-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин


Л.АБРАМОВА."ДЕТИ В.ВЫСОЦКОГО"(часть 2)

Суббота, 09 Февраля 2013 г. 13:03 + в цитатник
В О С П О М И Н А Н И Я.
ЛЮДМИЛА АБРАМОВА."Дети В.ВЫСОЦКОГО"
ЧАСТЬ № 2


Я не без гордости всегда вспоминаю, как много интересного узнали от меня мои дети. Но, пожалуй, здесь моя заслуга не так уж велика. Во-первых, я действительно долго не работала, было время и читать сыновьям, и рассказывать все, что знала сама из биологии, астрономии, истории. А не работать в наше время женщина может, только если ей это замечательное право дает семья. Так что здесь и Володина заслуга, и неисчислимая помощь моих родителей, а позже и понимание Юры, что, сидя дома, я делаю что-то очень важное и нужное для детей. Юрий Петрович Овчаренко, мой второй муж,— инженер-механик. Любимая игра у маленьких Аркаши и Никиты была «вигвам». Они строили эти вигвамы из всего, что было в доме: из стульев, матрасов, одеял, туристского снаряжения. Иногда они даже засыпали, забравшись в такой «вигвам».

Когда Никите было 6 или 7 лет, он играл в хоккейные репортажи. Причем вместо хоккеистов использовались шахматные фигуры. Никита ложился на полу на живот, двигал обеими руками перед собой фигуры и при этом комментировал игру, где участвовали и братья Майоровы, и Мальцев, и Харламов. Это были потрясающие репортажи, мы слушали их, развесив уши. Но надо было слушать незаметно — Никита замолкал, если замечал, что за ним наблюдают. Никита очень любил все, связанное со спортом. Став постарше, он занимался баскетболом, в команде олимпийского резерва выезжал на соревнования в Болгарию.

В театр маленькие Аркадий и Никита тоже играли. Например, у них был спектакль из жизни Ломоносова. Никита с его серьезностью и вкусом к трагедии исполнял роль Рихмана, которого убило молнией. Аркаша, Ломоносов, надевал мои белые чулки и бархатную курточку. Для представления специально были изготовлены астрономические таблицы и куплен глобус. Астрономические таблицы Аркаша делал на картоне, нанося на него тонкие слои цветного пластилина. Были еще сцены из «Трудно быть богом». Братья Стругацкие — не просто любимые авторы. В честь старшего назван был наш Аркаша. Мы были знакомы. Я читала Володе вслух все романы братьев Стругацких (многие — в рукописях).

Бывало, А. Стругацкий заходил к нам. Давно это было — осенью 1968-го. Недели две или чуть больше прошли с того дня, когда с грехом пополам, собрав силы и вещи, я наконец ушла от Володи. Поступок был нужный и умный, и я это понимала. Но в голове стоял туман: ноги-то ушли, а душа там осталась...

Я обосновалась в опустевшей квартире на Беговой, у родителей. Опустевшей, потому что мама, которая оставалась там после смерти бабушки и дедушки, накануне, летом 1968 года, переехала в новую кооперативную квартиру, купленную для нее Володей. Не потому что он готовился к разводу, хотя, может, эта мысль у него и мелькнула. А потому, что мы с ним рассчитывали жить на Беговой вместе впервые за семь лет своим домом, отдельно от родителей. И Володя обдумал большой ремонт, начертил сам стеллажи и светильники под потолок, огромные, как в метро, на девять мощных ламп — он любил, когда ярко. Он сам нанял рабочих и на ремонт и на мебель закупил гору материала (с фанеровкой под красное дерево), — темная мебель, светлый паркет, темные обои и ослепительные светильники... Все еще в полуготовом виде, мягкой мебели и столов не было совсем. Я торопилась с переездом — боялась, что, если затяну, решимость моя иссякнет и я останусь как камень на шее, принуждая Володю врать и жить двойной жизнью. Со мной для моральной поддержки поселилась двоюродная сестра, она напропалую прогуливала занятия во ВГИКе, чтобы не оставлять меня одну.

Спали на полу, на туристских матрасах и в мешках. А днем, скатав в рулон все спальное, мы имели удивительный для московской тесноты простор на радость мальчишкам. И гостям. Гости в ту осень не переводились. Мне казалось тогда, что их влекла в дом наша с сестрой Леной молодость, красота и веселый нрав — мы хохотали с утра до ночи в этой гулкой пустой чистоте. Я смеялась даже во сне, будя громким смехом Лену, спавшую рядом на полу. Она толкала меня и спрашивала, что мне снится. Что мне снилось? Снилось, что я проснулась, что уход от Володи был во сне, и что все хорошо, что я провожаю его на вечерний спектакль и говорю, как всегда: «Володечка, играй погениальнее!» — буркнув что-то в ответ Лене, я снова закрывала глаза, и снова «просыпалась» там, и снова начинала смеяться. Не на красоту нашу одичалую смотреть, а просто быть рядом, пряча свою жалость ко мне, как сестра Лена, быть рядом, чтобы не оставлять меня одну, шли в наш дом друзья. Иных уж нет, а те далече... Умер Женечка Харитонов, умер Пашка Леонидов... И Володечки десять лет нет.

Аркаша Стругацкий приехал «специально посмотреть на своего крестника» — нашего Аркашу, которому только что исполнилось 6 лет. Привез подарок — громадный зеленый пулемет из блестящего, как зеркало, полимера. Мы с Леной содрогнулись: военных игрушек в доме не было. Мы с Володей были пацифистами. Имели хождение космические луноходы с дистанционным управлением (Семен Владимирович Высоцкий, отец Володи, находил где-то самые потрясающие и дорогие). Плюшевые медведи (один от Нины Максимовны, матери Володи, высотой почти с метр) и кубометры цветных кубиков. И вдруг — пулемет! Но мы содрогнулись молча — Стругацкий был кумир семьи, мы на него молились. Я и сын Аркаша и сейчас на него молимся, за него, точнее. Теперь уж давно заочно. В большом волнении мы с Леной принялись готовить закуску и из кухни слышали громовые раскаты Аркашиного хохота, восторженные вопли детей и совершенно профессиональное исполнение Никитой (четыре года) звуков боя: пулеметные очереди, свист пуль, артиллерийская канонада, стоны поверженных противников и могучее «ура» наших.

Некий нервический комок подкатил к горлу, когда Лена увела детей на прогулку, а я уселась со Стругацким за бутылкой коньяка. Но я сдерживалась.

Другой визит Аркадия Стругацкого я помню особенной памятью: он принес только что оконченную повесть «Отель «У погибшего альпиниста». Сказал, что это ерунда, и прочел вслух всю подряд. Я сама не дурак в чтении с листа любого незнакомого текста — я это люблю и умею — тому много свидетелей. Но как читал Стругацкий!

Он не раз, не два — часто приходил. Это всегда была нечаянная радость, и мы с сестрой бросались готовить стол. Мы любили всех кормить, а его особенно. Он и ел так же талантливо и красиво, как писал, как все делал. И вот еще помню его приход, еще до нашего с Володей развода, в июле 1967-го. Стругацкий жил с семьей на даче, мы его давно не видели. И гостей не ждали: у меня болели зубы, и физиономию слегка перекосило. Я была не дома, а у Лены, они с матерью, моей теткой, жили на улице Вавилова в первом этаже громадного кирпичного дома с лифтерами и пышным садом у окон. Аркадий позвонил именно туда и сообщил, что он в Москве, что скоро будет, потому что надо отметить событие: общий наш друг, математик Юра Манин, получил какую-то премию, или орден, или звание, уж я не помню, но что-то очень хорошее и заслуженное. Его самого нет в Москве, но мы должны. Да! Мы должны! Зуб мой прошел, и физиономия распрямилась и просияла. Мы с Леной принялись за работу: застучали ножи, загремели сковородки. Форма одежды — парадная. Позвонили Володе в театр, там «Пугачев», спектакль недлинный, приходи к Лене, будет Стругацкий. Играй погениальнее, шибко не задерживайся. Ну, подумаешь — фестивальные гости на спектакле! Ну поговоришь, они поахают, и — к нам: Стругацкий еще не слышал ни «Жирафа», ни «На стол колоду, господа!..».

Стругацкий пришел с черным портфелем гигантского размера, величественный, сдержанно-возбужденный, оставил портфель в коридоре. Заговорили о математиках, о премиях, о японской фантастике. Я, улучив момент, на цыпочках вышла в коридор: такой портфель! Должно быть, там новый роман, должно быть, большой и прекрасный... Шесть бутылок коньяку лежали в девственно новом, пустом портфеле. Портфель по-японски «кабан». Японцы правы. А Володя пришел поздно. Уже брезжил рассвет. Чтобы не тревожить лифтершу, он впрыгнул в окно, не коснувшись подоконника — в одной руке гитара, в другой — букет белых пионов. Он пел в пресс-баре фестиваля — в Москве шел Международный кинофестиваль «За гуманизм киноискусства, за дружбу между народами».

Серия сообщений "ЛИТЕРАТУРА":
ЛИТЕРАТУРА
Часть 1 - Интересные факты о литературе
Часть 2 - Самые короткие литературные шедевры
...
Часть 4 - В.С.ВЫСОЦКИЙ.ФОТОАЛЬБОМ с его фотографиями.
Часть 5 - Л.Абрамова.ДЕТИ В.ВЫСОЦКОГО(часть 1)
Часть 6 - Л.АБРАМОВА."ДЕТИ В.ВЫСОЦКОГО"(часть 2)
Часть 7 - Л.АБРАМОВА."ДЕТИ В.ВЫСОЦКОГО"(часть 3)
Часть 8 - Л.АБРАМОВА."ДЕТИ В.ВЫСОЦКОГО"(часть 4)
...
Часть 22 - «Мастеру и Маргарите» художницы по имени Ловец снов
Часть 23 - Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: Графика Марины Ордынской
Часть 24 - «Мастер и Маргарита». Фотоиллюстрации Елены Мартынюк

Метки: