-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в танюсико

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.06.2011
«аписей: 9918
 омментариев: 437
Ќаписано: 12324


художник ѕавел –ыженко

—уббота, 17 ƒекабр€ 2011 г. 22:22 + в цитатник
÷итата сообщени€ Stephanya ѕавел –ыженко






ѕавел –ыженко родилс€ в 1970-м году в  алуге. ¬ двенадцать лет он поступил в ћосковскую среднюю художественную школу при институте имени —урикова, а по окончании еЄ в 1990-м году Ц в –оссийскую јкадемию ∆ивописи, ¬а€ни€ и «одчества.
ѕавел –ыженко пишет в стиле "классического реализма". »скусствоведы считают его одним из самых талантливых выпускников јкадемии. ≈го учитель, »ль€ √лазунов, говорит, что ѕавел –ыженко Ц страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее. ќ художнике заговорили как о несомненном и незаур€дном таланте, значительном €влении в современной российской живописи. ќ своем творчестве –ыженко говорит: "я предлагаю люд€м еще раз взгл€нуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте про€вилс€ великий дух нашего народа. ѕон€ть, что мы не сера€ масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. ћне хочетс€ верить, что € предлагаю люд€м альтернативу массовой, "мишурной" культуре, котора€ заставл€ет нас забыть о главных вопросах быти€".
¬ насто€щее врем€ художник проводит собственные выставки и преподаЄт на кафедре  омпозиции в стенах родной јкадемии.


ћуравейник
 ажуща€с€ безм€тежность и умиротворЄнность свойственна многим картинам ѕавла –ыженко.

Ќапример, Ђћуравейникї. ѕеред нами старый еловый лес, во все стороны простЄрший свои сучь€. «емл€, словно ковром, покрыта папоротником и мхом. ќткуда-то издали в чащу проникают €сные солнечные лучи. ѕосреди картины на пне сидит седовласый старец-инок. ѕробродив с раннего утра по лесу, поставил он на землю свой туесок и погрузилс€ в созерцание большого муравейника, возвышающегос€ неподалЄку. Ѕыть может, этот муравейник чем-то напомнил ему родной монастырь: также целыми дн€ми труд€тс€ монахи, не зна€ отдыха, и всЄ сообщаЕ Ёх, кабы и все люди могли так! Ќо нет в них сплочЄнности. ƒа и трудолюби€ такого не вот встретишьЕ ¬осхищает колорит этой картины, удивительна€ точность воспроизведени€ природы елового бора, еЄ гармонии и красоты.


ѕќ—Ћ”ЎЌ» 
јналогична предыдущей Ц картина Ђѕослушникї. «десь наблюдаем мы весну во всей еЄ красоте и благоухании. ѕеред нами цветущий €блоневый сад. ¬есь он словно пронизан тонкими нит€ми солнечных лучей, придающих ему вид поистине сказочный. —ад изображЄн так €рко и точно, что у зрител€ складываетс€ ощущени€ присутстви€ там. “онкий аромат бледно-розовых €блоневых соцветий ощущаем почти физически. ¬ саду кипит работа: стволы €блонь, свежевыбеленные, как будто облиты патокой, сухие сучь€ срублены и брошены в весЄлое плам€ костра. ћолодой послушник, оперевшись рукою на толстую ветку €блони, заворожено, словно отрешившись от всего окружающего мира, гл€дит на резвый огонь. Ћицо его кажетс€ утомлЄнно-счастливым. ЋЄгки порывы ветра играют светлыми клубами дымаЕ —вет Ц вот, пожалуй, главное составл€ющее этой замечательной картины. ќна как будто соткана из неземного света, и оттого так удивительна хороша.


∆итие —ерги€


÷арево молчание
¬есьма любопытен, например портрет »оанна √розного. ∆естокий ÷арь предстаЄт перед нами совсем не таким, как мы привыкли представл€ть его. ќн скорее похож на смиренного инока: таково его облачение, которое дополн€ет больша€ икона на груди, длинна€ белоснежна€ борода, зажата€ в левой руке ветвь. » одно только отличает его: т€жЄлый посох, с которым ÷арь не расставалс€ никогда, которым убьЄт в припадке гнева своего сынаЕ ¬прочем, известно, что »оанн ¬асильевич, наход€сь в јлександровской —лободе, именовал себ€ »гуменом, а опричников Ц братией. » весь уклад жизни его в тот период времени напоминал монастырский. Ќочами грозный ÷арь ка€лс€ в своих кровавых преступлени€х, а ранним утром служил с Ђбратиейї заутреню. ћожет быть, после одной из таких бессонных, полных ужаса и раска€ни€ ночей изображЄн »оанн на картине –ыженко. Ћицо ÷ар€ сумрачно, а взгл€д устремлЄн вперЄд, в одну точку. ¬ какие мрачные мысли погружЄн √розный? ќ своих ли грехах помышл€ет он? ј, быть может, с мукой вспоминает все те многочисленные предательства, которые были в его жизни? —амое обидное и неожиданное Ц измена друга и сподвижника  урбского? » мысленно вновь и вновь отвечает »оанн на те обвинени€, которыми осыпал его беглый кн€зь в своих письмахЕ “онкий солнечный луч проник в растворЄнную дверь, лЄг у ног самодержца, но не осветил его мрачной, слегка согбенной фигуры. Ќа каменном полу у ног его копошатс€ залетевшие птицы: синицы, голубиЕ „то-то щебечут они весЄлое и светлое. ƒолетает ли звонкие песни их до слуха тирана? Ѕуд€т ли в нЄм какие-либо чувства нежные их трели? “ам, за стенами этого мрачного помещени€ благоухает весна, и деревь€ уже окутаны лЄгкой зелЄной дымкой. ∆изнь идЄт по своим законам, жизнь €рка€ и прекрасна€! Ќо не видит еЄ царственный ипохондрик. » лучи солнца не загл€дывают в его истерзанную душу, страшась черноты еЄЕ


—мутное врем€
—мута. —южет, к сожалению, также очень актуальный сегодн€. ѕришЄл враг на –усскую «емлю, захватил само сердце еЄ Ц ћоскву и бесчинствует в св€тын€х еЄ. ѕеред нами разгромленный пол€ками храм. —уд€ по всему, враги только-только ушли отсюда. Ќа полу лежит пронзЄнный стрелами русский воин, последний защитник св€тыниЕ –ука его ещЄ сжимает лук. ¬идно: он сражалс€ до последнего вздоха. » даже сейчас, поверженный, он не побеждЄн. –€дом старик-св€щенник, бледный и измождЄнный, сжимающий в руке крест.   нему жмЄтс€ рыдающий от страха мальчик. Ћасково обнимает старец ребЄнка, гладит его худой рукой по плечу, шепчет что-то успокаивающее. Ќельз€ сдаватьс€! √осподь не оставит –усь на поругание! ћолись, и придЄт спасение! Ц так, быть может, говорит св€щенник мальчику, среди разорЄнного храмаЕ ј р€дом ещЄ горит €сным пламенем лампада, как символ непобеждЄнности и силы русского духа, и огонь еЄ всел€ет уверенность, что минует лихолетье, и восстанет –усь в прежней славе своей!


ЅЋј√ќ—Ћќ¬≈Ќ»≈ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ —≈–√»я.
 исти ѕавла –ыженко принадлежит также цикл картин, посв€щЄнный  уликовской Ѕитве. «десь находим мы удивительный образ ѕреподобного —ерги€ –адонежского, благословл€ющего русское воинство во главе кн€зем ƒмитрием ƒонским с на бой с мамаевым полчищем. —в€той старец положил руку на плечо склонившегос€ перед ним кн€з€, за которым топитс€ многочисленна€ его дружина. ƒругой рукой, сухою и жилистой, ѕреподобный опЄрс€ на меч. —ветлый лик его, обрамлЄнный снежно-белою бородой, обращЄн к нам, а взор выцветших старческих глаз устремлЄн куда-то ввысь, быть может, в те горние пространства, невидимые глазу простого смертного, откуда сам √осподь благословл€ет русское воинство на св€тое делоЕ », внима€ гласу ƒуха —в€того, напутствует св€той —ергий кн€з€ ƒмитри€Е


ћолитва ѕересвета
¬ помощь русскому воинству отправл€ютс€ из Ћавры два монаха-богатыр€ ѕересвет и ќсл€б€. ќбраз ѕересвета художник запечатлел на двух своих картинах. Ќа первой суровый и могучий монах ещЄ только сбираетс€ на рать. —реди леса он словно замер на мгновение. ¬озле белой, такой родной берЄзы прив€зал он своего кон€, а сам, поставив котомку на золотистый ковЄр Ц дар поздней осени, приклонил колена. ƒержа копьЄ наперевес ѕересвет погрузилс€ в себ€. ћожет быть, монах молитс€ перед битвой и просит у Ѕога помощи и благословени€. ј, может, вслушиваетс€ в последний раз в тишину леса и любуетс€ стройной зелЄной елочкой, едва-едва подн€вшейс€ из-под землиЕ ѕрощаетс€ с нею. Ќа другой картине богатырь ѕересвет на могучем, жаром пашущем коне, мчитс€ в бой. Ћицо ѕересвета сосредоточено. Ѕогатырский конь летит по высокой траве, разреза€ грудью волны еЄ. ¬от-вот сойдЄтс€ смиренный инок, ставший воином, чтобы отсто€ть –одину, с пришедшим на землю его врагом, сшибутс€ они грудь с грудью, и начнЄтс€ велика€ битва. Ѕитва между светом и тьмой. ћежду ƒобром и «лом. Ѕитва за –оссию! ¬елика€ и св€та€. » будет повержен богатырь ѕересвет, но и враг его будет сражЄн и не станет более ругатьс€ на «емлЄю –усской. »менно такие герои и молитвенники, воины и праведники, как —в€той —ергий, ƒмитрий ƒонской, ѕересвет и ќсл€б€ созидали нашу –усь! » об этом надлежит помнить нам. » к этому призывают нас картины ѕавла –ыженко.


ћолитва


÷арь јлексей ћихайлович “ишайший
јннотаци€: ÷арь јлексей ћихайлович “ишайший - отец первого русского императора ѕетра I €вл€етс€ последним государем, так называемого, "допетровского" времени. ѕрин€то считать это врем€ темным, невежественным, √осударей - почти сказочными старичками-бородачами. Ќо не таковыми были они в действительности. Ќе суетливость, выдаваема€ за избыточную деловитость, а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа. Ёто были не избираемые толпой и деньгами, а поставл€емые Ѕогом помазанники. Ќедаром јлексей ћихайлович был назван народом “ишайшим. ¬ этом именовании чувствуетс€ и сыновн€€ любовь, и признание могучести служени€ царского, котора€, как и вс€ка€ истинна€ сила, всегда тиха как океан. Ѕыть может сейчас, когда так много думаетс€ всеми о власти, стоит вспомнить, что власть и сила всегда от Ѕога. » следствие этой власти - всегда тишина и благочестие в государстве.


Ѕ–ј“»я






 н€жеский сын




ƒворник.1918 г
ј, вот, картина, относ€ща€с€ к 18-му году Ц Ђƒворник 1918ї, поражающа€ диковинным дл€ той оголтелой поры спокойствием. ѕоздн€€ осень. ѕарк двор€нской, по-видимому, усадьбы. Ѕольшинство деревьев сто€т уже обнажЄнными, и лишь с кра€ выгл€дывает золотой шлем молодой берЄзки. “иха алле€, укрыта€ покровом сброшенных листьев. —тынет в лужах вода. ” беседки столик с фруктами, самоваром, цветамиЕ Ќа стуле лежит цветаста€ шаль. ћЄрзнет р€дом маленька€ собачонка. ¬сЄ дышит мирным, неколебимым ничем укладом. “олько не видать нигде хоз€ев усадьбы, словно вынуждены были бежать они куда-то внезапно, побросав всЄ впопыхах и не допив даже разлитый уже чай. » только дворник, крепкий, невозмутимого вида мужик продолжает свою привычную работу. ћедленно идЄт он по пустой аллее, метЄт листву. √де-то там, за пределами этого нетронутого островка мирной жизни гремит революци€, гибнут люди в междоусобных бран€х, льютс€ реки крови по русской равнине, а дворник всЄ метЄт, метЄт, погружЄнный в мысли свои. », кажетс€, что он соборует сад этот, приготовл€ет к ожидающей его погибелиЕ


«ќЌ“» 


ѕасха в ѕариже


“ј…Ќј ÷ј–я ‘≈ќƒќ–ј »ќјЌЌќ¬»„ј




 ”Ћ» ќ¬ќ ѕќЋ≈


ѕобеда ѕересвета


¬џЅќ– ¬≈–џ
—егодн€ порой кажетс€, что насто€ща€ культура, искусство уже вовсе исчезло в нашей стране. —тарательно закатанна€ в бетон за семьдес€т лет советской власти, и всЄ же, пита€сь глубинными соками, пробивающа€с€ наружу робкой порослью, она в наши дни словно выкошена безжалостно бездуховностью и пошлостью, вытравлена и заменена ничтожным суррогатом, авангардными поделками, не имеющими ничего общего с истинным искусством. Ќо это лишь видимость! –усска€ культура живуча и неистребима.  огда-то гонимые раскольники уходили в леса, на острова и, скрывшись там, сохран€ли особый свой мир, свою душу. “ак праведники уходили в пустыни и скиты и творили там великое дело своЄ, невидимое постороннему глазу. ¬от, и наша культура оказалась сегодн€ в каком-то смысле на островах, оторванных от мира, но св€то охран€ющих красоту подлинной русской души, оберегающих заветы пращуров. Ётих островов множество! » в чЄрном океане бездарности, пошлости и мерзости они образуют своеобразный архипелаг Ц јрхипелаг –усской ƒуховности. » этому-то архипелагу суждено стать фундаментом дл€ здани€ новой –оссии, –оссии, верной своим традици€м, своему историческому пути, той великой духовности, котора€ ей была присуща всегда!


Ѕитва на  алке
ƒипломной работой ѕавла –ыженко стала картина Ђ алкаї, посв€щЄнна€ одному из самых трагических моментов отечественной истории. ¬ 1223-м году на реке  алке произошла перва€ битва русских войск с моноголо-татарскими, в которой последние одержали оглушительную победу. ѕроизошло это оттого, что русские кн€зь€, разъедаемые междоусобной враждой, не смогли объединитьс€ перед лицом врага, и оттого сплочЄнный и сильный враг одолел их. ћногие наши войны были убиты, другие Ц вз€ты в полон. ќкончание этого побоище и запечатлел на своей картине ѕавел –ыженко. ¬от, поле усе€нное стрелами. ѕосреди него на ковре возлежит один их татарских ханов. ѕобедитель! ќн торжествует! » смеЄтс€ в лицо вз€тому в полон русскому кн€зю, которого скручивают ханские приспешники, наглые и самодовольные, предвкушающие большую поживу. ј лицо св€занного кн€з€ выражает боль, но он не сломлен. » голова его подн€та высоко, и взор его, гневный и мужественный, устремлЄн пр€мо на победившего врага. —илЄн дух кн€з€. —толь же сильны были и брать€ его, сложившие свои головы в этом бою. » лишь единства не было промеж нимиЕ » оттого пришла беда на землю русскую. » на горизонте возвышаютс€ горы тел, наших поверженных воинов. ј синее русское небо застилает уже чЄрный дым. –усь горит! Ёта картина чрезвычайно актуальна сегодн€. »бо и сейчас все здоровые силы в обществе разобщены и борютс€ друг с другом, и среди этой вековечной распри тер€ют самое главное Ц –одину. » приходит нова€ орда и подчин€ет себе всЄ и вс€, и сеет смуту, и бесчинствуют, а мы всЄ продолжаем сгорать в междоусобной бойне: Ђƒруг друга жрЄм и сыты тем бываем!ї. Ёто-то и есть  алка, вечна€  алка, которую переживаем мы врем€ от времени. ѕережили в —муту, в 17-м году, переживаем сейчасЕ » пора, давно пора нам учитьс€ у истории нашей. Ќо мы, словно одурманенные, вновь наступаем на одни и те же граблиЕ


Ќевска€ битва.




ј, вот, и портрет изменника кн€з€ јндре€  урбского, первого Ђполитического эмигрантаї в истории –оссии. Ѕо€рин, друг ÷ар€, член »збранный –ады, участник  азанского похода, герой, один из лучших умов своего времениЕ Ётот человек бежал из –оссии, опаса€сь опалы. Ќа растерзание ÷арю бросил он своЄ семейство: мать, жену, детей. » без зазрени€ совести поступил на службу враждебной –оссии Ћитве.  ак и многие будущие Ђэмигрантыї, кн€зь утверждал, что –оссии он не измен€л, что он патриот еЄ и служит иной стране лишь дл€ блага родины, ибо только наход€сь на рассто€нии от Ђмосковского тиранаї можно трудитьс€ дл€ освобождени€ отечества от Ђварвараї. ј дл€ этой благой цели можно воспользоватьс€ и услугами врагов! » привести их на –усь! » пусть сожгут они ѕсков и истреб€т тыс€чи русских людей, но зато освобод€т –оссию от Ђкровожадного деспотаї! ƒл€ такой благой цели все средства хороши! » со всеми в союз вступить можно.  лассическое оправдание изменника! Ќе раз на придЄтс€ слышать его в нашей истории. ћы патриоты, но свет лучше будем нести из-за рубежа. “ак безопаснее. Ќо всЄ это только дл€ пользы любимой ќтчизны. » идЄт русский кн€зь, герой  азанского похода с литовским войском на –усь, и штурмует древний ѕсков, не забот€сь о св€тын€х егоЕ ¬от, взирает он на нас с портрета: старое, искажЄнное какою-то затаЄнной мукой лицо, опущЄнные уголки губ, взгл€д, потухший, немного опущЄнныйЕ „увствует кн€зь, что не так идЄт жизнь его, как следовало бы. ћечтал он вернутьс€ в –оссию на белом коне, когда Ђтиранї будет повержен. ј он правит и по сей день. ј кн€зь јндрей уже изнемог в борьбе. Ќичего не осталось у него: ни родины, ни семьи, ни верыЕ ќсталась только ненависть, велика€ злоба, которую изливает он в письмах бывшему своему другу, а ныне первому врагу ÷арь »оанну. ѕишет  урбский бессонными ночами, ибо сон давно уже потер€л он. ѕишет, обвин€€ во всЄм √розного, чтобы только не винить себ€, чтобы самого себ€ убедить в своей правоте, отогнать напоминающую о себе врем€ от времени совестьЕ » понимает кн€зь, что, ид€ с супостатами на ѕсков, совершает огромную подлость он уже не против ÷ар€, но против –оссии. Ќо поздно изменить что-то! » с войной идЄт кн€зь на родную землю, против неЄ сражаетс€, русскую кровь проливаетЕ


ћалюта —куратов. ÷арский указ
ј, вот, другой видный де€тель того времени, царский сатрап, палач ћалюта —куратов. Ёто, пожалуй, одна из самых одиозных и кровавых фигур нашей истории. —воЄ дело ћалюта знал отлично: на его совести не одна сотн€ замученных людей, в том числе, недавних своих друзей. »менно —куратов по указанию √розного удавил в последствие прославленного в лике св€тых ћитрополита ‘илиппа, обличавшего злоде€ни€ ÷ар€.

— картины взирает на нас суровый и мрачный человек с каменным, бесстрастным лицом. Ќад грозными, глубоко посаженными глазами нависают хмурые, густые брови. Ћицо насто€щего палача! ќдин вид этого человека многих повергал в трепет.  уда идЄт он теперь, зажав в руке свитки приказов? „ьи ещЄ судьбы должны разрушить они? ѕо чью душу идЄт любимец ÷ар€? ќ чЄм думает этот жестокий сатрап? »зобретает ли в своЄм дь€вольском мозгу очередную пытку, ещЄ страшнее всех предыдущих? ѕредвкушает ли, как будет выбивать нужные признани€ от невинных жертв? ј царЄва благодарность за это будет велика! ÷арь ћалюту ценит. » —куратов верен ему, как пЄс. ѕарадокс истории: блест€щий воин, герой, кн€зь  урбский сбежал в Ћитву и воевал против –оссии. » жизнь свою окончил он бесславно, проклинаемый в родной стране, которой изменил. ј жестокий палач ћалюта —куратов, наводивший ужас на множество людей, сложит голову в бою, в Ћивонии. ѕогибнет смертью храбрыхЕ «а ÷ар€ и –усскую «емлю.


ј, вот, втора€ жена јлексе€ ћихайловича Ќаталь€ Ќарышкина у колыбели сына своего, маленького ÷аревича ѕетраЕ ќкружЄнный иконами, в тусклом свете лампады дремлет русоволосый отрок ѕетруша, убаюканный матерью. », гл€д€ на эту картину, трудно представить, что в скором времени мирно сп€щий ребЄнок этот превратитьс€ во всесильного »мператора ѕетра ѕервого, который полностью изменит лик —в€той –уси, обратив его в суровое лицо гигантской »мперии, уничтожит тот многовековой уклад, к которому прикипели душой русские люди, в котором воспитывалс€ он сам, искорЄжит его до неузнаваемости и оденет древнюю –усь в немецкое платьеЕ  то бы мог подумать, какие инстинкты сп€т в душе этого очаровательного отрока!  то бы мог подумать, какой великий переворот суждено совершить ему! Ќо до того момента есть ещЄ врем€. » пока юный ѕЄтр мирно дремлет в своей колыбели, подрастает на радость отцу с матерью, –осси€ доживает последние относительно спокойные годы в привычном, веками выработанном укладе своЄмЕ


“риптих Ђ—олнце земли –усскойї. јлександр ярославович Ќевский.


“риптих Ђ—олнце земли –усскойї. —артаг.


“риптих Ђ–усский векї. ‘отографи€ на пам€ть


“риптих Ђ÷арска€ √олгофаї.ѕ–ќўјЌ»≈ √ќ—”ƒј–я — ¬ќ…— јћ»


"«ј“ќ„≈Ќ»≈ ¬ ÷ј–— ќћ —≈Ћ≈" (јлександровский дворец)


“риптих Ђ÷арска€ √олгофаї."»ѕј“№≈¬— »… ƒќћ после расстрела ÷арской —емьи".

ќдно из самых известных произведений ѕавла –ыженко Ц триптих, посв€щЄнный трагической судьбе »мператора Ќикола€ ¬торого и его семьи, в который вход€т картины Ђѕрощание √осудар€ с войскамиї, Ђ«аточение в ÷арском селеї и Ђ»патьевский дом после убийства царской семьиї. ¬ Ђѕрощании √осудар€Еї художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. —тавка в ћогилЄве. «десь ещЄ несколько дней назад Ќиколай –оманов был самодержцем всероссийским, правителем великой »мперии. », вот, он вернулс€ сюда, отрЄкшись от престола, вернулс€ не »мператором уже, а полковником –омановым, вернулс€, чтобы проститьс€ с дорогими своему сердцу войсками. —огбенный, идЄт он вдоль их молчаливого р€да, загл€дыва€ в глаза каждому, ища в них не то поддержки, не то прощени€Е ј они в последний раз отдают честь своему ÷арю, которого не суждено им больше увидеть. Ќа –оссию движетс€ страшна€, непоправима€ уже беда.  атит по ней, по определению —олженицына, роковое красное колесоЕ ћолох запущен, и его не остановить уже. –осси€ шагнул в бездну, и скоро она поглотит и еЄ, и √осудар€, и верные ему войскаЕ » эту атмосферу надвигающейс€, набирающей обороты катастрофы передаЄт февральска€ вьюга, изображЄнна€ на картине. —ловно дымом, укутано мглою небо, ветер гнЄт деревь€, полощет знамЄна, поднимает хлопь€ снега и швыр€ет их в лица русских воинов и русского ÷ар€, заметает их, слепит глазаЕ —воим отречением √осударь окончательно раскрыл двери »мперии дл€ февральских оголтелых ветров, разгул€вшихс€ теперь на еЄ просторах. » ветра эти сдуют скоро с лица земли ¬еликую –оссиюЕ


ќфицер закапывает погоны и платок, вышитый царицей јлександрой.


÷арские погоны


“риптих Ђѕока€ниеї. ”дар колокола.


“риптих Ђѕока€ниеї ¬≈Ќќ„≈ 
ѕриблизительно к тем же роковым дл€ –усской земли годам относитс€ картина ѕавла –ыженко Ђ¬еночекї, поразительна€ по глубинной, неизбывной печали своей, проникающа€ в самую душу и вызывающую в ней странную, необъ€снимую тоску и горечь утратыЕ Ќа картине ранн€€ весна. —нег едва ста€л, и оттого вс€ земл€ напоминает собою болото. ƒеревь€ окутаны лЄгкой зеленоватой дымкой. «а их ветв€ми ма€чит серое, дождливое небо, унылое и скорбное.  ажетс€, что вс€ природа плачет в этот миг, сочувству€ пришедшему с фронта солдату. ¬ыжил он в страшной войне, дошЄл, раненый, до дома, а здесь уж и нет никого. Ќикто геро€ не ждЄтЕ » пришЄл солдат на погост, поклонилс€ родной могилке, уронил скупую слезуЕ ¬спомнил он былые мирные годы, вспомнил, как уходил отсюда защищать родную землю, как прощалс€ с тою, что покоитс€ теперь на этом заболоченном кладбище. ћногое вспомнил солдат. ƒумал он сказать Ђздравствуйї дорогому себе человеку, а приходитс€ снова прощатьс€, теперь уже навекиЕ  то покоитс€ под этим серым дерев€нным крестом с веночком из жЄлтых цветов? ћать ли солдата? »ли жена? Ќам этого не узнатьЕ ћы можем лишь видеть бесконечную скорбь пришедшего с войны геро€, и скорбеть вместе с нимЕ


¬≈“≈–јЌ

ѕейзажи ѕавла –ыженко Ц это ещЄ одна грань его замечательного таланта, заслуживающа€ отдельного исследовани€. ћы остановимс€ лишь на нескольких из них. ѕеред нами картина поздней осени. Ёто самое печальное врем€ года, особенно в –оссии. ¬рем€ ув€дани€ и хандры. ќднако оно же удивительно поэтично. Ќе зр€ именно осень столь часто воспевал в своих стихах ј.—. ѕушкин. Ђ”ныла€ пора Ц очей очарованье!ї - писал великий поэт. Ёту-то унылую пору запечатлел художник на представленной вниманию зрителей картине. ≈сть ли что печальнее русской осени? ƒаже изображЄнна€ на картине пробуждает она в душе тихую грусть, грусть поэтическую и светлую.


¬јЋјјћ

Ќа другом осеннем пейзаже ѕавла –ыженко изображЄн каменный утЄс, возвышающийс€ над широкой темно-синей лентой реки. «а ней видны оголЄнные берЄзовые рощи, окутанные туманной дымкой. ќчертани€ их смутны из-за идущего дожд€, лишь в серо-бурой мгле девственно белеют тонкие берЄзовые стволы. ¬етер волнует тЄмную гладь реки, расцвечива€ еЄ разнообразными оттенками. ” подножи€ утЄса растут величавые, огромные сосны. —тройные их вершины возвышаютс€ над ним, огораживают живою стеной, словно великаны-сторожа. ј на самом краю утЄса, над пропастью стоит одинокий дерев€нный крест.  то обрЄл себе последнее пристанище в этом глухом месте, между небом и землЄй? Ќеизвестно. » только небо рыдает по нЄм, и длинные дождевые капли разбиваютс€ о каменную поверхность утЄса и омывают одинокий крестЕ




¬есна


—трашный суд.


ћ≈“≈ќ–џ












Ќоводевичий монастырь

тут


ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку