|
«Утро в сосновом лесу» — самое знаменитое произведение Шишкина. Современники отмечали идиллическое содержание этого пейзажа. «Утренний туман тихо вздымается, прогоняемый дневным теплом. Лесные обитатели проснулись, в том числе и семья медведей, копошащихся возле старых смолистых сосен. Медвежата эквилибрируют на стволах и наслаждаются жизнью в свое удовольствие», — писал критик Петр Гнедич.
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Кроме милой сердцу «идиллии» из жизни лесных обитателей, в пейзаже завораживает переданная с виртуозным мастерством жизнь леса. Устремились к утреннему розовеющему небу стволы сосен, которые, подобно гигантскому куполу, «смыкаются» в вышине, словно венчают глухую чащу леса. Распростерлись по земле причудливо изогнутые корни расколовшейся, поваленной ветром сосны. Сырой утренний туман, скопившийся в овраге, почти «физически» ощутим. Первые лучи солнца, пробиваясь сквозь густую чащу леса, наполняют все вокруг розово-золотистым сиянием.
Недостаток «поэзии» и лирической проникновенности, который часто замечали критики, Шишкин всегда возмещал вдумчивым и пристальным созерцанием тайн «формы» леса. Он иллюзорно передает на картине неповторимый ажурный узор сосновых ветвей, причудливые переплетения лежащего под ногами хвороста, изящество хрупких стволов молодых деревьев, которые, прорастая под пологом леса, борются за свое место под солнцем… Это мастерски выполненное художником созерцательное «погружение» в суровую лесную глушь всегда находило отзвук в душе зрителя. Личность художника словно исчезала, и зритель оставался один на один с природой, которая охватывала его во всей своей таинственной и чарующей прелести.
Писатель Василий Михайлович Михеев, отмечая целостность замысла картин Шишкина, замечает: «И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер — специалист леса далеко не так силен в изображении животных. Впрочем, он ими и не злоупотребляет».
Чуткий критик заметил, что медведи на картине не слишком органичны. Действительно, они были написаны рукой другого художника. 4 марта 1889 года после открытия 17-й выставки Товарищества передвижников художник Константин Савицкий писал родителям жены: «Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней. И. И. Ш-н и взял на себя исполнение пейзажа. Картина вытанцевалась, и в лице Третьякова нашелся покупатель. Таким образом убили мы медведя и шкуру поделили! Но вот дележка-то эта приключилась с какими-то курьезными запинками. Настолько курьезными и неожиданными, что я отказался даже от всякого участия в этой картине, выставлена она под именем Ш-на и в каталоге значится таковою. Оказывается, что вопросы такого деликатного свойств не утаишь, пошли суды да пересуды, и пришлось подписаться под картиной вместе с Ш., а затем и поделить самые трофеи купли и продажи. Картина продана за 4 т., и я участник в 4-ю долю! Много скверного ношу в сердце своем по этому вопросу, и из радости и удовольствия случилось нечто обратное». Из этого письма следует, что первоначальная идея написать картину принадлежала Савицкому. Среди специалистов встречается и другое мнение. Возможно, Савицкий в мастерской Шишкина увидел какой-то пейзаж с эффектом тумана и попросил Шишкина о сотрудничестве, что было обычным делом в кругу художников-передвижников. Возможно, Савицкий нуждался в заработке и предложил написать совместную картину, где признанный знаток леса, успешный и известный Шишкин стал бы исполнителем пейзажа, а Савицкий дополнил бы картину фигурами животных. Племянница Шишкина, Александра Тимофеевна Комарова, упоминает в своих воспоминаниях, что в картине «Утро в сосновом лесу» «медведей написал Савицкий по эскизу Шишкина».
Сохранилось множество карандашных эскизов для этой картины, исполненных Шишкиным. На них не только пейзаж, но и превосходно нарисованные фигуры медведицы с медвежатами. Эти эскизы, а также другие картины Шишкина с животными (например, «Стадо под деревьями» 1864 года, ГТГ) легко опровергают распространенный миф о том, что Шишкин не умел писать животных. Во время заграничного путешествия, в Мюнхене, а затем Цюрихе, у швейцарского живописца Коллера Шишкин учился изображать животных. Шишкин сообщал 4 мая 1864 года в письме к родным: «Здесь мы уже начали писать с натуры, но теперь погода гадкая, она нас загнала опять в мастерскую Коллера — там я копирую коров. Ну, брат, я теперь только узнал кузькину-то знать, Читать далее...
|