-Цитатник

открытки - (0)

Поздравления с Днем Ангела. На день Ангела имениннику дарят подарки. Эти знаки внимания могут ...

И "Колосок" мне снова снится.... - (0)

И "Колосок" мне снова снится.... Тема на Осинке 2. 3. 4. ...

Словесные коды,направленные на прощение себя и других. - (0)

Словесные коды,направленные на прощение себя и других. Из книги Ольги Агеевой "Коды небесной защи...

Два сарафана крючком с "веерной" юбкой - (0)

Два сарафана крючком с "веерной" юбкой >>> Источник этого сарафана:&nbs...

"Журнал мод - шали". Журнал по вязанию. - (0)

"Журнал мод - шали". Журнал по вязанию. "Журнал мод - шали". Журнал по вязанию. ...

 -Рубрики

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в кроха_27

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.08.2011
Записей: 2765
Комментариев: 153
Написано: 3113


Святки на Руси

Среда, 09 Января 2013 г. 11:58 + в цитатник
Цитата сообщения oxymoron999 Святки на Руси


0_a5fd3_b3fc8445_L (500x139, 128Kb)
Святки отмечаются с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю).
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
Н. Гоголь.
Святки отмечают в течение двух недель между двумя христианскими праздниками — Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января.
«Святки»— святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, плясли на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.


1.
1294674584_vvsdnfwu2e (400x400, 38Kb)

2.
f_9872866 (700x500, 109Kb)

Святки — святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гуляния веселыми играми, ряжением, пением колядок, гаданиями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. Помните, у А. С. Пушкина: «Настали святки! То-то радость!»?
Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр ряженых парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.


1.
b30f137c55d7 (640x458, 85Kb)



2.
image_4d36892721e8d (700x525, 68Kb)
Основная цель колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обнадеживая хозяев сказочным урожаем:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Маслину головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

5fe0f672da4c (600x450, 81Kb)
Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.
Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга, черт, смерть с косой и др. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился за рамки обычных норм поведения. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим песельем. Водили также «коня», «медведя», «журавля».


1.
52c55a5d4cad (630x444, 90Kb)
comment_911773 (320x402, 71Kb)
Любимым и непременным атрибутом святок были гадания: люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает. Вот как писал об этом В. А. Жуковский в балладе «Светлана».
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.


1.
1ad2316cb966 (648x700, 148Kb)

2.
23843_129075229612012533612_Original (480x446, 85Kb)

3.
gadanie-4 (600x458, 63Kb)
Сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам — значит, еще рано выходить замуж, а если в другую сторону, то оттуда жди жениха. Гадали на воске: сначала его растопят, а потом выльют в сосуд с водой, если увидят колечко — к замужеству, а развалины — к худу. Смотрели на небо, в какой стороне звезда упадет, там и твой ряженый-суженый. У прохожего имя спрашивали, как прохожего зовут, так будут звать будущего жениха. Ходили слушать под окна чужих домов и, внимая разговору, веселому или скучному, предрекали себе такую же жизнь в замужестве.
А каков будет суженый-ряженый? Для этого бросали ночью пригоршнями снег: если он падал быстро и слышно, то муж будет молодым, если упадет тихо и неплотно — быть за старым или глухим. Ходили в темноте в дровяной сарай, брали полено из поленницы и потом в покоях смотрели: если оно гладкое, то муж будет хорошим, а суковатое, особенно если с трещинами, то он будет дурной и сердитый.
Снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее было приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца: золотые, серебряные, медные. Если курица будет пить воду, то муж будет пьяницей, если есть хлеб, то муж будет бедняк, если возьмет кольцо золотое — будет богач, серебряное — муж ни богат, ни беден, медное — нищий.


1.
2562 (567x600, 63Kb)

2.
2687289 (525x700, 108Kb)
Хозяева пытались разведать, каковы будут весна и лето, сулят ли они урожай, благополучие. В рождественский вечер шли на гумно, вынимали зубами из стожка соломинку. Попала с колоском — будет урожай, пустой — опасайся недорода. Мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание, что показывала тень на стене от сожженной бумаги, то и рисовала фантазия. В полночь между двумя зеркалами ставили две свечи и смотрели в зеркало, что почудится, то и сбудется. Наводили зеркало на луну, чтобы много увидеть Ждали вещего сна, а чтобы он сбылся, клали хлеб и ножницы под подушку. Также примечали погоду в каждый день (12 дней) святок. Погода в первый день святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй день — в феврале и так далее. Или луковицу разрезали на двенадцать долек (как двенадцать месяцев). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими.
Святочные гадания совершались во все дни святок, но наиболее значимыми, важными считались гадания накануне Рождества, Нового года (по старому стилю) и в особенности Крещения.
Период новогодних празднеств (а Новый год раньше проходил во время святок) включал и другие обычаи, среди которых большое место занимали вечеринки молодежи, посиделки, различные игрища. Все сопровождалось песнями, плясками, ряжением, ибо «Всякая душа празднику рада», тем более «В день свят суеты спят», или «День свят, и дела наши спят», кроме того «Лето для старания, а зима — для гуляния». Умел русский народ повеселиться!


1.
02c419dbead67052fd0c17b6595_prev (590x404, 42Kb)

2.
343b178f4432ee09d2f154d7b13 (382x600, 41Kb)

3.
0_73401_7f9017db_XL (700x386, 102Kb)
Кстати, оказывается, что каждый день Святок имеет своё значение:
6 ЯНВАРЯ — Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества — вечером гадали и совершали различные магические действа.
7 ЯНВАРЯ — Рождество.
8 ЯНВАРЯ — Бабьи каши — праздник повивальных бабок и рожениц — в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и приносили им разную еду, после чего было принято кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили помощи и защиты у пророка Давида — музыканта и укротителя гнева.
9 ЯНВАРЯ — Стефанов день — в этот день нанимали батраков.
11 ЯНВАРЯ — день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом — с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы»…
12 ЯНВАРЯ — Анисья — желудочница — по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме — «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной»…
13 ЯНВАРЯ — день святой Маланьи или Васильева коляда — раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года — в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года — «Под Василья ведьмы крадут месяц» — «Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая и фруктов»…
14 ЯНВАРЯ — Василий Великий — покровитель свиней — по старому календарю этот день приходился на 1 января, т.е. на Новый Год.
15 ЯНВАРЯ — Сильвестров день — куриный праздник — на этот день не ели яйца и курицу — в курятник вешали «куриного бога» — в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть — его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер — лихоманок — дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.
16 ЯНВАРЯ — Пророка Малахии — «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» — «На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека — обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка — доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води»…
17 ЯНВАРЯ — В этот и следующий день женщинам запрещалось шить — считалось, что тогда ребенок родится слепым…
18 ЯНВАРЯ — Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник — основной день святочных гаданий — накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках — собирали снег для беления холстов и умывания — в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится…
19 ЯНВАРЯ — Крещение, Богоявление — «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение — со святками прощение»…

0_a5fd3_b3fc8445_L (500x139, 128Kb)




Серия сообщений "ИНТЕРЕСНО часть 2":

Часть 1 - Чего только не продают
Часть 2 - Малоизвестный создатель самой известной песни...
...
Часть 31 - Дом-спящая красавица
Часть 32 - Шелковое платье из "золотой" паутины. Арт-проект Саймона Пирса (Simon Peers) и Николаса Годли (Nicholas Godley)
Часть 33 - Святки на Руси
Часть 34 - Россия, Кунара: Терем-теремок кузнеца Кириллова


Рубрики:  новый год
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку