-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кирилл_Трунов

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 13


Кризис Евросоюза и будущее «Газпрома»

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 09:55 + в цитатник

(попытка независимого прогноза) 

Мировой экономический кризис, затронувший практически все страны, участвующие в международном разделении труда, заставляет обратить повышенное внимание на вопросы макроэкономического прогнозирования.  Причем это повышенное внимание проявляется не только со стороны экономистов, бизнесменов и политиков, но и со стороны обычных граждан. Для нас, жителей России, страны, пытающейся с 2000 года преодолеть экономический обвал, в который она была ввергнута в 90-е годы прошлого века, и для которой кризис поставил под сомнение перспективы выхода из обвала, это особенно важно. Это наша страна, и как бы не считали себя некоторые люди далекими от политики, все ощутили на себе удар кризиса. Он затронул практически каждого.

Известно, что экономика нашей страны сильно зависит от экспорта энергоносителей.  Уже много раз было сказано, насколько это плохо. И это действительно плохо, но скажем об этом, констатируя этот факт, не давая ему какой-либо оценки. О зависимости России от экспорта энергоносителей напоминает доля налоговых отчислений ОАО «Газпром» в государственный бюджет страны. Сегодня она составляет 20 процентов. Являясь фундаментом российской экономики,  «Газпром» также и одно из главнейших действующих лиц мировой экономики, контролирующий около 15 процентов мировых запасов природного газа. От того, как будут развиваться отношения между ним и его основным зарубежным партнером – странами Европейского Союза – во многом зависит будущее как России, так и Европы.

В связи с этим попытаемся рассмотреть и понять степень взаимной зависимости Европы и «Газпрома» и то, как наблюдаемый нами сегодня кризис Евросоюза, ставший прямым следствием мирового экономического кризиса, может отразиться на его отношениях с «Газпромом». Попытаемся определить наличие и степень имеющихся здесь угроз.

ЕС и импорт газа

На сегодняшний день Европейский Союз импортирует примерно 60 процентов потребляемого газа. Такая колоссальная зависимость экономик европейских стран от внешних поставок газа рассматривается многими из них как угроза национальной безопасности. Так это или нет (разные европейские страны по-разному оценивают уровень имеющейся здесь опасности), данная проблема заставляет усиленно искать пути для диверсификации поставок газа. То есть  европейцы стремятся к тому, чтобы избежать тотальной зависимости от какого-либо одного поставщика.

И хотя остальные 40 процентов потребляемого Европой газа добываются на территории стран-участниц союза, в частности, в Великобритании, Нидерландах, Дании и Германии, запасы на территории этих стран стремительно сокращаются, а зависимость Евросоюза от импорта газа постоянно растет.

Россия, Норвегия и Алжир составляют так называемую «большую тройку» стран-экспортеров природного газа в Евросоюз. В структуре потребляемого Европой газа на их долю приходится примерно 85 процентов «голубого топлива».

Сегодня ОАО «Газпром» оценивает свою долю на европейском рынке в 24 процента, являясь, таким образом, крупнейшим поставщиком природного газа в страны Евросоюза. По данным на 2010 году он экспортировал в Европу 138 миллиардов кубометров газа. Чуть отстает от «Газпрома» Норвегия. В том же 2010 году она поставила в страны ЕС около 100 миллиардов кубометров газа. Норвегия обладает одним из крупнейших в мире месторождений природного газа на шельфе Северного моря. Для этой страны, как и для России, нефтегазовая промышленность является фундаментом экономики. В 2002 г. нефтегазовый сектор составил 23 процента ВВП и принес 32 процента всех доходов государства.  Однако, в отличие от России, где огромные запасы нефти и газа приводят к обогащению немногих и нищете большинства, которому перепадают крохи с барского стола, наличие таких запасов позволило Норвегии в конце XX века построить социальное государство «всеобщего благоденствия». Это же объясняет и то, почему Норвегия до сих пор не вступила в Евросоюз. Страна не видит в этом необходимости: она сама не нуждается в помощи и не особенно стремится раздавать накопленные ресурсы на помощь кому-либо. Периодически устраиваемые референдумы внутри страны по этому вопросу неизменно дают отрицательный результат.

Кроме «большой тройки» среди других стран-экспортеров газа в Евросоюз называли Нигерию, Ливию, Египет и Катар. Однако Ливия и Египет в последнее время резко сократили объем своих  поставок. Наличие запасов углеводородов и желание установить над ними контроль (что крайне выгодно ввиду территориальной близости) объясняет во многом участие стран Евросоюза, в первую очередь Франции, в свержении режимов в Египте и Ливии. Большую роль в этих событиях сыграл также Катар, выведший на время из игры конкурентов и получивший сегодня, т.е. в период хаоса в этих странах, возможность резко увеличить поставки сжиженного природного газа в Европу.

Из стран ЕС наиболее крупным покупателем российского газа является Германия. В 2010 году «Газпром» поставил ей 35 миллиардов кубометров газа, что составляет 45 процентов потребляемого этой страной газа. В первую пятерку европейских импортеров российского газа входят также Италия (13,1 млрд. кубометров), Польша (11,8 млрд. кубометров), Великобритания (10,7 млрд. кубометров) и Франция (8,9 млрд. кубометров).

Роль и перспективы «Газпрома»

 «Газпром» является единственным поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию, Финляндию, Македонию, Молдавию и Словакию. Газ «Газпрома» составляет более половины потребляемого газа Болгарии, Венгрии, Турции, Австрии, почти половину газа, потребляемого Германией, 27 процентов газа Италии и 25 процентов газа Франции.

Серьезная озабоченность Европы возрастающей зависимостью от газпромовского газа вполне обоснована. В политике, к сожалению, с течением времени мало что меняется и зависимость экономическая может быстро перерасти в зависимость политическую. За последнее десятилетие странами ЕС были предприняты ряд шагов к снижению зависимости от российского полугосударственного «Газпрома» и диверсификации источников поступления углеводородов. Эти шаги уже привели к значительному снижению доли «Газпрома» на газовом рынке ЕС. Так, если в 2000 году эта доля составляла почти 39 процентов, то в 2010, в результате принятых странами ЕС мер по диверсификации, она составила 24 процента. Следует, однако, заметить, что такое снижение доли «Газпрома» в экспортных поставках газа в страны ЕС – не плод их злонамеренности или тем более какой-то русофобии по отношению к российской компании. По существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт. Это неминуемо привело и возможно еще будет приводить к снижению доли российского экспорта энергоносителей в Европу. 

Естественно, что это создает головную боль для руководства «Газпрома», заставляя выходить на новые рынки сбыта и обращать свой взор на страны Азии, прежде всего Китай с его быстро растущей экономикой. Однако катастрофы в этом для «Газпрома» нет. Более того, в долгосрочной перспективе это может быть выгодно для российской экономики, это заставляет ее двигаться и увеличивать свою собственную диверсификацию.

С Китаем в 2011 году «Газпрому» договориться не удалось. Китайскую сторону не устроила предлагаемая «Газпромом» цена газа. Планируемая реализация строительства газопровода «Алтай», который должен был соединить газовые месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским районом Китая, пока отложена и выведена за рамки первоочередных проектов «Газпрома». Однако представляется, что это вопрос времени.

Значение газа в китайском энергобалансе пока невелико. Если в мире на газ приходится четверть энергобаланса, а в России – 55 процентов, то в Китае в 2010 году – всего 4,2 процента. Однако эти 4,2 процента составляют 120 млрд. кубометров. Зато на уголь приходится почти 80 процентов от энергобаланса страны. Коммунистическая партия Китая поставила задачу увеличить долю газа почти в два раза к концу пятилетки – до 8 процентов к 2015 году. То есть, учитывая рост потребления энергоресурсов в стране – до 250 млрд. кубометров. По трубопроводу «Центральная Азия – Китай» с учетом последних договоренностей планируются поставки около 65 млрд. кубометров газа из стран – бывших советских республик Средней Азии и Казахстана. Это около 2 процентов энергобаланса страны. Чем покрыть остальные 6 процентов к 2015 году? Вряд ли проблему может решить индонезийский природный газ, которого добывается сегодня всего чуть более 85 млрд. кубометров за год. Решением может стать российский газ. Следует ожидать продолжение переговоров по вопросу о поставках газа в Китай из России (не только по проекту «Алтай», но и другим) в самое ближайшее время. Конечно, Китай будет добиваться максимально выгодных для себя условий, но на то и рынок, чтобы находить взаимоприемлемые решения.

Что же касается Европы, то согласно имеющимся прогнозам, к 2020 году ее потребность в импортном газе составит 380 млрд. кубометров, а к 2030 году, по базовому сценарию Еврокомиссии, до 575 млрд. кубометров. При всех кризисах, которые, как известно, являются неизбежными спутниками капиталистической экономики, развитие Европы не остановится. За периодом кризиса всегда следует период экономического подъема и роста. Даже если, в результате дальнейшей диверсификации, возрастет уровень поставок газа в Европу альтернативных поставщиков, включая поставки СПГ, проект «Набукко», проекты по сланцевому газу и др., доля поставок Газпрома тоже будет расти из-за возрастания потребностей в топливе экономик европейских стран.

Так что перспективы «Газпрома» в Европе есть, и очень неплохие. Тем более, что расчетливый подход европейских политиков, бизнесменов и экономистов, умеющих просчитывать будущие выгоды и потери, никогда не позволил бы реализоваться недавно завершенному проекту «Северный поток» (Nord Stream), если бы он не отвечал интересам Европы. На 2012 год запланировано завершение строительства второй очереди данного газопровода, которая позволит ему выйти на проектную мощность 55 млрд. кубометров газа в год.

Для Европы было бы верхом глупости отказываться от выгодного сотрудничества с «Газпромом» из-за каких-то надуманных политических соображений. Вариант распада Российской Федерации на мелкие государства, о котором ряд политологов сегодня говорят как об одной из возможных перспектив, в данном случае невыгоден Европе. Если подобное развитие событий фактически стало реальностью в Египте и Ливии, то необходимо иметь в виду, что эти страны хотя и имели долю в обеспечении ЕС газом, но конечно она была не столь значительна, как доля «Газпрома».  В случае хаоса в России Европа может лишиться своих 24-25 процентов газпромовских поставок. А это означает коллапс европейской экономики, который может привести к революциям, переворотам, войнам и др. Для привыкшей к комфорту Европы это неприемлемо. И вряд ли она будет способствовать реализации подобного сценария, даже под нажимом Соединенных Штатов.

«Газпром» и кризис Евросоюза

Как может повлиять на отношения ЕС с «Газпромом» нынешний кризис Евросоюза и перспектива его распада? В первую очередь необходимо понять, что распада Евросоюза не будет.

Выражением современного кризиса Евросоюза является то, что ряд стран-участниц, в первую очередь Греция, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Маастрихтским соглашением. Европейский валютный союз имеет так называемые Маастрихтские критерии, согласно которым дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 процента ВВП, государственный долг должен быть менее 60 процентов ВВП, уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 процента среднего значения трех стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами и т.п.

Почему Греция и некоторые другие страны не вписывается сегодня в эти требования? Во многом ситуация объясняется тем, что за последние годы количество членов ЕС значительно и резко выросло. В 2004-2007 годах, за три года, количество стран – участников ЕС выросло на 12. Это Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния. Не нужно объяснять, что это страны не с самыми сильными экономиками, во всяком случае, не гиганты, подобные Франции или Германии. Ранее донорской помощи последних вполне хватало на поддержку неблагополучных участников ЕС, таких как Греция. Резкий рост ЕС привел к нехватке донорских средств, банкротству и  кризису в одних странах, росту сепаратистских настроений в других. Чем это все может закончиться?

На протяжении своей истории Евросоюз имел разную степень интеграции в разные исторические периоды. Вначале 50-х это было Европейское объединения угля и стали – объединение по конкретным отраслям экономики. Затем, с 1957 года, объединение стало более тесным – возникло Европейское экономическое сообщество, или, как его еще называли, «Общий рынок», представляющее из себя уже союз по координации общей экономической политики. В 1986 году был подписан Единый Европейский акт, а в 1999 году было заключено Шенгенское соглашение —   отменен паспортно-визового контроль на границах ряда государств-участников ставшего еще более тесным Европейского союза. Наконец последним интеграционным актом стало Маастрихтское соглашение.

Если развитие кризиса в ЕС пойдет по худшему сценарию, то вполне вероятно понижение уровня европейской интеграции. Возможен отказ от Маастрихтских критериев. Нельзя исключать обсуждаемую сегодня вероятность возврата к системе национальных валют. То есть у Евросоюза есть перспектива возврата к интеграции уровня ЕЭС, где главным было экономическое сотрудничество по отдельным направлениям без тесного валютного и таможенного объединения. Возможен и другой сценарий - вариант сокращения количества тесно интегрированных членов, которыми останутся страны со стабильной экономикой, и понижение статуса в Евросоюзе других стран, таких как Греция. В связи с этим вероятно изменение характера политического сотрудничества (по вопросам внешней политики и др.). Однако полностью евроинтеграция не исчезнет. Европейская экономика настолько интегрирована, что развод отдельных стран невозможен. Если конечно они не полные безумцы и не готовы следовать «опыту» СССР. Но, вряд ли они не понимают, что в данном случае как раз горький опыт СССР показывает, как не надо делать!

Как же это все может сказаться на поставках газпромовского газа в Европу? В любом случае, каков бы ни был уровень евроинтеграции, на поставки и востребованность российского газа он отразится незначительно. «Газпром» и сегодня договаривается по поставкам и ценам на газ не с ЕС как международной организацией, а с каждой страной, его участником, по отдельности. В этом отношении для «Газпрома» нет принципиальной разницы - будет существовать ЕС или нет, или какая в нем будет степень интегрированности.

С ликвидацией валютно-таможенного союза и изменением условий транспортировки по территории стран-транзитеров возможно усложнение процедуры заключения договоров на поставку. Но от российского газа никто не откажется. Он очень выгоден для Европы. И слишком много в экономиках европейских стран на него завязано.  Сегодня уровень поставок газпромовского газа в Европу после нескольких лет сокращения стабилизировался. Вследствие дальнейшей диверсификации поставок он может еще несколько сократиться. Однако, даже если будут реализованы все европейские планы по диверсификации, ощутимо серьезного влияния на объемы и прибыль «Газпрома» от этого следует ожидать через 20-25 лет. Именно столько времени потребуется для реализации всех диверсификационных проектов, включая желание Соединенных Штатов импортировать сжиженный газ в страны Европейского Союза. Пока это, по большей части, только слова. И не факт, что многие проекты по диверсификации будут реализованы.

Но даже если предположить, что все эти проекты все же удалось осуществить, в принципе ничего страшного для «Газпрома» не будет и в этом случае. Как мы уже отметили, потребность экономики европейских стран в газе будет расти.  Как будет расти и мировой спрос на природный газ: в 20-30-х годах XXI века рост среднегодового спроса не него прогнозируется на уровне около 2 процентов, а его доля в суммарном потреблении к 2030 году повысится до 22 процента. Таким образом, даже если возрастет уровень поставок газа в Европу альтернативных поставщиков, доля поставок Газпрома тоже будет расти из-за возрастания потребностей в топливе экономик европейских стран. Как и неевропейских, таких как Китай, Япония, Корея и др.

Итоги

В целом, у «Газпрома» сейчас очень выгодная позиция. Глобальные геополитические изменения в странах арабского Востока были в целом невыгодны для России. Но для европейских интересов «Газпрома» они могут сыграть выгодную роль: рост политической нестабильности в регионе, и как результат, сокращение газовых потоков из него европейским потребителям, может привести к возрастанию газпромовских поставок в Европу. Так уже случилось, например, когда Ливия в 2011 году прекратила поставки газа в Европу. В результате трагедии на японской АЭС «Фукусима-1» Германия и Швейцария отказались от использования АЭС. Германии понадобится дополнительно как минимум 16 млрд. кубометров газа по сравнению с текущим потреблением как замена ядерной энергетике. Со времени аварии на Чернобыльской АЭС Италия не использовала ядерную энергетику, а в середине 2011 года она отказалась от использования АЭС по итогам референдума.

Потому сейчас наблюдается изменение ранее жесткой позиции европейцев по газпромовским поставкам газа. Показательно в связи с этим, что ЕС изменил свое отношение к проекту «Южный поток» и рассматривает возможные варианты его реализации. Интересно, например, предложение итальянской энергетической компании Eni, выступившей за объединение участков пересечения газопроводов «Южный поток» и Nabucco, которые ранее рассматривались как альтернативные. Более того, Nabucco был проектом, призванным, как писал журнал  Forbes продемонстрировать единство Европы в противостоянии «манипуляциям и ухищрениям путинской нефтяной империи». Отказ от первоначального замысла этого проекта означает признание роли «Газпрома» в Европе и неизбежности долгосрочного сотрудничества с ним.

В Европе понимают, что «Газпром» прочно закрепился на континенте и теперь невозможно представить себе ЕС без российского газа. Европейские специалисты утверждают, что спрос на российский газ сохранится, даже если он окажется одним из самых дорогих на рынке.

Такая ситуация очень также выгодна и для внутреннего потребителя внутри России. Она позволит сохранять стабильность внутренних цен, достаточных, чтобы стимулировать развитие российской экономики. Существует однако мнение, что такая стабильность может натолкнуться на непомерные аппетиты капитанов российского газового бизнеса, стремящихся компенсировать убытки и выкачивать сверхприбыли за счет рядового российского потребителя. Но здесь многое зависит от позиции высшего руководства как РФ, так и «Газпрома». Проявляя достаточную жесткость в вопросах ценообразования на внутреннем газовом рынке, правительство уже не раз пресекало планы ОАО «Газпром» чрезмерно повысить внутренние цены. Ближайшее будущее покажет, сохранится ли такой курс…

Хотелось бы завершить этот небольшой обзор и попытку прогноза мнением эксперта. В феврале 2012 года один из ведущих американских экономических обозревателей Марк Адоманис  писал следующее: «… хотя Газпром во многом кажется реликтом и промышленным колоссом, раскинувшим свои сети по всему континенту и владеющим буквально всем, от футбольных команд и банков до телевизионных каналов и газет, провал проекта Nabucco показывает, что эта компания по-прежнему  играет важнейшую роль в европейской экономике и будет сохранять свою значимость на всю обозримую перспективу. И если вы дожидаетесь того дня, когда русские уже не будут ведущими игроками на энергетическом рынке ЕС, ждать вам придется очень долго». 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку