-Метки

hans zatzka ЖЗЛ австрия акварель америка англия анималистика антиквариат ассорти аукцион афоризмы балет беларусь бельгия биография британия венгрия весенний пейзаж видео викторианская мода владимир жданов владимир юрьевич жданов война времена года галантный век германия гиперреализм голландия городской пейзаж графика дания день рождения деревня дети детский портрет детское донбас донецк европа жанр женский образ женщина и цветы женщина художник женщина-художник живопись зимний пейзаж иконы иллюстратор иллюстрации импрессионизм информация ирена буланова испания историческая живопись история история праздника италия кино китай коллекция кошки лес летний пейзаж любовь мастихин мать и дитя мир животных мифология мода морской пейзаж мудрость мужской портрет мужчина и женщина музеи музыка натюрморт николай гренков новогоднее ню осенний пейзаж память пастели пейзаж песня пионы поздравление поздравления полевые цветы полезные советы политика польша портрет православие праздник праздники природа притча проза психология птицы реализм религиозная живопись религия розы россия русское зарубежье самарина санкт-петербург семья художников сирень скульптура собаки стиль стихи сша тематическая подборка украина фарфор фото фото-художник франция фруктовый натюрморт фрукты ханс зацка художники цветочные композиции цветы цитаты частная коллекция чехия чувства швеция эмоции

 -Рубрики

 -Цитатник

Пленницы судьбы: Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) - Муза и любовь Карла Брюлова. (видео) - (0)

Пленницы судьбы: Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) - Муза и любовь Карла Брюлова. (видео) &n...

Полевые цветы, полевые, Разноцветье средь трав и росы...Mary Dipnall - (0)

Полевые цветы, полевые, Разноцветье средь трав и росы...Mary Dipnall   Весна – ...

Без заголовка - (0)

самые необходимые ТЕГИ для оформления записей 3164 24.05.2012 *** ТЕГИ ПАЛИТРЫ цв...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alexandra-Victoria

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 111914


Сомов Константин Андреевич (1869-1939). - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор.

Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 15:41 + в цитатник

 

 

"… Я прежде всего безумно влюблен в красоту и ей хочу служить; одиночество с немногими и то, что в душе человека вечно и неосязательно, ценю я выше всего. Я индивидуалист, весь мир вертится около моего "я" и мне, в сущности, нет дела до того, что выходит за пределы этого "я" и его узкости."

"… Прошлое всегда остается для нас, в него влюбленных, и историков нашей собственностью, нашим вдохновением."

Сомов К.А. 

(Сесиль де Воланж. 1934)

"Вся соль в том, что к изображению старины в старинных формах он привносит нечто такое, чего не встретишь в старинных литографиях и альбомах." Бенуа А.Н.

(Портрет Е. П. Носовой. 1911)

"Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании красок, большой свежести и тонкости и в то же время чего-то болезненного." Остроумова-Лебедева А.

Дама в голубом (Портрет художницы Е. М. Мартыновой). 1897-1900. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

(Портрет художницы Е. М. Мартыновой)

Портрет Александры Левченко. 1934

Автопортрет. 1909. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Одной из интереснейших фигур в русском искусстве конца XIX - начала XX века был Константин Андреевич Сомов. 
Сомов родился в 1869 году в Петербурге, в семье, все члены которой были причастны к искусству. 
Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.

(Портрет Луизы Морган. 1926)

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина.
 Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника.

(Портрет М. Д. Карповой. 1913)

В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники".
Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.

(Портрет Е. С. Питс-Билибиной. 1926)

Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.
 

Дремлющая дама в черном платье. 1909. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.

Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы". Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. "Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.

Дама в розовом. 1903 - Сомов Константин Андреевич

Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах. Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1920) с ее томной и жеманной героиней. Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).

Русский балет. 1930. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др. Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе" и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.

Две дамы в парке. 1919. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать. 

Он скончался 6 мая 1939 г. в Париже. Душеприказчиком был Михаил Васильевич Брайкевич.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Автопортрет в зеркале. 1934. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

(Автопортрет в зеркале. 1934)

"Сомов до сих пор единственный, кто удостоен в немецкой литературе специальной монографии, о ком дают большие статьи ведущие западноевропейские художественные журналы, чьи иллюстрации, рисунки к обложкам, да и виньетки ищут и дорого ценят немецкие издатели."

Павел Давидович Эттингер, критик и коллекционер

Влюбленные. Вечер. 1910. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Девушка с грибами под радугой. 1922. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Лето. 1919. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Прогулка зимой. 1896. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Фигуры в парке. 1919. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Спящая молодая женщина. 1922. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Праздник в окрестностях Венеции. 1930. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Маскарад. 1930-е. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Куртизанки. 1903. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя4. 1930. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Эскиз костюма маркизы для Т. П. Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924

Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909

Арлекин и дама. 1921. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Юноша на коленях перед дамой. 1916. Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

 

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ,ИЛЛЮСТРАЦИИ,ГРАФИКА...
ПОРТРЕТЫ В ЖИВОПИСИ (Женский, мужской и детский об
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
ХУДОЖНИКИ,ИЛЛЮСТРАТОРЫ
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 13 пользователям

elena160752   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 15:56 (ссылка)
Спасибо.Интересно.Я такого Сомова не знала.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 19:24ссылка
Пожалуйста...теперь познакомились:)))
БОБРЫШЕВА_НАТАЛЬЯ   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 16:24 (ссылка)
Валюша!Огромная благодарность, Вам, за труд! Очень порадовали,так понравилось...некоторые работы для меня открытие,да!....тема картин такая разнообразная,впечатлило!СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 19:25ссылка
И Вам, Наташенька, спасибо за внимание.
Я тоже некоторые не видела.
Пусть неделя будет легкой.
Вьюгитта   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 17:08 (ссылка)
Очень понравилось! Спасибо, Валюша.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 19:27ссылка
И тебе, Наташенька, спасибо за внимание.
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 18:32 (ссылка)
Как мне нравится это замечательное сообщение!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Добролюбочка   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 18:47 (ссылка)
Чудные картины какие,Валюш!)
Ответить С цитатой В цитатник
незванова   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 21:24 (ссылка)
Alexandra-Victoria, Спасибо большое!!!Великолепные картины !
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 19:28ссылка
И Вам, Аннета спасибо за внимание.
Рада, что понравилось.
Tatjanuschka   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 00:03 (ссылка)
Гениальные работы!!!! Понравились))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку