Без заголовка |
Мастер - класс размещен с разрешения автора - Любовь Лежанина.
Мотивы в "Эхо-Квилте".
Одним из излюбленных приемов стежки у квилтеров является использование «эхо» (фото 1).
|
Что это такое? Это повторение строчкой, какого либо рисунка. «Эхо» можно использовать в покрывной стежке и в стежке - ленте (неоднократное обведение мотива или элемента узора). Но наиболее часто такой прием используется в качестве обведения контура. И этому вопросу мы уделим наибольшее внимание (фото 2).
|
Очень хорошо выглядит «ЭХО-КОНТУР» в трапунто. «Эхо» подчеркивает основной рисунок и отделяет его от покрывной стежки. Эхо - линии можно повторять от одного раза до бесконечности (вы можете ими заполнить всю поверхность квилта). Я часто использую этот прием при плотной центральной стежке (обратное трапунто, рисование на швейной машине и т.д.) (фото 3). И именно этот прием позволяет нивелировать неровности непростеганного фона.
|
Особенностью этой стежки является то, что чем причудливее и разнообразнее абрис рисунка, который вы повторяете, тем легче выполнить эхо-контур. Подумайте сами, что легче повторить многократно – круг или многолепестной цветок?
Для того, чтобы отработать все нюансы этой стежки, я советую вам сделать несколько бумажных заготовок (по количеству разделов в этом уроке): в центре листа формата А4 приклеить (или нарисовать) небольшие рисунки. В начале каждой темы я буду вам давать рекомендации по выбору рисунков и их количеству. И я вам советую работать над этим уроком прямо с карандашом в руках и сразу заполнять соответствующие таблицы. Только тогда вы легко усвоите материал этой непростой темы. И конечно, дальнейшая практика на ткани закрепит полученные вами сегодня знания, и вы с легкостью будете выполнять эхо-стежку.
1. Возможны три варианта создания ЭХО - КОНТУРА (пока ничего рисовать не надо):
|
|
|
Выполнение любого из этих эхо - контуров имеет свои преимущества, в чем вы убедитесь при дальнейшем моем повествовании. Перед квилтером, задумавшим окружить аппликацию, вышивку или рисунок трапунто, эхо - линиями встает несколько вопросов
2.Откудп начинать Эхо-Контур.
Для данного раздела попрошу заполнить таблицу II (фото 7).
|
Закрытый эхо-контур вы можете начать в любой точке эхо - линии, но лучше все-таки это делать в малозаметном месте, например, на вершине какого- либо уголка т.к. идеально свести начало и конец этой линии на прямой часто бывает проблематично (фото 8).
|
Открытый эхо- контур чаще всего начинается непосредственно на контуре обводимого рисунка . Существует несколько возможностей для его начала :
|
|
|
|
|
После изучения данного раздела у вас должна получиться примерно такая нарисованная таблица – фото 14.
|
3. Как завершить Эхо-Контур.
Для данного раздела попрошу заполнить таблицу III (фото 15).
|
Если вы начали ЭК на вершине одного из углов, вы и закончите его без всяких проблем в той же самой точке (фото 16).
|
Закончить эхо-линию в ОК можно несколькими способами:
|
|
|
|
|
В результате проработки данного раздела, у вас должна получиться примерно такая таблица (фото 22).
|
4. Какое расстояние должно быть между витками Эхо-Контура.
Для данного раздела надо заполнить таблицу IV (фото 23).
|
Варианты:
1. Расстояние между витками не изменяется
2. Расстояние между витками постепенно увеличивается
3. Расстояние между витками постепенно сокращается
4. В некоторых местах линии сближаются друг с другом, в других отдаляются (фото 24).
|
5.Необходима ли точность поторения абриса рисунка в Эхо-Контуре.
Для данного раздела надо заполнить таблицу V (фото 25).
|
Варианты:
|
|
|
6. Как правильно выстрочить углы в Эхо-Контуре.
Для данного раздела надо заполнить таблицу VI (фото 27).
|
При точном повторении эхо - линий вы должны особое внимание уделить углам. Чтобы точно выстрочить углы, работу первое время вам придется «крутить».Помните, что расстояние от угла в предыдущей линии до угла в последующей всегда немного больше, чем промежуток между линиями по прямой. Причем, чем острее угол, тем это соотношение более выражено (см. фото 28, 29).
|
|
Есть различие в выстрачивании наружных и внутренних углов:- подходя к наружному углу, чуть продвиньтесь вперед, задержитесь в точке вновь созданного угла на пару стежков, отдохните. Повернув свою строчку после угла, до начала стежки сверьтесь (можно по лапке - лапка изображена на фото в виде сердечка). На достаточном ли расстоянии от предыдущего витка стоит ваша игла и только потом строчите дальше (фото 28).
Подходя к внутреннему углу вы, наоборот, не доходите до него на такое расстояние, где ваша игла встанет ровно посередине между линией, которую вы уже прострочили (одной стороной угла) и той, которую вы еще собираетесь строчить (другой стороной угла). Точно так же, как в наружном углу, немного «потопчитесь», поверните вашу строчку, сверьте по лапке расстояние от предыдущей линии и продолжайте путь (фото 29).
При этом, если провести из угла основного рисунка луч, соединяющий углы эхо - линий, все эти углы должны быть расположены на этом луче (это может быть как прямая, так и дуга, но не волнистая линия)!!! Для начала вы даже можете начертить маркером или смывающимся карандашом линии, исходящие из углов. Это поможет вам правильно расположить углы последующих эхо - линий (фото 30).
|
Если у вас несколько углов, то где-то они могут постепенно сходиться, а где-то наоборот расходиться (фото 31).На концах очень длинных и острых наружных углов можно сделать небольшую перпендикулярную углу площадочку (как бы, обрубить угол), и дальше обводить уже её. Тут тоже есть небольшая хитрость и подсказка. Когда вы сделаете первую площадочку после острого угла, то соедините её концы с этим углом и продолжите дальше. И все последующие «площадки» должны вписываться в эти границы (фото 32).
|
, |
Если вы выполняете «неточный эхо-контур» прохождение углов не представляет большой трудности – вы просто их постепенно «скругляете».Раздел сложный, поработайте над этим вопросом серьезно и сделайте примерно такую таблицу - фото 33.
|
7. Как выстрочить "Внутреннее Пространство" (ВП).
Для данного раздела надо заполнить таблицу VII (фото 34).
|
Случается так, что линии, ведущие во внутренний угол, уже сошлись, а за ними осталось необведенное пространство. Есть различие в заполнении «внутреннего пространства» (ВП) при выполнении закрытого и открытого эхо - контура.
В ЗК вы обводите внутреннее пространство до тех пор, пока расстояние между входящим и выходящим отрезком не станет равно промежутку между эхо - витками. Вы можете продолжить ваш эхо-контур до желанного завершения, а оставшееся пространство пока оставить нетронутым. Затем вы возвращаетесь в ВП и заполняете его отдельными замкнутыми эхо - витками (фото 35).
|
Когда вы выполняете ОК, вы также обстрачиваете внутреннее пространство эхо - линиями, но только до тех пор, пока в узкой части расстояние между ними не будет равно промежутку между эхо - витками. В этом случае возвратитесь назад и заполните оставшееся пространство так, как мы с вами заполняли спираль. Приходится в конце этой спирали оборвать нить и начать заново строчку из той точки, откуда вы заходили в спираль (фото 36, 37).
|
|
|
8. Какой цвет ниток выбрать для Эхо-Контура.
Для данного раздела надо заполнить таблицу VIII (фото 39).
|
Варианты:
|
9.Возможно ли заполнение Эхо-Витков рисунком.
Для данного раздела надо заполнить таблицу IX (фото 41).
|
Конечно, возможно. И кстати, такие эхо – витки смотрятся очень красиво и необычно (фото 42,43 ).
|
|
Имеются существенные различия в заполнении рисунком разновидностей эхо - контура.
В закрытых эхо - контурах прекрасно смотрится стежка лента и заполнение рисунка как всегда идет через полосу (ближайший к абрису основного рисунка виток обязательно остается свободным от узоров) Выполняются два соседних витка эхо - контура и, не прерывая строчки, расстояние между ними выстегивается узором (фото 43,44).
|
В открытом непрерывном контуре хорошо смотрятся поперечные полосы, петельки, завитки и другие незамысловатые рисунки, расположенные в шахматном порядке. Этот узор лучше наносить сразу при исполнении эхо - контура. То есть, вы ведете эхо-линию и через определенные промежутки дополняете её каким-либо поперечным элементом (фото 45, 46).
|
|
В незавершенном открытом эхо - контуре вы можете заполнить стежкой – лентой только те витки, которые обрываются на границе квилта, то есть незавершенны. Сначала вы полностью выстрачиваете вашу работу эхо - линиями. И лишь после этого выбираете, какие из эхо - витков заполнить стежкой - лентой.При этом постарайтесь не ошибиться и заполнить только те витки, которые незавершенны и сверху и снизу. Иначе вас ожидает вот такая ошибка - фото 47. Для того чтобы правильно выбрать витки - поставьте на них какой-то опознавательный знак (например, галочку, полоску, точку) смывающимся маркером и ещё раз проверьте свой выбор (фото 48).
|
|
И лишь потом стегайте (фото 49).
|
|
Вот сейчас, изучив все разделы этого урока , вы смело можете заполнить таблицу № 1 – «РАЗНОВИДНОСТИ ЭХО-КОНТУРА» - фото 51
|
Домашнее задание по уроку № 6, часть А и Б.
1) На тренировочном сэндвиче размером 15х20 см нарисовать три ряда геометрических фигур – треугольники, трапеции и половинки окружности. Обвести эти фигуры с одной стороны 4-5 рядами эхо - линий (отработка наружных и внутренних углов) (фото 52,53).
|
|
2) В центре сэндвича выстрочить многолепестной цветок и окружить его 8-10 витками варьирующего эхо - контура (фото 54).
|
3) В центре сэндвича (размер последнего не менее 20х20 см) изобразить сложный рисунок, состоящий из нагромождения геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, квадратов, многоугольников и т.д. Создайте открытый эхо-контур этих фигур, используя все пространство тренинга и заполните эхо - витки любым возможным узором стежки в шахматном порядке. Узор наносите сразу при движении по спирали (фото 55).
|
4) В центра сэндвича (размер не менее 30х30 см) изобразите сложную фигуру из волнистых линий ( например, лист, цветок, бабочка) и окружите его закрытым точным эхо - контуром. Заполните эхо-контур стежкой-лентой через одну полосу. Бабочка на фото 43 выполнена в качестве иллюстрации к этому заданию. Но на этом курсе я бы хотела, чтобы в четвертом задании вы использовали созданный на пятом уроке образец - обратное трапунто. Желательно в этом эхо - контуре (начиная со второго витка) использовать стежку - ленту с теми же узорами, что вы выстрочили в центральном рисунке.
Индийская вышивка "Кантха".
Сегодня нас, путешественников по лоскутному миру, судьба занесла в бывшую индийскую провинцию Восточную Бенгалию, а ныне граничащее с Индией государство Бангладеш. На этой земле издревле женщины занимались рукоделием. Самым распространенным видом рукоделия среди бенгальских женщин была вышивка – стежка «кантха» (kantha) (фото 1).
|
Кантха - продукт бережливости и экономного ведения хозяйства. Вышивки делались во время женского досуга, особенно в сезон дождей или когда зима вторгалась в села в дельте реки Ганг. Изначально изготавливалась кантха на полотне из нескольких слоев (от 3 до 8) бывших сари, а вышивка на них делалась старыми нитками, выдернутыми из бордюров других сари. Стежка укрепляла ткань, делая ее прочнее и долговечней. В зависимости от числа слоев и величины менялось и предназначение этих рукодельных работ в диапазоне от зимних одеял (НАКШИ - КАНТХА) до маленьких молитвенных ковриков.
Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха для новорожденного ребенка, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней. В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.И еще, сохранилась одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать "багх" - свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.
Примерно такой же вышивкой украшали и новые женские сари, и рубашки для мужчин и женщин. Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи - они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.
Изделия с вышивкой - стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов (фото 2).
|
Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине. Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо - контуром вокруг основного рисунка и т.д. (фото 3).
|
Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид. Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха уходило от нескольких месяцев, до нескольких лет. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение. Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно. Отмечалось разнообразие мотивов, используемых для кантхи. Дело в том, что в Бангладеш издревле жили люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносил свою лепту в узоры кантхи. Но все - таки, основным центральным рисунком чаще всего был цветок - лотос (фото 4, 4а).
|
Рис.4 и 4а Цветок-лотос. |
А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли» или «огурцы» (именно Индия является родиной этого распространенного узора) (фото 5).
|
По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья, листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям, в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщицы кантха (фото 6).
|
Ниже приведена одна из традиционных схем Накши Кантха (фото 7).
|
В изготовлении кантхи использовались нитки простых цветов – красный, оранжевый, желтый, сине-черный, голубой, коричневый и зеленый (фото 8).
|
И цвет вышивки имел большое значение:
|
Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани. Как царственно богаты сари, украшенные вышивкой кантха, пайетками и маленькими зеркальцами! (фото 10,11)!
|
|
До чего хороши сумочки (фото 12,13,14)!
|
|
|
Одеяла (накши кантха) тоже великолепны (фото 15,16,17).
|
|
|
Перенести вышивку кантха в машинное исполнение оказалось очень непросто. Украсить всю поверхность параллельной прямой строчкой или слегка волнистой линией (по существу, это эхо - контур с расстоянием между линиями от 5 до 0,5 мм)- это очень трудоемко. Но я решила не отступать от своей традиции и попыталась переложить старинный узор ручной стежки в машинную строчку. Я решила, что для него подойдет мотив «рыба» (кстати, взят настоящий рисунок для кантха) (фото18).
|
В индийской мифологии это счастливый знак. Он означает благосостояние, процветание и комфортабельную жизнь. Для цветового решения я взяла традиционные цвета стежки кантха: красный, желтый и голубой, контур рыбы обвела темно-серой нитью. Самое сложное было заполнить всю поверхность эхо - контуром (размер моей работы 27х40 см) (фото 19).
|
Домашнее задание по уроку № 7, часть В.
Сшить заготовку для небольшого изделия (сумки, салфеточки, панно) с использованием машинной интерпретации вышивки кантха. А может быть, это будут блоки для будущего одеяла? Для вдохновения приведу здесь несколько мотивов для создания этой красивой стежки-вышивки КАНТХА (фото 20-26).
|
|
|
|
|
|
|
Это элементы дизайна, из которых вы можете составить свой неповторимый узор. Хорошо, если для заполнения фона вы используете частый, точный эхо-контур (ещё одна тренировка не помешает).
НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ!!!
Автор мастер - класса Любовь Лежанина.
Рубрики: | Пэчворк/Стежка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |