-неизвестно

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТАТЬЯНА-РЕГИНА

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2012
Записей: 980
Комментариев: 65
Написано: 1468


Без заголовка

Среда, 05 Июля 2017 г. 16:24 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Старый, забытый шлягер «ЖУРАВЛИ / здесь под небом чужим/»

История одной песни, которую в 40-60-е годы  часто слушали "на ребрах" наши родители, а уж потом мы ее слышали в некоторых фильмах, посвященных белогвардейцам и русским эмигрантам. "Здесь под небом чужим я как гость нежеланный..." (другое название "Журавли")... песня появилась на свет где-то в середине 30-х годов Х|Х века, авторство приписывается разным людям или вообще указывают при исполнении, что авторы неизвестны. Насчет музыки наверно это так, а вот слова принадлежат вполне конкретному лицу и это лицо - Алексей Михайлович Жемчужников.

Алексей Михайлович Жемчужников

 

Алексей Михайлович Жемчужников, один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова, был к тому же вполне самостоятельным поэтом и литератором. Происходил он из старинной дворянской семьи, родился 10 февраля 1821 г. в местечке Почеп Черниговской губернии. Окончил Петербургское училище правоведения, а затем служил чиновником в Cенате. В 1858 г. вышел в отставку и посвятил себя литературной деятельности. В 60-е годы XIX века сотрудничал в «Современнике», печатался в «Искре» (1859-1873) и некрасовских «Отечественных записках». В 1863 году уезжает за границу и  живет в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. В 1884 году он возвращается. Именно в 80-90-е годы талант Жемчужникова развернулся с особенной силой. Он сближается со многими литераторами того времени- молодым Иваном Буниным, философом и поэтом Владимиром Соловьевым. С книгой собственных стихов Алексей Жемчужников вышел только на 71-м году жизни. В 1892 г. вышли стихотворения А.М.Жемчужникова в двух томах. Русская критика конца 19 в. видела в Жемчужникове продолжателя поэтических традиций классики. Его творчество высоко ценили А.Н. Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, они вдохновляли и всячески одобряли поэта. Наряду с поэзией Алексей Михайлович написал ряд очерков и критических статей. В 1900 году он был избран почётным академиком Российской Академии наук. В XX веке его творчество фактически превратилось в библиографическую редкость Умер в Тамбове 25 марта 1908 г., по завещанию Жемчужникова его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Песня, о которой идет речь появилась из стихотворения Алексея Жемчужникова "Осенние журавли". Ни один исполнитель не поет близко к оригиналу, но главные строки и настроение поэта сохранены.  Вариантов слов множество, как и множество исполнителей. Одно время считалось, что это песня из репертуара Петра Лещенко, но любопытный читатель, если займется поиском, то, увы, не найдет этой песни в исполнении этого певца.

Осенние журавли 

Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим, 
Слышен крик журавлей всё ясней и ясней… 
Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим, 
Из холодной страны, с обнаженных степей. 
Вот уж близко летят и, всё громче рыдая, 
Словно скорбную весть мне они принесли… 
Из какого же вы неприветного края 
Прилетели сюда на ночлег, журавли?.. 

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы, 
Где уж савана ждет, холодея, земля 
И где в голых лесах воет ветер унылый, - 
То родимый мой край, то отчизна моя. 
Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть, 
Вид угрюмый людей, вид печальный земли… 
О, как больно душе, как мне хочется плакать! 
Перестаньте рыдать надо мной, журавли!.. 

28 октября 1871 
Югенгейм, близ Рейна 

 

В.М. Солдатов 

ЖУРАВЛИ В ИСПОЛНЕНИИ НИКОЛАЯ МАРКОВА И «ДЖАЗА ТАБАЧНИКОВ»

С песней «Журавли» в сердце и памяти я живу уже почти полвека. Впервые услышал её в 1955 году с грампластинки «на рёбрах». Хорошо помню, как сочувственно мы, молодые ребята, воспринимали тогда ностальгию по Родине, аж слеза прошибала… Причём ностальгия была глубинная – по России, которая существовала в нашем мироощущении только как старое название СССР. Мы ведь тоже были оторваны от родительских гнёзд, жили в общежитии техникума, скучали по родственникам и друзьям. На грампластинке от руки было написано «Лещенко». О нём ходили тогда разные слухи – будто бы и на немцев работал (пел для них в ресторане) и тайно подпольщикам Одессы помогал.

Время было переломное и тревожное. В марте 1953-го умер товарищ Сталин.  Уходило прошлое, а будущее вызывало тревогу – тревогу о завтрашнем дне. Как-то оно всё сложится?...

……Я не сразу просёк, что пластинка с песней «Журавли» была подпольная. Её и другие такие же, с рёбрами на просвет, после проигрывания прятали. А она звучала и звучит в моей памяти и без патефона.




 

Исполняет Николай Марков. Запись на "ребрах"

"... Вплоть до 2001 г. я был уверен, что песню «Журавли» записал Пётр Лещенко, как и было написано на рентгенпластинке. Однако из книги Б.А.Савченко. Эстрада ретро. - М.: Искусство, 1996, стр.220 узнал, что это не так. Цитирую: «Оказалось, в послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок «под Лещенко». Костяк фирмы составили так называемый «Джаз табачников» (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. 

За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения «Журавли». Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из «Джаза табачников» говорил по этому поводу так: «Туда везём чемодан пластинок, обратно – чемодан денег»… Возникала полная неразбериха: официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что и не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка – поди догадайся».

И вот, наконец, долгожданная встреча с песней послевоенной юности, переписанной моим сыном на CD-RW. Слушаю несколько раз. Да, это та самая запись - текст совпадает с тем, который у меня в памяти, с характерными «протягиваниями» безударных гласных. Но голос вовсе не семплер Петра Лещенко, он напоминает интонациями то В. Козина, то А. Вертинского. Мягкие переходы в piano – от Козина, а декламационная манера пропевания первых слов куплетов с лёгким грассированием похожа на манеру Вертинского. Но голос и мастерство исполнения самостоятельны и незаурядны. Скажем, запись «Журавлей» в исполнении ансамбля «Братья Жемчужные» из их первого альбома сравнения не выдерживает. "























из интернета.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку