Исходное сообщение мама_572
Тина Модотти (1896–1942)
Тина Модотти
Фотоклассика "грязной шпионки"
В московском Новом Манеже в июле проходила выставка работ Тины Модотти (1896 - 1942) - актрисы, модели, фотографа и агента Коминтерна. Этой женщине посвящены книги и киносценарии, один из которых год назад за миллион долларов купила Мадонна. Фотоработы Модотти находятся в коллекциях лучших музеев мира и оцениваются невероятно высоко. Одна из них, "Розы", была продана на аукционе "Сотбис" за 165 тысяч долларов.
Тина Модотти родилась 103 года назад в бедной итальянской семье. В поисках лучшей доли ее родители в 1913 году эмигрировали в США, где девушка, если верить ее автобиографии, работала на фабрике галантерейных изделий. Незаурядная внешность привела Модотти в Голливуд. Там она снимается в нескольких фильмах, и ей прочат карьеру секс-дивы.
Модотти выходит замуж за поэта-декадента Робо Ричи и ведет богемную жизнь, но бурный роман с фотографом Эдвардом Уэстоном приводит к разрыву с Ричи. В начале 20-х Тина и Эдвард отправляются в Мексику, где в это время происходит революция. Модотти увлекают коммунистические идеи, она собирает деньги для рабочих, организует митинги и снимает для газеты "Эль мачете" (печатный орган КП Мексики). Ее революционные натюрморты - патронташ, гитара и початок кукурузы или серп и молот - стали фотоклассикой.
Тина Модотти - культовая фигура в истории фотографии, при всем том, что она не была профессиональным фотографом. Точнее, фотография не была для нее единственным жизненным призванием.
К сожалению, на русском языке о ней написано очень мало - лишь несколько разрозненных статей в различных изданиях, в то время как на западе о ее жизни и творчестве существуют десятки книг.
Тина Модотти (1896–1942)
Родилась в Италии. В 17 лет уехала в США, Чтобы сделать театральную карьеру. Вела богемную жизнь. Проповедовала свободу отношений в браке. Затем прониклась идеями большевизма, но счастья так и не обрела.
* * *
Италия. Город Удине. 1906 год. Тине исполнилось десять лет. Она была второй из шестерых детей, слёзы голодных младших братьев пробуждали в ней ненависть к социальной несправедливости. Однажды она вернулась домой без платка, но с корзинкой хлеба, сыра и колбасы. «Эта шаль мне совсем не нравилась, — соврала она, — я её продала».
В 1913 году Тина отправилась в Америку. В Сан-Франциско отец, переехавший туда раньше, нашёл ей работу портнихи. К семнадцати годам итальянская девчонка превратилась в девушку незаурядной красоты: прекрасная фигура, мягкие густые волосы, большие тёмные глаза, чувственный рот… Первой это заметила её хозяйка, и Тина стала моделью салона. Она с успехом выступала в итальянском театре, влюбилась в молодого поэта и художника, который ввёл её в местную богему, где проповедовали свободную любовь и отрицали буржуазную мораль. Тина вышла за него замуж, невзирая на критику итальянской общины, и уехала с ним в Лос-Анджелес. Там она стала образцом свободной женщины, «красивой, но с мозгами». В 1920 году снялась в нескольких фильмах с сильно нагримированным лицом, как было принято в Голливуде. На одном из экстравагантных вечеров, где пили саке и слушали восточную музыку, она познакомилась с фотографом Эдвардом Уэстоном. Оба были в браке, у него было четверо детей, но в этом кругу не сдерживали свободных чувств и Уэстон сделал несколько знаменитых «ню» Тины.
В 1923 году нравы в США изменились. Сухой закон, засилье ку-клукс-клана… Тина и Уэстон уехали в Мексику.
Все семь лет, прожитых там, Тина училась у Эдварда технике фотографии. Вскоре её работы стали оцениваться выше, чем её друга. Однако их отношения стали портиться — он находил, что принципы «свободного союза» приемлемы только для него. У его возлюбленной сначала начался роман с Диего Риверой, прославленным художником, толстяком и завзятым донжуаном. Потом была связь с большевиком Хавьером Герреро, членом Коминтерна, убедившим Тину вступить в коммунистическую партию.
С этого времени она абсолютно переменилась. Строго одетая и гладко причёсанная, Тина полностью посвятила себя делу: снимала демонстрации рабочих, батраков в поле, сотрудничала в коммунистической газете «Эль Мачете», выступала против диктатуры Муссолини. Вот тогда-то она в редакции встретила Хулио Антонио Меллу, Адониса левых — высокого, очень красивого, в свои 25 лет самого известного революционера всей Латинской Америки. Он стал единственной настоящей любовью Модотти. Несмотря на бедность и осуждение окружающих, в их жизнь пришло счастье; плоды которого — прекрасные портреты Хулио, сделанные Тиной.
Но всякое счастье длится недолго. Январской ночью 1929 года в Гаване Меллу убили выстрелом в спину. Убийство было явно политическим, но пресса изобразила его как месть ревнивого соперника, изрядно замарав при этом Тину. Попутно её объявили шпионкой Муссолини и посадили в тюрьму. Её «обнажённая натура», сделанная когда-то Уэстоном, обошла прессу как доказательство безнравственности. Из тюрьмы она вышла с подорванным здоровьем и запятнанной репутацией.
Некий итальянский коммунист увёз её в Москву. Этот период её жизни называют «медленным самоубийством». Тина бросила фотографию и работала только для Коминтерна. Став крупным партийным функционером, выполняла опаснейшие задания в Европе. Похоже, она искала смерти. Безуспешно просила послать её для работы в фашистскую Италию. Вместо этого её послали в Испанию, где она оставалась в течение всей гражданской войны. Зная о том, что иностранные коммунисты гибнут в сталинских застенках, она приняла решение не возвращаться в Москву.
Наступила полоса ужасающей бедности и одиночества. Ночью 5 января 1942 года Тина умерла в такси — вскрытие как будто показало инфаркт, но говорили и об отравлении или самоубийстве. Полицейские нашли в её сумочке маленькое фото Хулио Антонио Мелла…
Немудрено, что столь бурная жизнь подстегнула воображение другой незаурядной личности — Мадонны. Интерес родился в 1996 году в Филадельфии, где прошла выставка фотографий Тины Модотти. Эти снимки уникальны и очень дороги: одна из её работ была продана на аукционе за 130 тысяч долларов. При всём различии судеб у них много общего: итальянские корни, пересаженные за океан, а главное — невозможность убедить мир в том, что ты выросла и изменилась.
Тина Модотти прожила недолгую и непростую жизнь, часто нуждаясь в самом необходимом. Теперь же сделанные ею фотографии продаются на престижных художественных аукционах за десятки и даже сотни тысяч долларов.
По своей манере Тина в чем-то близка искусству Александра Родченко: особая графичность, пристрастие к узорной текстурности. Оба они были связаны с идеями коммунизма, да и работали практически в одно время. Как и Родченко, Тина Модотти была талантлива во многих сферах, не только искусства, но и жизни. В то же время, Тина занималась фотографией достаточно ограниченный промежуток времени - примерно между 1924 и 1929 годами, когда она работала фотокорреспондетом в газете компартии Мексики El Machete.
В 1999 г. в Москве, в Новом Манеже, прошла первая и пока что единственная выставка фотографий Тины Модотти, имевшая сенсационный успех.
Возлюбленными Тины все чаще становятся революционеры. Один из них - основатель компартии Кубы Виторио Видали, впоследствии причастный к убийству Троцкого. С Видали Модотти познакомилась в Советском Союзе, где оказалась после того, как в Мексике запретили компартию, а саму Тину департировали. В СССР она служит в МОПРе - Международной организации помощи борцам революции. Ей предоставляют советское гражданство и оклад в 140 рублей. Эта часть жизни Тины Модотти отражена в документах советских спецслужб, которые также представлены на выставке.
Во время сталинских чисток Модотти чудом избежала репрессий - предчувствуя неладное, товарищи из МОПРа отправили ее в Испанию, а после разгрома последних испанских интербригад она нелегально вернулась в Мексику. Тина Модотти умерла в 45 лет от разрыва сердца. Пресса назвала ее "грязной шпионкой". Возмущенный посмертными обвинениями Пабло Неруда написал стихи, посвященные Модотти. Их опубликовали все мексиканские газеты, а впоследствии эти стихи были выбиты на надгробии Тины Модотти.
La_Perla
Страницы: [1] 2 3 .... 10 | Следующие 30» |