-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15444


Как раньше помогали ближнему. Благотворительные общества в Крыму

Суббота, 02 Января 2016 г. 11:13 + в цитатник
Цитата сообщения наталья_дремова Как раньше помогали ближнему. Благотворительные общества в Крыму

 (450x621, 101Kb)
А вот какие интересности я высидела в научной библиотеке, полистав подшивки старых газет и отчеты благотворительных обществ.

Поколениям школьников, учившихся при Советском Союзе, рассказывали, каким беспросветным и тяжелым было существование простых людей до революции. Спорить с этим трудно: были деревни, чуть ли не целиком вымиравшие во время голода, и армии нищих, и труд по 12-14 часов в день. Но вот чего не сообщали — как много в те времена находилось людей, готовых помогать ближнему.

На государство в старости или немощи могли рассчитывать разве что чиновники, военные, и их семьи. Городские власти в меру своих возможностей строили всевозможные заведения «для помощи и призрения», но огромную помощь оказывали и разные благотворительные общества, число которых в Крыму доходило до полутора сотен.


Богоугодные заведения

О близости этих мест узнать было нетрудно по запаху — даже по нормам того времени атмосфера в богоугодных заведениях, существовавших в Симферополе в конце XIX века, была чересчур насыщенной для непривычного человека. Недаром в перечне необходимых ежегодных расходов, которые утверждала городская управа, фигурируют вещества для окуривания помещений и затраты на «несколько новых каминов, необходимых для проветривания помещений».

Тем не менее, больница на 100 кроватей, отделение для умалишенных на 30 кроватей и богадельня с отделением для сирот (всего на 100 мест) местных бедняков очень выручали.

«Лицам крайне бедного сословия, выходящим из больницы, выдавать самое необходимое белье и одежду, а также дозволить им в течение суток по выходу их из заведения пользоваться пищей и помещением» — такое решение в 1871 году приняла Симферопольская управа.

Больница не была заведением исключительно для неимущих, но если вылеченный оказывался явно неплатежеспособен, то долг ему прощали и могли даже вовсе не требовать денег:

«Рассмотрены ходатайства о сложении с мещанина Османа Али 19 руб. 7 коп. по невозможности взыскания», «удовлетворить просьбу Елизаветы Коробовой о безоплатном содержании и пользовании ее матери Марии фон-Крузе в отделении для умалишенных», «принято решение о безоплатном помещении в отделение умалишенных крестьянина Карпова согласно приговора Строгоновского сельского общества».

К слову, почти десять лет это самое отделение для умалишенных, или, как его позже стали более толерантно называть, «для душевнобольных», было головной болью города.

Дело в том, что 30 коек отделения никак не могли вместить всех людей, которых привозили не только из Симферополя и близлежащих деревень, но из других городов Таврической губернии. Решено было даже построить отдельное здание, и организовать там лечебницу. И проект подготовили, и даже собрались осмотреть подобные заведения в Киеве или Петербурге, но, как всегда все благие начинания остановились из-за нехватки денег: 72 тыс. рублей в городской казне не нашлось, а губернские власти помочь отказались.

В детский приют приносили в основном младенцев — незаконнорожденных, подкидышей, сирот. В 1885 году специально для них содержалось 30 кормилиц, а еще 1,2 тыс. руб. в год ассигновали на «сверхкомплектных» воспитанников, которых передавали «на вскормление другим лицам». Правда, выжить малышам было нелегко: в этом же году из 243 детей, поступивших в приют, умерло 180.

Колонии для детей бедняков

Благотворительные общества помогли пробиться в жизни очень многим людям.

В Ялте, например, существовало «Общество для пособия недостаточным ученикам и ученицам Ялтинских мужских и женских гимназий», в котором насчитывалось 113 членов — между прочим, входили в него и княгиня Барятинская, и княгиня Трубецкая, и знаменитый краевед Бертье-Делагард.

Одни жертвовали деньги, от тысячи до пяти рублей ежегодно, другие организовывали спектакли и выставки, сбор от которых шел на помощь бедным ученикам. А это были по тем временам приличные деньги: например, в 1905 году от спектакля «Волки и Овцы» было выручено 680 руб., а от выставки и продажи хризантем — 1130 руб. «Уплачено за право учения 12 учеников и 13 учениц», «выдано на экипировку 3 учениц», «единовременное пособие для лечения ученику», «ученице на пальто и 2 ученикам на одежду и обувь», «на улучшение питания», «на горячие завтраки» — вот такие строчки мелькают в списке расходов общества.

Симферопольское общество «Детская помощь» в начале прошлого века обеспокоено было в первую очередь здоровьем детей бедняков, и большое значение придавало устройству летом детских колоний — сегодня их называют лагерями отдыха. Весной по учебным заведениям рассылались просьбы составить списки беднейших учеников 8-14 лет, причем чтобы «в них попали преимущественно дети городской бедноты, ютящиеся в тесных, грязных, сырых и темных квартирах, иногда в подвалах, и питающихся крайне скудно».

Из них врачи отбирали тех, кому в первую очередь нужна была эта поездка на море. Колонии организовывались в 1905-1908 годах в Евпатории, в 1913 — на даче одного из членов общества, Топалова. Средства на это брали с процентов капитала в 50 тыс. рублей, пожертвованных богатым крымским помещиком Францем Шнейдером. На 40 копеек в день ребята, обед которых обычно состоял из хлеба, лука и воды, получали: «полфунта мяса, 2-3 стакана молока, при утреннем чае — холодное мясо, сало, масло, творог, яйца». Врач, наблюдавшая за детьми, отмечала, что в колонии они прибавили в среднем по 2,7 фунта (около 1,3 кг).

В Ялте для детей из небогатых семей баронесса Мария Фредерикс и ее подруга Софья Дарагань с несколькими друзьями открыли детский приют «Ясли Заречья», причем первыми жертвователями на их устройство стала… семья императора. Сразу же после открытия выяснилось, что 10-12 мест, на которые вначале рассчитывали организаторы — это очень мало. Поэтому «по настоятельно просьбе рабочего населения прилегающей части города», — как написано в одном из отчетов приюта, его расширили до 30 мест.

«Дети 2-8 лет приходят в 7 часов утра летом и в 8 зимой, переодеваются в приютское белье и платье, пьют чай с молоком и белым хлебом. В полдень получают обед из 2 блюд (мясной суп и мучное блюдо с ржаным хлебом), в 5 часов — чай с молоком и хлебом. Под руководством надзирательниц учат молитвы, стихи, занимаются рукоделием, рисованием, пением, подвижными играми» — вот такой немудреный распорядок был в этом совершенно бесплатном для бедных ялтинцев заведении.

Не было бы счастья…

Иногда благотворительные общества «поднимали» и очень серьезные проекты. Например, в 1913 году в деревне Дерекой (территория современной Ялты) «Общество пособия бедным татарам Южного берега Крыма» открыло школу рукоделия — шанс выбиться из нужды и зависимости для крымскотатарских женщин.

«Всего за 5 месяцев Дерекой украсился чудным двухэтажным зданием в мавританском стиле. Полы во всех помещениях настланы паркетом, а вестибюль и лестница сделаны под мозаику» — так описывали школу в газетах. Интересно, что люди на ее постройку жертвовали не только деньги, трое из них расстались с участками земли ценою от 900 до 2 тыс. руб, а один крестьянин отдал 52 рубля, вырученных от продажи коровы.

Незадолго до этого в поселке Никита появилась новенькая школа русско-татарской грамоты. С ней получилось, как в пословице «не было бы счастья, да несчастье помогло». В Крыму отдыхал бакинский нефтепромышленник Асадуллаев. Он прогуливался вместе с женой по Никитскому саду, и вдруг замертво рухнул на землю — видимо, не выдержало сердце. Покойного перенесли в ближайшую мечеть, она оказалась в деревне, а «убитая горем жена встретила здесь теплое участие в постигшем ее несчастье, и высказала желание оставить здесь добрую память о покойном». В Крым приехали сыновья Асадуллаева и управляющий, к участию в семейном совете пригласили крымскотатарского просветителя и члена «Общества пособия бедным татарам ЮБК» Исмаила Гаспринского, который и дал совет: построить школу.

Старая была темной, тесной и, как бы сегодня сказали, «аварийной». 10 тыс. рублей получила на доброе дело благотворительная организация, и взяла на себя все хлопоты по строительству. Эту школу закончила первая и единственная в Крыму к 1913 году «повивальная бабка из татарских женщин» — Анифе Нури. Общество также платило стипендии крымскотатарским студентам, от 120 до 300 руб. в год (их в это время насчитывалось всего пятеро, и кроме Анифе среди них была одна девушка, заканчивавшая гимназию).

На скромную, в 3-8 рублей единовременную помощь, могли рассчитывать и бедняки. В перечне тех, кому выплачивали ее, чаще мелькают женские фамилии: «Гуль-заде, жена Усеина, Махбубе —вдова Небий Ула, Мерьем — вдова Нежмединова, Халисе — вдова Усеина, Арзы — жена Амет Уста…» Если кормилец умирал или болел, его семье приходилось очень тяжело — заработать крымскотатарской женщине было просто негде.

Справедливости ради стоит сказать, что списки жертвователей даже в национальных благотворительных обществах, никогда не были однородными, в них встречаются обязательно русские, еврейские, греческие, крымскотатарские фамилии. Более-менее состоятельный человек считал тогда своим долгом платить взносы в несколько благотворительных обществ. Забота о тех, кому живется хуже, объединяла и ворочавшего миллионами купца, и живущего на одно жалованье учителя, княгиню, и мещанку, ученого и крестьянина. То ли времена были проще, то ли люди отзывчивее.
Рубрики:  Крым /Известные люди в Крыму
Крым /История Крыма
Крым /Ялта
Крым /Симферополь
Крым /Села Крыма
История
Крымские татары
Россия
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку