-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

Волшебные точки здоровья. Организм человека - сложная, целостная, гармоничная система, несущая ин...

Бразильская техника вышивания .... - (0)

Бразильская техника вышивания .... огромная подборка по объёмной вышивке Бразильская вышивка - од...

Нежная накидка"Три веера". - (0)

Нежная накидка"Три веера" Необыкновенная вязаная накидка из мохера от Ольги Побединской выполн...

Коврик "сентябрь " мастер класс часть 1 - (0)

Коврик "сентябрь " мастер класс часть 1     97.        ...

вязание крючком по выкройкам - (0)

вязание крючком по выкройкам http://club.osinka.ru/topic-46613?&start=90&sid=4c670544559a883f498e...

 -Видео

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
22:18 09.04.2012
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
22:06 20.03.2012
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
22:05 20.03.2012
Фотографий: 1

 -Я - фотограф

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталюба

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.02.2012
Записей: 1248
Комментариев: 202
Написано: 1672


Кто и как колядует?

Воскресенье, 30 Декабря 2012 г. 01:53 + в цитатник



koljada_b (500x330, 42Kb)
Слово коляда (коляды, колядка) – является общим с древнеславянским «коленда».Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла.Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.



9294 (575x608, 129Kb)
Коляда была божеством славянской мифологии, которой посвящали предновогодние дни. Коляда ("коло"-солнце) рождается, живет и умирает ежесуточно и ежегодно. За годовой цикл солнце проходит тот же путь, что и природа, и человек. Тогда человек верил, что своими магическими действиями, обрядовыми песнями и танцами он может помочь природе и Солнцу в борьбе с темными силами. И Коляда — это первый праздник в честь Солнца в годовом цикле, им начинаются зимние хлебопашеские святки. Рождество празднуется на 15-й день после самой длинной ночи.
Колядки-общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.


11728 (580x386, 110Kb)
"Колядовать" у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Все славянские племена праздновали с незапамятных времен У чехов, сербов и болгар "ходите по коледе" означало поздравлять с Новым годом;у словаков "коледовать" значило благославлять в Новый год; у задунайских славян "коледою" именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и одаривании,это называлось "коленда".Истоки этого праздника восходят к древнейшим языческим временам. Некоторые исследователи выводят праздник еще к шумерской цивилизации из которой этот обычай перешел в античность.У древних кельтских и германских племен были свои боги и свои празднования нового года.
Слово "колядки" имеет своим корнем латинское слово "календа", то есть первый в месяце или первый в году, откуда в европейских языках и появилось слово "календарь".

В рождественских обычаях тех времен до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы, смысл которых был в призывании хорошего урожая в следующем году, богатства и благосостояния хозяевам, счастья и здоровья всем членам семьи. Обо всем этом поется в колядках. Иначе говоря, колядка — это песня во славу Коляды, то есть Небесной матери новорожденного Солнца, матери Света
Коляды представляют собой архаические песни пожеланий и благословений, исполняемые во время зимних праздников, в особенности на Рождество. Днём дети ходят от дома к дому, произнося небольшие поздравительные речи, за это колядующие получают в качестве вознаграждения калачи, орехи, яблоки, деньги. Вечером отправляются колядовать молодёжь и взрослые люди. Как тексты, так и мелодии колядок очень самобытны, благодаря чему они и сегодня популярны у слушателей. Колядки разделяются на светские и религиозные. В повествовательную канву колядок вплелись различные мифологические и языческие элементы, что говорит об их архаичности. В колядках сочетается прославление повседневной жизни людей, их заботы и труды, с одной стороны, с морализаторскими призывами совершать добрые поступки, соблюдать меру и сдержанность во всём, к доброте, щедрости, гостеприимству, с другой. Религиозные колядки охватывают аспекты, связанные с библейской жизнью Иисуса Христа и Божьей матери. Аллегорические сцены, полные магии и волшебства, пришли из наших пленительных народных сказок. Вступительные и заключительные формулы, относительно неизменные, говорят не о том, что они застыли в своём развитии, а о жизнеспособности и гибкости, открытости к сегодняшнему дню со всем новым. Коляды разделяются специалистами на: космогонические, охотничьи, аграрные, пастушеские, рыболовные и т. д. Их можно различать также в зависимости от возраста колядующих: детские колядки представляют собой шуточные пожелания, без особых претензий на художественность, которые, однако, покоряют зрителя своей искренностью и свежестью. Колядки молодёжи или взрослых людей часто сопровождаются игрой на различных музыкальных инструментах и превращаются в настоящие уличные спектакли. Они ошеломляют зрителей художественным содержанием, мелодией, своеобразием голосов. Обычно в репертуаре колядующих несколько колядок, они стараются петь возле каждого дома те колядки, которые соответствуют хозяину дома. Здесь пропадает элемент обобщённости и безличности. К примеру, для прижимистых хозяев есть колядки с элементами иронии и сатиры. В некоторых колядках явно заметно влияние религиозной христианской литературы.


sochelnik_kolyada (448x335, 57Kb)
На территории России состоялись свои многочисленные традиции: например, Коротун, Щедрый вечер – украинская традиция, или Цари Коляды – белорусская. Обряды могли немного отличаться, как и мелодические попевки, но в целом культурное пространство было общим. В России коляды две: одна перед Новым годом - Васильевская; вторая перед Богоявлением - Крещенская. Первая еще известна под именем богатой, а вторая - постной. Канун Нового года в России назывался Васильев вечер, в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым.

Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы.
Коляда,коляда!
Пришла коляда
На канун Рождества;
Мы ходили,мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду...



Alexander Daniloff (640x546, 86Kb)
С 25 декабря начинались на Руси Святки, веселое время для всех возрастов. Утро дети проводили в "славлении" и "виршевании". Славление заключалось в хождении с вертепом (ящиком), звездой,рацеями и виршами. Вертеп в Сибири, например, устраивался в виде ящика с двумя ярусами. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем - Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили с ним по домам. За пение награждали поющих деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один человек носил кузов, деньги в тарелку собирал сборщик. За свое пение славельщики получали подарки. Они приходили к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами. Рацеи (речь певучим говорком) переходили из поколения в поколение по наследству. Славление у взрослых начиналось около полудня. В старину нем участвовали все сословия. В наши дни вместо славления взрослые ездят с поздравлениями в гости к родным и знакомым.
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

С 26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания."Васильев вечер" для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.
В Васильев вечер происходили варения каши, засевание зерен, хождения по домам.



huge (700x553, 119Kb) В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь несомненно разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп.


vecchie_tradizioni_natalizie_russe5 (500x373, 21Kb) С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств — черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды).


Kolyadki (700x466, 108Kb) К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых — Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе.Щедрик, щедрик, щедрівочка
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва,
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Кроме Белоруссии и Украины щедривка исполняется на территории Молдовы, где проживает много украинцев. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику. Начинает Колядки Оусень(Овсень) то есть Осень(совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, кот. подпевают.


украина (700x525, 151Kb) Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.
Коляд, коляд, колядниця

Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця.
( Добра з маком паляниця )
А без меду (маку) не така,
Дайте, дядьку, п’ятака !


Коляда - персонаж, олицетворяющий наступление нового земледельческого года, будущего весеннего плодородия и осеннего изобилия, древние славяне чествовали его в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Накануне дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний в зверей, чертей и прочей нечистой, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда — божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи.

Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.


Оксана Архипова Каляда. 2008 г.
Оксана Архипова Каляда. 2008 г. (700x527, 72Kb) Коляды в Беларуси.
Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца (до Нового года — 14 января), чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день 6 января постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар. В вечер перед новый годом кутья подавалась с сытою — водой, подслащённой медом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар (своеобразный компот) обычно делался из сушеных яблок и груш.


1886098_original (700x577, 116Kb)
А у сьвеце нам навіна была. Сьвяты вечар!
Там Прачыстая Сына радзіла. Сьвяты вечар!
Ў небе зорачкі засьвяціліся. Сьвяты вечар!
Прыйшлі мудрацы, пакланіліся. Сьвяты вечар!
Каб забіць Дзіця Ірад сам пайшоў. Сьвяты вечар!
Ды да ясляў шлях неяк не знайшоў. Сьвяты вечар!
Узрасло Дзіця — Госпад Хрыстос Бог. Сьвяты вечар!
Правды сьвет знайсьці Ён нам дапамог. Сьвяты вечар!
(белорусская песня христославов)
В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников — носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку».


белоруссы (500x400, 56Kb)На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.
Белорусская колядка: Сьвецяць, сьвецяць зорачкі

1. Сьвецяць, сьвецяць зорачкі,
Зоркі брылянцістыя,
На палі, узгорачкі,
На лясы цяністыя.

2. Ціша сяньня в вечары
На ўвесь сьвет пасьцелецца.
Залатымі шышкамі
Мы асыплем ёлачку.

3. Загарымся сьвечкамі
Залатымі, яснымі.
Слава Богу ўзвышняму,
На зямельцы шчасьцейка.
Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.




colinde (700x465, 137Kb)
Коляды в Молдавии
«Плугушор» (хэитурэ, урэтурэ) − основная традиционная разновидность молдавских фольклорных новогодних обычаев. Название этого ритуала происходит от слова «плуг». И какое же отношение имеет плуг к Новому году, когда может ударить такой мороз, что трескаются камни?! У наших предков новый год начинался 1 марта, это объясняет парадокс ритуальной пахоты в это время года. «Плугушор» представляет собой стихотворное произведение, состоящее из примерно 500 стихов, где перед нами раскрывается весь процесс производства хлеба: от первой борозды и до выпекания калачей.Aho, aho!
Maine anul se-nnoieste
Plugusorul se porneste
Si incepe-a colinda
Pe la case a ura.

Iarna-i grea, omatu-i mare,
Semne bune anul are,
Semne bune de belsug
Ca si brazda de sub plug.
Manati mai, hai, hai, hai! Анонимный автор создал настоящую стихотворную эпопею, прославляющую труд землепашца. Шествие колядующих разворачивается в канун Нового года.Сейся, сейся из мешка,

Белоснежная мука,

Чтоб скакали из печи

Золотые калачи!
Колядующие большими группами несут колокольчики, бубенцы, арапники (кнуты), бугаи, часто и бутафорский плуг – всё это создаёт атмосферу театрального представления, которое разыгрывается во дворе тех, к кому пришли колядовать. Действующими лицами колядки являются бадя (дядя) Василе, бадя Траян, его жена, молодые девушки, крепкие бабы, кузнец, мельник и др. Стиль повествования возвышенный, с юмористическими, комическими нотами. Каждая из сцен шествия (пахота, сеяние пшеницы, жатва, молотьба, помол муки, выпечка калачей) выявляет многоцветность жизни и деятельности молдаванина, демонстрирует его стойкость и силу духа, мастерство и трудолюбие, щедрость и силу. В круговороте времени этот этап является главным для крестьянина в деятельности, связанной с природой, кульминационным моментом, определённым в космическом времени. Развязка этой эпопеи связана с пожеланиями изобилия, здоровья, гармонии в семье. В спектакле коляды можно видеть настоящие народные театральные представления, такие как «Маланка», «Арнэуцул», «Жиений», «Бужорений», «Кодрений», «Брумэрелул», «Капра»(коза), «Урсул»(медведь), «Кэлуцул» и т. д.

Ряженые молдавского села Клокушна «Маланка»
В украинских селах, что на севере Молдовы, в настоящее время традиции пытаются сохранить.На святцы ходят ряженые и поздравляют с маланкой... Мала нічка — петрівочка,
Не виспалася Маланочка.
Шовки пряла, кедри ткала,
До батечка не давала.
Чi твоi Шовки, чi твоi кедри? Чi твоя дочка Маланочка? Не моi шовкi,не моi кедри Не моя дочка Маланочка Мала нічка — петрівочка,
Не виспалася Маланочка.
Шовки пряла, кедри ткала,
До мамочки не давала.
Мала нічка — петрівочка,
Не виспалася Маланочка.
Шовки пряла, кедри ткала,
Та й до милого давала...
Ряженые молдавского села Клокушна (600x400, 116Kb)
На территории Молдовы тоже ходят и поздравляют на рождественские святцы щедривками: Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Як начала щебетати,
Господаречку викликати:
— Вийди, вийди, господаречку,
Подивися на кошарочку,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Як не гроші, то полова,
У твоi жінкi чорнi брови,
Чорнi чорнi як шнурочкi
Висит рушник на кiлочку Вечiр добрый!
У молдаван, как и у других народов, в новогоднее утро соблюдается, главным образом детьми, обычай «Посевания», который как бы продолжает предновогодний «Плугушор». «Сеятели» ходят по домам, разбрасывают зерна различных растений и произносят короткие стихотворные здравицы, содержащие, как и заключительная часть «Плугушора», пожелания богатого урожая, приплода скота, увеличения семьи, здоровья, счастья в новом году. Тексты «Посевания» традиционны. Но и в них некоторые стихи обновляются. Вот, например, стихи «Посевания», в которых выражено пожелание хорошего урожая в наступающем году:

Пусть растут кукуруза,
Ячмень,
Конопля,
Просо,
Пшеница!

В южных селах республики распространена «Соркова». Специалисты утверждают, что молдаване заимствовали этот своеобразный красочный новогодний обычай у болгар. 1 и 14 (по старому стилю) января утром дети, да и взрослые, легонько ударяют поздравляемых по плечу веткой (украшенной разноцветными искусственными цветами и лентами фруктового дерева) и произносят небольшую здравицу: «Соркова, весела,/ сэ трэиць, сэ-нфлориць» («Будьте здоровы! Радостно встречайте лето! Гостинцем угостите нас!»).



188467713 (499x283, 47Kb)
Праздник Рождества у гагаузов, проживающих на территории Молдавии называется по-разному: Kolada, Koladi, Kreçun, Kraçun. Гагаузы празднуют Рождество по юлианскому календарю, т.е. по старому стилю – 7 января. Праздник Рождества Христова был приурочен церковью ко дню зимнего солнцестояния.Термин Crăciun (мороз) с незначительными изменениями используется у румын, молдован, у венгров, а также у некоторых славянских (у части болгар, украинцев, словенцев, словаков) в значении – Святки, Рождество.

Гагаузия пос. Светлый
Гагаузия пос. Светлый (635x476, 316Kb) У гагаузов колядование происходило накануне Рождества и называется Kolada gezmää, Koladeli. К празднику молодежь начинала готовиться заранее. В течение Pождественского поста (Kolada orucu) молодые парни собирались в пустующем доме и там, уважаемый всеми мужчина, обучал их колядкам (kolinda, kolada çalmaa). Почти все рождественские колядки исполнялись гагаузами на болгарском языке, содержание которых сами колядующие не понимали. Их заучивали наизусть и поэтому они произносились с ошибками. Рождественские колядки пели индивидуально для каждого члена семьи соответственно его положению, возрасту, полу, а также в зависимости от того, где находились колядующие: у ворот, в доме или при выходе из дома, на улице.

Гагаузия село Бешалма
Гагаузия село Бешалма (700x561, 103Kb) Рождественская колядка на гагаузском языке религиозного содержания в с. ДезгинджаMoş Kreçun Sfınt Bătrın Äед Крэчун святой старик

Oturêr bir ceviz aacın altında. Ñидит под одним ореховым деревом.

O ceviz aacın dalında var bir Íа ветке этого орехового

altın sallangaç. дерева есть качеля из золота.

Sallangaçta kim oturêr? Кто сидит на качели?

– İisus Hristos. – Иисус Христос

İisus Hristos küçücük. Иисус Христос маленький.

Kim onu sallêêr sallangaçta? Кто его качает на качели?

Моş Kreçun Sfınt Bătrın. Äед Крэчун святой старец

Hem sallêêr, hem sorêêr: Качает и спрашивает:

"Nezaman dünnää bitkisi?" “Когда наступит конец света?”

İisus Hristos ona söleer: Èисус Христос ему отвечает:

"Nezaman ool bobayı “Êогда сын отца побьет, а

düvecek, kız da anayı, äочь – мать,

Ozaman bilärsin, ani dünnään bitkisi." Тогда знай, что наступит конец света". Гагаузская рождественская обрядность менее развита по сравнению с другими европейскими народами. В гагаузской рождественской обрядности отсутствуют важнейшие элементы, составляющие содержание “солнечного” праздника, отмечаемого многими европейскими народами в середине зимы (т.е. дня зимнего солнцестояния): нет обрядов связанных с огнем и ритуальным сожжением обрядового полена (бадняка), “олицетворяющим какое-то языческое божество”, нет народных колядок на гагаузском языке. Интересно отметить, что обряды, связанные с огнем и бадняком отсутствуют также у гагаузов Болгарии. Рождеству, как празднику зимнего солнцестояния, гагаузы придавали меньшее значение, чем соседние земледельческие народы. Это можно обьяснить тем, что основной формой хозяйственной деятельности гагаузов было скотоводство, а земледелием они начали заниматься гораздо позже, чем соседние народы. [more/]
Рубрики:  праздники
Страны
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку