Сверчков Николай Егорович-русский живописец,анималист |
«Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт,
наши охоты и путешествия по России»
Н.Е.Сверчков
Охотники в степи. 1873. Частное собрание
Сверчков Николай.портрет
Сверчков Николай Егорович родился в 1817 г. в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов.
Голова лошади
Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих "моделей".
Всадник. 1853.Част.собран
Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью.
Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи.
В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
Всадник. 1853.част.собран
На академической выставке 1844 г. были представлены его картины "Отдых в поле" и "На конской ярмарке". В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский эскорт" и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен.
Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы", а также "Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона". В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" Сверчков получил звание академика "живописи народных сцен", а в 1855 г. за картину "Дорожные" - профессорское звание.
Ахалтекинский жеребец Аад
Доезжачий
Кучер. 1850.Николаевский муз.им Верещагина
Серая лошадь в беговых санях с седоком. 1849
Лошадь в беговых санях с седоком
В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.
В метель
А. Панаева верхом на лошади орловско-растопчинской породы
Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа.
На медведя
Охотник. Привал на охоте. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Охота на стаю волков с саней. 1860
Охотники на отдыхе
Охота на волка. 1873.
Охотники
В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" (1866), "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" (1873) и "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" (1878).
Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году (фрагмент). Н. Е. Сверчков, 1864
Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873
Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.
Помещица в пути. 1855
Самобытные картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину «Грузный экипаж» становится профессором Академии художеств.
Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Ныне картины из этой серии - «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.
Художник не обошел своим вниманием и батальный жанр. Он пишет большие батальные полотна «Переход гвардии через Балканы», «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.
С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.
Зимняя дорога
Откуда дровишки
Нападение волков
Возвращение с охоты. 1870. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси
С хворостом
Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.
В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони - саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.
Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран,
Александр III. 1881.ГРМ
В конюшне
В метель.возок застрял
Волки нагоняют. 1864
Гуськом 1883 г.
Две лошади.Частная коллекция
Гусары на перевале Умургач.
Возвращение с охоты.
Загнанные лошади. 1879
Катание в коляске (Александр II с детьми).ярославс.муз
Императрица Мария Фёдоровна на санках запряжённых парой
Виктор Бобров. Портрет" Николай Егорович Сверчков" (гравюра, фрагмент)
Всадник в турецком костюме. Арабская порода. 1863.
Волки. 1886
Из конюшни. 1866.
Кобыла с жеребенком и убитый ею волк. 1892
Конный портрет И.Ф.Таубе на жеребце Ах
Конный портрет маркиза Траверсе в кирасирской форме.1871г
Л.А.Татищев.музей Суворова
Офицер. Орлово-ростопчинская порода.Музей коневодства.ТСХА
Лейб-гусар на коне (Портрет К.А.Дружинина).Вологодская карт.гал
Лейб-гусар чистит строевую лошадь
Мальчик с лошадью
Лошади и борзые.ГРМ.С-Пт
Наперегонки
Орловский рысак Сокол на езде
Охота с борзыми. 1889
Лошадиное лакомство.Част.собр
Приезд Болдырева в табун Толля
Отдых на охоте. Ярославский художественный музей, Ярославль
Сын художника на лошади 1872 г.
Попался волк. 1896
Тройка зимой.1888 г.
Повозка с детьми
Портрет императора Александра II
Русский ученый-географ А.И.Чихачев верхом на коне во время его путешествия по Турции, 1863 г.
С жеребенком
Тройка. 1865
Тройка на закате.мзей культуры народов севера
Тройка 1848 г.
У кабака зимой. 1891.Саратов.Муз. худ. госуд.им.Радищева
Спящая девушка. 1853.этюд.Омск
Ямщик на тройке
Источник:
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/animal_art/sverchkov/sverchkov_33.html
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=325
http://www.varvar.ru/
фотоальбом с работами художника Сверчкова:
http://foto.mail.ru/inbox/cxol50/8878/
Ахатинка
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |