-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КРЫСЯ-96

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.03.2012
Записей: 1380
Комментариев: 79
Написано: 1564


Поленов, Василий Дмитриевич (1844-1927) | Рыцарь красоты.

Среда, 28 Ноября 2012 г. 18:45 + в цитатник
Цитата сообщения Alexandra-Victoria Поленов, Василий Дмитриевич (1844-1927) | Рыцарь красоты.

 


Здесь древний гений человека,
Почуяв новой жизни рост,
Из девятнадцатого века
В двадцатый перекинул мост
И здесь благоговейно чтимы
Сокровища былых времён
И дух веков неукротимый
В едином лике воплощён
Который мудро, величаво,
На изменяющийся свет
С вершины смотрит многоглавой
Своих восьмидесяти лет...
(Алексей Сухотин, 1924)
Стихи, приведенные выше, написаны в честь восьмидесятилетия Василия Дмитриевича Поленова



Василий Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 г. в Петербурге. С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было. Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью.

мать

Мать художника

Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой.

А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника. Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира".



Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски.

одалиска

Одалиска

Бланш

Бланш Омрье. Натурщица

Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию. В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский дворик".

В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира.
"Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.




Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок. В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера.



Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии. Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: " создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там.



Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы. ник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909). В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э.Ренана "Жизнь Иисуса".

 Христос среди учителей

Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый. Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил наяву Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. "Библейские эскизы" последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира.

Мечеть в Дженине



Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине "Христос и грешница" (авторское название " Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена"). Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины.
Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности. Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковному.

В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915). Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте (совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г. В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея.
Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.

МУЗЕЙ

 
девушка
Черногорка
Черногорка
сестра
Портрет В.Д.Хрущевой, сестры художника
Богданов
 
Сказитель былин Никита Богданов
Стамбул
Константинополь. Стамбул, залив Золотой Рог
 
Поленов был скромным, истинно скромным русским человеком, и не очень любил фотографироваться, хотя в те годы это уже не было такой диковинкой. На этой странице представлены некоторые фотографии великого человека и художника. Также вы можете увидеть фотографии мастерской Поленова, его дома в деревне Борке и Троицкой церкви в селе Бёхово, которые были построены по его проектам.
он
Василий Поленов, 1892 год
художник
В.Д.Поленов в Риме у своей мастерской, 1884
Василий Поленов
 
Василий Поленов
аббатство
Аббатство. Мастерская В.Д.Поленова
room
Аббатство - мастерская В.Д.Поленова в Борке
художник
в мастерской
Бехово
Троицкая церковь в селе Бёхово, построенная Поленовым
Мамонтов и Поленов
С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов, 1890
house
Дом В.Д.Поленова в деревне Борке
отце и дочери
В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год
семья
Большая и дружная семья Поленовых
окно
Екатерина Васильевна и Наталья Васильевна - дочери художника
столовая
В.Д.Поленов и Д.В.Поленов в столовой, 1909 год
этюды
В.Д.Поленов на этюдах в Болгарии, 1878 год
лодка
В.Д.Поленов с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И.Трояновским, 1901 год
ярмарка
Поленовы на ярмарке в Тарусе, 1909 год
женщины
Н.В.Поленова и В.В.Вульф на западной террасе дома-музея, 1900 год
окно
В.Д.Поленов в своем кабинете слушает музыку в исполнении пианистки В.В.Вульф, 1908 год
поленов
В.Д.Поленов за работой в Аббатстве, 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника
 
 
 
Рубрики:  Живопись/художники
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку