Роспись тюли |
Метки: батик роспись рукоделие ткань творчество |
Как росписать ткань |
Что вам понадобится:
Шаг 1
Постирайте и высушите ткань для удаления аппрета (состава из крахмала, эфира, синтетических смол, жировых и других веществ).
Шаг 2
Для начинающих подойдет хлопок, шелк является более капризным материалом. Можно использовать старое постельное белье, оно будет прекрасным черновиком для упражнений и обучения. Размер ткани оставляйте небольшим, примерно 45*45 см.
Шаг 3
Нанесите контуры вашего рисунка восковым карандашом.
Шаг 4
Сделайте «паровую баню» (на кастрюлю с водой необходимо поставить котелок с твердым парафином).
Шаг 5
Положить небольшое количество парафина в котелок (около 400 граммов), после чего следует поставить кастрюлю с водой на медленный огонь.
Шаг 6
Теперь можно создавать с помощью воска свою работу. Необходимо обязательно убедиться в том, что воск проникает через ткань. Если вы видите воск на обратной стороне ткани, значит воск впитался.
Шаг 7
Однако не забывайте, если воск будет на всей поверхности ткани, краска не сможет проникнуть на ткань.
Шаг 8
Теперь необходимо дать воску остыть. Для ускорения процесса можно поместить вашу работу в холодильник или морозильник.
Шаг 9
После полного остывания воска, надломайте затвердевшую ткань в необходимых местах для получения особых трещинок.
Шаг 10
Наденьте резиновые перчатки.
Шаг 11
Подготовьте краски, предложенные изготовителем. Работайте только прохладными красками, чтобы нанесенный ранее воск не таял.
Шаг 12
Окрасьте материал первым цветом. Попытайтесь уложиться в 20 секунд.
Шаг 13
Ополосните кисточку под струей воды для удаления краски. Если цвет получился не достаточно насыщенным, окрасьте данный участок повторно.
Шаг 14
Высушите вашу работу.
Шаг 15
Используя горячий воск, окрасьте области для сохранения первоначального цвета.
Шаг 16
Дайте воску остыть.
Шаг 17
Вновь сделайте на ткани особые трещинки.
Шаг 18
Теперь вы можете красить материал следующим цветом.
Шаг 19
После окончания работы необходимо удалить воск. Это можно сделать с помощью утюга: поместите вашу работу между несколькими листками бумаги (подойдет обычная газета или бумажные салфетки) и гладьте ее до полного удаления воска, меняя по мере необходимости использованную бумагу. Также воск можно удалить путем соскабливания.
Советы и предупреждения:
Батиком лучше всего заниматься в хорошо проветриваемом помещении.
Рекомендовано работать недалеко от раковины, во избежании нежелательных пятен на площадке, находящейся рядом с местом проведения работы, можно покрыть ее картоном.
Во время работы в технике батика желательно носить старую одежду, которую будет не жалко испачкать красками.
До нанесения красок на поверхность ткани, ее можно покрыть обезжиренным молоком, это делается для того, чтобы краска лучше ложилась на ткань.
Метки: роспись рукоделие батик |
Роспись по ткани |
![]() Необходимые материалы: • Белая или светлая футболка х/б; • Фантомный маркер или мягкий простой карандаш; • Нерастекающиеся краски по ткани, например, фирмы Javana; • Аппликатор Jaquard с металлическим соплом или контур по ткани; • Кисти синтетика или колонок 1, 3, 6; • Ватные палочки, банка с чистой водой, палитра.
|
|
Мастер-класс по батику |
Уроки батика. Урок 1. Свободная роспись и спецэффекты |
Урок первый. Свободная роспись и спецэффекты.
Нам понадобится.
Для росписи:
1. Ткань. Лучше всего натуральный шелк, атлас, туаль, фуляр, эксельсиор.
2. Краски. Лучше специальные для росписи ткани. Я предпочитаю анилиновые красители для шелка.
3. Баночка для воды.
4. Кисти. Толстая и среднего размера (примерно №5 и №8)
5. Палитра. Можно использовать керамическую тарелку или пластмассовую доску для лепки. Бумагу лучше не использовать.
6. Деревянный подрамник или пяльцы
7. Канцелярские кнопки.
8. Скотч.
9. Соль. Мелкая, поваренная, не йодированная и крупная морская.
10. Мочевина.
Для запаривания:
1. Большое ведро. Емкость не меньше 10 литров.
2. Старые газеты или бумажные полотенца.
3. Суровые нитки.
4. Большое махровое полотенце, одеяло или подушка.
5. Детский шампунь или мыло.
Мастер-класс ведет Татьяна Колесникова. Художник, педагог, журналист, член Международного Художественного Фонда, член МОАК, руководитель творческого клуба «Лотос»
Сегодня мы с вами начнем знакомиться с удивительной техникой росписи по ткани. Искусство батика, росписи по шелку, появилось очень давно, почти одновременно с тем, как человек научился обрабатывать коконы тутового шелкопряда и производить из получившейся нити чудесную ткань с уникальными свойствами – шелк.
Батик весьма многогранен, и позволяет создавать на ткани практически любые узоры и рисунки, воплощать любые технические и творческие задачи. На шелке можно писать картины, можно из расписанной ткани делать платки, шить одежду, изготавливать предметы интерьера.
Ткань, единственная основа на которой ведется работа в батике, весьма гигроскопичный материал, то есть хорошо впитывает воду. И любые же краски по ткани – так же на водной основе. А значит, краситель по ткани растекается легко и беспрепятственно. И это самое большое достоинство и одновременно самая большая трудность батика. С одной стороны, растекание краски позволяет создавать неповторимые переходы цвета, осуществить которые можно только на ткани. А с другой безудержное растекание не дает возможности создавать четкие границы между цветам, не позволяет воспроизвести точный рисунок. Можно сказать, что вся многовековая история батика – это история борьбы с растеканием краски. На какие только ухищрения не идут художники! Ткани пропитывают специальными составами, связывающими волокна, и соответственно, уменьшающими растекание (роспись по загустке), определенным образом складывают и сминают ткань (бандан), используют в работе расплавленный воск, который ложась на ткань, не пропускает воду, а вместе с ней и краску (горячий батик), наносят контуры специальным резервирующим составом, не дающим краске растекаться за пределы контура (холодный батик).
Мы познакомимся со всеми существующими видами росписи по ткани, но начнем постепенно, с самого простого, со свободной росписи ткани.
Будем просто рисовать по ткани, позволив краске течь, куда заблагорассудится. Уз А при помощи вспомогательных средств, используя соль и мочевину, создадим фактуру.
Натягиваем ткань.
Перво-наперво нам надо натянуть на подрамник кусок шелка. Я взяла плотный китайский атлас но использовать можно любую натуральную шелковую ткань. Перед работой ткань обязательно необходимо постирать, чтобы смыть заводскую пропитку, а так же чтобы ткань дала усадку.
Предварительно обклеиваем подрамник скотчем, иначе краска будет впитываться в дерево, окрасит его, и подрамник станет одноразовым. Если нет подрамника, можно использовать пяльцы.
Натягиваем ткань на подрамник кнопками от середины длинной стороны. Затем тянем противоположную сторону так же от середины. Потом короткие стороны натягиваем тоже от середины. Перед натягиванием ткань, особенно если она плотная, можно смочить и тянуть влажную, но хорошо отжатую. Натягивать надо очень туго, почти до треска, чтобы натянутая влажная ткань не провисала и слегка пружинила при нажатии.
Очень важно натягивать ровно по нитям, не перекашивая и строго выдерживая вертикали и горизонтали, параллельно краям подрамника. Иначе после того, как вы снимите расписанную ткань, изделие скособочится.
После натягивания, не дожидаясь высыхания, начинаем рисовать. Если же шелк успел высохнуть, то снова немножко смачиваем его кисточкой, либо сбрызгиваем из пульверизатора. Внимание, воды не должно быть много, нужно чтобы ткань была слегка влажной, а не мокрой.
Роспись.
Берем большую кисть, и начинаем рисовать.
В баночках у нас находятся концентрированные красители. Намочите кисточку, отожмите о край банки, промокните о чистую тряпочку и наберите краску. Попробуйте сделать мазок на ткани. Цвет будет яркий и насыщенный. Теперь помойте кисть, и слегка отжав ее, но не промакивая, попробуйте с одной стороны размыть яркий мазок. Тон немного посветлеет. Повторите действие несколько раз, и у вас получится плавный тоновой переход, размывка. С другой стороны сделайте мазок другого цвета. На границе краски смещаются, появится третий цвет. Новый мазок можно так же размыть.
Не обязательно каждый раз начинать работу с самого яркого цвета. На палитре вы можете развести любой цвет с водой, добившись более светлого тона, а так же смешивать краски, получая новые цвета. Если поверхность очень большая и вам надо много краски одного оттенка, то вместо палитры можно смешать краску в баночке, например в стаканчике из-под йогурта.
В принципе сегодня у нас нет задачи создать какой-то определенный рисунок. Можно ограничиться простой заливкой фона, подбирая цвета по своему усмотрению, например если планируется платочек для мишки, то можно подобрать цвета к наряду или мохеру. Однако если есть желание, можно попробовать нарисовать что-то конкретное, листья, цветы, все, что вам захочется.
Но помните, что рисовать надо быстро, пока ткань не просохла, иначе на работе появятся некрасивые затеки. Особенно это видно когда свежий мазок ложится рядом с уже окрашенным и высохшим местом.
Спецэффекты.
Кристаллы соли и мочевины, уложенные на влажную окрашенную ткань, обладают очень полезными для нас свойствами. Соль впитывает в себя красящий пигмент, оставляя на ткани более темные точки. От мелкой соли остаются маленькие точечки, от крупной фактурные мазки. Мочевина же наоборот, отталкивает пигмент, оставляя более светлые пятнышки. Однако внимание, если соль на шелке можно оставить до высыхания, ткани она не повредит, даже растворившись и впитавшись в нее, то мочевину надо убирать, как только начнется эффект. Растворяясь и впитываясь в ткань в больших количествах мочевина оставляет неряшливые желтоватые пятна, необратимо повреждая структуру ткани. Так что внимательно следите за мочевиной! Как только вокруг кристаллика начал появляться светлый ореол аккуратно снимите шарик с ткани. Реакция будет длиться еще какое-то время.
Итак, мелкой солью можно «посолить» ваш батик прямо из солонки. Будьте аккуратны, соль ни в коем случае не должна лежать горками, ее нужно очень мало! Старайтесь рассыпать соль так, чтобы каждый крошечный кристаллик лежал отдельно, не только не касаясь соседних, но и на некотором расстоянии от них. Тогда эффект будет наиболее выраженным. Потом разложите кристаллы морской соли. Они крупные и уложить их можно точно, даже в виде какого-то орнамента. То же самое сделайте с мочевиной. Снимите мочевину, как только началась реакция. Теперь дайте ткани полностью высохнуть. Чтобы ускорить процесс, можно воспользоваться феном.
Закрепление красителя.
Для работы по натуральному шелку я использую профессиональные анилиновые красители. В отличие от популярных сейчас акриловых красок, они нуждаются в специальном запаривании. Зато оставляют шелку его легкость, струящуюся структуру и характерный блеск.
Дело в том, что акриловые краски закрепляются утюгом, то есть просто приклеиваются к ткани. Соответственно делают ее жестче. Еще один минус акриловых красок их плохая смешиваемость между собой. Синтезированные в лаборатории краски иногда при смешивании вступают друг с другом в химическую реакцию, и смешав синий с желтым вполне вероятно получить не зеленый, а розовую пенку. Анилиновые же краски полностью подчиняются законам цветоведения. А при закреплении не меняют (не повреждают) структуру ткани. Да и в процессе носки гораздо более стойки к выгоранию и стирке.
Итак, чтобы закрепить краски, расписанную ткань надо ровно разложить на бумаге так, чтобы бумага была чуть больше ткани. Это может быть газета или бумажные полотенца, но ни в коем случае не калька! Затем мы сворачиваем бумагу с нашей работой в трубочку так, чтобы ткань нигде не соприкасалась с тканью.
Получившуюся трубочку еще раз сворачиваем в улитку и как следует обматываем суровыми нитками.
К дужкам ведра прикручиваем проволоку.
К проволоке крепко подвязываем нашу «улитку», так чтобы улитка оказалась примерно в центре ведра. От дна можно отступить чуть больше, принимая в расчет воду, которую мы сейчас нальем.
Осторожно, чтобы не капнуть на завернутую ткань, выливаем в ведро 2 литра горячей воды. В воду опускаем черепки керамической посуды или камешки, лучше всего гальку (главное не известняк!). Или можно поставить на дно пароварку (металлическая тарелка с дырочками) это нужно, чтобы избежать брызг при кипении.
Накрываем ведро сложенным в несколько раз махровым полотенцем (одеялом, подушкой), тщательно и равномерно подтягивая, чтобы ткань не провисла внутрь ведра. .
Сверху кладем крышку от ведра и прижимаем кастрюлей с водой – закрываем герметично.
Эту конструкцию ставим на медленный огонь, если есть то на рассекатель, на 2-3 часа в зависимости от размера и плотности ткани. Чем больше и плотнее – тем дольше парим.
По истечении времени выключаем огонь, аккуратно снимаем кастрюлю, крышку, и внимание! Отгибаем край полотенца в противоположную от себя сторону – во избежание ожога!
Срезаем и раскручиваем «улитку»
Теперь надо смыть с ткани излишки краски.
Сначала выполаскиваем ткань под холодной водой, пока вода не станет прозрачной, потом под теплой, потом под теплой с детским мылом или шампунем. Ни в коем случае не замачивать – вода должна быть проточной!
Высушиваем до влажности, гладим.
Наша расписанная ткань готова. Можно сшить из нее наряд для мишки. А можно сделать платочек. Для этого надо обработать край. Традиционно край шелкового платка подшивают руликом, причем нитку для подшивания выдергивают из края самой ткани – так будет наиболее аккуратно и незаметно. Или можно сделать бахрому. Для чего надо по краю выдернуть горизонтальные нити по всему периметру платка, не менее чем на 5 миллиметров.
http://www.lotos-club.ru/content/view/70/29/
Метки: батик ткань творчество рукоделие роспись |
Техники росписи ткани |
http://www.ivd.ru/document.xgi?id=4057
С чего начать?
Стены, обтянутые тканью, двери и окна, имитирующие раздвижные японские перегородки "фусума", помогут придать обыкновенной городской квартире атмосферу страны восходящего солнца.
Занавеси с легким набивным рисунком, лоскутное покрывало, подушки, половички и большие абажуры напомнят о теплых летних днях в загородном доме.
Умело подобранная драпировка стен, обивка мебели тканью разной фактуры и рисунка в гостиной и спальне, разнообразное оформление окон и дверей - все это позволит воссоздать черты античности, ампира, барокко, модерна и других стилей.
Чтобы правильно подобрать ткань для росписи, обязательно надо руководствоваться видом будущего изделия. Для абажуров, люстр в восточном стиле, занавесей подойдет тонкая, полупрозрачная ткань, а постельное белье, покрывала, декоративные подушки, портьеры, обивка мебели и стен требуют более плотного материала.
Огромное значение при выборе краски для росписи имеет исходный цвет материала и то, какое переплетение нитей использовалось при изготовлении ткани: полотняное, саржевое, трикотажное, жаккардовое или парчовое. Прежде чем приступить к работе, проверьте на маленьком пробном лоскуте, как краска впитывается и расплывается на выбранной вами ткани. Так вы сможете подобрать оптимальную технику росписи и рисунок для вашего изделия.
ВАЖНО! Ткань перед работой необходимо выстирать с использованием моющих средств для удаления аппрета (вещества, используемого при окончательной отделке тканей на фабриках). Это необходимо для лучшего прокрашивания ткани. Предварительно замачивать ткань со стиральным порошком не следует, так как он, как правило, имеет отбеливающий эффект.
![]() |
|||||
|
![]() |
||||
![]() |
Существует множество техник ручной росписи ткани, каждая из которых имеет свою специфику. Если вы впервые решили попробовать себя в этом искусстве, мы рекомендуем начать с наиболее древнего и простого способа. Он имеет много названий: банд-хни, тритик, планки, а наиболее распространенное - узелковая техника. При всей красоте и необычности получаемых эффектов, техника исполнения весьма проста. Перед крашением определенные места на сухой ткани туго перевязывают тонкой веревкой, шнуром, лентой или просто завязывают узлом. При окраске на этих участках сохраняется первоначальный цвет фона. Рисунок зависит от системы завязывания: можно получить круги, окружности, вертикальные или горизонтальные полосы, их сочетания. Ткань может быть перевязана таким образом, что после окрашивания распущенные узелки превращаются в рисунок стилизованного цветка, листа и т. п. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы - пуговицы, камешки или другие фасонные детали, получая в результате окрашивания узор в виде пробелов определенной конфигурации. Ткань полностью погружается в раствор соли или содовой золы, кипятится в нем
ВАЖНО! Окрашивание ведется от более светлых тонов к более темным. Не следует делать более трех цветовых перекрытий. Без знания колористики вы рискуете вместо оригинального изделия получить "нечто" неопределенно-грязного цвета и навсегда потерять желание заниматься этим видом творчества.
Для выполнения следующих техник росписи требуется специальная подготовка ткани, которую необходимо натянуть на раму и перенести на нее рисунок. При этом удобно пользоваться булавками, чтобы не повредить материал.
Мотивом для росписи может послужить любой понравившийся вам рисунок. Его следует сначала перенести на кальку, а затем черными чернилами или тушью - на белую плотную бумагу. Готовый шаблон подкладывают под ткань, натянутую на раму, закрепляют клейкой лентой, затем переводят контуры рисунка на расписываемую поверхность. Если ткань плотная и непрозрачная, под раму подводят лампу и освещают шаблон снизу. В продаже имеются готовые мотивы для рисунков, которые переводятся на ткань проглаживанием утюгом.
ВАЖНО! В любом случае рисунок следует переводить на уже натянутую на раму ткань и после этого снимать ее с рамы нельзя.
![]() |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
![]() |
ВАЖНО! Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.
В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы - либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.
Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.
![]() ![]() Перед тем как нанести оттиск на ткань, сделайте его на бумаге, удалив таким образом со штампа лишнюю краску |
Раму с натянутой тканью положите на стол. Штампик опустите в приготовленную печатную краску, сделайте пробный оттиск на бумаге, удалив при этом лишнюю краску, и только после этого сделайте оттиск на ткани. Операцию повторите несколько раз. После окончания работы штампики надо промыть и просушить.
![]() ![]() При работе в технике свободной росписи ткань пропитывают водой для лучшей растекаемости краски |
![]() ![]() Нанесите краску свободными мазками толстой кистью |
Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.
![]() ![]() После нанесения на ткань акварельного грунта или раствора соли, можно рисовать на ней как на бумаге |
![]() ![]() |
Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное - дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.
Свободная акварельная роспись Свободная роспись с использованием кристаллов соли
![]() |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
![]() |
Используя данный способ, можно получать множество разнообразных пестрых фактур. Интересные эффекты дает напыление красителя нескольких цветов. Наносят краску каплей исключительно на сухую ткань, затем через трубочку осторожно раздувают ее на определенные участки ткани. В результате получают интересный эффект, который может быть использован в качестве живописной первоосновы при создании мотива букета или одиночного растения.
![]() |
|||||||
|
![]() |
||||||
![]() |
Ткань натяните на раму. Приготовьте гамму красителей из
Прокипяченную ткань натяните на раму, окрасьте в какой-либо цвет среднего тона. Образец просушите. Затем последовательно выполните все вышеописанные операции, сократив количество распыляемых цветов до двух. Другие приемы работы с аэрографом строятся на использовании трафаретов и покрывных шаблонов-"масок". Ткань натяните на раму. Приготовьте трафареты несложных геометрических форм.
ВАЖНО! При использовании бумажных или изготовленных из мягкого полимерного материала трафаретов, их необходимо прикрепить к ткани по периметру клейкой лентой, чтобы избежать смещения в процессе работы. Особенно это важно при использовании тампонов, кистей и губки.
Подготовьте гамму красителей. В зависимости от желаемого эффекта разместите трафареты на ткани в определенной последовательности, и закрашивайте свободные участки соответствующим цветом. После каждой операции ткань следует просушивать. Работая таким образом, не всегда удается предвидеть результат, поэтому откорректировать композицию можно на последнем этапе, используя трафареты-"маски". В качестве "масок" используют живые или сухие растения, всевозможные сетки, кружева, годятся также броши, пуговицы, листы обычной бумаги, картона и пр.
Работа с шаблонами дает большой простор для создания сложного рисунка. В аэрографии очень многое зависит от вашего опыта и вкуса. Даже в том случае, когда композиция уже задана художником, ее выполнение требует внимательного отношения и художественного чутья. Результат во многом зависит от искусства манипулирования аэрографом, от умения направить струю распыляемой краски, продолжительности процесса распыления, технических приемов перехода одного тона в другой и т. д. Слабым местом аэрографии является очень неопределенный, расплывчатый контур. Чтобы сделать его более четким, аэрографию иногда совмещают с контурной техникой. То есть сначала наводят контуры рисунка, а затем наносят краску аэрографом. Недостатком метода аэрографии также является возникновение "тумана" разбрызгиваемой краски, что требует от работающего особой предусмотрительности и осторожности. Работа аэрографом, как правило, ведется в специальных защитных масках (респираторах) и в хорошо проветриваемых помещениях.
![]() ![]() При работе в технике "марблинг" рисунок создается на поверхности краски палочкой или иголкой |
![]() ![]() Ткань следует положить в ванночку с полученным рисунком всей поверхностью |
![]() ![]() Осторожно приподнимите ткань с отпечатанным рисунком, следя за тем, чтобы она не сместилась |
При шпаклевочной технике густая краска наносится непосредственно на ткань, создавая рельефную поверхность.
![]() ![]() Результат, полученный способом фотоэффекта, подобен аэрографии, но процесс работы лишен неприятных моментов, связанных с трудностями работы с аэрографом |
Используя новые краски и материалы, можно добиться полной схожести готовой работы с аппликацией, вышивкой бисером и стразами.
Роспись по ткани - искусство интересное и увлекательное. Надеемся, что данный материал поможет вам в освоении этого непростого вида творчества.
Редакция благодарит Аллу Николаевну Новикову и Любовь Болычеву, художников по ткани Ирину Бычкову и Елену Васильеву за оказанную помощь в подготовке материала.
![]() ![]() |
Метки: ткань рукоделие роспись батик |
Ткани для батика, характеристика. |
****************************************************************************************************
ТКАНИ ДЛЯ БАТИКА
Об особенностях ткацкого переплетения нитей
Традиционная ткань для работы в технике горячего батика. Хлопковая ткань бывает разной по толщине и качеству. Основное требование – гладкая ровная поверхность, т.е. без узелков, утолщений, катышей и с качественным плотным, а не рыхлым, переплетением нитей.
Для росписи подходит лишь лен определенного качества. Он должен быть тонкий и мягкий, хорошо впитывающий красители, с плотным, а не разреженным переплетением нитей. Применение льняных тканей в горячем батике в основном такое же, как и хлопковых тканей. Но красители необходимо подбирать уже для льна. Некоторые красители подходят и для хлопковых и для льняных тканей.
Жатый крепдешин
Хорош для росписи шарфов и палантинов. И хотя по структуре довольно плотный, но из-за своей "жатости" для панно, естественно не подходит. Хотя, возможно что какая-нибудь абстрактная композиция на таком шелке будет выглядеть неплохо, а "жатость" лишь добавит ей креативности.
ЭКСЕЛЬЦИОР
************************************************************************************************************************
Самая распространенная в мире флаговая ткань высокой прочности для любых погодных условий. Быстро сохнет после дождя, имеет структуру микросетки, при сильном ветре флаг развевается плавно. Плотность ткани 90-120 гр./кв.м.
Приятная на ощупь, прекрасно выявляющая краски, плотная ткань «Твил», для настенных панно и двухслойных знамен с бахромой, плотность 160 гр./кв.м.
Ткань высокой прочности для изготовления панно больших размеров. Плотность 130 гр./кв.м.
Флаговая ткань, искусственный шелк, идеально подходит для использования в помещениях, краски смотрятся наиболее ярко. Плотность 75-85 гр./кв. м — 2 категория качества.
Приятная на ощупь, прекрасно выявляющая краски, плотная ткань для настенных панно, плотность 140-160 гр./кв.м.
Ткань идеальна для панно. Гладкая, блестит, хорошо смотрится с любыми красителями, похожа на атласную ткань. Плотность 160 гр/кв.м.
Искусственный шелк производства России или Испании, подходит для различных задач. Хорошо смотрится внутри помещения. Срок службы меньше, чем у ткани П120. Плотность 65-70гр./кв.м.
Самая распространенная в мире флаговая ткань высокой прочности для любых погодных условий. Быстро сохнет после дождя, имеет структуру микросетки, при сильном ветре флаг развевается плавно. Плотность ткани 110 гр./кв.м.
************************************************************************************************
Серия сообщений "Батик":
Часть 1 - Что такое батик. Для тех кто захочет заняться батиком.
Часть 2 - Список необходимого для работы с батиком.
Часть 3 - О ткани для БАТИКА
Часть 4 - РАМЫ ДЛЯ БАТИКА
Часть 5 - Мастер класс по батику в холодной технике от Девяткиной М.В.
Часть 6 - Шелковые резиночки для волос или что можно сделать из остатков шелка .МК батик. Автор - buz_art
Часть 7 - Красим плюш(точнее осветляем).
Часть 8 - Батик.Разные техники росписи ткани.
Метки: батик ткань акварель в копилку декор живопись красители рисунки рукоделие роспись рисование своими руками творчество |
БАТИК |
Уроки батика. Урок 1. Свободная роспись и спецэффекты |
Урок первый. Свободная роспись и спецэффекты.
Нам понадобится.
Для росписи:
1. Ткань. Лучше всего натуральный шелк, атлас, туаль, фуляр, эксельсиор.
2. Краски. Лучше специальные для росписи ткани. Я предпочитаю анилиновые красители для шелка.
3. Баночка для воды.
4. Кисти. Толстая и среднего размера (примерно №5 и №8)
5. Палитра. Можно использовать керамическую тарелку или пластмассовую доску для лепки. Бумагу лучше не использовать.
6. Деревянный подрамник или пяльцы
7. Канцелярские кнопки.
8. Скотч.
9. Соль. Мелкая, поваренная, не йодированная и крупная морская.
10. Мочевина.
Для запаривания:
1. Большое ведро. Емкость не меньше 10 литров.
2. Старые газеты или бумажные полотенца.
3. Суровые нитки.
4. Большое махровое полотенце, одеяло или подушка.
5. Детский шампунь или мыло.
Мастер-класс ведет Татьяна Колесникова. Художник, педагог, журналист, член Международного Художественного Фонда, член МОАК, руководитель творческого клуба «Лотос»
Сегодня мы с вами начнем знакомиться с удивительной техникой росписи по ткани. Искусство батика, росписи по шелку, появилось очень давно, почти одновременно с тем, как человек научился обрабатывать коконы тутового шелкопряда и производить из получившейся нити чудесную ткань с уникальными свойствами – шелк.
Батик весьма многогранен, и позволяет создавать на ткани практически любые узоры и рисунки, воплощать любые технические и творческие задачи. На шелке можно писать картины, можно из расписанной ткани делать платки, шить одежду, изготавливать предметы интерьера.
Ткань, единственная основа на которой ведется работа в батике, весьма гигроскопичный материал, то есть хорошо впитывает воду. И любые же краски по ткани – так же на водной основе. А значит, краситель по ткани растекается легко и беспрепятственно. И это самое большое достоинство и одновременно самая большая трудность батика. С одной стороны, растекание краски позволяет создавать неповторимые переходы цвета, осуществить которые можно только на ткани. А с другой безудержное растекание не дает возможности создавать четкие границы между цветам, не позволяет воспроизвести точный рисунок. Можно сказать, что вся многовековая история батика – это история борьбы с растеканием краски. На какие только ухищрения не идут художники! Ткани пропитывают специальными составами, связывающими волокна, и соответственно, уменьшающими растекание (роспись по загустке), определенным образом складывают и сминают ткань (бандан), используют в работе расплавленный воск, который ложась на ткань, не пропускает воду, а вместе с ней и краску (горячий батик), наносят контуры специальным резервирующим составом, не дающим краске растекаться за пределы контура (холодный батик).
Мы познакомимся со всеми существующими видами росписи по ткани, но начнем постепенно, с самого простого, со свободной росписи ткани.
Будем просто рисовать по ткани, позволив краске течь, куда заблагорассудится. Уз А при помощи вспомогательных средств, используя соль и мочевину, создадим фактуру.
Натягиваем ткань.
Перво-наперво нам надо натянуть на подрамник кусок шелка. Я взяла плотный китайский атлас но использовать можно любую натуральную шелковую ткань. Перед работой ткань обязательно необходимо постирать, чтобы смыть заводскую пропитку, а так же чтобы ткань дала усадку.
Предварительно обклеиваем подрамник скотчем, иначе краска будет впитываться в дерево, окрасит его, и подрамник станет одноразовым. Если нет подрамника, можно использовать пяльцы.
Натягиваем ткань на подрамник кнопками от середины длинной стороны. Затем тянем противоположную сторону так же от середины. Потом короткие стороны натягиваем тоже от середины. Перед натягиванием ткань, особенно если она плотная, можно смочить и тянуть влажную, но хорошо отжатую. Натягивать надо очень туго, почти до треска, чтобы натянутая влажная ткань не провисала и слегка пружинила при нажатии.
Очень важно натягивать ровно по нитям, не перекашивая и строго выдерживая вертикали и горизонтали, параллельно краям подрамника. Иначе после того, как вы снимите расписанную ткань, изделие скособочится.
После натягивания, не дожидаясь высыхания, начинаем рисовать. Если же шелк успел высохнуть, то снова немножко смачиваем его кисточкой, либо сбрызгиваем из пульверизатора. Внимание, воды не должно быть много, нужно чтобы ткань была слегка влажной, а не мокрой.
Роспись.
Берем большую кисть, и начинаем рисовать.
В баночках у нас находятся концентрированные красители. Намочите кисточку, отожмите о край банки, промокните о чистую тряпочку и наберите краску. Попробуйте сделать мазок на ткани. Цвет будет яркий и насыщенный. Теперь помойте кисть, и слегка отжав ее, но не промакивая, попробуйте с одной стороны размыть яркий мазок. Тон немного посветлеет. Повторите действие несколько раз, и у вас получится плавный тоновой переход, размывка. С другой стороны сделайте мазок другого цвета. На границе краски смещаются, появится третий цвет. Новый мазок можно так же размыть.
Не обязательно каждый раз начинать работу с самого яркого цвета. На палитре вы можете развести любой цвет с водой, добившись более светлого тона, а так же смешивать краски, получая новые цвета. Если поверхность очень большая и вам надо много краски одного оттенка, то вместо палитры можно смешать краску в баночке, например в стаканчике из-под йогурта.
В принципе сегодня у нас нет задачи создать какой-то определенный рисунок. Можно ограничиться простой заливкой фона, подбирая цвета по своему усмотрению, например если планируется платочек для мишки, то можно подобрать цвета к наряду или мохеру. Однако если есть желание, можно попробовать нарисовать что-то конкретное, листья, цветы, все, что вам захочется.
Но помните, что рисовать надо быстро, пока ткань не просохла, иначе на работе появятся некрасивые затеки. Особенно это видно когда свежий мазок ложится рядом с уже окрашенным и высохшим местом.
Спецэффекты.
Кристаллы соли и мочевины, уложенные на влажную окрашенную ткань, обладают очень полезными для нас свойствами. Соль впитывает в себя красящий пигмент, оставляя на ткани более темные точки. От мелкой соли остаются маленькие точечки, от крупной фактурные мазки. Мочевина же наоборот, отталкивает пигмент, оставляя более светлые пятнышки. Однако внимание, если соль на шелке можно оставить до высыхания, ткани она не повредит, даже растворившись и впитавшись в нее, то мочевину надо убирать, как только начнется эффект. Растворяясь и впитываясь в ткань в больших количествах мочевина оставляет неряшливые желтоватые пятна, необратимо повреждая структуру ткани. Так что внимательно следите за мочевиной! Как только вокруг кристаллика начал появляться светлый ореол аккуратно снимите шарик с ткани. Реакция будет длиться еще какое-то время.
Итак, мелкой солью можно «посолить» ваш батик прямо из солонки. Будьте аккуратны, соль ни в коем случае не должна лежать горками, ее нужно очень мало! Старайтесь рассыпать соль так, чтобы каждый крошечный кристаллик лежал отдельно, не только не касаясь соседних, но и на некотором расстоянии от них. Тогда эффект будет наиболее выраженным. Потом разложите кристаллы морской соли. Они крупные и уложить их можно точно, даже в виде какого-то орнамента. То же самое сделайте с мочевиной. Снимите мочевину, как только началась реакция. Теперь дайте ткани полностью высохнуть. Чтобы ускорить процесс, можно воспользоваться феном.
Закрепление красителя.
Для работы по натуральному шелку я использую профессиональные анилиновые красители. В отличие от популярных сейчас акриловых красок, они нуждаются в специальном запаривании. Зато оставляют шелку его легкость, струящуюся структуру и характерный блеск.
Дело в том, что акриловые краски закрепляются утюгом, то есть просто приклеиваются к ткани. Соответственно делают ее жестче. Еще один минус акриловых красок их плохая смешиваемость между собой. Синтезированные в лаборатории краски иногда при смешивании вступают друг с другом в химическую реакцию, и смешав синий с желтым вполне вероятно получить не зеленый, а розовую пенку. Анилиновые же краски полностью подчиняются законам цветоведения. А при закреплении не меняют (не повреждают) структуру ткани. Да и в процессе носки гораздо более стойки к выгоранию и стирке.
Итак, чтобы закрепить краски, расписанную ткань надо ровно разложить на бумаге так, чтобы бумага была чуть больше ткани. Это может быть газета или бумажные полотенца, но ни в коем случае не калька! Затем мы сворачиваем бумагу с нашей работой в трубочку так, чтобы ткань нигде не соприкасалась с тканью.
Получившуюся трубочку еще раз сворачиваем в улитку и как следует обматываем суровыми нитками.
К дужкам ведра прикручиваем проволоку.
К проволоке крепко подвязываем нашу «улитку», так чтобы улитка оказалась примерно в центре ведра. От дна можно отступить чуть больше, принимая в расчет воду, которую мы сейчас нальем.
Осторожно, чтобы не капнуть на завернутую ткань, выливаем в ведро 2 литра горячей воды. В воду опускаем черепки керамической посуды или камешки, лучше всего гальку (главное не известняк!). Или можно поставить на дно пароварку (металлическая тарелка с дырочками) это нужно, чтобы избежать брызг при кипении.
Накрываем ведро сложенным в несколько раз махровым полотенцем (одеялом, подушкой), тщательно и равномерно подтягивая, чтобы ткань не провисла внутрь ведра. .
Сверху кладем крышку от ведра и прижимаем кастрюлей с водой – закрываем герметично.
Эту конструкцию ставим на медленный огонь, если есть то на рассекатель, на 2-3 часа в зависимости от размера и плотности ткани. Чем больше и плотнее – тем дольше парим.
По истечении времени выключаем огонь, аккуратно снимаем кастрюлю, крышку, и внимание! Отгибаем край полотенца в противоположную от себя сторону – во избежание ожога!
Срезаем и раскручиваем «улитку»
Теперь надо смыть с ткани излишки краски.
Сначала выполаскиваем ткань под холодной водой, пока вода не станет прозрачной, потом под теплой, потом под теплой с детским мылом или шампунем. Ни в коем случае не замачивать – вода должна быть проточной!
Высушиваем до влажности, гладим.
Наша расписанная ткань готова. Можно сшить из нее наряд для мишки. А можно сделать платочек. Для этого надо обработать край. Традиционно край шелкового платка подшивают руликом, причем нитку для подшивания выдергивают из края самой ткани – так будет наиболее аккуратно и незаметно. Или можно сделать бахрому. Для чего надо по краю выдернуть горизонтальные нити по всему периметру платка, не менее чем на 5 миллиметров.
http://www.lotos-club.ru/content/view/70/29/
|
ЖЕНСКИЙ СВИТЕР С ОЛЕНЯМИ |
Метки: вязание |
СВИТЕР С НОРВЕЖСКИМ УЗОРОМ |
Метки: вязание |