-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Елена_Сильченко

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

декорирование всего что есть на белом свете дизайн одежды и интерьера иконопись искусство византии и древней руси православнные истины веры православное догматическое учение теория образа

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.04.2012
Записей: 99
Комментариев: 19
Написано: 136




Что есть истина?

Камни Священного Писания

Четверг, 05 Января 2017 г. 21:02 + в цитатник
Это цитата сообщения Гелла_Чара [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Библейские камни

"Библейскими камнями" называют 12 камней-самоцветов, упоминающихся в Библии в книгах Ветхого и Нового Завета



Читать далее...

И новое

Среда, 19 Августа 2015 г. 01:06 + в цитатник
И воскресните!
Все светоносные сени
Всесветлого дня.
Утро умойте
От смертного
Чахлого сна!
Неба прозрачного
Росы прохладные,
Вы же чудны!
Словно сокровища
Тайные - вы!
Дивных озер... в изголовие
Хлыньте прохладой шальной!
И улетайте как голуби!!!
В незаходящую высь!
Своды хрустальные!
Неводы дальние,
Полные рыб!
Сказкой неслыханной!
Былью негаданной!
Вы же полны!
Радугой светлою
Вы обогните кругом
Небо и землю,
И воду и зной!
Свет словно золото,
Шум словно шепот листвы,
И напевайте журчаньем
Мотивы весны!
И в тишине и в прохладе
И ночью и днем!
Росы святые!
Не холодом,
Только не сном!
О пробудитесь!
Источники радости!
Света и дня!
Вновь я зову вас,
Как прежде звала!
Вновь вас узнаю!
Теперь же и
Не отпущу!
В своды хрустальные,
В неводы дальние
Вновь полечу!

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое



Понравилось: 25 пользователям

Запоздалое сновидение.

Вторник, 04 Августа 2015 г. 23:07 + в цитатник
Коснуться б мне прозрачной дали
И на заснеженной ладье
Приблизиться к бегущей лани,
Ускорить мне бы сердца бег!

Горящий факел потухает
И прошлого не изменить,
И на темнеющей вуали
Не молодой, не светлый лик!

И за звенящей шумной далью
Простыли все твои следы,
Растаял образ небывалый,
Исчез от солнца блик...

И я целую запоздало,
Воздушных крыльев взмах,
И отпускаю, отпускаю
То, что не могу опять встречать.

К бегущей лани в снежной дали,
И в изумрудной глади волн
Все приближаюсь, уплывая,
В ладье бегущей на восток.

26.07.2015

Сюрреализм в поэзии. Анастасия Ель

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 25 - Стих, посвященный Ромео. Часть любовной мифологии ... перед сном.
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое


Второй стих для Ромео.

Вторник, 04 Августа 2015 г. 23:01 + в цитатник
Рыцарь!!! Тебе пишет дама твоего сердца!!!!💥

Пусть ночь колышит тебя!
Не спи!
Пусть месяц блестит в дали!
Не грусти!
Пусть звезды молчат!
Не жди!
Все с тобою рядом:
Смотришь влюбленным взглядом...
На ту, которой красота
Пленяет юные сердца,
Которой взор игрив,
А нрав задумчив и весел,
Чье сердце тайна для тебя,
Хоть и оно совсем открыто...
Она желает так огня,
Любви и света!
Сделай милость,
Оковы тяжкие отбрось,
Забудь все прежние преданья,
Живи теперь!
Твоя любовь
Укажет путь тебе, о, рыцарь!


9.07.2015. Анастасия Ель

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 24 - Реплика на стихотворение А.Ахматовой Я лилий нарвала прекрасных душистых...
Часть 25 - Стих, посвященный Ромео. Часть любовной мифологии ... перед сном.
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое


Стих, посвященный Ромео. Часть любовной мифологии ... перед сном.

Вторник, 04 Августа 2015 г. 22:57 + в цитатник
До завтра!!!

Пусть забрезжит свет зари
и пробудит вас
в света ранний час!
А теперь желаю:
в тишине ночной
и в прохладе,
пусть сладчайшие из снов,
словно феи крылья
укачают вас без слов,
словно звездный иней.
Пусть желаннейшее вновь
вам пригрезится,
усните,
Нашепчу вам нежных снов,
Словно белый иней.
Как прозрачный след от звезд
феи дивной сказка,
укачает вас без слов
колыбелью мягкой.

Ромео мой усни.
Твоя фея.



13 июня 2015г 1:04 Анастасия Ель

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 23 - Ответ на сомненья
Часть 24 - Реплика на стихотворение А.Ахматовой Я лилий нарвала прекрасных душистых...
Часть 25 - Стих, посвященный Ромео. Часть любовной мифологии ... перед сном.
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое


Реплика на стихотворение А.Ахматовой Я лилий нарвала прекрасных душистых...

Вторник, 04 Августа 2015 г. 22:48 + в цитатник
Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой;
С их лепестков дрожащих и росистых
Пила я аромат, и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой.
И вновь мечтала я о той далёкой воле,
О той стране, где я была с тобой.

1904 А.Ахматова


О той стране, о том далеком крае,
В котором радоть нас венчала и ждала,
О том, который потеряли...
Навеки, ничего взамен не обретя.
О лилиии, мою вы боль храните,
Ни на мгновенье я не солгала,
Вы за меня тоскуйте и любите,
Прохладой вы окутайте меня.

И не любить, ни жить там больше не желаю,
В стране далекой грез и нежных лепестков,
Навеки вам я нежно завещаю:
Храните вечно вы мою умершую любовь.

13.07.2015 Анастасия Ель

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 22 - Уходи.
Часть 23 - Ответ на сомненья
Часть 24 - Реплика на стихотворение А.Ахматовой Я лилий нарвала прекрасных душистых...
Часть 25 - Стих, посвященный Ромео. Часть любовной мифологии ... перед сном.
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое


Ответ на сомненья

Вторник, 07 Июля 2015 г. 00:41 + в цитатник
Сомнения

Белеет Истина на черном дне провала.
Зажмурьтесь, робкие, а вы, слепые, прочь!
Меня безумная любовь околдовала:
Я к ней хочу, туда, в немую ночь.

Как долго эту цепь разматывать паденьем…
Вся наконец и цепь… И ничего… круги…
Я руки вытянул… Напрасно… Напряженьем
Кружим мучительно… Ни точки и ни зги…

А Истины меж тем я чувствую дыханье:
Вот мерным сделалось и цепи колыханье,
Но только пустоту пронзает мой размах…
И цепи, знаю я, на пядь не удлиниться, —
Сиянье где-то там, а здесь, вокруг — темница,
Я — только маятник, и в сердце — только страх.

Сюлли Прюдом

И ответ на сомнения.

Волненьем я охвачена сейчас!
О миг, тревожный! зов неясный!
Как путник поздний в час ненастный
Стучит в промозглый дождь,
Он просит света и тепла.
Свечи угасшей колыханьем
В незбывшейся тиши ночной
И шумом платья длинного
Встречаю так тебя я.
Да, я одна...
Ни страх и не тоска,
А только ожиданье...
Так сохранили мне себя.
Тот свет,
Который ищешь ты,
Во мне горит сейчас.
Но он тоски моей
Хранит несбыточные дали,
Мечты, которой след
Как дым проник
И улетучился опять...
Вы этого не знали.
Теперь открылись
Прожитые дни,
Но что мне в них?
Тепла и света вы искали!
Очаг остывший розыскали
Среди прозябшей темноты.
Но верю я,
Что в миг, когда
Огня мне подали нежданно,
Когда средь ночи
Вы пришли...
Да верю, хоть и не пора,
Что зацветет белее снега,
Воспрянет первая весна,
Тепла и света без предела!
Да, верю, верю!

Анастасия Ель.
07.07.2015г

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 21 - Цветок. Стихотворение-реплика
Часть 22 - Уходи.
Часть 23 - Ответ на сомненья
Часть 24 - Реплика на стихотворение А.Ахматовой Я лилий нарвала прекрасных душистых...
Часть 25 - Стих, посвященный Ромео. Часть любовной мифологии ... перед сном.
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое


Копья святых воинов.

Суббота, 05 Октября 2013 г. 14:46 + в цитатник
1385642_405275612928362_1602019564_n (648x578, 48Kb)
Интересные детали в иконографии святых воинов, это их копья.
Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах мучеников-воинов, в частности, на иконе великомученика Георгия Победоносца. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед такими иконами, стрелы преследуют человека, и таким образом святые воины напоминают о данных обетах.

Раздвоенные концы наконечника ассоциируются с "палкой о двух концах". Это звучит приблизительно так: "... я тебе помог, обратил свое оружие против твоих невидимых врагов, но если ты не исполнишь свой священный обет, мое оружие будет обращено и против тебя." Все-таки имели дело с воинами.

А сама стрела ассоциируется с "возмездием". Если дал слово - держи, ибо это не простая стрела, а Божья кара, направленная против пустословов, неверных слову своему и обету перед Богом.

Поэтому такая деталь иконографии, как раздвоенные наконечник воинского копья, может говорить об обетном (вотивном) характери икон, перед иконами давались благочестивые обеты.

Серия сообщений "Разные детали в иконографии.":
Часть 1 - Античные сосуды.
Часть 2 - Копья святых воинов.
Часть 3 - Мрамора Византийских Храмов. Реальность и имитация.


Античные сосуды.

Пятница, 13 Сентября 2013 г. 17:13 + в цитатник
Смотрела какие сосуды использовались в античном мире для мира, целебных мазей и т.д. В иконографии они присутствуют на иконах св. жен мироносиц, Св. Анастасии Узорешительницы и пожалуй все. Поэтому я посмотрела в других источниках. Вот здесь можно посмотреть подробнее.


327 (456x700, 42Kb)
Основные типы античных сосудов: 1, 2 — амфоры, 3 — гидрия, 4, 5 — кратеры, 6 — аск, 7 — килик, 8 — фиала, 9 — лекиф, 10 — кальпида, 11 — канфар, 12 — келеба, 13 — ойнохоя, 14 — скифос, 15 — киаф, 16 — псиктер, 17 — лагинос, 18 — стамнос, 19 — алабастр, 20 — арибалл, 21 — кернос, 22 — лутрофор, 23 — ритон, 24 — пифос, 25 — пиксида, 26 — динос, 27 — лебес

Те сосуды, которые использовались для врачевания и помазания священным миром:

АМФОРИ́СК (греч. amphoriskos — уменьшит. от \"амфора\") — небольшой античный сосуд, повторяющий форму амфоры. Амфориски использовали как сосуды для масла, специй и благовоний.

А также использовались маленькие сосуды для масла — алабастры(19), арибаллы(20), бомбилии — имели закругленное основание и подвешивались на шнурке к руке или поясу атлета.

АЛАБА́СТР (греч. alabastros от егип. а L’Baste — "сосуд богини Баст") — античный сосуд для масла, имеющий продолговатую, закругленную книзу форму, плоский венчик и ушко, сквозь которое пропускался шнурок для подвешивания на поясе. Изначально в Древнем Египте — ритуальный сосуд для благовоний; изготавливался из минерала, которому передал свое название (см. алебастр). Греки делали свои алабастры из керамики, стекла и металла. На Ближнем Востоке в алабастрах хранили миро для священного помазания.
140 (412x700, 31Kb)
Изображение алабастра в руке моющейся женщины. Деталь росписи стамноса из Вульчи. Мастер Полигнот. V в. до н. э. Мюнхен, Античное собрание

АРИБА́ЛЛ (от греч. aryo — "черпать") — небольшой шарообразный или грушевидный сосуд для масла. Изготавливался в Древней Греции из керамики, в VIII—VI вв. до н. э. с росписью коринфского или протокоринфского стиля, а также из металла, стекла. Они использовались как емкости для благовоний, ароматических масел, в том числе в заупокойном культе. Подобные кувшины носили на спине, для чего через ушки — два в нижней части тулова и два под венчиком — пропускался шнурок. Дно было коническим, поэтому сосуд мог быть только подвесным (сравн. алабастр; бомбилий).
Арибалл (503x700, 29Kb)
Арибалл из Коринфа с изображением крылатой Артемиды с птицами. Конец VII в. до н. э. Керамика, роспись. Санкт-Петербург, Эрмитаж

БОМБИ́ЛИЙ (греч. bombylios — "шмель, пчела") — античный сосуд для масла с грушевидным туловом и узкой шейкой с ушком в верхней части для подвешивания на поясе. От названия сосуда происходит вторичное значение слова: выпуклый, пузатый.
Бомбилий.  (394x700, 22Kb)
Бомбилий. Коринф, VI в. до н. э. Керамика. Киев, Музей западного и восточного искусства

Изображения сосудов, которые сохранились в иконографии.
Иконы, фрески...
Саикт-Петербург 154 (525x700, 31Kb)

Сосуд - амфориск.

IMG_7259 (466x700, 45Kb)

На иконе Св.Анастасии Узорешительницы. XIV век. Эрмитаж.

Св.Анастасиа Узорешительница и  (417x700, 115Kb)

Фреска XII век. Кипр. Св.Анастасия Узорешительница с алабастром.








Серия сообщений "Разные детали в иконографии.":
Часть 1 - Античные сосуды.
Часть 2 - Копья святых воинов.
Часть 3 - Мрамора Византийских Храмов. Реальность и имитация.


Уходи.

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 20:02 + в цитатник
В часы уходящего лета...
И мне не дождаться ответа
От ласковой солнца тоски,
Мне
не дописать те листки,
Которые светом согреты
Так скоро погасшей любви...

От осени многи дожди,
И золотом выжжены дни,
И пеплом покрыты они,
Ты больше не жди...
...уходи.

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 20 - Песнь новорожденной.
Часть 21 - Цветок. Стихотворение-реплика
Часть 22 - Уходи.
Часть 23 - Ответ на сомненья
Часть 24 - Реплика на стихотворение А.Ахматовой Я лилий нарвала прекрасных душистых...
...
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое


Цветок. Стихотворение-реплика

Воскресенье, 04 Августа 2013 г. 12:25 + в цитатник
1014195_535307186523175_2064166611_n (600x400, 21Kb)
ЦВЕТОК
************************
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

1828 год, А.С. Пушкин

Цветок невинный и незнанный, ты чьей-то сорванный рукой,
Теперь увядший бездыханный лежишь с поникшей головой.
Пусты, несбыточны надежды и роковой томленья час
Убили жизни вдохновенье и мертым сделали для нас.

И истонченный скорбью тяжкой, не ледянишь ты грустью глаз,
Забыты все твои страданья, забвенен твой моленья глас....

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 19 - Спящая Дюймовочка.
Часть 20 - Песнь новорожденной.
Часть 21 - Цветок. Стихотворение-реплика
Часть 22 - Уходи.
Часть 23 - Ответ на сомненья
...
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое


Заключение.

Понедельник, 24 Июня 2013 г. 15:39 + в цитатник
2..Прорись  (700x465, 105Kb)
Иконопись - это служение Церковное, это служение Богу и ближним, это отречение от себя, своих представлений, своих эмоций, от выражения своей самости, мнимой оригинальности и от всего-всего, что является сугубо индивидуальным. Для чего? – спросите. Ради приобретения Большего - истины во Христе. Только научаясь истинному послушанию в духовной жизни своему духовнику, только последуя опыту святых в изображении духовного мира в иконописи, всегда сверяя свой личный духовный опыт с Преданием Церкви, и просто любя древние хорошие иконы, прочувствовав их духовную красоту и совершенство, только тогда можно свидетельствовать об истине. И тогда только иконописец может своим личным творчеством говорить о Боге, являя миру истинный Богозрачный Лик Христа. А это отчасти затворничество и самоограничение, это постоянная работа, не оставляющая отдыха, это сосредоточенность, трезвенность, воздержание, постоянное очищение сердца покаянием… Когда возникает необходимость молиться о других, простое желание им добра и блага, когда не всегда для этого есть силы; а иногда люди бывают жестоки и неблагодарны, хотя это и больно, но надо терпеть, проходя многие искушения от непонимания, неведения... Когда хочешь делать все искренне, тогда более всего встречается препон и искушений. И как это не громко может прозвучать, но это так: постоянно приходится делать выбор между истинным свидетельтвом и ложью, ведь в иконе можно и солгать. Но сего да не будет!

Серия сообщений " Когда Византия встречается с Русью. Или о том мож":
Когда Византия встречается с Русью. Или о том можно ли их сочетать в иконе.
Часть 1 - Вступление.
Часть 2 - О драгоценности икон. Об истинном свидетельстве.
...
Часть 5 - Духовная сторона и материальность иконы.
Часть 6 - Некоторые заметки.
Часть 7 - Заключение.




Процитировано 1 раз

Некоторые заметки.

Понедельник, 24 Июня 2013 г. 15:37 + в цитатник
…на самом деле, когда пишу иконы, люблю обращаться к Византийским образцам, тогда стараюсь слушать византийские песнопения, этот порыв к Богу, эту экспрессию... это духовное движение, эти нематериальные энергии также отражаются в византийских иконах... что особенно проявилось в период иссихастских споров, в начале XIV- XV веках.

Но именно в этих моих иконах, происходит встреча Византийской экспрессии и Древнерусской созерцательности. Несмотря на наши различия именно Русь стала преемницей великой Византии.

Духовность Византии отчасти можно уподобить тем знамениям, которые предваряли на горе Хорив видение пророка Илии: большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы, землетрясение, огонь… Как некий скалистый и опасный исторический путь пройденный для того, чтобы утвердились в человеческом сознании простые истины ортодоксии, нашей веры. Это неутихающие Богословские споры, это борьба за исповедание Истинной Веры, это мученичество, жестокие пытки, гонения и, наконец, само Торжество Православия! И как веяние тихого ветра, как там на горе Хорив пророку Илие, проникает в сознание голос: "и там Господь". (3Царств 19, 9-13).

Русь - это молитвенная тишина Духа… а Византия - порывистые экспрессивные Божественные энергии ... Византийцам (ромеям) и даже многим византийским святым свойственна была импульсивность и эмоциональность, это качество отличает во многом и греков. Русские же святые более тихие, более молчаливые, так как у нас другая духовная традиция, происходящая от Сергия Радонежского… Если византийцы боролись за Истину, то русские явились её хранителями. И вот эти, можно сказать, исторические особенности формирования религиозного сознания проявились также в памятниках духовной культуры, в том числе и в иконописи. Но и то и другое одинаково принимается Богом, по неисповедимым путям Его, ведущим всех в Небесное Царство.

Серия сообщений " Когда Византия встречается с Русью. Или о том мож":
Когда Византия встречается с Русью. Или о том можно ли их сочетать в иконе.
Часть 1 - Вступление.
Часть 2 - О драгоценности икон. Об истинном свидетельстве.
...
Часть 4 - Описание парных икон Христа и Богородицы. И почему Византия встречается с Русью.
Часть 5 - Духовная сторона и материальность иконы.
Часть 6 - Некоторые заметки.
Часть 7 - Заключение.




Процитировано 1 раз

Духовная сторона и материальность иконы.

Понедельник, 24 Июня 2013 г. 14:07 + в цитатник
Воздаяние и приношение Богу, освящение мира и всей материи происходит в молитве, в принесении Евхаристической Жертвы. Господь приемлет тот дар и ту жертву, что от чистого сердца, полного смирения, как две лепты вдовицы (Мк. 12,41-44; Лк. 21,1-4).

В чем смысл принесения жертвы Богу? В том, что все, что существует, несомненно, сотворено Богом, и даже то, что видимо и находится во власти у человека, только кажется таковым. Приносится Богу то, что и так Ему принадлежит, человек только пользуется и распоряжается, но истинный Хозяин и Творец всего – Бог. И стоит сказать о том, что Бог никак не нуждается в наших жертвах, в них нуждаемся, прежде всего, мы. И прежде всего для того, чтобы ощутить с Ним свою связь.
Принесение жертвы, связь между Богом и человеком, все это выстраивается в определенные последовательные звенья единой цепи – это означает религию, слово "религия" переводится как связь.*

Итак, жертва – это только то, что у нас есть, это то, что приносится Богу, как истинному Господину и Хозяину всего, и отдается Ему от чистого и любящего сердца, не стесненного страстью любостяжания и любоимения, что приносится без сожаления и ощущения потери. И жертвуется, таким образом, то, что может как-то отяжелить человеческое сердце, что может заслонить собой самое главное его Сокровище: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф.6,21).

Жертвуется Богу самое лучшее, а Сокровищем истинного христианина является его вера, его Господь.

Если вспомним, ветхозаветные жертвы прообразовали собою Христа, это были волы и тельцы, козлы отпущения. В те времена в особенности сердце человека было сильно привязано к животной пище, да и к животным-кормильцам. Подумайте, животные, ни в каком смысле не были виновны в человеческих беззакониях, поэтому они по сути именно НЕВИННО убивались за человеческие грехи; то есть приносились в жертву, смягчая жестокосердие людей. И это заставляло задуматься и проявить сожаление и сострадание к ним, и привести к раскаянию в своих прегрешениях их хозяев.

Жертва для просвещенного Евангелием человека – это то, что также ему, по-видимому, принадлежит, как живому существу; это – наши мысли и чувства, которые по учению святых отцов Церкви имеют своим источником человеческое сердце. И прежде всего это покаянное чувство … Так как мы отдалены от Бога своими грехами, как теми, которыми согрешаем, так и тем грехом, который привел в испорченность, поврежденность, можно сказать "падшесть" (от слова "падение"), в общем все человеческое естество. Добро в нас не совсем уничтожено, но сильно перемешано со злом, истина с ложью, любовь омрачена самолюбием; в этом смешении и каламбуре есть единственный свет, просвещающий сущих во тьме – Христос. Обращаясь ко Христу с покаянием, мы можем спастись и избавится от зла, отравляющего как нас самих, так и окружающий нас мир… Мы можем исцелиться и преобразится в тот образ, который воссоздаст в нас Господь: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". **(Гал. 3,27)

Вот тут-то и становится вполне понятен сам смысл жертвы, почему она так нужна нам! Совершая Святое Приношение Литургии, мы ощущаем реальную связь с Богом, как с источником нашей жизни! Жизни той, которая дарована нам как бессмертие души.

Жертва – это и молитва и добрые дела, и все то, что мы отдаем другим во имя Христа, это и наше время, и наши способности, а также приумножение дарованных от Бога талантов или то служение, которое исполняем в Его славу …

Жертва помогает очиститься от греха, от всяких мелких страстей и несовершенств, жертва помогает нам ощутить свою принадлежность Богу. Жертва – это также полное доверие Богу в Его промысле; это совершенное упование на Его попечение, на Его заботу о нас, о наших близких, а также и обо всей стране, и обо всем мире. И тогда вполне понятной будет мысль, что все, что у нас есть, по сути, не наше, это то, что вверил нам Бог: "Сами себе и друг друга и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим".*** Если мы истинно верим – то полностью доверяем и во всем полагаемся на Бога, храня Его заповеди, соблюдая Его завет. И храним Новый Завет в своем сердце, а это завет любви: "Если любите Меня, заповеди Мои соблюдете" (Ин. 14,15) "Да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,34-35).

Но человек состоит как из духовного, так и из телесного. Духовно-телесность заложена в творении Самим Богом, эти "миры" взаимопроникновенны и неразделимы. К духовному миру можно отнести бесчисленные ангельские ликостояния и души умерших людей, а также демонов (духов отпавших от Бога, некогда святых ангелов, потерявших свой прежний вид и добродетель). Но борьба духовная ведется не между ненавистной плотью и духом, а между добром и злом. Совершенное добро и всецелое благо олицетворяются в Боге, в святых Его, в Его ангелах, верных и утвержденных в Боге, а зло - это противник Бога, сатана, вместе с теми ангелами, которые отпали от Бога, как от Источника жизни и погрузились во тьму и зло. Они и есть слуги диавола (или клеветника на Бога). Телесность или плоть не есть зло, наоборот, врагами нашими являются злые или нечистые духи - падшие во тьму аггелы или демоны. Некогда авва Пимен сказал, что борьба у нас не с плотью, не с естеством, а со страстями.

Освящение – это когда духовный и телесный миры объединяются в молитве, в порыве принесения Литургической Жертвы, в энергии Божественной Любви, из полноты изливающейся в мир, это воздаяние Богу за Его бесчисленные благодеяния, когда от лица человеческого рода совершается благодарение Богу от всего Его творения! "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" ****

Господь воплотился, стал человеком из плоти и крови, приняв человеческую душу от Девы Марии, но Он всегда оставался Богом, поэтому произошло освящение материи, вещества. "Мы призваны стать причастниками Божеского естества" (2Петр 1,4), - именно благодаря Боговоплощению и Искуплению мы по БЛАГОДАТИ причащаемся Божественному естеству в Пречистых Тайнах Христовых.

Но мы покланяемся Богу, воздавая только Ему подобающее Божеское поклонение, как во всем Превосходящему нас. Но также мы поклоняемся почитательным поклонением тому веществу, благодаря которому произошло наше спасение. Это - Честный и Животворящий Крест Господень, гвозди, копие, губа с оцетом, багряница поругания, места страданий и воскресения Господа, и всей Его земной жизни, также поклоняемся святым реликвиям, святым мощам и иконам, как вещам телесным, но освященным благодатью Святого Духа, причастной этим святыням. Эта же благодать по молитве может изливаться и в души просящих её помощи, исцелять и даже совершать многочисленные чудеса.

Поэтому все освященные предметы не могут быть разделены на священную духовную драгоценность и ценность чисто материальную, в этом нельзя провести границы, так как всё это становится единым по действию благодати Божьей, благодати освящающей, действующей непостижимо и таинственно.

Что же относительно святых икон – они также святыни по своей причастности освящающей благодати, но только в том случае, если они близко схожи с Первообразом; мы уже писали о том, что свидетельство иконописца должно быть истинным. Истинная кона Христа – это та, что отражает истинный Его облик, как Богочеловека.

Но в отличие от святых реликвий и мощей, иконы призваны с помощью определенного символико-художественного языка отображать мир духовный, тот мир, который видели святые духовным зрением, а затем сохранили для всех христиан. Это также иконописно-изобразительное Предание, пребогатое наследие нам, сокровищница святых отцов, и что тоже – Священное Предание Церкви, которое мы можем видеть в святых древних иконах Византии и Древней Руси.

Эта истина во все века хранилась в Церковном сознании, но уже значительно позже нашла свое писменное закрепление в постановлениях Московского Стоглавого Собора 1551 года, когда иконописец призывался изображать "смотря на образ древних живописцев и … с добрых образцов". В этом и состоит истинное свидетельство и послушание иконописца.*****

Когда мы просим написать икону - это тоже жертва, так как мы приобретаем святыню, икону Господа, Пресвятой Его Матери и святых Его; это также и выражение нашей молитвы, но уже не в словесной форме, а с помощью образа. В сем важно, чтобы мы были послушны Преданию Православной Церкви, а не каким-то своим представлениям об иконе, и тогда наша молитва будет услышана. И икона будет благодатна и истинна во спасение и тем, для кого она написана и тем, кем написана была. Аминь.

Сноски.


*Религия. Существует несколько определений этого понятия. Так христианский писатель и оратор Лактанций (+330 г.) считает, что термин "религия" происходит от латинского глагола религаре, означающего "связывать", "соединять". Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Но Святой блаженный Августин (+430 г.), указывает несколько другой глагол реелигере, в переводе " воссоединять". Тем самым определяя другой аспект понятия как воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

** " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия." (см. Гал.3,27) Поется на Литургии вместо Трисвятого в следующие Праздники богослужебного года: на Рождество Христово, Богоявление, Лазареву субботу, Великую субботу, на Пасху, во всю светлую седмицу и на Пятидесятницу. В древности именно с этим песнопением совершали Крещальные Литургии, а крещение оглашенных чаще всего происходило именно в эти церковные праздники. Ныне также исполняется во время обхождения крещаемых вокруг купели в Таинстве Крещения.

*** "Сами себе и друг друга и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим". Литургия по чину свт. Иоанна Златоустого. Мирная ектиния.

**** "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". Это молитва царя Соломона на освящение Иерусалимского Храма, которая легла в основу анафоры в чинопоследовании Литургии свт. Иоанна Златоустого. Ее смысл заключается в том, что Твоё , то есть принадлежащее Господу, хлеб и вино, как взятое от Твоего творения, от колосьев пшеницы, воды и гроздей виноградной лозы мы приносим Тебе в благодарение о всех Твоих благодеяниях и за всё Твое творение, вверенное нам по милости Твоей.

*****В чём и состоит истинное свидетельство и послушание иконописца. Иконописец свидетельствует о Христе послушанием Церкви, изображая Христа таким, каким Он запечатлён на византийских и древнерусских иконах, которые в свою очередь были созданы по более древним образцам, которые восходят в свою очередь к Нерукотворному первообразу Христа (Спас на убрусе) и к Апостольскому свидетельству. А это все хранимо Церковью в Священном Предании.

Серия сообщений " Когда Византия встречается с Русью. Или о том мож":
Когда Византия встречается с Русью. Или о том можно ли их сочетать в иконе.
Часть 1 - Вступление.
Часть 2 - О драгоценности икон. Об истинном свидетельстве.
Часть 3 - Иконное делание или мастерство.
Часть 4 - Описание парных икон Христа и Богородицы. И почему Византия встречается с Русью.
Часть 5 - Духовная сторона и материальность иконы.
Часть 6 - Некоторые заметки.
Часть 7 - Заключение.


Где находятся Мощи Святой Равноапостольной Царицы Елены.

Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 17:57 + в цитатник
Елена Малер-Матьязова

Константин и Елена: в поисках
мощей святых императоров

Император Константин и царица Елена были канонизированы христианской Церковью как равноапостольные святые, а выражения «новый Константин» и «новая Елена» стали нарицательными, применяемыми по отношению к выдающимся историческим деятелям, посвятившим свою жизнь утверждению и распространению христианства. Именно так в Византийской империи величали императора Юстиниана и царицу Феодору, а на Руси - великого князя Владимира, крестителя Руси, и великую княгиню Ольгу, при крещении получившую имя царицы Елены. Едва ли можно найти исторических деятелей, сыгравших столь же огромную роль для становления христианской цивилизации, в связи с чем они и почитаются всем христианским миром. Но сохранились ли хоть какие-то останки святых равноапостольных Константина и Елены до наших дней и где они находятся в современной Европе?



В 337 году император Константин в последний раз отпраздновал Пасху в Константинополе, принял святое крещение в Никомидии и скончался на 65-м году жизни и на 32-м году своего царствования в день Пятидесятницы – день основания христианской Церкви. Тело равноапостольного Константина из Никомидии было торжественно перенесено в Константинополь и положено в его величественной Апостольской церкви. Этот храм святых Двенадцати Апостолов был построен по проекту самого императора в самом центре города в качестве одного из главных храмов столицы. По замыслу Константина, он был предназначен для хранения святых мощей апостолов Христовых, а также для императорской усыпальницы. Его подробное описание было сделано Евсевием Кесарийским в хронике «Жизнь блаженного василевса Константина», в которой он пишет: «Именно в этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (Книга 4, глава 60). В Апостольской Церкви мощи святого императора Константина, как и останки других византийских императоров, покоились более 1000 лет, пока в 1453 году не произошло завоевание Константинополя турками, после которого по приказу султана Мехмеда II храм святых Двенадцати Апостолов был уничтожен вместе со всеми хранящимися в нем святынями и реликвиями. На его месте в центре города была построена огромная мечеть Фатих Джами – мечеть Завоевателя, в которой впоследствии был возведен мавзолей самого Мехмеда II. И с тех пор, никаких сведений о местоположении останков императора Константина Великого нет, что является огромной потерей для всего христианского мира.

Мощи святой императрицы Елены могла и должна была постигнуть та же самая участь, что и останки всех находившихся в усыпальнице Апостольской церкви византийских императоров, но этого, благодаря определенным обстоятельствам, не произошло. Царица Елена скончалась по одним сведениям в 327, по другим - в 330 году в своем императорском дворце либо в Никомидии, либо в Трире. Поскольку Константинополь к этому времени еще не был основан, останки царицы Елены были перенесены в Рим и похоронены в построенной Константином императорской усыпальнице на Лабиканской дороге при базилике Святых Маркеллина и Петра (Santi Marcellino e Pietro). А через несколько лет, останки царицы Елены, или их часть, были перенесено в новую столицу Константинополь и положено в императорской усыпальнице храма Двенадцати Апостолов. Далее же последовала продолжительная история распространения частей мощей святой царицы Елены по самым разным странам и Западной, и Восточной Европы. Так, согласно сохранившимся в католическом предании сведениям, в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II, часть мощей царицы Елены была перенесена в римскую базилику Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli). Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии. Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе Святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.

Церковь Santa Maria in Aracoeli. Рим. (233x325, 16Kb)
Церковь Santa Maria in Aracoeli. Рим.
Церковь Santa Maria in Aracoeli. Рим.1 (327x262, 17Kb)


Другая часть мощей святой Елены была похищена в IX веке монахом Теджисом, получившим от них чудесное исцеление, и была помещена им во французском монастыре Святого Петра в Овилье у Реймса. Там святые останки хранились вплоть до начала XIX века, и за это время прославились на всю Европу происходящими от них многочисленными чудесами, превратив Овилье в один из известных паломнических центров. Во время Французской революции и начавшихся гонений на Церковь, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее направлен отряд, получивший приказ разрушить монастырь и конфисковать монастырское имущество, перенес святыню в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в XIX веке мощи царицы Елены были переданы рыцарям Святого Гроба Господня, которые положили их в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Это - старинный французский храм XII века, посвященный святым мученикам епископу Лё и отшельнику Жилю, в котором рыцари Святого Гроба проводили ежегодные собрания. Мощи царицы Елены были положены в раку под алтарем вместе со всеми документами, сопровождавшими их в течение семи веков, подтверждающими их перенесение еще в IX веке из Рима. Там они хранятся и в настоящее время, причем их нахождение в этой парижской церкви было обнаружено совсем недавно - в самом конце XX века. На протяжении долгого времени рака со святыми мощами находилась высоко над главным престолом храма; но после того, как она была обнаружена и к ней потянулись паломники, под ним была устроена специальная крипта для хранения мощей святой царицы. 28 сентября 1997 года - на следующий день после праздника Крестовоздвижения – в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль перед мощами святой Елены был совершен первый за последние девять веков православный молебен.

Церковь Saint-Leu-Saint-Gilles. Париж. (251x350, 30Kb)
Церковь Saint-Leu-Saint-Gilles. Париж.
Елены Мощи Св. цЦерковь Saint-Leu-Saint-Gilles..Париж (236x350, 24Kb)
Мощи св.царицы Елены.
Мощи св.царицы Елены.В Париже  (215x284, 13Kb)

Еще одна часть мощей святой царицы Елены – её святая глава – на протяжении веков хранится в старом немецком городе Трире. Некогда он был одним из главных городов страны: при императоре Диоклетиане он стал одной из четырех столиц Империи, а при Константине - на целое десятилетие столицей объединенной Римской империи. В Трире Константином и Еленой был построен Кафедральный собор Святого Петра - старейший собор на территории Германии, основанием для которого послужил дом святой Елены, пожертвованный ею христианской общине города. Именно в Трир в 326 году царица Елена привезла часть обретенных ею в Иерусалиме христианских реликвий, что превратило город в один из центров общеевропейского паломничества. По сведениям служителей Трирского собора Святого Петра, в 1356 году ему была передана глава святой императрицы Елены императором Священной Римской империи Карлом IV, и тех пор эта святыня хранится в реликварии Трирского собора вплоть до наших дней.

Собор Святого Петра. Трир. (342x326, 96Kb)
Собор Святого Петра. Трир.
Мощи св.царицы Елены.Трир  (271x292, 23Kb)

Мощи св.царицы Елены.

Реликвариум с её главой.Трир (246x350, 20Kb)

Реликварий с честной главой Св. Равноапостольной Царицы Елены.


Наконец, небольшие частицы мощей святой царицы Елены находятся в самых разных храмах и монастырях Греции - на Афоне, Кипре, Крите, Лесбосе, Хиосе...

Так, если о нахождении мощей или каких-нибудь частей останков святого императора Константина до сих пор ничего не известно, то святые мощи императрицы Елены, напротив, сохранились и оказались разбросанными по разным странам Европы. Причем по городам, действительно имеющим отношение к ее жизни, которые могут быть объединены единым паломническим маршрутом, проходящим через Италию, Германию, Францию и Грецию – паломнический путь «по городам святой Елены».







Просмотр 096 (525x700, 173Kb)

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Описание парных икон Христа и Богородицы. И почему Византия встречается с Русью.

Понедельник, 10 Июня 2013 г. 00:01 + в цитатник
По многовековому, уже устоявшемуся обычаю в домашнем святом углу, как правило, находятся иконы Господа Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. Именно они преподаются в благословение родителями на Таинство венчания, а также и на благословения дома, поэтому они еще называются венчальными иконами, венчальными парами или парными иконами.
22.В киоте с двойной рамой 1 (570x700, 158Kb)
Господь Иисус Христос, Сын Божий, истинный Бог и истинный человек, в воплощении от Марии Девы восприявший человеческое естество, - посредник между Богом и человеком, – через Христа человеческое естество освятилось причастностью Божеству. Спаситель мира – через смерть на Кресте и воскресение из мертвых соделавший спасение человеческому роду, избавив нас от власти греха и вечной смерти. Своим тридневным воскресением даровавший вечную и блаженной Жизнь человекам после смерти тела. Искупитель первородного греха - того самого греха, который от Адама перешел во все его потомство; Христос – новый Адам, родоначальник спасаемых Им человеков, уверовавших в Него. Основатель и Глава Единой Соборной и Апостольской Церкви, которая является вместилищем благодатных даров Святого Духа, даров, которые в свою очередь усвояются через Таинства и священнодействия всеми членами Его Церкви. Народ Божий или члены Церкви Христовой, те, которые уверовали и через приобщение Таинства Крещения и Миропомазания стали православными христианами.

22.В киоте с двойной рамой (565x700, 159Kb)
Пресвятая Богородица и Приснодева Мария - Матерь Божия. Изображается с Младенцем Христом, чрез Неё таинственно и непостижимо произошло Боговоплощение, пришло спасение миру, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати.
На браке в Кане Галилейской (Ин 2,1-11) Матерь Божия ходатайствовала о нуждах человеческих, поэтому и теперь и всегда Она - всегдашняя молитвенница за род христианский перед Сыном и Богом, имеющая материнское дерзновение, с любовью о нас Христа умоляющая.
Пресвятая Дева, стоящая при Кресте, в лице Иоанна Богослова усыновила Себе весь род христианский. "Иисус, увидев Матерь и ученика, которого любил, говорит: Жено! се, сын Твой. И потом ученику: се, Матерь твоя! " Ин. 19,26-27
Пресвятая Богородица - Истинная наша Матерь, в Таинстве Евхаристии мы причащаемся Той Пречистой Крови и Плоти, от Которой Христос воплотился.
Иконография. Иконография Петровской иконы Пресвятой Богородицы - трепетное собеседование Богородицы и Младенца-Христа, икона, написанная смиренным русским монахом, впоследствии митрополитом Петром.

Стилистические особенности.

При написании икон Богородицы и Господа Иисуса Христа были взяты византийские образцы икон середины XIV века; а именно эпохи расцвета иссихазма - того периода в церковной истории, когда было определено учение о Фаворском свете. Иссихазм происходит от слова "иссихия" – безмолвие, Божественная тишина. В пример можно привести ветхозаветную историю о том, что испытал пророк Илия на горе Хорив: тонкое прикосновение как-бы ветерка, приоткрывающее Божественное присутствие. (3Царств 19, 9-13).В духовной же практике иссихия – это следование Божественному призванию узким путем послушания, трезвенного внимания к своему внутреннему душевно-духовному состоянию, когда сам человек настолько смиряется, чтобы услышать и постичь Божественную волю относительно своего спасения. Но плодами духовного делания иссихастов-безмолвников явилось также и озарение Божественным светом, тем самым, который видели избранные Господом Апостолы на Фаворе. Иссихазм, связанный с именем святителя Григория Паламы, послужил также сильным духовным импульсом к развитию церковного искусства, особенно иконописи.

Для иконных образов этого периода характерна светоносность, которая прочитывается, прежде всего, в ликах. Наиболее светоносный лик у Богородицы, "Матери Света"; Божественные энергии переданы с помощью так называемой "штриховки", заключающейся в многочисленных коротких линиях или "движках", доходящих до чисто белого звучания, и таким образом ослепляющих непорочностью и чистотой смиренной Приснодевы. Но стиль написания ликов, в общем, излучает мягкость, несмотря на отточенность линий, тонкость, почти доходящую до изящества, а теплые киноварные подрумянки на зелено-оливковом "фоне" иконы особенно читаются (или выделяются). Что же можно сказать об основном цвете иконы и его символике: оливковый цвет, так называется по зеленым плодам оливковых деревьев, которые росли в Гефсиманском саду и в других местах Палестины, да и сейчас растут. Оливки – это, прежде всего, масло, которое в древности употребляли для светильников, а также которое использовалось для приготовления еды. Это тепло, свет и пропитание.

Одежды Христа и Богоматери разделаны золотым ассистом, нимбы также покрыты золотом.


Золото и нетварный Свет.

В Византии же, как правило, использовалось золочение: вся поверхность иконы покрывалась тонким слоем сусального золота. Благодаря таким свойствам как матовость, сияние и полная непроницаемость, золото является символом вечности. Золото сочетает в себе одновременно как свечение, так и матовость. Фон иконы - это и есть Божественный свет, сияние. И всё, что заключает в себе икона, как образ небес и горнего мира, пребывает в вечности … Матовость и непроницаемость золота - символ Божественной непостижимости. А Свет, который "просвещает всех", – это также и Божественное присутствие, и возможность Богопознания через Божественные энергии. Бог в Своих энергиях проницает весь мир, но все же Бог непостижим в Своей природе.

Смотря на икону, мы видим то, что видели святые внутренним, непостижимым для нас, духовным зрением. Иконописный язык дает возможность видеть мир глазами святых, благодаря своей символичности и собирательному обобщению образа. Иногда золото в Византии заменяли цветным фоном ("светом"). Как мы уже писали, фон иконы – это свет. И раньше так и называли: "свет", "света". Это мог быть драгоценный диоптаз (прозрачный светящийся зеленоватый оттенок), киноварь (алый различных оттенков), и это далеко не вся палитра "светов". Цвет в иконописи – это выражение или преломление света, как в солнечном луче отражена вся радуга, так и "света" иконы различны и многообразны.

ассист   (400x502, 93Kb)
Ассист (от латинского assist — присутствующий) в иконописи представляет собой определенную систему светоносных линий, которые своеобразными штрихами расходятся в виде лучиков от наиболее светоносных мест и постепенно утончаются, сходя на нет. Наиболее часто ассистом разделывают (расписывают) одежды. Ассист - символ Божественных энергий; это - лучи Божества, которые проницают Его творение, призывая к Богопознанию и освящая всё Богом сотворенное. На Руси "ассистом" называли клеящий состав для наложения листового золота на поверхность иконой доски; в Византийской иконописи ассист выполняли с применением сусального золота, так как оно символизирует присутствие Божественного света.

Вообще, как мы видим, золото в Византии использовалось не ради помпезности или придворной пышности, но как символическое выражение вечности и Божественного присутствия. Поэтому и все священное оковывалось золотом. Эта традиция, известна еще в Ветхозаветной Скинии Давида и в Храме Соломона. Так Ковчег Завета и херувимы славы, были покрыты золотом, "очистилище" или крышка Ковчега Завета была сделана из чистого золота; в украшении Храма Соломонова также применялось золочение. В Константинополе, а затем и во всем христианском мире эта традиция также продолжила свое существование, особенно во времена наибольшего расцвета Христианской культуры. Золотом оковывались Евангелия, Престолы, Евхаристические Чаши (потир), реликвариумы для мощей святых, иногда реликвариумы принимали скульптупные формы, повторявшие своим видом головы, руки и другие части тел святых. Золото было незаменимо в этом еще и как наиболее долговечный материал.

*РЕЛИКВА́РИИ (позднелат. reliquarium, от лат. reliquiae — "останки, остатки, прах, наследие") В Русской Православной Церкви принято название рака или мощевик, в котором хранятся нетленные мощи.



Свт Блез (700x390, 34Kb)
Реликвариум XIIвека с рукой Святителя Блеза (972г. по Р.Х.) Кафедральный Собор г. Дубровник Хорватия

Как мы уже знаем, Византийские иконы также писались на золоте. Напрестольные Евангелия потому и оковывались золотом, украшались драгоценными камнями и жемчугом, что само Евангелие – это словесный образ Христа; этим же подчеркивалась его духовная значимость, драгоценность. Также и во время Богослужения Евангелию поклоняются как самому Господу, это происходит, когда Его выносят в литургических процессиях, также Его слушают с опущенной головой, прикасаться к нему могут только священники, как и к напрестольному Кресту, Престолу, Жертвеннику и иным освященным предметам алтаря.

Но так как золото само по себе не есть источник зла, то в представленных парных иконах, оставила его в нимбах и разделке одежд. Чтобы сохранить некую преемственность, царственность Образов Божией Матери и Господа Иисуса Христа, некую связь с Византией. Константинополь или Царь-Град, столица Византии, всегда поражал воображение паломников своим благолепием и множеством храмов и монастырей. Послы князя Владимира восхотели принять православную веру после посещения Софии Константинопольской, главного Соборного Храма Византийской империи. В этом храме обилие золотой смальты в настенных мозаиках сияло в солнечных лучах, переливалось многочисленными отсветами церковных свечей и подсвечников, что в неописуемых по высоте архитектурных сводах и в совокупности с пением и священнодействиями создавало неотразимый образ небесной гармонии и красоты. Лики излучали Царственность и святость, что внушало благоговейный страх и трепетное смирение.

В написании сих икон, я также хотела приблизить их к русскому восприятию, которое определяет особенности именно русской молитвенной тихости, что и пыталась передать с помощью сдержанности цветов и тональных переходов. Поэтому избрала оливковый цвет, то есть тепло-зеленый, этот колер я постепенно набрала на иконе, и он убедил меня своей лиричностью и теплой грустью. Тут и нестяжательность великих русских святых, таких как Преподобный Сергий Радонежский, и вспомнилась мне прочитанная в юности книга, где описывалась и его первая обитель, где он и его ученики молились в деревянном храме при слабом свете лучины.

Но в чем же главная суть замены золота на близкий по зрительному восприятию цвет? Такой опыт уже был известен в истории древнерусской иконописи. И не случайно древнерусскими монахами-иконописцами был избраны именно эти зеленоватые и оливковые оттенки.

И снова возвращаемся к Руси…


В конце XV- начале XIX веков на Руси распространяется аскетическое учение и духовное влияние подвига преподобного Нила Сорского, его последователи назывались "нестяжателями" или "заволжскими старцами", в основном иноки Белозерских и Вологодских монастырей, в общем, не соединённые никакой внешней связью; в их монастырях были либо иконописные мастерские, либо иноки-иконописцы. Они не отрицали того, что иконы могут писаться на золоте, но нашли замену золоту, не потому, что золото осквернено или нечисто, они хотели исключить соблазн золота и "любоимения", в силу того, что они хранили данный ими монашеский обет нестяжания, который был важен для них как для аскетов. В этом заключался их духовный подвиг, ангельское житие; то есть в обетах послушания, нестяжания и целомудрия (безбрачия). Для символической передачи вечности и вневременного бытия в иконном образе они и использовали различные оттенки зеленого цвета, эти зелено-оливковые "света" икон (зеленофонные иконы) по их разумению должны были восприниматься как золото, но они в то же время золотом не были. Такие иконы происходили, как мы уже знаем, из духовной среды "нестяжателей" или последователей преподобного Нила Сорского, пустынножителей, скита, более строго иноческого устава.

Еще в Византии появляются иконы, в которых золото заменялось золотисто-охристым колером, в основе которого, как нетрудно догадаться, были охры, но в моем случае я специально обратилась именно к монашеской аскетической традиции замены золота, распространенной на Руси с XVI века. Также одновременно сочетала частичное золочение и золотой ассист с оливковым "светом" (фоном), положенным лессировочно, из-под которого просвечивает некая светлая "маслянистость" охры, как бы тихое свечение.

Духовным идеалом русского народа всегда было монашество, тихое и кроткое, созерцательное, до неизреченной глубины смиренное. Этот подвижник-монах был всегдашним утешителем, наставником, печальником православного народа, дерзновеннейшим предстателем и молитвенником пред Господом во всяких нуждах и скорбях. Это проистекало от искренней сердечной веры… Русь любила монастыри, любила святость, стремилась к ней, возле монастырей всегда образовывались людские поселения, так например Сергиев Посад. Все, связанное с монастырской культурой, было и искони русским.

Нам неведомы все дела Божии, но здесь, на Русской земле, богато возросли семена веры; а затем именно вера объединила Русь, сплотила народ, просветила и объединила другие малые народы, соделала Русь Святою, что имело своим корнем монашеское безмолвие, сокровенное духовное делание; то есть это все произошло от иссихазма, питающего культурно-нравственные истоки русской души.

И вот встреча Руси и Византии вновь происходит на рубеже XV - XIX веков, именно тогда возникает концепция Москвы как Третьего Рима. Русь провозглашается наследницей Ромейской империи (Византии) и единственной хранительницей Православия. Если Константинополь - второй Рим, принял веру от Первого Рима, Рима христианского, где проповедовали Апостолы Петр и Павел, то его падение и разорение произошло по причине вероотступничества. (Флорентийский собор (1438—1439гг)). Посему, Москва – Третий Рим; высшая задача государства — "удержать" в целости православную Святую Русь, оберегая и храня переданную от Византии истинную веру. Эти идеи были выражены в сочинениях старца Псковского Елизарьева монастыря Филофея.

Мне же очень хотелось это передать в иконах, преемственность веры, наследие величайшей христианской культуры, когда Русь встречается с Византией …

Когда миру является незаходимое новое солнце светлоблистающей Церкви, созидается Православная Апостольская Вера, а на небо восходит неописуемый сонм святых русских, превосходящий мыслимое и немыслимое!!! И все сокровища веры, износимые от Христа и Апостолов, святых мучеников, святителей и преподобных, вновь красуются, освящая нам путь в Небесное отечество! Подумать даже страшно, сколькими святыми Христовыми угодниками освящена земля наша, посему и Русь Свята!!! Русь – Святая наследница Византии, великой Ромейской империи, единый оплот Православия! И да будет так!!!

Земле Русская,
Граде святый,
Украшай свой дом,
В немже божественный
Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская,
Красуйся, ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь Святая, храни Веру Православную,
В нейже тебе утверждение.

Стихира всем святым, в земле Русской просиявшим.




двойной рамой (700x94, 25Kb)

В завершении напишу несколько слов о том, как я завершила украшение икон. Внутри киотов есть деревянные рамы, которые я расписала тонкой кистью. Рисунок внутренних рам – это растительный стилизованный мотив, орнамент, относящийся по своей стилистике к началу XVI века. Он также имеет свое символическое значение: растительность окаймляет иконы, вокруг святых образов - райский сад, зелено-оливковый цвет рам близок к "свету" икон (к их фону), что объединяет иконы и рамы воедино. Символика всех зеленых оттенков – это преподобие, Богоуподобление, вечное цветение, неувядание Рая, вечная весна и произрастание. Растительность имеет три листочка, как повторяющийся мотив, что также указывает на то, что все в этом Раю посвящено Имени Триединого Бога: "Бог всяческая и во всех" 1Кор 15,28, таково Райское цветение и духовное благоухание. А цвет самой растительности близок к багряному – это и цвет Боговоплощения, также напоминающий о Евхаристической Жертве, о багрянице поругания, в которую был облачен Христос, и цвет Божественной страсти, а также цвет полного созревания духовных плодов.

Серия сообщений " Когда Византия встречается с Русью. Или о том мож":
Когда Византия встречается с Русью. Или о том можно ли их сочетать в иконе.
Часть 1 - Вступление.
Часть 2 - О драгоценности икон. Об истинном свидетельстве.
Часть 3 - Иконное делание или мастерство.
Часть 4 - Описание парных икон Христа и Богородицы. И почему Византия встречается с Русью.
Часть 5 - Духовная сторона и материальность иконы.
Часть 6 - Некоторые заметки.
Часть 7 - Заключение.


Песнь новорожденной.

Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 15:33 + в цитатник
Да, рождена прекрасным сделать мир,
И в этот миг воспеть хвалу на небо!
Восстановить во временном и тленном
Красу невиданную Бога моего!

Преобразись вселенная живая,
Вздохни и сбрось теперь оковы сна,
В порыве света лучезарном
Узнай и узри Лик Творца!

А в рубище изорванном и срамном
Как в Твой Чертог всесветлый мне войти?
Светильник дремлет светом слабым,
Как страшен путь! Но буду я идти!

Сгустилась тьма, слепой я стала,
Но ты гори от сердца слабый свет,
Один порыв, так верю, не угаснет,
Не презри нищеты моей!

Да, рождена в водах святых невинной,
И как мне смолкнуть не воспев хвалы?
Как мне забыть Твой Дар Неоценимый?
Что разлучит нас от Любви Твоей?

Анастасия Ель.

Серия сообщений "Поэзия и проза Анастасии Ель":
Часть 1 - Мой Сад
Часть 2 - Спокойной ночи любимому.
...
Часть 18 - В утешение.
Часть 19 - Спящая Дюймовочка.
Часть 20 - Песнь новорожденной.
Часть 21 - Цветок. Стихотворение-реплика
Часть 22 - Уходи.
...
Часть 26 - Второй стих для Ромео.
Часть 27 - Запоздалое сновидение.
Часть 28 - И новое




Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в Елена_Сильченко
Страницы: [5] 4 3 2 1 Календарь