-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марина_Бекетова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.07.2011
Записей: 22
Комментариев: 26
Написано: 52




Каждый день имеет своё продолжение (с) пословица

спасибо за ВСЁ

Воскресенье, 02 Ноября 2014 г. 21:26 + в цитатник
В колонках играет - Hexperos – Autumnus
Настроение сейчас - тихое

Сегодня вечером разговаривали с подругой по телефону. Речь бабская пространна и текуча, начали о моих бывших псах, в итоге говорили уже о гражданском муже... залезла она на его страницу, и даже, шпионка такая, скинула "случайно" мне фото его дочки в ВатсАп. И смотря на её фото, я действительно прочувствовала, как это, когда впервые в жизни тебя не трогает что и как происходит у когда-то родного человека. Родной стал чужим... когда? очень давно, ещё в сожительстве. Но это не важно.
Важным стал для меня следущий инсайт. Я ощутила ОГРОМНУЮ благодарность к Миру за всё, что было. За 7 лет гражданского брака, за 2 года ада в официальном, за потерю авто, и полгода на грани срыва с малышом на руках, почти без поддержки... за всё.Только так я могла придти к себе настоящей и стать действительно счастливой, несмотря ни на что, а даже вопреки. Спасибо, Вселенная, за затрещины наконец до меня дошло.

1.
ybDVvqX68m0 (333x500, 125Kb)

Метки:  

Понравилось: 17 пользователям

пара строк о лучшем из психозов

Пятница, 10 Октября 2014 г. 20:20 + в цитатник
В колонках играет - Painted Water – Lost in Time
В 17 лет влюбленности ждали меня в красивых голубых глазах, и казалось, что так будет всегда.
В 21 год вкусив немало разочарований я продолжала страдать иллюзиями, и ждать, и верить.
В 25 лет оставшись одна с огромным пузом я впервые познала настоящее разочарование. Я узнала каково предательство на вкус...
А сейчас мне 27, и я понимаю, что ровным счётом ничего не знаю о Любви и не имею права судить о ней.

Сейчас бы мне эту отвязность семнадцати лет, открытость миру, возможно, я бы смогла испытать самый лучший из известных миру диагнозов. Но теперь есть ответственность (2х лет от роду), есть предназначенное и мудрость побитой жизнью собаки. Я вспоминаю Лема и его замечательную фразу:"...Все же препараты зла начали превозмогать химикаты добра: я по-прежнему был готов благодетельствовать, но уже с разбором".
Да, наверное как-то так.
1466 (699x505, 54Kb)

комбэк

Пятница, 10 Октября 2014 г. 19:54 + в цитатник
В колонках играет - Nexus Music – Serenity
Настроение сейчас - релакс

Сколько времени прошло с момента последней записи... теперь я мама, и моему чаду позавчера стукнуло 2 года. Эх, как быстро летит время, хотя в мрачные дни оно ползёт и тянется, липнет к ногам. Благо мои чёрные дни давно позади, и благодарить мне кроме самой себя за белую полосу не кого.
Неудачный брак - это был действительно ценный пинок для мизантропичной вороны)).
Надеюсь найти здесь тихую гавань, колыбель своих мыслей, место на просторах сети для слива внутреннего диалога, чтоб не засорял эфир и не мешал осознанной жизни .

Метки:  

комплекс Жертвы

Пятница, 01 Июня 2012 г. 20:18 + в цитатник
И вы и я сталкивались с подобным поведением не раз. Сидит напротив женщина и не поднимая глаз ропщет на свою "бабью долю". Тут обижают, там ущемляют. А она такая горемычная...
Сценариев не много, но довольно для того, чтобы наша героиня била себя в грудь и причитала:"Ну за что это все мне?!"
Все, что делает человек с комплексом Жертвы, всё взвешивается, все подсчитывается. Комплекс Жертвы - это тотальная зависимость от других и одновременно демонстративная форма показа своей независимости от других. Требование, чтобы все понимали, что они от неё или от него зависят: "Сколько я для вас сделал!". Это подчёркивание - демонстративная форма или может быть покорность - подавленная форма, которая периодически в истерической форме плещет и начинает требовать: "Я на вас потратила всю жизнь, я упустила своё замужество, личную жизнь, вы выросли, не оценили мою жертву вам!" и так далее. Она требует компенсации за всё, но иллюзии разрушаются, все проекции человека с комплексом жертвы разрушаются. И все их разрушают. Проходя, ненароком, все люди, не подозревая, разрушают проекции этого человека. И человек впадает в депрессию, в отчаяние. Фрустрация. Разочарование. Обманут самой жизнью. Все, кто окружают человека с комплексом Жертвы, страдают виной. Колоссальной виной, активно работающим комплексом вины на уровне подсознания. Они начинают избегать этого человека, они начинают прятаться от этого человека, сводят отношения к минимуму или наоборот становятся очень агрессивными, как животные, загнанные в угол. Человек с комплексом Жертвы болеет душой, он разочарован, он требует исполнения долга по отношению к себе. Окружающие знают, что долг надо выполнять, они выполняют свой долг, но человек, который страдает комплексом Жертвы, не может ни насытиться, ни поблагодарить, он этого не умеет, он только требует и требует. Потому что всю жизнь он накапливал на уровне подсознания: он никогда ни одного жеста не сделал бесплатно, он все делал в надежде, а это был его вклад, что рано или поздно все оплатится и если он будет хорошим и контолирующим поведение окружающих людей.
Вот такая штука, эта виктимность. Говорю именно на эту тему, поскольку очень актуальна эта жертва в поведении женщин рожденных и воспитанных в рамках культуры СССР.
Обычно ситуация доходит до патологии и лишь когда мадам превращает своего некогда любимого мужа в домашнего тирана, а детей оставляет моральными инвалидами, она начинает задумываться: а что делать?
Обращаться в кризисные центры. Там есть профессионалы различных направлений, которые помогут разрешить проблемную ситуацию. И конечно же, без психологической помощи не обойтись, иначе это будет карусель - от одного палача к другому.
Каждая жертва всегда найдет своего преследователя и только в ее силах перестать бежать и встретиться с самой собой - озлобленной, зажатой и требовательной волчицей под шкурой овечки.

Метки:  

Кларисса Пинкола Эстес "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях".

Понедельник, 16 Января 2012 г. 10:22 + в цитатник
696424_640 (500x625, 216Kb)
Я не могу сказать что это потрясающая книга. Я не могу сказать, что это лучший из архитипических опусов за последние лет 40. Я не могу сказать, что эта книга - новая вселенная, где по крупицам разлаженна вся женская сущность. Нет. Эта книга меняет мир, и нас, женщины. Прочтите её и вы переродитесь за ново, вернётесь к инстинкту, природе и счастью жить с самой собой в мире и гармонии.

Аннотация

Переведенная более чем на двадцать пять языков, книга Клариссы Эстес уже несколько лет занимает одно из первых мест в мировом книжном рейтинге.
Эта книга о женском архетипе на самом деле универсальна. Замените понятие "Первозданная Женщина" на "Первозданный Мужчина" – и вы увидите, что польза, которую принесет эта книга вашей душе, не имеет половой принадлежности.
Внутри каждой женщины живет первозданное, естественное существо, полное добрых инстинктов, сострадательной созидательности и извечной мудрости. Но это существо – Дикая Женщина – находится на грани вымирания. "Цивилизующее" влияние общества, к сожалению, подавляет в ребенке все "дикое", то есть естественное.
Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая психоанализ Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством "психоархеологических раскопок" в области женского бессознательного. Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Но она может снова проявиться в душе каждой женщины в условиях современного мира.

Метки:  

Маниакально-депрессивные/ депрессивно - маниакальные акцентуации

Четверг, 14 Июля 2011 г. 08:53 + в цитатник
Это по большому счёту 1 акцентуация, только с разными гранями. Грани эти отличны, и личности, занимающие ту или иную позицию очень отличаются. Поэтому буду писать о каждой раздельно.

Депрессивно - маниакальные

Темперамент: Агрессия направляется на себя, во всём его вина, что приводит к отсутствию целостности. Я - плохой. Закрытый, саморазрушение как закономерность. Гнев выплёскивается спонтанно, многвенный поворот агрессии в чувство вины. Основная эмоция - печаль.

Отношения с родителями: Сложный момент сепарации от матери, возможен ранний уход. Родители отрицают само существование привязанности к чаду.

Образ "Я": Интеллегентные и приятные люди, всегда готовые на контакт. Мир, в их понимании, нужно исправлять. Страх навредить окружающим собственной "неказистой" персоной. Если сходят с ума имеют фантазии супергероев.

Конечная цель терапии: Важно дать осознание чувствам. Депрессия как метод переосмысления и движения вперёд. Целостный образ себя, через возвеличиванье недостатков. Активная сепарация от матери - когда хочупришла, когда хочу - ушла. Плохо думать о людях МОЖНО!

Пример из жизни: Девушка не может строить нормальные, близкие отношения. Всё заканчивается "исчезновением" любимых. Находит связь через ветку, долго ждёт, строит розовые замки. Мужчина обещает приехать, но не приезжает, рассказывая о проблемах с визами на границе. Вновь ждёт, не слушает окружающих."Всё дело во мне".

Персонаж из фильма: Главный герой в "Идиот".


Маниакально - депрессивные

Темперамент: Гнев. Часто напиваются, грызут ногти, усиленно бегут от депрессии.

Отношения с родителями: см. депрессивных

Образ "Я": "Как волчёк крутиться, иначе всё развалится"

Конечная цель терапии: Донести до осознование происходящее. Плохо бывает, но надо пережить, а не вымещать. Если есть желание убежать - терапия работает.
Пример из жизни: Девушка сидящая напротив меня, рассказывала о изнасиловании, как о том, что было на завтрак. Нет горя или горечи, отстраннёный взгляд на жизнь: "Как будто я смотрю кино, это не я".

Метки:  

Шизойдные акцентуации личности

Среда, 13 Июля 2011 г. 12:37 + в цитатник
Темперамент: Гиперактивны, легко поддаются перенаправлению. Любят уединение. Ведущая функция - мыслительная. Частые фантазии о поглощении. Мягкие, спокойные, любят тему аппокалипсиса, часто употребляют психоактивные вещества, бывают зависимыми. Тревога по поводу базового доверия. Часта роль наблюдателя. Разграничивает мысли и чувства. Считает эмоции опасными.

Отношения с родителями: Двойственные. Характер отношения потребителя проецируется на дальнейшую жизнь. Если любви матери нет - регрессия. Мать почти всегда "плохая".

Отношения с любимыми: В сексе холодны, поскольку боятся слияния. Часто влюбляются в далёкий идеал, чаще всего истеройдный. Сложен контакт с теми, кто доступен. Отношения без эмоций - их конёк. Брать преобладает над давать. Эмоциональные контакты утомительны. Внешние выражения любви - осуждаются. Любовные отношения опасны. отданное - никчёмно.

Образ "Я": Раздутое Эго. Ищут смысл во внутреннем мире. Исполняют роли. одевают маски не испытывая эмоций. Демонстративны с элементами эксбеционизма. Игнорируют ожидания общества, протест против системы. Предсказуемость - страшна. Стремится к истеройдно - акцентуированным. Нуждается в сохранении личного пространства. Падок на лесть, нуждается в подтверждении собственной оригинальности и уникальности.

Внешний образ: Отстранённый, креативный человек "в коконе".

Конечная цель терапии: Повышение творческой активности. Воображение и эгоцентризм - его талант. Принятие социума как данности. Умение проявлть эмоции, не бояться их. Всё в окружении безопасно. Терапевту нужно быть просто отзывчивым.

Пример из жизни: Молодой человек, работающий дизайнером. Часто накуривается. с наушниками в ушах, постоянно в себе и музыке. Серьезные отношения складываются лишь с поверхностными, завлекающими девушками. Очень страдает по этому поводу, но говорит, что с другими просто не может. "Она ждёт объяснений тому, что я замкнулся. Дёргает. Не привык я к этим нерватрёпкам. Положил её ключи в коридоре и ушёл. Другу только потом рассказал, что она на меня давила с переездом".

Персонаж из фильма: Главный герой в "Пыль"

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Нарциссические личности

Среда, 13 Июля 2011 г. 08:38 + в цитатник
Темперамент: Сверхчувствительные к проявлениям эмоций, чувствительны к отношениям и ожиданию других. Самые частые эмоции - стыд и зависть. Стыд -страх не соответствия чужим ожиданиям. Стыд характеризуется беспомощьностью. Зависть - если внутреннее "Я" убежденно, что обладает некоторыми недостатками и окружающие могут разоблачить, соответсвенно, завидует тем, у кого эти качества есть. Окружающие воспринимаются как зеркало (какой я?).

Отношения с родителями: Проекция на ребёнка собственных ожиданий (нереализованных планов). " Ты хороший, если делаешь что-то за меня". Взгляд матери всегда был вскользь, ребенок не чувствовал себя оцененным по достоинству.

Образ "Я": Состояние нереализованности, фальшивого "Я" и постоянные попытки самоутверждения. Чувство зависти вызывает презрение к жертве зависти. Демонстрация себя и своих достяжений.

Внешний образ: Презрение и критика других.

Конечная цель терапии: Укрепление личности индивида, создание конечного образа себя. Взростить наблюдательное Эго.

Пример из жизни: Девушка, живущая с мужем и двумя детьми на шее собственных родителей, не имеющая собственного жилья и даже хорошей крыши над головой, одевающаяся в очень дорогие вещи и гоняющая на машине в стоимость квартиры, взятой в кредит. "Ну машина это лицо, а квартирой никого не удивишь".

Персонаж из сериала: Бри Ван Де Камп из "Отчаянных домохозяек" (Рыжая).

Метки:  

Психопатическая акцентуация личности

Среда, 13 Июля 2011 г. 08:06 + в цитатник
Темперамент: Возбуждение = Действие. Чувства и эмоции стихийны.

Отношения с родителями: Вокруг хаос. Мать - слабая, депрессивная жертва. Отец - вспыльчивый, непоследовательный тиран.

Образ "Я": Повышенный уровень агрессии, примитивная зависть - нужно разрушить то, что хочу. Высокий интелект.

Конечная цель терапии: "Достяжение уважения не только силой".

Пример из жизни: Одна моя знакомая девушка Д. взрывается как только что-то идёт не по её сценарию.Глаза застилает пеленной, в состоянии аффекта однажды разбила чужую машину. Причина - не могли разъехаться в проулке.

Персонаж из фильма: Главный герой "Умница Уилл Хантинг"

Метки:  

Родительская тематика №1

Вторник, 12 Июля 2011 г. 11:51 + в цитатник
Давайте продолжим говорить о этой извечной проблеме. Много ваших отзывов, много умолчаний - и всё требует разъяснения.

Представим себе девушку. Живёт она, не нравятся ей взаимоотношения с матерью. Причин может быть море и если контакта нет виноваты, опять таки, 2ое. Матери бывают, в нашем, дочернем восприятии: тираничными, безвольными, вызывающими, глупыми, слишком консервативными, гиперопекающими и т.д. И не живётся никак, тошно. (А сценарий то многовариантный)
Представим парня. Если его раздражает или подавляет отец, то мы тоже увидим проявления "не хочу быть как он". Если отец был тираном, то молодой человек будет постоянно вставать на противозаконную тропинку. Если отца фактически не было - получим мамсика, боящегося собственной тени.
Родители очень важны в нашей жизни. Примириться с негативным образом родителя того же пола - это только часть дела. Важно научится видеть в нём хорошее, личность и научится сопереживать. Так мы отсепаррируемся - произойдёт битва с драконом. Если снять грозное божество с пьедестала, то мы увидим обычного человека, с ошибками, хорошими качествами и приятной внешностью. Пока мы не улыбнёмся ему в ответ истинного образа "Я" не будет, а жизнь наша будет крутится каруселью по обиде, боли, злобе и одиночеству. Почему всё так жестоко? Потому что отношения "родитель - ребёнок" проецируются нами на всё окружение.
К примеру, как случилось с К., она начала орать на упаковщицу в магазине, когда та предложила ей всё аккуратно сложить. "Я САМА МОГУ!". Только выйдя из магазина она осознала - кричала она не на эту несчастную девушку, а на тираничную мать в этот момент.

Метки:  

Ненси Мак Уильямс

Вторник, 12 Июля 2011 г. 10:58 + в цитатник
mcwilliams (166x250, 15Kb)
Доктор философии, преподает психоаналитическую теорию и терапию в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии в Университете города Рутжерс штата Нью-Джерси. Опытный аналитик при Институте психоанализа и психотерапии Нью-Джерси и Государственной психологической ассоциации по психоанализу, она имеет частную практику психодинамической терапии и супервизии в Флемингтоне, Нью-Джерси. Предыдущие публикации статей посвящены альтруизму, феминизму, половым различиям, сексуальности, а также современным психопатологиям и их лечению.
________________________________________
Из всех изученных книг по диагностике акцентуаций и выведению из пограничных состояний я предпочитаю именно этого автора - всё структурно. подробно, с примерами.Язык конечно сложен для восприятия, поэтому я буду давать трактовку в упрощенном русле. Надеюсь, изучение акцентуаций покажется вам интересным и полезным в дальнейшем.

Метки:  

Акцентуации

Вторник, 12 Июля 2011 г. 08:48 + в цитатник
Акцентуации личности - явление расспространенное, при которой отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.Термин акцентуированные личности занял место между психопатией и нормой. Психопатии - это аномалии характера, которые: а) определяют весь психический облик человека; б) не подвергаются значительным изменениям при его жизни; в) мешают ему правильно адаптироваться в окружающей социальной среде.
Природу акцентуации легко объяснить кризисами в раннем развитии человека ( см.статью http://www.liveinternet.ru/users/4490212/post175356122/) .То, как индивид переживает сам процесс вскармливания, расстование с материнской грудью, раннее осознование собственного естесства, внедрение в картину мира отцовской фигуры, приучение к горшку, дальнейшие взаимоотношения с родителями и формируют эту акцентуацию.
Скажу даже больше - у каждого человека их 3. Ведущая (как говорится, на лицо), и 2 запасные, включающиеся в момент стресса.Акцентуации бывают скрытыми и явными. Скрытые акцентуации сбалансированы и они есть практически у всех людей, и выявляются при помощи тестов и методик, в том числе и описанных выше. «Норма – это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное… Понятие нормальной личности – не безликое усреднение, статистически нормативная единица. То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок ни с чем». Это вполне приспособленные к жизни люди, ничем не интересующиеся и не имеющие никаких проблем. Они, как эхо, отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, всё делают, «как все», чрезвычайно комформны и не имеют собственного мнения»[7].
При обострении ситуации скрытая акцентуация проявляется – это крайние варианты нормы. Причем важную роль играет направленность заостренной черты в социально-полезное русло или наоборот.
На фоне акцентуации может наблюдаться девиантное (отклоняющееся от лат. deviatio – отклонение) поведение (неврозы, аффекты, неожиданные поступки, которые могут длиться часами, сутками).
Необходимо обращать внимание на акцентуированные черты характера, особенно на степень этой заостренности, так как за крайним вариантом нормы акцентуация переходит в психопатию.
Так чем полезно энание акцентуаций? Ответ прост - ты лучше понимаешь людей, то что раньше казалось "тараканом" становится биологическим фактором, который будет в не зависимости от нашего восприятия и от нежелания человека его видеть и осозновать. А когда знаешь свои слабые черты - с ними легче жить и работать. О каждой акцентуации я расскажу отдельно в следующих постах.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Богатая тема эмоций

Вторник, 12 Июля 2011 г. 08:01 + в цитатник

 

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
 
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.
 
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.
 
 В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, 'навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ 'аварийного' разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.'.
 
На важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: 'Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма'. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.
 
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
 
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. 
 
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
 
Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: 'Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия'. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
 
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
 
Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
 
Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
 
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Секрет духовного благосостояния

Понедельник, 11 Июля 2011 г. 14:35 + в цитатник
...большенство психологов и психотерапевтов ставят перед своими клиентами несколько условий. Вот некоторые из них:
- Каждый день делать что-то новое или по новому.
Ездили на работу на автобусе? Если не очень устали, позволяет расстояние, настроение, а главное - обувь - совершите пешую прогулку.
- Бегайте и занимайтесь зарядкой.
Во время интенсивных нагрузок ваше сознание не может зациклиться на чём - то, оно становится динамичным, а плохие мысли вырабатываются вместе с негативом. Даже если существует неприятность, то сознание структурирует проблему, что поможет вам в дальнейшем легче решить задачу.
- Займитесь творчеством!
Рисуйте, пишите, мастерите, ваяйте - любой ваш "продукт" станет отдушинной и разгрузкой для нервной системы. Идея будет отображать ваше состояние на момент творчества, важно позволить себе быть стихийным ( не планировать тематику).
- Учитесь отдыхать
Приносит вам удовольствие ваш отдых? Может стоить изменить что-то и действительно начать получать удовольствие от каждой свободной минутки?

Метки:  

Темперамент

Понедельник, 11 Июля 2011 г. 13:20 + в цитатник
К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям.
Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.
Самая ранняя классификация типов темперамента была разработана во ИИ веке до н.э. римским врачом Клавдием Галеном. В этой типологии выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, взаимосвязи темпераментов, их процентном соотношении в личности. В \"чистом виде\" отдельные типы темперамента встречаются редко. Однако, охарактеризуем \"чистые\" типы темпераментов.

Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Сангвиник . Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Флегматик . Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться \"положительными\" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик . У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию (\"опускаются руки\"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Известный художник-карикатурист Х. Бидструп как-то изобразил реакцию четырех людей на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека. В результате: холерик пришел в ярость, сангвиник рассмеялся, меланхолик страшно огорчился, а флегматик невозмутимо надел шляпу на голову.

темпераменты (525x700, 86Kb)

Метки:  

Законы Жизни

Понедельник, 11 Июля 2011 г. 12:12 + в цитатник
1. ЗАКОН ПУСТОТЫ. Все начинается с пустоты. Пустота всегда должна быт заполнена.
2. ЗАКОН ШЛАГБАУМА. Возможности не даются впрок. Должно быть принято решение пересечь шлагбаум как условное препятствие. Возможности даются после внутреннего решения. Заветные желания даются нам вместе с силами на их осуществление.
3. ЗАКОН НЕЙТРАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Чтобы измениться, надо остановиться. , а потом уже менять направление движения.
4. ЗАКОН ПЛАТЫ. Платить нужно за все: за действие и бездействие. Что будет дороже? Иногда ответ очевиден только в конце жизни, на предсмертном одре – дороже плата за бездействие. Избегание неудач не делает человека счастливым. «В моей жизни было много неудач, большинство из которых так и не случилось»- слова старика сыновьям перед смертью.
5. ЗАКОН ПОДОБИЯ. Подобное притягивается подобным. В нашей жизни нет случайных встречных. Мы привлекаем к себе не тех людей, которых хотим привлечь, а тех, кто подобен нам.
6. ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ. Внутренний мир мыслей человека воплощается во внешний мир вещей. Нужно не искать причины несчастий во внешнем мире, а обращать свой взор вовнутрь. Наш внешний мир- это реализованный мир наших внутренних мыслей.
7. ЗАКОН КОРОМЫСЛА. Когда человек чего-то хочет, но это недостижимо, надо придумать другой интерес, равновеликий по силе первому.
8. ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ. Человек притягивает к себе то, что он любит, боится или постоянно ожидает, т.е. все, что находится в его центральном, сфокусированном сознании. Жизнь дает нам то, что мы ожидаем от нее получить, а не то, что хотим.«На что рассчитываешь, то и обретешь».
9. ЗАКОН ПРОСЬБЫ. Если ничего у жизни не просишь, то ничего и не получаешь. Если мы просим у судьбы непонятно что, то и получаем неизвестно что. Наша просьба притягивает соответствующую реальность.
10. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №1. Всего предусмотреть нельзя. Всякий видит и слышит лишь то, что понимает, поэтому он и не может учесть все обстоятельства. Все зависит от наших внутренних преград, наших собственных ограничений. Есть события, происходящие помимо нашей воли, их нельзя предвидеть, и мы не несем за них ответственности. При всем своем желании человек не может контролировать все события своей жизни.
11. ЗАКОН ЗАКОНОМЕРНОСТИ. В жизни часто происходят независящие от нас события. Единожды произошедшее событие можно рассматривать как случайность, дважды произошедшие – совпадение, но трижды – закономерность.
12. ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ №2. Человек не может иметь все. Ему часто чего-то не хватает в жизни. Секрет счастья заключается не в потакании своим прихотям и желаниям, а в умении довольствоваться тем, что имеешь. Довольствоваться малым нелегко, но труднее всего довольствоваться многим. Можно потерять счастье в поисках богатства, а это значит – потерять все. Можно приобрести весь мир и потерять свою душу.
13. ЗАКОН ПЕРЕМЕН. Хочешь перемен в своей жизни – бери власть над
обстоятельствами в свои руки. Нельзя изменить свою жизнь, ничего не изменяя в ней и не изменяясь самому. Из-за своей пассивности человек часто упускает реальный шанс, предоставленный судьбой. Кто расставляет в вашей жизни приоритеты – вы сами или кто-то другой? Может быть, их расставляет сама жизнь, а вы плывете по течению? Станьте хозяином своей судьбы. Если вы никуда не отправитесь, то никуда и не прибудете.

14. ЗАКОН РАЗВИТИЯ. Жизнь заставляет человека решать именно те задачи, от решения которых он отказывается, которые боится решать, решения которых избегает. Но эти задачи все равно придется решать на другом, уже на новом витке своей жизни. И накал эмоций, переживаний будет мощнее, а цена решения – выше. От чего бежим, к тому и придем.

15. ЗАКОН ТАКСИ. Если вы не водитель, если вас везут, то чем дальше вас завезут, тем это будет для вас дороже. Вы не заказывали маршрут, то можете оказаться где угодно. Чем дальше вы углубитесь по ошибочному пути, тем труднее вам будет вернуться.

16. ЗАКОН ВЫБОРА. Наша жизнь состоит из множества выборов. У вас всегда есть выбор. Наш выбор может заключаться в том, что мы не делаем выбора. Мир полон возможностей. Однако приобретений без потерь не бывает. Принимая что-то одно, тем самым мы отказываемся от чего-то другого. Заходя в одну дверь, мы пропускаем другую. Каждый должен сам решить, что для него важнее. Из потерь тоже можно получить приобретение.

17. ЗАКОН ПОЛОВИНЫ ПУТИ. В отношениях с другим человеком ваша зона – полпути. Нельзя полностью управлять поведением другого человека. Другой может не двигаться, нельзя пройти путь за него и сделать так, чтобы другой человек изменился.

18. ЗАКОН ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО. Для того, чтобы построить что-либо новое, нужно: а).разрушить старое, если это необходимо- расчистить место, выделить время, мобилизовать силы для построения нового; б).знать, что именно вы хотите построить. Не стоит крушить, не зная путей к созиданию. Нужно знать, куда идешь. Если не знаешь, куда идешь, придешь не туда. «Кто никуда не плывет – для тех не бывает попутного ветра» /М. Монтель/
19. ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ. Как бы человек ни хотел изменить свою жизнь, образ мышления, стереотипы его поведения будут пытаться удержать его в старой, привычной для него жизни. Но если человеку удается что-то изменить в своей жизни, то уже новая, измененная жизнь будет подчиняться Закону равновесия. Изменения обычно протекают медленно и болезненно из-за инерции в мыслях и в поведении, своего внутреннего сопротивления и реакции окружающих людей.
20. ЗАКОН ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Наша жизнь не мыслима без противоположностей, в ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, дружба и соперничество, встреча и расставание, радость и страдание, потеря и приобретение. Человек тоже противоречив: он, с одной стороны, стремится к тому, чтобы его жизнь была стабильна, но в то же время некая неудовлетворенность гонит его вперед. В мире противоположностей человек стремится обрести утраченное единство с самим собой, с другими людьми и с самой жизнью. Все имеет начало и конец, это земнойкруговорот и круговорот жизни. Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность. Пара противоположностей поддерживает равновесие, а переход от одной крайности в другую создает многообразие жизни. Иногда для того, чтобыпонять что-либо, нужно увидеть, узнать противоположность этого. Однапротивоположность не может существовать без другой – для того, чтобы был день,нужна ночь.
21. ЗАКОН ГАРМОНИИ. Человек ищет гармонии во всем: в себе, в мире. Достичь гармонии с миром можно только будучи в гармонии с самим собой. Хорошее отношение к себе, принятие себя – залог гармонии с миром, людьми и собственной душой.Гармония не означает отсутствие трудностей и конфликтов, которые могут быть стимулом для личностного роста. Гармония между разумом, чувством и действием – может быть это и есть счастье?
22. ЗАКОН ДОБРА И ЗЛА. Мир не создан лишь для удовольствия. Он не всегда соответствует нашим представлениям о нем и нашим желаниям. Тот, кто не способен сам сделать доброе дело, не оценит добра и от других. Для тех, кто не способен видеть зло, зла не существует.
23. ЗАКОН ЗЕРКАЛА. То, что человека раздражает в окружающих, есть в нем самом. То, что человек не хочет слышать от других людей, есть то, что ему важнее всего услышать на данном жизненном этапе. Другой человек может служить для нас зеркалом, помогая нам открыть то, что мы не видим, не знаем в себе. Если человек то, что его раздражает в других, исправит в себе, судьбе ни к чему будет посылать ему такое зеркало. Избегая всего того, что нам неприятно, избегая людей, вызывающих у нас негативные чувства, мы лишаем себя возможности изменить свою жизнь, лишаем себя возможности внутреннего роста.
24. ЗАКОН ДОПОЛНЕНИЯ. Нам нужны люди, события, источники знаний, способные нам дать то, что мы хотим иметь, но имеем лишь в небольшом количестве. Мы стараемся стать сопричастными потенциалу других людей. Мы достраиваем себя вовне. Наше желание обладать кем-либо или чем-либо – это непризнание, отрицание собственных достоинств, неверие в то, что они у нас есть.
25. ЗАКОН ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ. Если вы позволите разыграться своим негативным чувствам, то одно неприятное переживание потянется за другим. Если жить, предаваясь мечтам и грезам, то реальность вытиснится иллюзорным миром фантазий.Человеку бывает сложно остановить поток своих негативных и непродуктивных мыслей, т.к. у него вырабатывается привычка переживать, волноваться, страдать, мечтать, т.е. уходить от действительности, от активного решения проблем. Чему отдаете больше энергии, того и будет больше. Мысль, которой вы дарите свое время, действует как магнит, притягивая себе подобные. С одной беспокоящей мыслью справиться легче, чем с роем навязчивых мыслей. В процессе нашего общения с другими людьми мы склонны перенимать их настроение посредством эмоционального заражения.
26. ЗАКОН ПОДАВЛЕНИЯ. То, что человек подавляет в своих мыслях или действиях, то, что он отрицает в себе, в самый неподходящий момент способно извергнуться наружу. Нужно принять свои мысли и чувства, а не подавлять и не накапливать их в себе. Примите себя, примите от, что вам не нравится в себе, не критикуйте себя. Принятие, признание отвергаемого и отрицаемого в себе способствует внутреннему росту человека. Это позволяет жить ему полной жизнью. Мы стремимся обрести утраченное единство.
27. ЗАКОН ПРИНЯТИЯ ИЛИ СПОКОЙСТВИЯ. Сама по себе жизнь ни плоха, ни хороша.Хорошей или плохой ее делает наше восприятие. Жизнь такова, какова она есть.Нужно принимать жизнь, радоваться жизни, ценить жизнь. Доверьтесь жизни,доверьтесь силе вашего разума и велению сердца. «Все будет так, как надо, даже если по-другому».
28. ЗАКОН ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ. Окружающие практически всегда оценивают человека так, как оценивает он себя сам. Нужно принимать и ценить себя.Не создавать себе кумиров, либо недостижимого, идеального образа себя. Не принимать мнение окружающих о вас за истину, не подвергая его критике. Стараясь заслужить любовь всех людей (что невозможно), вы пренебрегаете собственными потребностями, вы можете потерять себя, потерять уважение к себе. Невозможно быть во всем совершенным человеком. Вы стоите ровно столько, во сколько сами себя оцениваете, какова ваша самоценность. Однако доля реалистичности никогда не повредит.
29. ЗАКОН ЭНЕРГООБМЕНА. Чем больше продвинулся человек в познании себя и мира, тем больше он может взять от мира и дать ему. Нужно суметь установить адекватный, справедливый обмен с судьбой. Если вы будете больше отдавать, чем брать, от это приведет к вашему энергетическому истощению. Если вы даете кому-то больше, чем получаете от него, у вас может возникнуть обида на человека. Мир существует для того, чтобы им можно было делиться друг с другом.
30. ЗАКОН СМЫСЛА ЖИЗНИ. Мы приходим из пустоты, пытаясь обрести смысл жизни, и вновь уходим в пустоту. У каждого человека свой смысл жизни, который может меняться на разных жизненных этапах. В чем заключается смысл жизни – стремиться к чему-либо или просто жить? Ведь стремясь к чему-либо, мы вынуждены выпустить из поля зрения саму жизнь, т.о. ради результата мы теряем сам процесс. Возможно, самый главный смысл жизни – сама жизнь. Нужно включаться в жизнь, принимая ее, тогда удастся воспринимать жизнь в ее многообразии и тогда она раскрасит бытие человека теми красками, которыми владеет сама. Смысл жизни человек может найти лишь вне себя, в мире. В жизни выигрывает тот, кто не просит у судьбы единственного рецепта, панацеи от всех болезней и от всех бед.

Метки:  

Поговорим о взаимоотношениях с родителями

Понедельник, 11 Июля 2011 г. 11:09 + в цитатник
Тебе дали жизнь. Меняли пелёнки, вытирали кашки со стен, учили ходить, говорить, а было дело и наказывали. Шли годы, теперь мы с позиции взрослых оглядываемся на своё детство. Что мы видим?
Каждый из нас увидит что-то своё. Большинство знакомых мне молодых людей, к примеру, помнят лишь стрессовую ситуацию, когда подверглись физическому или моральному насилию со стороны кормильцев.
С.:" Я детство своё помню смутно, можно сказать не помню вообще. Соседка - старушка, вышивающая картины, помню дядьку своего, бандита. Но самый яркий момент - когда меня выгнали из дома".
Я:"Сколько лет тебе было?"
С.:"Около 6ти"
Я:" И что, прям с вещами на выход?"
С.:" Нет, просто за ворота. Сказали что домой не пустят. Я очень сильно плакал".
Я:"Быстро вернулись?"
С.:"Да, но после этого я начал постоянно убегать из дома. Как только начал работать стал снимать квартиры с друзьями. Так и отпечаталось - меня не любят и не ценят, я в тягость".

Вот и получается, что мы помним только плохое. Человек о котором идет речь очень долго скитался по городам, падал, поднимался, начинал всё с начала, но не хотел внутренне примириться с очень дорогими для себя людьми.
Почему дорогими? Потому что значимые! В психологии даже есть термин "значимые другие". Он говорит о том, что весь наш мир начинается с 2 х лиц нависших над колыбелью - отца и матери ( в редких случаях, замещающие их фигуры). Мать воспринимается ребёнком как Космос, целая Вселенная, в которой он, крохотная песчинка и растворяется. Потом он начинает осознавать себя, где кончается он и начинается Мать. Конфликтная ситуация возникает тогда. когда в уютный мирок вклинивается фигура Отца. Это первый конфликт в жизни крохи. Если всё хорошо, то эта новая фигура становится ЗАКОНОМ. И все вместе они существуют уже как треугольник, где каждая из составляющих - полноценна.
Замечу, только у единиц всё проходит гладко. Многие акцентуации характера возникают именно в период первого конфликта. И если человеку что-то мешает в жизни, надо копать именно детство и отношения с этими "значимыми персонажами". По опыту скажу, что именно оттуда "ноги растут".

Метки:  

Ирвин Ялом "Мамочка и смысл жизни"

Понедельник, 11 Июля 2011 г. 09:54 + в цитатник
Сумерки. Возможно, я умираю. Зловещие предметы окружают мою постель: сердечные мониторы, кислородные баллоны, капельницы, провода – оборотная сторона смерти. Закрывая веки, я соскальзываю в темноту.
Но затем, спрыгнув с кровати, я вырываюсь из больничной палаты и шлепаю в сторону яркого, залитого солнцем Глен Эхо Парка, где я проводил многие летние вечера в далеком прошлом. До меня доносится музыка карусели. Я вдыхаю влажный и сладкий аромат липкого попкорна и яблок. Я направляюсь прямо, не обращая внимания на ларьки, продающие мороженое и рогалики с соусом, чтобы занять место в очереди за билетами в Пещеру Ужасов. Я оплачиваю вход и стою в ожидании, когда следующий вагончик появится из-за угла и, зазвенев, остановится передо мною. Войдя внутрь, я пристегиваюсь ремнем и ощущаю комфорт кресла. В последний раз обернувшись вокруг, я вдруг вижу в толпе зевак ее.
Размахивая обеими руками, я зову ее так громко, что все вокруг слышат меня: «Мамочка! Мама!» Вагончик со скрежетом трогается. Я вжимаюсь в сиденье и, перед тем как меня поглощает темнота, зову снова и снова: «Как же я, мамочка? Как же я?»
И, даже подняв голову с подушки и попытавшись стряхнуть с себя видение, я ощущаю, как слова рвутся из горла: «Как же я, мамочка? Мама, как же я?»
Но мама на глубине шести метров. Холодная, как лед, вот уже десять лет лежащая в простом сосновом гробу на Анакостском кладбище в пригороде Вашингтона. Что от нее осталось? Думаю, только кости. Без сомнения, микробы отполировали их до блеска, сняв последние остатки плоти. Может быть, еще пряди тонких седых волос, сверкающие полоски хрящей, оставшиеся на концах больших костей бедра и голени. И, конечно же, кольцо. Покрытое пылью останков тоненькое серебряное обручальное колечко, купленное моим отцом в магазине на Хестер вскоре после приезда в Нью-Йорк.
Да, прошло уже десять лет! Не осталось ничего, кроме нескольких прядей волос, хрящей, костей да серебряного филигранного колечка, И еще ее образа, тускнеющего в моих воспоминаниях.
Почему же сон опять вернул меня к мамочке? Мы отдалились друг от друга десятки лет назад. Вероятно, это произошло в тот день, почти полвека назад, когда мне было восемь лет и она взяла меня с собой в «Саливан», кинотеатр, находящийся за углом магазина моего отца. Хотя в зале было много свободных мест, она плюхнулась в кресло по соседству с мальчишкой примерно на год старше меня. Он отреагировал немедленно и с нескрываемой злобой:
– Эти места заняты, леди!
– Ну как же! Заняты! – высокомерно ответила она, устраиваясь поудобнее в кресле. – Он занял места! Большая шишка! – добавила она во всеуслышание.
У меня было желание зарыться поглубже в бархат подушки. Спустя некоторое время, когда в зале потух свет, я, собрав всю свою храбрость, оглянулся назад, туда, где сидел он вместе со своим другом. Я безошибочно мог сказать, что они сверлили меня глазами. Один из них поднял кулак и прошипел: «Позже».
С этих пор «Саливан» был закрыт для меня моей же мамой. Он стал вражеской территорией. «Вход воспрещен!» даже в дневное время. Чтобы не пропустить воскресные сериалы – «Бэтман», «Зеленый Шершень», «Фантом», – я вынужден был заходить в зал только после начала сеанса, в темноте занимать свое место в самом конце зала поближе к выходу и выскальзывать за дверь еще до того, как зажжется свет. Ничто не помогало мне избежать несчастья быть побитым. Нетрудно представить, как это происходило, – удар в челюсть и все. Когда же это закончится? Что станет с тобой? Ты выбыл из игры, к тебе навсегда приклеился ярлык «мальчика для битья».
И снова возвращение к мамочке? Когда из года в год я жил с ней в условиях непрерывной вражды? Она была самодовольной, назойливой, подозрительной, контролирующей, язвительной, очень самоуверенной и глубоко невежественной (но сообразительной – даже я замечал это). Ни один теплый момент моей жизни не был связан с ней, никогда я не гордился ею, никогда не был счастлив от того, что она моя мама. У нее был ядовитый язык и злобное слово про каждого и для каждого, кроме моего отца и сестры.
Я любил сестру моего отца, тетушку Ханни, ее ласку, бесконечную теплоту, ее жареные сосиски, завернутые в кусочки сыра, ее непревзойденный штрудель, рецепт которого, к сожалению, безвозвратно был для меня утерян (ее сын не выслал мне его – но это другая история). Но больше всего я любил воскресные приезды Ханны. В этот день она закрывала свою закусочную «Морской Ярд» и разрешала мне часами играть в пинбол. Она позволяла подкладывать бумажные шарики под ножки автомата, чтобы замедлить спуск шарика и набрать побольше очков. Мое обожание Ханны приводило к безумным нападкам моей мамы на невестку. У мамы был свой унылый перечень недостатков Ханны: ее бедность, отвращение к работе в магазине, глупый муж, недостаток гордости и готовность принимать любое унижение.
Речь мамы была отвратительной, с сильным акцентом и обильно приправленная словечками из идиша. Она никогда не приходила на родительские собрания в школу. И слава богу! Я приходил в ужас от мысли представить ей моих друзей. Я боролся с ней, бросал ей вызов, орал на нее, избегал ее и в конце концов перестал с ней общаться. Навсегда.
В детстве для меня большой загадкой было: как, папа выносил ее! Память хранит те воскресные дни, когда мы с отцом играли в шахматы и он весело подпевал пластинкам с русской и еврейской музыкой, в такт покачивая головой. Но рано или поздно воздух разрывался криком мамы: «Гевальт, гевальт, хватит! Vay iz mir, прекрати шуметь! Достаточно музыки!» Не говоря ни слова, мой отец поднимался, выключал граммофон и молча заканчивал игру. Сколько раз в такие моменты я молился: «Пожалуйста, папа, ну хоть сегодня дай ей хорошенько!»
Так почему же я снова вернулся к ней? И почему задаю ей этот вопрос в конце жизни? «Как же я, мамочка?» Может ли быть так (и это для меня потрясение), что всю свою жизнь я строил в соответствии с понятиями этой ничтожной женщины?! Я всегда старался вырваться из моего прошлого, сбежать от него – от третьего класса, от гетто, от ярлыков, выставления напоказ, от черных габардин и бакалейной лавки – сбежать, стремясь к независимости и росту. И возможно ли, что я так и не смог избежать ни своего прошлого, ни своей матери?
Меня преследовала зависть к тем из моих друзей, у которых были веселые, элегантные мамы, всегда готовые прийти им на выручку! И странно, что мои друзья отдалились от своих матерей: они не звонят, не навещают, не слишком часто вспоминают о них. Хотя я изо всех сил старался стереть образ матери из своей памяти, я все еще, даже спустя десять лет после ее смерти, по привычке тянусь к телефону, чтобы позвонить ей.
Да, разумом я все понимаю и по этой теме читаю лекции. Я объясняю своим пациентам, что часто детям, которых обижали в детстве, трудно вырваться из своих дисфункциональных семей, даже если это были хорошие, дружные семьи с любящими родителями. В конце концов, не является ли первостепенной задачей хороших родителей отпустить своего ребенка из дома?
Мне это понятно, но не нравится. Я не люблю, когда мама навещает меня каждый день. Меня раздражает то, что она заполнила собой все пустые места моей памяти и невозможно ее извлечь оттуда. Но больше всего я ненавижу то, что в конце жизни вынужден спрашивать: «А как же я, мамочка?»
Помню огромное мягкое кресло, стоявшее в ее комнате, которое я увидел, вернувшись домой из армии. Оно стояло возле стены, на которой висели полки, прогибающиеся под весом стоящих там книг – как минимум по одному экземпляру, а то и более книг написанных мною, масса других книг и пара дюжин словарей. Я представлял себе, что одно более или менее сильное сотрясение могло похоронить ее по самый нос под глыбой книг ее единственного сына.
Когда бы я ни заезжал в гости, она неизменно сидела на стуле с двумя-тремя моими книгами на коленях. Она держала их в руках, вдыхала запах книг, стирала с них пыль, но никогда не читала. Она была слишком слепа. Но даже перед тем, как ее зрение ухудшилось, книги оставались для нее чем-то непостижимым. Ее единственным образованием было – житель США.
Я – писатель. А моя мама не умеет читать. И все же я обращаюсь к ней с вопросом о смысле моей работы. В чем он? В аромате книг? В красивой обложке? Все мои кропотливые исследования, мои полеты вдохновения, мой скрупулезный поиск правильного решения, неуловимое изящество фразы – ничего этого она никогда не знала.
Смысл жизни? Смысл моей жизни. Каждая книга, стоящая в мамином стеллаже, содержит замысловатые ответы на этот вопрос. «Мы все существа, ищущие смысл жизни, – писал я, – которые испытывают беспокойство оттого, что их закинули в бессмысленную вселенную». Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг – забыть о факте изобретения И убедить самих себя, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение.
Хотя я делаю вид, что безоценочно принимаю любое решение человека, я втайне делю их на медные, серебряные и золотые. Некоторых людей всю жизнь подгоняет мысль о торжестве мести; другие, полные отчаяния, мечтают лишь о мире, отрешенности и свободе от боли. Некоторые люди посвящают свою жизнь достижению успеха, богатства, власти, справедливости; другие находятся в поиске самосовершенствования, погружаясь в различные формы бытия: любовь или божественную сущность. В то же самое время еще одна группа людей находит смысл жизни в самореализации или творческом самовыражении.
«Нам необходимо искусство, – говорил Ницше, – иначе мы погибнем от правды». Следовательно, творчество – золотая середина. Я превратил всю мою внутреннюю жизнь, весь мой опыт, все мои представления в тлеющий внутренний склад, из которого время от времени вытаскиваю нечто новое и прекрасное.


Но мой сон говорит иначе. Он показывает, что я посвятил всю свою жизнь совершенно другой цели – завоевать признание и одобрение моей умершей мамы. Обвинение из сна имеет силу – слишком большую, чтобы ее игнорировать или забыть. Но сны, и я это знаю точно, не являются ни непостижимыми, ни неизменными. Большую часть своей жизни я был ваятелем снов, приручая их, разъединяя и соединяя. Мне удается выуживать из снов различные секреты.
И снова, опуская голову на подушку, я плыву к Комнате Ужасов.
Вагончик резко останавливается напротив ограждения и через мгновение, сменив направление, медленно и покачиваясь возвращается обратно. «Мамочка! Как же я!» – зову я, размахивая обеими руками. И она слышит меня. Я вижу, как она прокладывает себе дорогу сквозь толпу, отталкивая людей направо и налево. «Оуэн! Что за вопрос!» – говорит она, открывая ворота и вытягивая меня из вагончика.
Я смотрю на нее. Кажется, ей лет пятьдесят или шестьдесят. Она высокая и коренастая. В руках у нее вышитая хозяйственная сумка. Ее вид нелеп, но, очевидно, она не знает об этом, и идет с высоко поднятой головой красавицы. Я замечаю знакомые сгибы ее локтей и чулки, подвязанные чуть выше колена. Она целует меня. Ложная любовь!
– Какой ты молодец! Можно ли просить о большем?! Все эти книги! Я горжусь тобой. Если бы только твой отец мог это видеть!
– Что значит молодец, мама? Как ты узнала? Ты же не можешь прочитать то, что я написал. Я имею в виду твое зрение.
– Я знаю, что говорю. Посмотри на все эти книги. – Она открывает свою сумку, извлекает оттуда две мои книги и начинает нежно их гладить. – Большие книги. Красивые книги.
На меня накатывает разочарование от того, что она гладит мои книги.
– Важно то, что внутри. А если внутри сплошная чушь?
– Оуэн, не говори narisheit – глупости. Великолепные книги.
– Ты носишь эти книги повсюду, даже в Глен Эхо? Ты относишься к ним как к святыням! Тебе не кажется…
– Ты знаменит! О тебе знает весь мир! Дочь моего парикмахера изучает твои книги в школе.
– Дочь твоего парикмахера?
– Я всем говорю. А почему бы и нет?
– Мама, разве тебе больше нечем заняться? Почему ты не проводишь выходные со своими друзьями: Ханной, Герти, Любой, Дороти, Сэмом, твоим братом Саймоном? И что ты делаешь здесь?
– Ты стыдишься, что я здесь? Тебе всегда было стыдно. А где мне еще быть?
– Мне просто кажется, что мы оба уже взрослые. Мне за шестьдесят. Может быть, пора иметь свои личные сны?
– Тебе всегда было стыдно.
– Я этого не говорил. Ты меня не слушаешь!
– Всегда думал, что я глупая, ничего не понимаю!
– Я не это говорил, а только то, что ты ничего не знала! Ты…
– Я – что? Ну давай, договаривай, раз начал. Я все равно знаю, что ты скажешь.
– Что?
– Нет уж, Оуэн, скажи это сам. Если я это сделаю, ты скажешь, что это не твои слова.
– Ты никогда не слышала меня. Ты говорила о вещах, про которые ничего не знала.
– Слышать тебя? Я не слышала тебя! Скажи, Оуэн, а ты слышал меня? Что ты вообще знал обо мне?
– Ты права, мама, мы оба были плохими слушателями.
– Не я, Оуэн. Я хорошо слушала и слышала. Каждый вечер, приходя из магазина, я слушала тишину в твоей комнате. Ты не беспокоился подняться мне навстречу и сказать: «Привет». Ты не спрашивал, трудный ли был у меня день. Как я могла слушать, если ты молчал?
– Что-то меня останавливало, между нами была стена.
– Стена? Хороший ответ для матери! Стена. Я ее построила?
– Я только сказал, что между нами была стена. Я знаю, что отдалился от тебя, но не помню почему – это было пятьдесят лет назад, – но все, что ты говорила мне, было похоже на замечание.
– Vos? Замечание?
– Критику. Мне приходилось держаться от нее подальше. Мне и так нелегко было в те годы, чтобы выслушивать от тебя критику.
– Тебе было плохо? Все эти годы мы с отцом работали в магазине, чтобы ты мог учиться. До поздней ночи! Вспомни, когда ты мне звонил и просил принести что-нибудь для тебя – карандаши или бумагу… Помнишь Эла? Того, которому порезали ножом лицо во время ограбления?
– Конечно, я помню Эла. У него еще был шрам вдоль всего носа.
– Так вот, Эл подходил к телефону и всегда кричал, даже через переполненный магазин: «Король! Звонит Король! Пусть Король сам купит себе карандаши и тетрадки!» Эл ревновал, ведь родители ничего не дали ему. Но он был прав: к тебе относились как к королю. В какое бы время дня или ночи ты не позвонил, я оставляла магазин, полный посетителей, на папу, а сама неслась к тебе. Тебе нужны были и марки, и блокноты, и чернила. А позже шариковые ручки. Твоя одежда, измазанная чернилами. Как король. Никакой критики.
– Ма, мы просто разговариваем, и это уже хорошо. Давай не будем обвинять друг друга, а постараемся понять. Мы можем просто сказать, что мне так казалось. Я знаю, ты говорила хорошие вещи про меня. Но ты никогда не говорила их мне самому.
– С тобой было не так-то просто разговаривать, Оуэн, и не только мне – всем. Ты все знал. Ты все читал. Скорей всего люди просто боялись тебя. А возможно, и меня. Ver veys? Кто знает. Но позволь я тебе кое-что скажу, Оуэн. Во-первых, ты тоже никогда не говорил мне ничего хорошего. Я следила за домом, я готовила для тебя. Двадцать лет ты ел мою стряпню. И она тебе нравилась, я точно знаю. Спрашиваешь, откуда? Вспомни пустые кастрюли и тарелки после еды. Но ты никогда мне ничего не говорил. Ни разу в своей жизни!
Пристыженный, я опускаю голову.
– Во-вторых, ты ничего не говорил обо мне хорошего и за моей спиной. Но, по крайней мере, ты все это имел, ты знал, что я хвасталась тобой перед другими. Ты стыдился меня, стыдился всегда – и находясь рядом, и за моей спиной. Стыдился моего английского, моего акцента. Стыдился того, что я не знала чего-то или говорила неправильно. Я знала про твои насмешки и насмешки твоих друзей: Джулии, Шелли, Джерри. Я слышала все! Ну как?!
Я еще ниже наклоняю голову.
– Ты никогда ничего не упускала, мама.
– Как я могла узнать, что в твоих книгах? Если бы у меня был шанс, если бы я только могла пойти в школу, что бы смогла я сделать своей головой! Saychel! В России я не могла ходить в школу, разрешалось учиться только мальчикам.
– Я знаю, мама, знаю. Я знаю, что ты смогла бы то же, что и я, если бы у тебя был шанс.
– Когда мы с мамой и отцом приехали сюда, мне было только двадцать. Мне приходилось работать шесть дней в неделю на швейной фабрике по двенадцать часов в день. С семи утра до семи вечера, иногда до восьми. Порой нужно было приходить на работу на два часа раньше – к пяти. Мне приходилось помогать отцу в его газетном ларьке раскрывать газеты. Братья не были большими помощниками. Саймон ходил в бухгалтерскую школу, Хайми работал водителем такси – он никогда не приходил домой, никогда не приносил денег. Потом я вышла замуж за твоего отца и переехала в Вашингтон, где до старости работала с ним бок о бок в магазине по двенадцать часов в сутки, а затем убирала дом и готовила еду. Появилась Джин, которая никогда не огорчала меня. Потом появился ты. Ты был не таким простым. Но я не переставала работать. Ты видел меня, ты помнишь! Ты слышал, как я бегала вверх и вниз по лестнице. Ну что, я вру?
– Ты права, мама.
– И все эти годы, пока были живы Буба и Зейда, я поддерживала их. У них ничего не было – лишь несколько пенни, которые, оставил им отец. Через некоторое время мы открыли для Зейды кондитерский магазин, но он не мог работать, он должен был молиться. Ты помнишь Зейда?
Я киваю. Смутные воспоминания. Мне, наверное, было четыре или пять… квартирка в Бронксе, пахнущая мылом… еще мы кидали цыплятам во дворе хлебные крошки и шарики из фольги с высоты пятого этажа… мой дед, весь в черном, с седой бородой, его руки и лоб в черных лентах, шепот молящихся. Мы не понимали его слов (он говорил только на идише), но он сильно трепал меня по щеке. Все остальные – Буба, мама, тетя Лена – работающие, бегающие вверх и вниз по лестницам магазина целый день, упаковывая и распаковывая, готовя еду, убирая цыплячьи перья, рыбью чешую, вытирая пыль. Но Зейда и пальцем не шевелил. Просто сидел и читал, как король.
– Каждый месяц, – продолжала мама, – я садилась на поезд и везла им деньги в Нью-Йорк. А потом, когда Бубу поместили в дом престарелых, я платила за нее и навещала ее два раза в месяц. Помнишь, я как-то брала тебя с собой. Кто еще помогал? Да никто! Твой дядя Саймон мог наведаться к ней пару раз и привести баночку газировки, а потом все свое посещение я только и слушала, что о баночке, которую привез Саймон. Даже ослепнув, она не выпускала пустую банку из своих рук. Я помогала не только Бубе, всем: моим братьям, Саймону и Хайми, моей сестре, Лене, тете Ханне, твоему дяде Эби, которого я привезла из России, – всем, вся семья кормилась от продаж в бакалейной лавке. И никто не помогал мне – никто! Никто даже не благодарил меня!
Глубоко вздохнув, я произношу:
– Спасибо тебе, мама, спасибо. – Это не так трудно. Так почему же мне понадобилось пятьдесят лет, чтобы сказать эти слова? Я беру ее за руку (может быть, впервые), чуть выше локтя, и чувствую нежность и тепло, похожее на тепло теста кихелах перед выпечкой. – Я помню, как ты рассказывала мне и Джин о газировке, которую привозил дядя Саймон. Наверное, тебе было очень трудно!
– Трудно?! О чем ты говоришь! Иногда она выпивала его газировку с моим кихелах, а ты же помнишь, что за работа приготовить его, и все равно говорила только о его гостинце.
– Мы впервые разговариваем, мама. Мы всегда именно этого и хотели. Может быть, поэтому ты не уходишь из моих мыслей и снов. Может быть, теперь я изменюсь.
– Как изменишься?
– Я стану самим собой, начну жить теми целями и делами, мысль о которых я всегда лелеял.
– Ты хочешь избавиться от меня?
– Ну, не по-плохому. Я просто хочу, чтобы ты отдохнула.
– Отдых? Ты когда-нибудь видел, чтобы я отдыхала? Папа каждый день находил время подремать, а меня ты видел дремлющей?
– Мне кажется, тебе нужно найти свою цель в жизни – не это, – говорю я, указывая на ее сумку, – не мои книги. И у меня должна быть своя цель в жизни.
– Но я же тебе только что все объяснила, – говорит она, перекидывая сумку на другую руку, подальше от меня. – Это не только твои книги, это еще и мои книги!
Внезапно ее рука становится холодной, и я выпускаю ее.
– Что значит, я должна иметь свою цель в жизни? – продолжает она. – Эти книги и есть цель моей жизни. Я работала для тебя и для них, всю свою жизнь я работала на эти книги. – Она достает из сумки еще две мои книги. Я съеживаюсь при мысли, что она покажет их людям, стоящим вокруг нас.
– Но ты не понимаешь. Ты заслужила независимость от других. Это то, что значит быть личностью, и об этом я пишу в своих книгах. Такими мне хотелось бы видеть моих детей, всех детей – свободными.
– Vos meinen – свободными?
– Свободными или освобожденными. Я тебе не принадлежу, мама. Например, каждый человек в мире совершенно один. Конечно же, это трудно, но так должно быть, и с этим надо смириться. И поэтому я хочу иметь свои мысли и сны. И у тебя должны быть свои, мама. Покинь мои сны.
Ее лицо становится серьезным, она отступает на шаг. Я продолжаю говорить:
– Я люблю тебя, но хочу добра и тебе и мне. Ты должна понять.
– Оуэн, ты опять думаешь, что я ничего не понимаю, а ты понимаешь все. Я также изучаю и жизнь, а теперь и смерть; о смерти я знаю, поверь, намного больше, чем ты. Так же как и об одиночестве.
– Но, мама, ты же не остаешься одна, ты со мной. Ты не покидаешь меня, блуждая в моих мыслях и снах.
– Да нет же, сынок.
«Сынок». Я не слышал этого обращения вот уже пятьдесят лет и забыл, что так звали меня мой отец и она.
– Есть вещи, которые ты не понимаешь, которые ты перевернул с ног на голову. У тебя есть сон, в котором ты видишь меня, стоящей в толпе. Я смотрю, как ты едешь в вагончике и машешь мне рукой, зовешь и спрашиваешь про свою жизнь.
– Я помню свой сон, мама. С него все началось.
– Твой сон? Как раз об этом я и хочу тебе сказать. Ты ошибаешься, Оуэн, это не твой сон. Это и мой сон, сынок. У матерей тоже есть право на сны.

Метки:  


Процитировано 1 раз

объявление Вконтакте.

Пятница, 08 Июля 2011 г. 14:20 + в цитатник
- Кто такой психолог?
- Это человек, получивший специализированное образование, так же сам прошедший психоанализ. В особенности профессии входит постоянное повышение квалификации, разширение кругозора и, обязательно, способность к эмпатии и сопереживанию.
- А почему бы не прорешать проблемы самому? Ну или с подругой, другом на кухне за чашечкой чая?
- Очень мало людей действительно смогут помочь вам выбраться из запутанной ситуации. Чаще всего у них свои ценности, взгляд на жизнь, личные ориентиры и характер. Без специальной подготовки увидеть РЕАЛЬНЫЙ корень проблемы очень сложно - советчики будут видеть каждый своё. Все наши проблемы, переживания, страхи, фобии, депрессии, нежелательные состояния и негативные убеждения в той или иной степени созданы нами самими. В основе каждой проблемы существует заряд, который находиться глубоко в нашем подсознании. Пытаясь победить проблему, мы подавляем ее глубоко в себя, мы отрицаем ее наличие. Но это не решение – она выскакивает всякий раз не спрашивая нас, и мы опять переживаем эту надоевшую ситуацию во всей ее красе. И не смотря на все усилия, проблема всегда с нами, всегда влияет на наши поступки, на нашу жизнь. Пользуясь силой воли проблему не решить.
- Как же избавиться от наших проблем?
- Ответ прост и очевиден – надо удалить корни проблем – обнулить, нейтрализовать заряды. Обратить неприятное слово "проблема", в слово "задача". А в этом Вам и пригодится помощь психолога.
- Что мне можете предложить конкретно Вы?
- Теоретические и практические знания в области психоанализа, арт- терапии, НЛП, а так же желание помочь и поддержать. Если решились - звоните.

Метки:  

Поиск сообщений в Марина_Бекетова
Страницы: [1] Календарь