-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рогнеда_Варгамор

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

география реконструкция эпохи викингов рунология теософия ткачество цветоводство и звероводство

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Северные_Земли МегА-АрТ Школа_Иггдрасиль Умелые_ручки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.09.2010
Записей: 2256
Комментариев: 290
Написано: 3233


За церковной оградой 3

Воскресенье, 19 Января 2020 г. 17:38 + в цитатник
2020-01-19_17-35-22 (700x461, 445Kb)

1. https://vk.com/wall193764464_141228
2. https://vk.com/wall193764464_141247


Церковные гримы обосновались и за Северным морем, на английской земле. Там они обычно имели облик собак. Как и в России, в Англии верили, что первый зарытый на кладбище покойник станет хранителем погоста, но, если наши предки относились к подобной перспективе философски, англичанам куковать на кладбище до Страшного суда не улыбалось совершенно. Поэтому на северной части кладбища – там, где впоследствии хоронили самоубийц, нищих бродяг и прочую малопочтенную публику, зарывали пса, которому и предстояло стать Жутью С Церковного Двора – Чёрчгримом, огнеглазым чёрным псом ничуть не хуже того, что до смерти напугал Хуго Баскервиля. Также показывались хранители церкви и могил в виде непропорционально сложенных темнокожих карликов. Круг привычек и обязанностей британских чёрчгримов не слишком отличался от таковых у скандинавских коллег – разве что, на зависть нашим манам и норвежским киркениссе, Жуть С Церковного Двора не просто не боялась колокольного звона, но иногда бралась бить в колокол сама – естественно, не к добру. Наблюдательные люди – особенно часто это были священники - если Жуть била в колокол или показывалась на колокольне во время похорон (разумеется, в условно человекоподобном облике) могли по каким-то своим приметам понять, ожидают ли усопшего райские кущи или ему придётся проследовать по иному адресу.

Кроме знакомых нам гримов, на территории христианских святынь Английского королевства облюбовала себе место нечисть совершенно особенного рода. Эта не происходила от строительных жертв, и её пребывание на освящённой земле было полностью добровольным. Впрочем, в церковь и на кладбище она не лезла, предпочитая кельи и погреба монастырей. Звали её Монастырским Увальнем. Делом жизни… хм… ну, скажем так – делом существования Увальня было отвлекать монахов от аскезы и умерщвления плоти, соблазняя их изобильной и вкусной пищей, крепкой выпивкой и красою духовных дочерей. К 15 веку обжорство, пьянство и распутство монахов стало входить в поговорки, и англичане, тогда ещё католики, проницательно сделали вывод: самим святым отцам собственными скромными силами таких успехов в этих областях добиться бы не удалось. Так и были разоблачены Монастырские Увальни. Иногда пройдошливые духи даже устраивались в монастырь поварами – и так вкусно готовили, что впавшей в чревоугодие братии было уже не до молитв – иноки жили от трапезы до трапезы, с удовольствием вспоминая предыдущую и предвкушая следующую, и диспутировали до хрипоты не о Писании, а о соусах и подливах. Одного такого повара по прозвищу Братец Раш некий непримиримый чернец выгнал из двух монастырей, потом отыскал у мирянина, к которому беглец попытался приткнуться в качестве домашнего духа – тут-то бедолага чем ему мешал?! – и безжалостно заточил в руинах заброшенного замка.

Впрочем, золотой век Увальней в любом случае был недолог, особенно для духов – в XVI столетии Англия становится протестантской страною, и изгоняемым отовсюду монахам становится не до застольных излишеств. Остались ли Увальни при погребах отнятых у церкви и переданных в качестве усадеб королевским дворянам монастырей, или переселились в трактиры и постоялый дворы – можно только гадать.
На чёрчгримах же перемены не сказались – люди продолжали умирать и хоронить умерших, и стражи кладбищ остались при деле.

Таковы были имена и дела духов, населявших – а кое-где, быть может, и населяющих - освящённые христианским богом земли церквей, погостов и обителей, на Руси и на Западе.

Где обо всём этом почитать:
Власова М. Русские суеверия СПб.: Азбука, 1998,
В стране троллей: Кто есть кто в норвежском фольклоре, М.: О-Г-И, 2008
Никитина А.В. Русская демонология. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006
Сверхъестественные существа СПб.: Азбука-классика, 2008
Торп Бенджамин Нордическая мифология М.: Вече, 2008

Рубрики:  религия
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку