Александр_Защитник обратиться по имени
Вторник, 06 Марта 2012 г. 11:57 (ссылка)
От Луки 18:10 (BLB)
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
В этой притче пред нами предстают два человека. Один очень хороший, по меркам общества, в котором он живёт, а другой, по оценке того же общества, очень плохой. Почему? Да потому, что хорош тот, кто не грабит, не убивает, не обижает и не прелюбодействует. Хорош тот, кто старается соблюдать предписания своей религии, исполняя даже больше, чем от него требуется. И плох тот, кто предал свою родину, свой народ, записавшись в налоговые инспекторы, работая на ненавистных захватчиков. Плох тот, кто обирает собственный народ, собирая налоги для Римских правителей, не забывая одновременно и о своём кармане.
Вы уже догадались кто здесь положительный персонаж, а кто отрицательный? Совершенно верно, фарисей вызывает доверие и уважение со стороны молящихся в храме, ибо выглядит очень позитивно в глазах общества. Мытарь же вызывает отвращение, и общество его отторгает, осуждая его деятельность и образ жизни.
Понимаю, что сейчас могут начаться дебаты по поводу того, что Бог очень странно смотрит на людей и оправдывает, в итоге, того, кто ведёт аморальный образ жизни. Неужели, спросите Вы, нужно быть отъявленным нарушителем всех норм и правил, чтобы быть угодным Богу? Нет, совсем не обязательно. Не об этом идёт речь в притче. Не это нам хочет показать Господь, рассказывая данную историю.
Первое, что нам нужно понять, так это то, что внешность может быть обманчива, когда речь идёт о духовной стороне жизни человека.
Второе – мы смотрим на внешность, по которой судим, а Бог смотрит внутрь, чтобы сделать Свои выводы, ибо внешность обманчива.
Третье – себя и окружающих людей можно ввести в заблуждение, Бога же не обманет наш набожный вид.
Ладно, пока хватит трёх пунктов.
И основное – тот становится счастливым обладателем Небесного Царства, кто признаёт, что он не может ничего сделать, чтобы изменить свою внутреннюю природу. Мытарь признавал свои ошибки, свои грехи и свою беспомощность, чтобы измениться. И что очень важно, он не хотел таким оставаться, поэтому обращался к Богу за помощью. У него уже не было ничего, что можно было бы представить Богу, как личные заслуги, поэтому он не осмеливался даже глаза поднимать к небесам. Он полностью призвал свою вину и просил милости у своего Спасителя.
Мытарь же, наоборот, стоял очень гордо и напыщенно, ибо у него был большой список заслуг и достоинств, которые, по его мнению, давали ему преимущество обращаться к Богу и быть благословенным. Он перечислил малую часть из того, чем гордился и сравнил себя с присутствующим здесь мытарем. Конечно, он выглядел гораздо лучше, это его вдохновляло и побуждало к молитве. Он был уверен, что Бог тоже одобряет его поведение. И Бог одобрял его поведение в социуме, но не мог принять его поведение по отношению к мытарю и к Нему Самому.
Вот и четвёртый пункт нарисовался – не нужно сравнивать себя с другими людьми, когда пытаемся определить своё духовное состояние. Мы же всегда найдём тех, кто выглядит хуже нас, чтобы себя похвалить, чтобы возвыситься, по крайней мере, в своих глазах.
Итак, делая вывод, хочу сказать, что оправдание получает не тот, кто хорош в своих глазах, а тот, кто просит то, чем не обладает. Я не сомневаюсь, что у мытаря было много положительных черт характера и были дела, которые можно назвать хорошими. Уверен, что родные и близкие могли бы спеть о нём хвалебную песнь, в которой было бы много примеров его бескорыстной любви к ним и к несчастным, с которых он собирал налоги. Но главное, что это всё было, для самого мытаря, ничтожно, когда речь заходила о его духовном состоянии. Дух его кричал о полной пустоте и зависимости от Божьей милости.
В этом его счастье, в этом его духовная нищета. И Бог это одобряет.
Да, кстати, не пытайтесь играть роль мытаря, ибо Бог знает наши мотивы…