-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Рогир ван дер Вейден. Портреты - часть 2

Понедельник, 26 Февраля 2018 г. 19:09 + в цитатник
Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК Rogier van der Weyden (1399—1464).Мастер станкового портрета. - ч.2.

Дама в марлевом головном уборе  c. 1445 Oil on oak panel, 47 x 32 cm Staatliche Museen, Berlin 

Рогир ван дер Вейден (1400-1464) — соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи. Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным портретистом. Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц.   

 Святой Иво.c. 1450 OIl on oak panel, 45 x 35 cm National Gallery, London

Святой Иво или Иво Бретонский, Иво из Кермантена ( ErwannYves Hélory, Helori, Heloury, 17 октября 1253, Кермантен, Бретань — 19 мая 1303, Луаннек, Бретань) — святой Римско-Католической Церкви, терциарий монашеского ордена францисканцев, покровитель Бретани (наряду со святым Гервеем), бедных, вдов и сирот. В 1267 году Иво поступил в Парижский Университет, в котором изучал юриспруденцию. В 1277 году начал изучать каноническое право в Орлеанском Университете. После возвращения в Бретань в 1280 году получил должность епархиального судьи; в 1284 году Иво был назначен местным епископом исполнять обязанности судьи епископского суда. Будучи церковным судьей, Иво защищал интересы Римско-Католической церкви от притязаний светской власти. Во время исполнения своих обязанностей Иво уделял особое внимание нуждающимся людям, поэтому он снискал популярность среди простых людей, которые называли его «адвокатом бедных». Иво вел скромную, аскетическую жизнь. Организовывал больницы, детские дома и приюты для бездомных и бедных. Иво умер 19 мая 1303 года в родной Бретани. Его мощи хранятся в Трегье в церкви святого Тудвала.Иво Бретонский был канонизирован в 1347 году Римским Папой Климентом VI. В иконографии святой Иво изображается судьей в мантии, иногда диаконом в далматике.

Портрет Филиппа Доброго  after 1450 Oil on wood, 31 x 23 cm Musйe des Beaux-Arts, Dijon

Портрет Филиппа Доброго

ФИЛИ́ПП III Добрый (франц. Philippe le Bon) (13 июня 1396, Дижон — 15 июля 1467, Брюгге), герцог Бургундии с 1419, в правление которого Бургундия испытала расцвет своего политического и экономического могущества. Эпоха Филиппа Доброго — пик развития и начало упадка той утонченной и великолепной рыцарской культуры 15 в.Время Филиппа Доброго — это высшая точка развития непревзойденно великолепной придворной культуры. В этом мире сочетались старые традиции рыцарской куртуазности и блестящий расцвет искусства, творчества Ханса Мемлинга, Яна ван Эйка, Рогира ван Дер Вейдена и других прекрасных мастеров, расцвет производства гобеленов и предметов роскоши. Именно для Филиппа Доброго в 1466-67 в Кельне была напечатана первая книга на французском языке: Recueil des histoires de Troys, в Брюсселе хранилась его великолепная «Бургундская библиотека» (Bibliotheque de Bourgogne) — исключительная коллекция иллюстрированных манускриптов. «Великий герцог Запада» (Grand Duc dOccident, как он любил, чтобы его называли) был воспет своими хроникерами и апологетами Жоржем Шастелленом (Georges Chastellain) и Оливье де ла Маршем (Olivier de la Marche).Филипп Добрый основал один из самых прославленных рыцарских орденов — орден Золотого Руна.Апогеем придворной культуры «Осени Средневековья» стал принесенный герцогом 17 февраля 1454 Voeu de faisan — обет отправиться в крестовый поход и отвоевать Константинополь, недавно павший под натиском турок. С этим событием было связано грандиозное празднество, устроенное с неслыханным блеском: в числе прочего фигурировал слон, несший на спине изображение Святой Церкви в трауре. В поход Филипп, впрочем, так и не отправился в связи с очередным обострением отношений с французским королем.Правда, оборотной стороной этого великолепного жизнелюбия были огромные траты, непосильные для казны даже такого богатого государства, как Бургундия. Кроме того, моралисты той эпохи непрестанно сетовали на прогрессирующую порчу нравов, идущую прежде всего от самого герцога с его несметным количеством незаконных детей.Законный же наследник у Филиппа был один: будущий Карл Смелый, единственный оставшийся в живых из троих сыновей Филиппа и его третьей жены Изабеллы Португальской (брак был заключен в 1429 г.) После ее смерти в 1439 он больше не женился. Первая его жена, Мишель Французская, умершая в 1422, принесла ему в приданое города Соммы и часть Пикардии и Булони. Вторая, Бонна Артуа, вдова герцога Неверского, скончалась в 1424.С его смертью заканчивается период относительного спокойствия Бургундского государства. Наступает время битвы Карла Смелого с Людовиком XI, закончившейся распадом Бургундии и гибелью ее герцога. 

Портрет Charles the Bold c. 1460 Oil on oak panel, 49 x 32 cm Staatliche Museen, Berlin

Карл Смелый (Charles le Temeraire, Charles The Bold) (10.11.1433, Дижон, - 5.1.1477, около Нанси), граф Шароле, герцог Бургундии (с 1467 года). Сын Филиппа Доброго. Карл Смелый стремился к объединению своих раздробленных владений, к расширению территории Бургундского государства и превращению его в могучую державу. Неоднократно (в 1452-1453, 1465, 1467, 1468 годах) с беспощадной жестокостью подавлял восстания нидерландских городов, входивших в состав Бургундского государства. Карл Смелый был наиболее опасным и могущественным противником Людовика XI, энергично проводившего централизацию и территориальное объединение Франции; борьба между обоими государями затухала лишь на короткие периоды. Ещё при жизни отца Карл Смелый фактически возглавил коалицию против Людовика XI (Лигу общественного блага), вынудив французского короля уступить ему города на Сомме (договоры 1465 года в Конфлане и Сен-Море). Чтобы обеспечить себе поддержку английского короля Эдуарда IV, Карл Смелый женился на его сестре Маргарите. Пытался завладеть Эльзасом (часть которого получил в залог в 1469 году от Сигизмунда Тирольского Габсбурга) и Лотарингией (добился от герцога Рене II передачи в 1473 году ряда крепостей). Однако благодаря ловкости Людовика XI, прибегавшего к дипломатическим переговорам и подкупам, Карл Смелый потерял своих союзников (в том числе английского короля), оставшись в изоляции. В Бургундских войнах 1474-1477 годов (ведшихся против Карла Смелого Швейцарией и Лотарингией, тайно поддерживаемых и субсидируемых Францией) Карл Смелый был предан наёмниками, подкупленными Людовиком XI, и погиб в битве при Нанси.  

Портрет молодой женщины  Oil on oak panel, 37 x 27 cm National Gallery of Art, Washington

  В последние годы Рогир работал в своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди которых, по-видимому, были такие крупные представители следующего за ним поколения, как Ганс Мемлинг. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная манера Рогира преобладала над технически более сложными уроками Кампена и ван Эйка. Даже в XVI веке под его влиянием оставались многие живописцы, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. К концу века его имя стало забываться, и уже в XIX веке о художнике вспоминали только в специальных исследованиях по ранней нидерландской живописи. Восстановление его творческого пути осложнено тем, что он не подписал ни одной из своих работ, за исключением вашингтонского портрета женщины. Существует версия, что на этом портрете  художник изобразил свою жену, а художник женился около1426г.  на Элизабет Гоффертс (ок. 1405-1477), дочери брюссельского сапожника.Около 1427г. рождается первенец художника, Корнелиус.«Портрет молодой женщины» написан в 40-е годы, примерно спустя десять лет, как Рогир женился на девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. Это посвящение любимой не характерно для Ван дер Вейна, писавшего на религиозные темы, тем не менее пополнило сокровищницу мировой живописи. 

Francesco d'Este c. 1460Oil on oak panel, 30 x 20 cm Metropolitan Museum of Art, New York

Портрет Антуана Бургундиского (Портрет рыцаря ордена Золотого руна со стрелой )c. 1461 Oak, 38,4 x 28 cm Musйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels 

Антуан (1421-1504), известный своими современниками как "бастард бургундский" ​​или "Великий бастард - Le Grand Batard" - был побочный сын (и второй ребенок) Филиппа III, герцога Бургундии, и одной  из его любовниц, Жанны де Пресли (Jeanne de Presle ).

Портрет канцлера Ролена и его жены (1445-50) 

Nicolas Rolin 

Николя (Николас) Ролен (1376 год, Отён, Франция — 1462 год, Отён Франция) — бургундский канцлер.В 1408 году Ролен поступил на службу к Жану Бесстрашному, отцу Филиппа Доброго, а в 1422 году Филипп, наследовавший своему отцу, произвел Ролена в канцлеры.Этот пост Ролен занимал на протяжении 40 лет, за это время невероятно разбогатев. Много денег он вкладывал в строительство. Поддерживал Ролен и живописцев — в своем родном городе Отёне он был известнейшим меценатом.Канцлера Ролена писал и знаменитый  Ян ван Эйк.

 

«Мадонна канцлера Ролена» (нидерл. De Maagd van kanselier Rolin) — картина художника Яна ван Эйка, датируемая 1435 годом.Николас Ролен (канцлер герцогства Бургундия при Филиппе Добром), чей донаторский портрет написан в левой части полотна в молении перед Мадонной, заказал эту картину для свой приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шатель (фр. Église Notre-Dame du Châtel) в Отёне, где она находилась до сожжения церкви в 1793 году. После пребывания в соборе Отёна картина в 1805 году поступает в Лувр. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Действующие лица располагаются в итальянской лоджии, декорированной колоннами и барельефами. На заднем плане виднеется город, с пересекающей его рекой. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена. Некоторые из многочисленных земельных владений канцлера в окрестностях Отёна включены в пейзаж.Маленький сад с цветами (розы, ирисы, ландыши, пионы), видимый за колоннами, символизирует непорочность Девы Марии. Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облаченном в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят автопортрет самого художника. Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости. 

Портрет Иоанна I, герцога Клеве (1419-1481) 

Портрет Изабеллы Португальской (жены Филиппа III, герцога Бургундский)

Изабелла Португальская (21.02.1397, Эвора - 17.12.1471, Эр) герцогиня Бургундская, супруга Филиппа Доброго, восьмой ребенок Иоанна I д`Авиза, короля Португалии и Филиппы Ланкастерской. Изабелла воспитывалась со своими пятью братьями, их родители поощряли изучение детьми нескольких иностранных языков и точных наук. Изабелле часто позволяли присутствовать на советах отца. И хотя она непосредственно не могла принимать участия в королевских советах, как ее братья, она приобрела большой опыт ведения дипломатических переговоров и политических проектов.После смерти матери от чумы в 1415, Изабелла вынуждена была исполнять ее обязанности в дворцовых церемониях. В том же году велись переговоры о браке принцессы с королем Англии Генри V, которые, впрочем, не имели успеха. Следующее матримониальное предложение поступило только в декабре 1428 от герцога Филиппа Бургундского, и вероятно было весьма лестным для тридцатилетней дамы. Герцог помимо пышной свиты и своего сводного брата в качестве посла отправил в Португалию прославленного художника Яна ван Эйка, дабы тот написал портрет Изабеллы, который Филипп жаждал лицезреть до того, как принять окончательное решение.11 июня 1429 сеньор де Крубек предоставил королю Иоанну вариант брачного контракта и сообщил королю, что герцог остался весьма доволен портретом принцессы. Брак по доверенности состоялся 24 июля. 30 октября португальско-бургундская флотилия отбыла из Опорто с более чем двухтысячной свитой принцессы на борту.На Рождество португальцы прибыли в Слейс. Формальная религиозная церемония венчания прошла 8 января по одним данным в Слейсе, по другим в - Брюгге. В конце череды пышных празднеств герцог Бургундский учредил Орден Золотого Руна. От новой герцогини ждали наследника, однако уже летом 1430 Изабелла показала себя прекрасным дипломатом фактически урегулировав конфликт между гентскими суконщиками. В Брюсселе 30 сентября 1430 у Изабеллы родился сын Антуан, весьма болезненный ребенок, который умрет в феврале 1432.У нее было еще двое сыновей Жозеф (род. и ум. 1432) и Карл Смелый (10.11.1433-5.1.1477). С 1434 Изабелла занимается подготовкой переговоров, завершением которых стал Арраский мир. Герцог Филипп без сомнений поручает Изабелле улаживать щекотливые дела в своих владениях :«Она самый лучший дипломат, который у меня есть». Однако трехсторонний мир, которого хотела Изабелла, и который нужен был Бургундии, зависимой от английской торговли, провалился, англичане покинули конгресс, не согласившись с условиями французов. Фламандское восстание в 1436 году также пришлось улаживать Изабелле, герцог даже даровал ей право прощения восставших, которым герцогиня воспользовалась 8 мая 1438 в Брюгге. С 1438-1445 Изабелла играет главную роль на политической сцене Бургундии, ей удается вовремя находить средства и солдат для Филиппа, она управляет владениями мужа в его отсутствие. Она ведет переговоры по освобождению герцога Орлеанского из английского плена и не поддерживает идею мужа женить пятилетнего Карла на дочери короля Франции Катрин.Свадьба состоялась 11 июня 1438, однако приданное Катрин лишь усилило конфликт между Францией и Бургундией, и уже в августе герцогиня возобновила переговоры с англичанами с целью подписания торговых договоров, что завершилось конференцией в Сен-Омер. После освобождения герцога Орлеанского в ноябре 1440, герцог и герцогиня пытались его использовать для смягчения отношений между Францией и Бургундией, однако из-за недоверия КарлаVII этот план провалился. Получившая большое политическое значения Изабелла вынуждена была смириться с многочисленными любовницами герцога. И хотя любовниц Филипп редко держал при дворе, расселяя их по разным замкам в своих владениях, его бастарды воспитывались при дворе, и им оказывали такие же знаки уважения, как и законному сыну. Впрочем, Изабелле удалось установить весьма теплые отношения почти со всеми детьми Филиппа.В 1457 неосторожно встав на сторону сына в ссоре с герцогом по поводу назначения шамбеллана графа де Шароле (Карла), Изабелла была вынуждена покинуть двор, дабы избежать гнева Филиппа и просить дофина Франции, который жил при бургундском дворе, уладить конфликт, что ему, в прочем, не удалось. Только через неделю ей удалось в письме уговорить Филиппа простить ее, однако ей позволили вернуться ко двору значительно позже. После смерти герцога в 1467 Изабелла все реже участвует в переговорах, в феврале 1468 она подписывает брачный контракт ее сына и Маргариты Йоркской с приданным в 200000 золотых крон. Изабелла Португальская умерла 17 декабря 1471 в Эйре в одежде ордена кордельеров и была похоронена 4 января в Госне. Два года спустя герцога и герцогиню Бургудских по приказу Карла Смелого перезахоронили в Шанмоле. 

Портретиптих Жана де Круа (правое крыло )

Жан I де Круа выдвинулся в качестве доверенного лица и советника бургундских герцогов Филиппа Смелого и Иоанна Бесстрашного. Последний был неравнодушен к его дочери и имел от неё внебрачных детей, включая будущего архиепископа Трирского. Активный участник Столетней войны, Жан де Круа в 1412 г. осаждал Бурж, но был задержан по приказу Изабеллы Баварской. Бежав из заточения, Жан с двумя сыновьями принял смерть при Азенкуре (1415). 

Портретиптих Жана де Круа  (left wing) 1450s Oil on oak panel, 36 x 27 cm Musйe des Beaux-Arts, Tournai  

Многие  портреты художника представляют собой диптихи, составленные из изображения мадонны  и полуфигуры заказчика . 

Портрет- диптих Филиппа де Круа  (right wing) c. 1460 Oil on oak panel, 49 x 30 cm Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerp

  Этот портрет представляет собой часть диптиха, вторая половина которого с изображением святой девы находится в собрании Ханингтон в Нью-Йорке. Возможно, именно Рогиру принадлежит идея создания такого рода портретов, в которых человек раскрывает свои чувства, созерцая образ богоматери. Портрет поражает глубокой характеристикой модели, несмотря на кажущуюся внешнюю сдержанность.Круа (Croÿ, варианты транслитерации — Круи, Крои, Крой) — знатнейший владетельный дом Исторических Нидерландов, выдвинувшийся на первые роли на службе у герцогов Бургундских XV века и с 1486 года занимавший место в рейхстаге. Первый в Священной Римской империи баронский род, произведённый в князья (1594). Представители рода вписали свои имена в историю почти всех стран Европы: среди них — два епископа-герцога Камбре, кардинал-архиепископ Толедо, кардинал-архиепископ Руана, пять епископов, князь Новоградский и Машевский, маршал Франции, один русский и несколько австрийских фельдмаршалов, великий конюший испанской короны, губернаторы Нидерландов и 32 кавалера ордена Золотого руна. Линия Круа-Аршо происходит от старшего сына Антуана Великого, Филиппа де Круа. Он вырос вместе с Карлом Смелым и благодаря его содействию силой взял в жёны дочь коннетабля Сен-Поля. В 1471 г. Филипп с 600 рыцарями бежал во Францию, но впоследствии примирился со своим сюзереном и был взят в плен при Нанси. Он поддерживал идею брака Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом, по поручению которого впоследствии управлял Геннегау, Льежем и Валансьеном. Он профинансировал строительство новой семейной усыпальницы в Порсьене.Потомки Филиппа сохраняли верность Габсбургам. Его сын, Гильом де Круа, был приставлен наставником к малолетнему Карлу V, благодаря чему получил в Испании титулы маркиза и герцога. Всеобщая ненависть испанцев к заносчивому чужеземцу чуть не привела к восстанию в Кастилии. На знаменитом Вормсском рейхстаге он был отравлен. Там же умер (после падения с лошади) и его 22-летний племянник, архиепископ Толедо и примас Испании. Брат последнего, Филипп II Круа, — видный военачальник Карла V, зять герцога Антуана Лотарингского, выменявший нормандское поместье Лонгви на Авре под Монсом.Сын и наследник Филиппа II, Карл II Круа (1522-51), унаследовал от матери княжество Шиме, а от отца — титул герцога Аршо. Он был умерщвлён ещё молодым в Кьеврене, не оставив наследника от брака с дочерью 1-го герцога Гиза. Земли дома Круа унаследовал его брат, Филипп III Круа (1526-95). В разгар Нидерландской революции, командуя обороной Антверпена, он предал Филиппа Испанского и перешёл на сторону восставших, но когда его пленили жители Гента, а планы передать управление Нидерландами в руки Матвея Австрийского провалились, вымолил у испанской короны прощение и удалился доживать свой век в Венецию.Единственный сын Филиппа III, Карл III (1560—1612), отъехал из Нидерландов на службу к Бурбонам, был пожалован Генрихом IV герцогским титулом во французском пэрстве, но детей от двух браков не прижил. После его смерти титул герцога Аршо и соответствующие владения перешли к сестре и её детям от брака с князем Аренбергом из рода Линей. После этого случая в доме Круа стали обычным делом браки между представителями различных ветвей рода, которые позволяли сохранять владения и титулы в руках потомков Антуана Великого. 

 

Портрет- диптих Филиппа де Круа  (left wing) c. 1460 Oil on oak panel, 49 x 31 cm Henry E. Huntington Library, San Marino

Portrait Diptych of Laurent Froimont (right wing) 1460sOil on oak panel, 49,3 x 31,5 cmMusйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels

Portrait Diptych of Laurent Froimont (left wing) 1460s Oil on oak panel, 51,5 x 33,5 cmMusйe des Beaux-Arts, Caen 

Портрет мужчины.

Портрет  Пьера де Бефремона  

Портрет женщины.c. 1464 Oil on oak panel, 36,5 x 27 cm National Gallery, London  

Портрет молодой женщины. c. 1440 Silverpoint on prepared paper, 166 x 116 mm British Museum, London

 Портреты, созданные Ван дер Вейденом, отличаются вниманием художника к сложному миру человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спрятанная улыбка, приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой же характеристикой портретируемого становятся его земные заслуги: мастер нередко вводит в свои портреты знаки власти и доблести: кольцо, орденскую цепь, почетный жезл и т.п.  



 

_______________

Серия сообщений "Живопись Голландии":
Часть 1 - Рембрандт Искусство портрета ч.I
Часть 2 - Рембрандт Искусство портрета ч.II
...
Часть 11 - Ван Гог "Едоки картофеля"- от эскиза к картине.
Часть 12 - Франс Хальс. Творчество.
Часть 13 - Рогир ван дер Вейден. Портреты - часть 2
Часть 14 - Великий фламандец Рогир ван дер Вейден. Вершина северной готики. - ч.1
Часть 15 - Портрет четы Арнольфини Ян ван Эйк
Часть 16 - Робер Кампен - живописец эпохи Северного Возрождения
Часть 17 - Ян ван Эйк. Портреты.


Валера_Осокин   обратиться по имени Вторник, 27 Февраля 2018 г. 00:07 (ссылка)
Спасибо за описания. А то сколько раз видишь эти картины, а кто там и что это - не знаешь! Любопытно почитать об этих персонажах.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку