных классах Театрального училища, играет в квартетах петербургских музыкальных салонов. «Графы Виельгорские, — пишет Ленц, — привлекли в Петербург Вьетана. который, будучи большим виртуозом, всегда готовым играть все — как Гайдна, так и последние квартеты Бетховена, был более независимым от театра и более свободным для квартетной музыки. То было прекрасное время, когда на протяжении нескольких зимних месяцев в доме графа Строганова, очень расположенного к Вьетану, можно было три раза в неделю слушать квартеты».
В Петербурге он написал свой самый романтичный и яркий по музыке Четвертый ре-минорный концерт. Новизна его формы была такова, что Вьетан долго не решался сыграть публично и исполнил его в Париже лишь в 1851 году. Успех был громадным. Известный австрийский композитор и теоретик Арнольд Шеринг, среди трудов которого имеется «История инструментального концерта», при всем своем скептическом отношении к французской инструментальной музыке, также признает новаторское значение этого произведения: «Вьетана - композитора скрипичного концерта можно было бы с известными оговорками и ограничениями поставить рядом с Листом. Ибо то, что он дал после своего несколько «младенческого» концерта в fis-moll (№ 2), относится к наиболее ценному в романской скрипичной литературе. Уже могучая первая часть его E-dur'нoгo концерта идет дальше Байо и Берио. В концерте d-moll перед нами произведение, связанное с реформой этого жанра. Не без колебания композитор решился издать его. Он боялся возбудить протест новой формой своего концерта. В то время когда концерты Листа были еще неизвестны, этот концерт Вьетана мог, пожалуй, вызвать нарекания».



Вьетан — романтик в стремлении к красочной виртуозности, но он также и классик по возвышенно-мужественной манере игры, в которой разум подчиняет чувство. Это определилось настолько явно, причем еще у молодого Вьетана, что, прослушав его игру, один из основоположников русского музыкознания князь Владимир Фёдорович Одоевский рекомендовал ему влюбиться: "Шутки в сторону — его игра похожа на прекрасно сделанную древнюю статую с изящными, округленными формами; она прелестна, она приковывает взоры художника, но все вы не сравните статуи с прекрасною же, но живою женщиною".

Рубрики:  Музыка/классическая музыка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку