-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15437


Культ богини Девы — жестокой таврической богини, покровительницы Тавриды. Ифигения в Тавриде

Вторник, 10 Февраля 2015 г. 13:12 + в цитатник
Культ богини Девы — жестокой таврической богини, покровительницы Тавриды. Ифигения в Тавриде
РёС„ 4 Леонард Брамер. Жертвоприношение Р
Леонард Брамер. Жертвоприношение Ифигении, 1623

Миф об Ифигении, сложившийся в Древней Греции на протяжении VII-VI веков до н. э., ещё в древние времена был широко распространён за её пределами. Геродот сообщает о существовании у скифов культа богини Девы — местная параллель греческой Артемиды, — которой «тавры приносили в жертву потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море».

Миф положен в основу произведений многих древнегреческих авторов. Наиболее известное из них — трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде». На этот сюжет созданы многие оперы, художественные произведения, в их числе поэма Леси Украинки «Ифигения в Тавриде».

Легендарный храм Девы (Дианы) в Тавриде стоял где-то на Южном берегу — на Аю-Даге, или на мысе Фиолент, что у Балаклавы, или на скале Ифигения — в Крыму много романтических, овеянных мифами, мест.


Ифигения в Тавриде
Р
Помпеи Ифигения в Тавриде

Когда предводитель греческих войск в Троянской войне Агамемнон во главе флота отплыл к Трое, чтобы освободить прекрасную Елену, жену своего младшего брата спартанского царя Менелая, похищенную троянским царевичем Парисом, его флот не мог выйти в море из гавани Авлиды, так как не стало попутного ветра. Это Артемида, богиня охоты, покровительница зверей, разгневанная тем, что Агамемнон убил её священную лань, задержала флот в гавани, наслав безветрие. Напрасно ждали греки попутного ветра. Среди воинов начались болезни, росло недовольство.

Наконец жрец, прорицатель Калхант, узнававший волю богов, объявил:

- Богиня Артемида смилостивится лишь тогда, когда Агамемнон принесет ей в жертву свою дочь Ифигению.

Уступая настойчивым требованиям войска, убитый горем Агамемнон вызвал Ифигению.

Прекрасная юная Ифигения величественно прошла между несметных рядов воинов и остановилась у жертвенника. Вокруг всё смолкло.

Жрец Калхант положил в золотую корзину жертвенный нож. На голову Ифигении надел венок. Из рядов воинов вышел Ахилл, храбрейший из храбрых. Взяв сосуд со священной водой и жертвенную муку с солью, он окропил водой Ифигению и жертвенник, посыпал мукой голову Ифигении и громко воззвал к Артемиде:

- Всемогущая богиня Артемида! Пошли нашему войску благополучное плавание к берегам Трои и победу над врагами!

Жрец взмахнул над Артемидой жертвенным ножом... И тут свершилось чудо: вместо девушки у алтаря в предсмертных судорогах билась лань.

- Вот жертва, которую требовала великая дочь Зевса Артемида! — воскликнул жрец. — Радуйтесь, греки, богиня сулит нам счастливое плавание и победу над Троей!

Тут же подул свежий попутный ветер, и греки стали поспешно готовиться к отплытию.

Это Артемида незримо заменила Ифигению ланью и перенесла её на берег Эвксинского моря, в далекую Тавриду. Там она сделала Ифигению жрицей в своем храме. Ифигения должна была приносить в жертву богине попавших в эти края эллинов и других чужеземцев.

Спустя много лет Орест, единственный брат Ифигении, за эти годы превратившийся в смелого, мужественного воина, по велению Аполлона отправился вместе со своим другом Пиладом в неведомую Тавриду, чтобы привезти оттуда священную статую Артемиды.

После долгого плавания Орест и Пилад благополучно прибыли в Тавриду. Спрятав корабль среди прибрежных скал, отважные юноши вступили на чужую землю. Страшная опасность подстерегала их здесь.

У местных жителей, тавров, существовал обычай приносить в жертву богине Артемиде чужеземцев, попавших в их края. Жестокое священнодействие совершала жрица, не знавшая брачного факела. Чужеземца приводили к алтарю, и тот падал под ударом девичьего меча. Голову жертвы в угоду богине укрепляли на высоком столбе у храма.

Орест, конечно, и не подозревал, что этот печальный обряд вот уже многие годы совершает его сестра Ифигения.
РёС„ 3 Р’. Серов. Р
В. Серов. Ифигения в Тавриде 1891

Отважные путешественники незаметно подкрались к храму Артемиды. Это было огромное здание с многочисленными колоннами. К нему вела широкая, в сорок ступеней, мраморная лестница. Рядом находились воины. Поняв, что днем статую Артемиды, хранящуюся в храме, выкрасть не удастся, Орест и Пилад спрятались неподалёку от храма и стали дожидаться ночи.

Однако ещё до наступления темноты их заметила стража. После короткой яростной схватки юношей связали и отвели к таврскому царю Фоапту.

Царь спросил пленников, откуда они и зачем прибыли в его страну, а затем объявил, что по местному обычаю они будут удостоены особой чести: их принесут в жертву богине Артемиде.

Утром Ореста и Пилада привели в храм, где у алтаря из белоснежного мрамора их уже ожидала жрица. Покропив юношей очистительной водою, Ифигения сказала:

- Простите, юноши, я не по своей воле совершаю этот жестокий обряд — таков обычай у этого народа. Скажите, кто вы, откуда?

Услышав в ответ, что они — греки и оба из её родного города, Ифигения решила:

- Пусть один из вас падет жертвой нашей богине, а другой отправится на родину с вестью от меня.

Орест и Пилад всегда жили дружно, в согласии и никогда не ссорились, но здесь они заспорили не на шутку.

Пилад настаивал на том, что погибнуть должен он, а Орест — отправиться в путь. Орест же убеждал друга, что виноват он, Орест, один, а потому и должен умереть на чужбине.

Пока юноши спорили, Ифигения изображала знаки на письме к брату.

Она подошла к Оресту и вдруг увидела знакомое лицо.

- Юноша, как зовут тебя?

- Орест.

- Брат мой! — воскликнула Ифигения.

Узнал сестру и Орест. Несказанно обрадовались все трое и стали думать о том, как спастись им и увезти священную статую богини.
РёС„ 2 Ангелика Кауфман, Р
Ангелика Кауфман, Ифигения в Тавриде, 1803

Ифигения решила прибегнуть к обману. Она объявила царю тавров, что статуя Артемиды осквернена, и её нужно омыть в море, как и жертв, — двух чужеземцев. Царь, привыкший во всем верить жрице, согласился.

Торжественная процессия во главе с Ифигенией проследовала на берег моря, к месту, где был укрыт корабль. Прислужницы несли статую Артемиды, а воины царя вели связанных Ореста и Пилада.

На берегу Ифигения велела воинам и прислужницам удалиться, так как никто не должен видеть тайн обрядов омовения. Когда они удалились, сестра развязала брата и его друга, и они вместе поспешили на корабль.

Таврским воинам, ожидавшим жрицу с пленниками, показалось подозрительным, что слишком долго длится обряд омовения. Они поспешили к берегу и тут к своему ужасу увидели, что на нём никого нет, а в море удаляется греческий корабль.

*Культ богини Девы — покровительницы Тавриды — был некогда общим для многих народов, окружавших Понт: великое женское божество земли, воды, всей жизни, появляется почти у всех народов на ранней стадии развития. Греки «узнавали» в жестокой таврической богине свою Артемиду. В чудесной замене Ифигении на жертвёном алтаре животными сохраняется воспоминание о первоначальных человеческих жертвоприношениях, которые были обычными в эпоху первобытной дикости, но затем стали восприниматься как отвратительная жестокость, недостойная греков и оттеснённая на периферию варварского мира.
Геродот сообщает, что Дева имела свое святилище, где, должно быть, стоял алтарь, на котором происходило заклание жертвы. Оно находилось на утёсе, откуда тело несчастного сбрасывали в море.
Скала Ифигения (120 м над уровнем моря) — древний уникальный вулканический массив расположен вблизи Байдарских скал.



http://krym-ubk.ru/o-kryme/legends/ifigenija-v-tavride.html
Рубрики:  Крым /Севастополь
Крым /Крым в живописи
Крым /История Крыма
Крым /Балаклава
Крым /Легенды Крыма
Крым /Фиолент
История
Живопись
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку