-Цитатник

Лечение при помощи алюминиевой фольги - (0)

Лечение при помощи алюминиевой фольги Методы лечения нетрадиционной медицины пользуют...

Море Радио - (0)

Море Радио Нашла интересный сайт "Море Радио", где есть - Радио и ТВ онлайн, плейлис...

Яичная микстура от кашля - (0)

Яичная микстура от кашля - убивает кашель наповал!!!! Яичная микстура может вылечить даж...

Мои любимые исполнители... - (0)

Мои любимые исполнители... Кликаем на фото исполнителей и слушаем плейлисты. Инструк...

Органайзер от Любаши К - (0)

Органайзер от Любаши К

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Мои фотографии
Мои фотографии
10:06 18.09.2013
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Грибы, которые выросли в наших лесах.
Грибы, которые выросли в наших лесах.
09:49 18.09.2013
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии Уборка урожая
Уборка урожая
09:36 18.09.2013
Фотографий: 3

 -Я - фотограф

Мои фотографии


2 фотографий

 -Всегда под рукой

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Беляева_Евгения

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2010
Записей: 3553
Комментариев: 137
Написано: 3881


Подвиг крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" при Чемульпо 27 янв 1904г.

Воскресенье, 31 Августа 2014 г. 09:49 + в цитатник

Подвиг крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" при Чемульпо 27 янв 1904г.

назад

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу: 
Любовь к родному пепелищу 
Любовь к отеческим гробам 
На них основано от века 
По воле Бога самого 
Самостоянье человека, 
Залог величия его...

А.С. Пушкин, 1830г.

Если вы выстрелите в свое прошлое из пистолета, то будущее ответит вам из пушки...

Наполеон

В Филадельфии 19 октября 1899 г. был спущен на воду легкий крейсер, заложенный по заказу русского правительства. Его водоизмещение равнялось 6500 т, мощность паровой машины около 16 000 л. с. позволяла развить скорость 23 уз. Вооружение корабля состояло из двенадцати 152-мм, двенадцати 75-мм, двух 64-мм, восьми 47-мм, двух 37-мм орудий и шести однотрубных торпедных аппаратов. Но не красивый внешний вид и не мощное вооружение снискали славу этому кораблю. Свое гордое имя «Варяг» крейсер увековечил благодаря высокому мастерству, мужеству, бесстрашию и героизму русских моряков, проявленным пять лет спустя после рождения корабля в сражении с численно превосходящими силами противника.

Спуск на воду в доке
Вид на рубку
Корабельная церковь

Первым испытанием для крейсера стал переход из Филадельфии в Балтийское море, но моряки выдержали его с честью. Успешно пройдя пять тысяч миль, «Варяг» 3 мая 1901 г. отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Недолго было пребывание корабля в родных водах. получен новый приказ - следовать на Дальний Восток для усиления боевого состава Тихоокеанской эскадры. Преодолев Атлантический, Индийский, Тихий океаны, несколько морей, 25 февраля 1902 г. «Варяг» подошел к Порт-Артуру.

"Варяг" и броненосец "Полтава" в западном бассейне Порт-Артура 1902г.
Матросы и унтер-офицеры "Варяга" 1902г.

В это время обстановка на Дальнем Востоке крайне обострилась. Япония, подстрекаемая Англией и США, активно готовилась к войне с Россией. Со дня на день можно было ожидать нападения, поэтому появление каждого нового корабля поднимало настроение и боевой дух матросов, вселяло уверенность в по беде.

Командование крейсером принял в марте 1903 г. капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев. Назначение Руднева на новый корабль нельзя считать случайным. Значительную часть своей жизни Всеволод Федорович, сын кадрового флотского офицера, провел в море, приобрел богатый опыт плавания. Ему посчастливилось участвовать в кругосветном плавании в 1880-1883 гг. на крейсере «Африка». Командирские качества оттачивал, командуя кораблями «Котлинa», «Выборг», «Скат», «Гремящий», «Адмирал Грейг» и «Чародейка». Мало кто мог сравниться с Рудневым в искусстве швартовки корабля, выполнении маневров, в умении найти выход из сложного положения, принять самостоятельное решение, нередко не совпадающее с решением вышестоящих начальников. Руднев любил порядок и свой корабль, считал службу делом своей жизни, пользовался авторитетом у команды корабля.

Командир крейсера "Варяг" капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев
Крейсер I ранга "Варяг". Модель изготовлена на заводе Крампа в Филадельфии одновременно с постройкой крейсера.

Перед новым командиром стояла нелегкая задача - обеспечить ремонт «Варяга», устранить целый ряд неисправностей, главным образом в его котлах - эти недостатки были заложены еще в проекте корабля. Решалась и вторая не менее важная задача - обеспечение высокой боевой готовности корабля.

«Варяг» вышел в море 16 декабря. Штурман проложил курс в порт Чемульпо. Командиру крейсера Рудневу предписывалось обеспечить надежную связь между Порт-Артуром и Сеулом, а также выяснить намерения Японии, которая готовилась оккупировать Корею.

В корейском порту Чемульпо было «тесно» от стоявших там боевых кораблей и торговых судов различных государств. На рейде и в самом порту бросили якоря русский крейсер «Боярин», канонерская лодка «Гиляк», крейсеры: итальянский «Эльба», английские «Кресси» и «Тэлбот», япоский «Чиода», германский «Ганза», французский «Адмирал де Гейдон», французский стационер «Паскаль» и др. Над портом города стояла напряженная тишина, нарушаемая лишь вы­стрелами приветственных салютов. Вскоре канонерская лодка «Гиляк» снялась и ушла в Порт-Артур. Вместо нее 5 января в Чемульпо прибыла канонерская лодка «Кореец».

Командир канонерской лодки "Кореец" капитан 2-го ранга Г.П. Беляев
Канонерская лодка "Кореец". Построена в Стокгольме на верфи Бергзунд по проекту русского корабельного инженера Мустафина в 1886-88гг.

В. Ф. Руднев чувствовал приближение войны, обстановка накалялась с каждым днем. Повсюду строились японские склады, открыто закупались продовольствие, уголь, взрывчатка, в гражданской одежде в город прибывали японские солдаты и офицеры, в порту готовились для возможной десантной операции вспомогательные суда. Руднев, обеспокоенный, как он считал, небезопасной стоянкой в Чемульпо боевых русских кораблей, отправлял в Порт-Артур одно за другим тревожные донесения. Однако все эти донесения должной оценки не получили.

Наконец произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Японией. О нем стало известно 24 января1904 г. А через два дня началась русско-японская война, которая была официально объявлена 28 января.

«Кореец» 26 января должен был выйти в Порт-Артур. Однако в море путь ему преградили шесть японских крейсеров и три транспорта, которые атаковали наконец русскую лодку. Не подозревавший о разрыве дипломатических отношений ме­жду двумя странами командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г. П. Беляев, посчитав, что это провокация, в бой не вступил. Видя, что ему не прорваться, он принял решение вернуться в порт. Значительно позже стало ясно: японцы не хотели выпускать из порта свидетеля их вторжения в воды Кореи. Обо всем случившимся Беляев подробно доложил командиру «Варяга». Руднев отдал приказ готовиться к бою.

Напряжение достигло наивысшего предела. Торпедные аппараты японских миноносцев были повернуты в сторону русских кораблей. В любую минуту мог последовать залп. Но и русские матросы всю ночь не смыкали глаз, стоя у заряженных орудий.

На следующий день, 27 января, командиры стоявших в порту иностранных кораблей получили уведомление командующего японской эскадрой адмирала Уриу о том, что он предполагает напасть и уничтожить русские корабли, если они до полудня не покинут Чемульпо . Иностранцам же было настоятельно рекомендовано уйти от места готовившегося сражения и во избежание неприятностей держаться как можно дальше. Дерзость и вопиющее нарушение международного права, проявленные японским адмиралом, не получили должного отпора со стороны командиров иностранных кораблей. И хотя они направили Уриу «энергичный протест», в котором указали командующему японской эскадрой на недопустимость подобных действий, они не предприняли ничего, чтобы осадить зарвавшегося адмирала. Под предлогом невозможности нарушения нейтралитета иностранцы отказали в просьбе Руднева сопроводить «Варяг» и «Кореец» при выходе из порта Чемульпо. К тому же в своем «протесте» командиры иностранных кораблей обя­зались в случае отказа русских выйти из Чемульпо занять в порту безопасные для них места.

Японцы, имея значительный перевес в силах, рассчитывали, что русские не отважатся вступить с ними в бой и сдадутся на милость победителя. Уриу уже виделись Японские флаги на русских кораблях. Но в своих расчетах он не учел одного - высокого морального духа русских моряков, воспитанных на замечательных традициях отечественного военно-морского флота. Из поколения в поколение передается святая заповедь, записанная еще Петром 1 в первом Морском уставе:

«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги... »

Командир «Варяга» В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой и попытаться прорваться сквозь бронированный строй Японской эскадры, в случае же неудачи - взорвать крейсер. Взрыв было поручено произвести ревизору крейсера мичману Н. И. Черниловскому-Соколу.

Проинформировав о своем решении старшего на рейде командира английского крейсера «Тэлбот», Руднев прика­зал построить личный состав «Варяга». Моряки, чувствуя важность и торжественность момента, надели чистую оде­жду. Командир медленно шел вдоль строя, внимательно вглядываясь в серьезные лица подчиненных. Ни тени страха - только решительность и твердость читал он на них. Остановившись посредине строя, командир сообщил морякам об ультиматуме японцев:

«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов осдаче не может быть мы не сдадим крейсера и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать.»

Ответом команды на решение командира было громогласное «ура», раздавшееся над портом. Даже больные не пожелали сойти на берег и расстаться с кораблем и друзьями.

В 11 ч 10 мин Руднев приказал поднять сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Чуть вздрогнув, крейсер медленно стал набирать ход. На иностранных кораблях личный состав во главе с офицерами выстроился на верхней палубе, караулы отдавали честь. Восхищенными взорами провожали иностранные моряки корабли, идущие навстречу почти в десять раз превосходящему противнику. Даже в такой драматический момент русские моряки соблюдали установленный флотский этикет. На «Варяге» оркестр играл национальный гимн той страны, чей корабль проходил крейсер. На иностранных кораблях играли русский гимн. Это был парад доблести и выдающегося мужества. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть»,- писал своему начальству командир французского стационера «Паскаль».

«Варяг» и «Кореец» вышли в море. Впереди - четырнадцать японских кораблей: один броненосный крейсер, пять легких крейсеров и восемь миноносцев - готовы были атаковать два русских корабля. 182 орудия различных калибров, способные в течение минуты выбросить из своих стволов только с одного борта 6960 килограммов смертоносного груза, и 43 торпедных аппарата против 60 русских орудий и 7 торпедных аппаратов давали возможность японцам надеяться на сдачу «Варяга» и «Корейца» без боя. Один лишь крейсер «Асама», закованный в броню до ватерлинии, втрое превосходил «Варяг» по мощи бортового залпа, толщина его бортового пояса, достигающая местами 178 мм, делала его практически неуязвимым для снарядов «Варяга». Помимо всего прочего русские корабли не могли маневрировать и сворачивать с курса, так как любое отклонение от узкого фарватера было чревато посадкой на мель или камни. Японцы надеялись на то, что русские все же одумаются и сдадутся. Но скоро и командующий эскадрой и японские офицеры поняли: легкого боя не будет. Ограниченный в маневрировании, способный отвечать на первом этапе боя на удары всей эскадры лишь тремя-четырьмя носовыми орудиями, «Варяг» шел навстречу славе.

Первый выстрел с крейсера «Асама» грянул в 11 ч 45 мин. Вслед за ним вся японская эскадра открыла огонь. Пушки «Варяга» молчали. И только после того, как расстояние до противника сократилось до 45 кб, раздался ответный залп.

Позже В. Ф. Руднев писал: «Один из первых снарядов попал в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, перебил фокванты... После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, а падавшие около, разрываясь при ударе о воду, осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки... Снаряд большого калибра пробил левый борт под водой, в огромное отверстие хлынула вода, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой ... Кочегарные квартирмейстеры Жигарев и Журавлев задраили угольную яму, чем прекратили доступ воды в кочегарку: работу эту они выполнили с замечательной самоотверженностью и хладнокровием. Старший офицер капитан ранга Степанов со старшим боцманом Харьковским под градом осколков снарядов подвели пластырь…»

В этом неравном поединке героем был каждый. Но особенно четко и слаженно действовали комендоры. Среди бушующего пламени огня, под градом осколков, ничем не защищенные, относя в сторону убитых товарищей, они ни на минуту не прекращали огня.

От метких выстрелов комендоров загорелась кормовая артиллерийская башня на «Асаме», был сбит командирский мостик. Один миноносец, пытавшийся поразить «Варяг» торпедой, пошел на дно. Серьезные повреждения получили два японских крейсера. Но и на «Варяге» все чаще стали рваться вражеские снаряды. Перебит рулевой привод. Выведены из строя часть орудий и дальномерный пост. Вспыхнули пожары. Образовалась течь в угольной яме. Но гордо развеваются стеньговые флаги. Внезапно на глазах у сигнальщиков И. Медведева и И. Казарцева кормовой флаг падает. Перебиты фалы. Немедля сигнальщики достают новый. Часовой у флага, стоящий под осколками по стойке «смирно», боцманмат П. Оленин поднял флаг корабля. Осколком снаряда ранен командир крейсера. Весть об этом мгновенно облетела корабль. Превозмогая боль, бледный от потери крови, без фуражки, окровавленный, Руднев нашел в себе силы выйти на мостик корабля. Увидев командира живым, моряки с новой силой продолжали бой.

Вот что было записано 27 января 1904 г. в вахтенном журнале крейсера: «Пройдя траверз острова Йодолми, была перебита на крейсере труба, в которой проходили рулевые приводы, одновременно с этим осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, были: контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, ранен тяжело в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снегирев и легко ранен в руку ординарец командира Чибисов».

Крейсер "Варяг" идет в бой
Спасение русских моряков после боя экипажем французкого крейсера "Паскаль"

В создавшейся обстановке Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо , устранить неисправности и вновь попытаться прорваться. Весь израненный, но непобежденный «Варяг» совершил поворот. «Кореец», сражавшийся не менее отважно, принял удар на себя, давая возможность крейсеру довершить маневр. Спустя некоторое время «Варяг» бросил якорь в том месте, откуда вышел.

За 2 ч сражения крейсер выпустил по врагу 1105 снарядов, многие из которых достигли цели. Как показал осмотр, корабль уже не мог выдержать второго такого боя. Потрясенные увиденным, сочувствуя русским морякам, иностранные моряки на шлюпках под флагом Красного Креста поспешили к крейсеру, чтобы оказать помощь раненым. Страшная картина открылась взорам врачей. На исковерканной палубе лежали обгоревшие, иссеченные осколками, обагренные кровью тела ...

Собравшийся на верхней палубе военный совет принял решение - из-за неисправимости повреждений, больших потерь личного состава, выхода из строя большого числа орудий потопить крейсер. То же самое надлежало сделать и с «Корейцем». После того как моряки перешли на иностранные корабли, над портом раздался мощный взрыв на «Корейце». Канонерская лодка, разорванная на несколько частей, ушла под воду. По просьбе иностранцев, боявшихся повреждений своих близко стоявших кораблей, не взрывать «Варяга» Руднев приказал открыть все клапаны и кингстоны и, убедившись в том, что его приказание выполнено, он последним покинул крейсер. Скоро ледяная вода сомкнулась над кораблем. Так «Варяг» остался непобежденным.

За мужество, отвагу и умелые действия в бою с превосходящими силами противника капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени и произведен во флигель­адъютанты. На родине отважного командира был установлен памятник. Пораженное подвигом личного состава «Варяга», японское правительство представила В. Ф. Руднева к самой высокой боевой награде.

Слава «Варяга» осталась жить в веках. Пятьдесят лет спустя Советское правительство, отмечая юбилей героического боя, наградило группу матросов крейсера медалями «За отвагу».

Встреча героев на Невском проспекте в Санкт-Петербурге
Медаль за бой "Варяга" и "Корейца" при Чемульпо
Памятник варяжцам во Владивостоке

В 1905 г. японцы подняли крейсер, отремонтировали и присвоили ему имя «Сойя». Больше десяти лет корабль числился в составе военно-морских сил Японии. Русское правительство выкупило крейсер 22 марта 1916 г. С волнением поднималась на борт прославленного корабля новая его команда. Ей предстояло приумножить славу своих предшествен ников. Через семь месяцев, 17 ноября 1916г ., «Варяг» прибыл из Владивостока в город и порт Александровск (ныне г. Полярный) - далекую северную окраину России и был включен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. Но много плавать крейсеру не пришлось. Ему требовался капитальный ремонт.

С этой целью корабль 25 февраля 1917 г. вышел в море и взял курс на Англию. «Варяг» находился в Ливерпуле, когда до экипажа дошла весть о том, что в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Команда крейсера подняла красный флаг. Англичане захватили корабль. Долгое время о дальнейшей судьбе «Варяга» ходили самые разнообразные легенды. Утверждали, что корабль взорвался на мине, затем возникла версия, что он торпедирован.

На самом деле, проданный на слом одной из фирм, крейсер во время перехода к заводу фирмы в Ирландском море вблизи г. Лендалфут в 1918 г. наскочил на скалы и затонул в 500 м от шотландского побережья (около 55  сев. ш. и 50 зап. д. ),

Корабль погиб, но слава его, мужество и стойкость экипажа крейсера продолжают жить в памяти народа. А воды морей и океанов режет своим мощным форштевнем современный ракетный крейсер «Варяг», унаследовавший имя героя русско-японской войны.

Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" 1970-е годы
Гвардейский ракетный крейсер "Варяг" 2000-е годы

Исследования, проведенные Р. М. Мельниковым и Н. А. Залесским, авторами многочисленных работ по истории русского Военно-Морского Флота и отечественного военного кораблестроения, позволили выяснить многие интересные подробности судьбы легендар­ного корабля.

Как сообщил немецкий журнал «Шиффбау» («Schiffbau») от 23 сентяб­ря 1925г., № 18, были предприняты активные попытки снять корабль с камней, но они успеха не имели. В течение нескольких лет крейсер был отдан во власть стихии. Волны, бесконечной чередой разбивавшиеся о стальной корпус корабля, превратили некогда грозный и красивый корабль в груду металла. Летом 1923 г. английская фирма, купившая корабль, и вступившие с ней в пай два германских общества решили разобрать корабль на месте его гибели. Только в 1925 г. работы в море были завершены.

 

 

Целью данной публикации является воспитание у молодежи гордости за свой народ и страну - мировая история не знает такого подвига! Более подробная информация об этом историческом событии - великолепный фильм Алексея Денисова "Крейсер "Варяг". ВГТРК Россия 2005г.

 

 

Текст описания подвига крейсера "Варяг" - книга "На румбах морской славы", Раздолгин А.А., Фатеев М.А. Издательство "Судостроение" 1987г., Ленинград.

Фотографии сделаны автором сайта со стенда в Военно-морском музее в Санкт-Петербурге в 2008г.

Всеволод Гладилин.

Серия сообщений "история России":
Часть 1 - История России.Святослав Всеволодович
Часть 2 - История России.Иван II Иванович Красный.
...
Часть 5 - Их имена остались на скрижалях, как подлинной истории азы
Часть 6 - Мифы о наших предках.
Часть 7 - Подвиг крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" при Чемульпо 27 янв 1904г.
Часть 8 - Конец Второй мировой войны
Часть 9 - Как русская королева Франции Анна Ярославна французов мыться научила...
Часть 10 - Александр Горчаков_Россия сосредотачивается...
Часть 11 - Торговля — двигатель войны
Часть 12 - ИСТОРИЮ РОССИИ НАДО ЗНАТЬ...

Рубрики:  Однофамидьцы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку