Георгина: история цветка |
Конец лета и начало осени – сезон цветения георгин. Если хризантема напоминает мне изысканную и утонченную японскую императрицу, а астра - её фрейлину. То георгин ассоциируется у меня с европейским королем - ярким, жизнерадостным, любящим пышность и великолепие. Но это лишь мои ассоциации.
Легенда рассказывает о том, как вообще появился на земле цветок георгина. Она повествует о том, что георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.
Эта легенда, как и другие, связанные с георгинами, больше похожи на поэтический вымысел, чем на мифы иповерья, связанные с такими растениями, как роза, ель, акация и др., про многие из которых я рассказывала в этой рубрике. В них, легендах о георгинах, чувствуется «новодел». И это вполне объяснимо. Они не росли рядом снами тысячелетия, как другие, а пришли в наш сад с плоскогорий Мексики и Гватемалы.
Дикие георгины произрастали в горных районах Перу, Мексики, Чили. Корни этих цветов служили пищей для ацтеков кечуа, проживавших в давние времена в тех районах. Но современные сорта этого цветка настолько отличаются от своих предков, что простые мексиканцы не видят связи между пышными садовыми георгинами – и дикой георгиной, ничем не примечательным для Мексики сорняком.
В 1963 году президент Мексики Адольфо Лопес Матеос провозгласил георгину национальным цветком, но принять это решение президента уговорила группа иностранцев - любителей георгин из США. Сами мексиканцы еще при короле Ацтеков Монтесуме (1466–1520) предпочитали другие цветы – например оранжевые бархатцы, которые они использовали в религиозных церемониях.
Точных данных нет, но по одной из версий, более четырех столетий назад два испанских путешественника, побывавших в тех краях, захватили с собой на родину корни этого растения. Везли они в Европу корни георгин в качестве пищевого растения. Однако вкус георгин не произвел впечатления на европейцев, а вот сами цветы удивили своей красотой. Поэтому и стали выращиваться георгины в качестве декоративных растений в садах Европы.
По другой версии, история знакомства с георгином европейцев выглядела так. В 1521 году испанский конкистадор Эрнан Кортес силами небольшой армии захватил империю Ацтеков. За этим последовало полное уничтожение индейской цивилизации – европейцы-христиане хотели искоренить культуру, в которой богам приносились человеческие жертвы.
Тем не менее, в 1571 году король Испании Фелипе II решил послать в Новый Свет первую научную экспедицию под руководством своего личного врача Франсиско Эрнандеса де Толедо. Эрнандес зарисовал и описал растение, похожее на георгину, под названием «Акокотль». К сожалению, королевский декрет запрещал публикацию работ о «Новой Испании», и книга Эрнандеса была опубликована только в 1651 году, в переводе на латынь и с дополнительными иллюстрациями, добавленными уже в Европе. Рукописи Эрнандеса сгорели при пожаре, а слово «Акокотль», как выяснилось, употреблялось индейцами для совсем другого цветка, поэтому до сих пор непонятно, было ли изображенное Эрнандесом растение георгиной.
Спустя почти 200 лет, в 1786 году, испанский ботаник Мартин Сессе и Лакаста [прим: это одно имя, а не два - Martín Sessé y Lacasta] предложил другому испанскому королю, Карлосу III, организовать новую экспедицию для исследования Мексики.
В процессе экспедиции Сессе основал Королевский ботанический сад в Мехико и назначил своего соратника Висенте де Сервантеса читать в этом саду лекции. Одним из студентов Сервантеса стал молодой и очень талантливый мексиканец Хосе Мариано Мосиньо, который оставил нам картины изображающие георгины.
В 1787 году директор Мадридского ботанического сада А. Каванилла из семян, присланных ему из Мексики, получил цветочные растения, которые он назвал Далия (Dahlia) в память шведского ботаника А. Даля, ученика К, Линнея. Из Испании георгины попали в Англию (1798 г.), во Францию (1800 г.) и одновременно в Германию. В 1803 году немецкий ботаник Карл Людвиг Вильденов назвал мексиканское растение "акокотля" по-новому — Георгина (Georgina) в честь своего друга, петербургского ботаника Иоганна Готлиба Георги.
На фото - Памятник Антонио Хосе Каванильясу в Королевском ботаническом саду в Мадриде. 1866 (реставрирован в 1998 году).
Рисунок - Карл Людвиг Вильденов
Долгое время оба родовых названия — Dahlia и Georgina - существовали параллельно, но впоследствии в ботанической литературе утвердилось первое, приоритетное — Dahlia. Название Georgina (георгина) сохранилось только в России и прочно вошло в русский язык.
После появления в Европе георгины около 30 лет культивировались как тропические растения в теплых оранжереях, и получались они довольно хилыми. Французский ботаник Де Кандоль первым высадил георгину из оранжереи прямо в гряду на открытом воздухе в ботаническом саду в Монпелье. Результат превзошел все ожидания, и после этого культура георгины различных сортов начала свое триумфальное шествие.
Мексиканские пришельцы начали быстро распространяться в садоводстве и среди любителей-цветоводов. Уже в 1808 году в Германии появились большие коллекции шарообразных махровых георгинов. Эти цветы стали модной рыночной новинкой, один экземпляр хорошего нового сорта стоил до 10 фунтов стерлингов (околр 100 рублей золотом). Коллекция георгинов была собрана в саду у жены Наполеона — Жозефины.
30-е годы XIX века можно назвать "золотым веком георгинов" — число их сортов выросло до 3000. Были выделены формы полумахровых георгинов (анемоновидные), затем появились лилипутовые,георгины.
В Россию георгины ввозили из-за рубежа. Так, уже в 1842 году в Москве и Петербурге можно было купить коллекции георгинов, состоящие из 200 сортов.
В 1872 году в Голландии появились новые формы георгин с оригинальной скрученностью язычковых лепестков, которые потом получили название кактусовых. В начале XX века во Франции были выведены георгины, лепестки которых напоминают пышные средневековые воротники, за что и получили название воротничковые.
Гибриды старых шаровидных и кактусовых георгинов отличались огромным разнообразием форм и расцветок. Однако у них имелся один существенный недостаток: соцветия на "кустах" были прикрыты листьями и очень непрочно скреплены с короткими цветоносами (любопытно, что в 20-е годы в Петрограде цветочницы, продававшие георгины на Невском проспекте, накалывали соцветия на ивовые прутики — в таком подправленном виде товар лучше раскупался). Поэтому закономерно, что в годы, предшествующие Первой мировой войне, селекционерами была привлечена георгина Мерка (Merckii). Этот вид отличается тем, что его соцветия расположены над "кустами" и имеют очень прочные цветоносы длиной до 60 см. Теперь у современных сортов георгинов соцветия прочно скреплены с длинными цветоносами и возвышаются над компактными "кустами". Эти признаки они унаследовали от георгины Мерка.
В дореволюционной России не было отечественных сортов георгинов: господствовало убеждение, что у нас в стране селекция георгинов невозможна. В самом начале 20-х годов Советское правительство закупило в США коллекцию георгинов, которая была высажена на Братцевской станции новых культур. Затем сорта георгинов стали поступать из-за рубежа в Главный ботанический сад Академии наук СССР, Тимирязевскую сельскохозяйственную академию.
Всесоюзный институт растений и другие научно-исследовательские институты и тресты зеленого строительства. Отсюда они распространились по всей стране. Интерес к георгинам неизмеримо вырос. Началась интенсивная селекционная работа над ними.
Пионерами отечественной селекции георгинов стали Д.П. Козлов, Е.М. Титова и П.Я. Титов, члены Московского общества испытателей природы, учрежденного при Московском государственном университете. В 1939-1940 годах на Всесоюзной хозяйственной выставке Д.П. Козлов выставил 210 сортов георгинов, выведенных им в условиях Подмосковья. Его георгины имели огромный успех у посетителей выставки. Это были первые георгины, рожденные в нашей стране.
В годы Второй мировой войны было не до георгинов, но сразу после победы увлечение ими вспыхнуло с новой силой. До настоящего времени в нашей стране работают много селекционеров, выводящих сорта георгинов, приспособленных к условиям разных климатических зон. По своим качествам эти сорта не только не уступают лучшим зарубежным, но и зачастую их существенно превосходят. сейчас их уже насчитывается несколько десятков тысяч.
Рубрики: | цветы, растенияязык цветов |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |