|Воспитание Мультфильмами|
•Мнения специалистов о влиянии мультфильмов
Можете провести такой эксперимент: просмотрите внимательно любую серию диснеевского мультфильма, а через какое-то время постарайтесь вспомнить все, что там происходило, пересказать сюжет. Больше чем уверен, что не вспомните ничего, если вы только не обладаете феноменальной памятью. А знаете почему эксперимент не удался (вернее удался)? Потому что как такового сюжета в мультфильме нет! Есть просто набор движений. А теперь, не просматривая ни одной серии "Ну погоди", или "Простоквашино", или "Чебурашки", вспомните сюжет. Не правда ли это очень легко? Потому что он есть, а значит и есть смысл.
Когда в разгар перестройки на российских (тогда еще советских) каналах появились диснеевские мультфильмы это было просто великолепно. Родители не могли нарадоваться, что в течении часа дети буквально прилипали к экрану телевизора и в доме воцарялся временный покой. И так было каждое воскресенье. Но через год (а кто и раньше), незаметно для взрослых, дети стали играть... Да, именно в диснеевских персонажей. Причем прекрасно осознавая, что они зарубежные и напрочь забывая российскую мультипликацию, которая тогда еще присутствовала на экране в большей пропорции, чем западная. Дело не в том, что я против "не нашего". Дело в том, что если из всех, допустим, диснеевских мультсериалов и "полнометражек" выбрать те, что содержат хоть каплю обучающего материала и нормальный юмор (это когда с иронией, а не дрыном по голове и "ха-ха"), то из всего многообразия рисованных героев останется, пожалуй, только "Белоснежка и семь гномов", "Король - лев" и немногие другие, созданные в основном на базе мировых шедевров классической сказки.
Стоит только заметить, что мультфильм для ребенка второй по значимости после родителей авторитет, пример для подражания.
Если подходить к мультипликации с философской точки зрения, то можно сказать что мультфильмы, это одно из частных проявлений нашей многогранной культуры. А любая культура имеет свои особенности. У русских они одни, у другого народа - другие. А культура любого народа это фундамент менталитета этого народа, а от него зависит чистота восприятия художественного произведения. Американцы, например, с легкостью относятся к проявлению насилия на экране. В силу того, что их культура отлична, например, от нашей. Исторически сложилось так, что Америка два века была далека от проблем Евразии, развивалась экономически, в то время как у нас на материке война - почти состояние жизни. И сейчас Америка, как самая экономически развитая страна, имеет возможность диктовать миру свои условия, учить всех, как нужно жить. Но события 11 сентября 2001 года показали что американцы самообманывались в своей неуязвимости. Когда правительство США бомбило Югославию, корреспонденты задавали рядовым американцам на улицах один вопрос: "Как вы относитесь к тому, что ваше правительство бомбит югославов?". И получали практически один и тот же ответ: "Для меня эти события происходят как бы в компьютерной игре. Ведь я не знаю даже где эта Югославия находится...". И таких ответов было много. Какая культура - такой и менталитет. И, видимо, в силу своего менталитета американцы утратили чувство реальности. Может быть поэтому у них именно такое отношение к насилию. Я не хочу сказать, что радуюсь тому, что произошло. Нет! То, что случилось ужасно. Но так или иначе эти события показали, что чужая боль и чужая трагедия должна оцениваться каждым человеком как своя. Тогда, наверное, и меньше в мире будет войн. Однако, несмотря на трагедию, унесшую более 3000 человеческих жизней, в Америке открылась выставка фотографий членов семей погибших, свидетелей, спасателей, принимавших участие в поиске тел погибших под развалинами небоскребов. Вскоре эта выставка начнет свое турне по Европе. Кроме того из места трагедии сделали своеобразную "Мекку" для туристов и даже соорудили смотровую площадку, чтобы туристам было удобнее наблюдать за работой спасателей. Даже из национальной трагедии Америка сделала мировое шоу. Что уж говорить о мультфильмах... - Мультипликационные фильмы смотрят дети, но и взрослые тоже. И к этому виду искусства нужно подходить очень серьезно. Мультфильмы играют важную роль в формировании личности. Личности, которая в дальнейшем должна будет приспосабливаться к жизни в обществе. Мультфильм это своеобразное детское кино. И это достаточно мощный рычаг в формировании личности. Должно ли присутствовать насилие в мультфильмах? Наверное должно, так как оно присутствует и в нашей реальной жизни. А вот должно ли это насилие сопровождаться комическим элементом? Элемент борьбы содержится в любом произведении искусства. И это нормально, иначе не будет стимула к победе. Ведь добро в итоге должно победить зло. Но в западных мультфильмах, особенно американских, эта борьба между добром и злом теряется. То есть борьба происходит как бы ради самой борьбы: положительный герой ведет бой с отрицательным героем. Постоянно в схватках противников наносятся жестокие удары по голове и жизненно важным органам. И после очередного удара по голове, после которого, казалось бы, герой уже не встанет, он встает и побеждает. Подросток, смотрящий такой фильм, впитывает предлагаемую ему информацию. А ведь подростковый возраст это период, когда человек самоутверждается. Это период, когда личность крайне чувствительна ко всему, что происходит. Что же узнает подросток или ребенок из таких фильмов или мультфильмов? Он узнает что сила это достаточно веский аргумент, что можно ударить человека по голове и ничего не случится, ведь он все равно поднимется. Но человек очень хрупкое существо, и если ударить его с силой по голове кулаком или палкой - можно сделать его калекой. Если после такого удара человек потеряет сознание, значит, он получил тяжелую черепно-мозговую травму или ушиб мозга. Что ведет к нарушениям функций головного мозга, вплоть до параличей. Это в том случае, если нет травмы позвоночника, что может привести к полному параличу. Да, человеческий организм может мобилизоваться для того, чтобы выжить или чтобы одержать победу над более сильным противником, но, по сути, это очень хрупкая вещь. И чтобы покалечить человека много ума не надо. Гораздо больше ума, терпения и усилий стоит выходить больного. И, наверное, это должно стоять на первом месте сегодня, в эпоху неизмеримой человеческой агрессии. И если мы сравним отечественные мультфильмы советского периода с западными, то в плане сострадания и сочувствия первые дадут вторым сто очков вперед. Эти мультфильмы пропагандируют добро, стремление помочь слабому, выручить из беды друга. А драка это уже инструмент достижения цели и она на втором месте. Я не говорю о том, что нужно полностью исключить из проката западную мультипликацию, но, по-моему, должны преобладать отечественные. Там, где присутствуют разум и цивилизация, должны преобладать процессы созидания, а не разрушения. Потенциал искусства должен быть направлен на формирование здоровой личности. Начиная с мультфильмов.
•О нашем "Союзмультфильме"
Киностудия "Союзмультфильм" (до 20 августа 1937г. Союздетмультфильм) образована приказом Главного Управления Кино и Фотопромышленности 10 июня 1936 г. из коллективов мультмастерских "Межрабпомфильма" и "Мосфильма" на базе мультстудии ГУКФ. В штат новообразованной студии вошли известные мастера рисованного кино - И.П.Иванов-Вано, П. Ходатаева, В.С. и З.С. Брумберг, В.Г. Сутеев, Д.Н. Бабиченко, А.В. Иванов, П.П. Сазонов, мультипликаторы Б. Дежкин, Г. Козлов, Р. Давыдов. Ф. Епифанова, Г. Филиппов, Б. Титов; художники Н. Рейтман, В. Бочкарев, А. Трусов, П. Носов и другие. Первые годы существования студии (1936-1938) были отданы освоению целлулоидной технологии (т.н. "Диснеевского конвейера"), необходимой для массового производства рисованных картин. Большую роль в организации производства сыграл первый директор студии Н.М. Кива. Но уже в это время появлялись удачные в художественном отношении картины (в первую очередь фильмы В. Сутеева "Колобок", "Шумное плавание" и др.). В 1939-41 году стали появляться ленты, вошедшие впоследствии в "золотой фонд" отечественного кино - "Лимпопо" и "Бармалей" Л. Амальрика и В. Полковникова, "Мойдодыр" И. Иванова-Вано, "Дядя Степа" и "Муха-Цокотуха" В. Сутеева, политические плакаты Д. Бабиченко и др. С 1937 г. на студии начал применяться цвет.
В 1941-1943 гг. студия эвакуирована в Самарканд, многие сотрудники студии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенные успехи "Союзмультфильма" - выпуск первого полнометражного (часового) рисованного фильма "Конек-Горбунок" И. Иванова-Вано (1947), картин В. и 3. Брумберг "Пропавшая грамота" (1945) и "Федя Зайцев" (1948), фильма Л. Амальрика и В. Полковникова "Серая Шейка" (1948), лент, созданных ленинградцами М. Цехановским ("Цветик-семицветик", 1948) и М. Пащенко ("Песенки радости", 1946 - первый фильм студии, награжденный на международном кинофестивале - Венеция, 1947). В режиссуре осваиваются Б. Дежкин и Г. Филиппов ("Тихая поляна", 1946; "Кто первый?", 1950 и др.). В 1940-50-е годы на студии появляются новые художники - выпускники ВГИКа и других учебных заведений - известные графики и книжные иллюстраторы - Е. Мигунов, А. Сазонов, Л. Мильчин, Л. Шварцман, Л. Азарх, А. Винокуров, В. Никитин, А. Савченко, П. Саркисян, П. Репкин, С. Русаков и др. Начиная с 1945 года, несколько раз набираются курсы художников - мультипликаторов - сперва 8-месячные, затем - двухгодичные.
В 1950-е годы студия выпускает известные фильмы "классического" направления - преимущественно детские, часто основанные на применении "эклера" (ротоскопа) (особенно в 1950-55гг.) В этот период сняты такие знаменитые ленты, как "Каштанка" (1952), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1950) М. Цехановского, "Аленький цветочек" (1952), "Золотая антилопа" (1954), "Снежная королева" (1957) Л. Атаманова; "Волшебный магазин" (1953) Л. Амальрика и В. Полковникова; "Заколдованный мальчик" (1955), "Оранжевое Горлышко" (1954) В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой; "Снегурочка" (1952), "Двенадцать месяцев" (1956), "В некотором царстве..." (1957) И. Иванова-Вано; "Дедушка и внучек" (1950) А. Иванова; "Первая скрипка" (1958) и "Миллион в мешке" (1956) Д. Бабиченко; "Кораблик" (1956), "Снеговик-почтовик" (1955), "Кошкин дом" (1958) Л. Амальрика; "Ночь перед Рожеством" (1951), "Остров ошибок" (1955) В. и З. Брумберг; "Ореховый прутик" (1955) И. Аксенчука; "Когда зажигаются елки" (1950), "Лесные путешественники" (1951), "Непослушный котенок" (1953) М. Пащенко; "Необыкновенный матч" (1955) и "Старые знакомые" (1956) М. Пащенко и Б. Дежкина, ''В яранге горит огонь" О. Ходатаевой и Л. Аристова (1956); "Петя и Красная шапочка" (1958) Е. Райковского и Б. Степанцева. В 1957 году возрождается жанр мультплаката ( "Чудесница" А. Иванова - 1957г. и др.). В 1953 году организовывается Объединение кукольных фильмов (первое в СССР после войны). Первый успех объединения - фильм Е. Мигунова "Карандаш и Клякса - веселые охотники”. Долгое время в кукольном объединении снимают в основном кукольные спектакли с добавлением покадровой съемки. Но к концу 1950-х годов производство объемных фильмов развернуто уже на высоком уровне. Об этом говорят работы таких режиссеров, как В. Дегтярев, А. Каранович, Р. Давыдов, Р. Качанов.
Начало 1960-х годов ознаменовано творческими поисками и экспериментами - как в рисованном ("Козленок" Р. Давыдова, 1961; "Большие неприятности" В. и З. Брумберг, 1961; "Знакомые картинки" Е. Мигунова,1957; "История одного преступления" Ф. Хитрука, 1962; "Ключ" Л. Атаманова, 1961), так и в кукольном кино ("Баня" А. Карановича и С. Юткевича, 1962; "Машенька и медведь" Р. Качанова, 1960; "Конец Черной топи" В. Дегтярева, 1960). С этого времени начинается период огромного диапазона стилистических, жанровых, тематических направлений в творчестве художников и режиссеров, живущих единым студийным коллективом, характерного для мультипликации 1960-70-х и начала 1980-х годов. Количество международных наград, возраставшее в течение 1950-х годов, в это время уже исчисляется десятками. В новых поисках ярко проявляют себя как ветераны студии (И. Иванов-Вано - "Левша", 1964, "Поди туда - не знаю куда...", 1966; Л. Атаманов - "Пастушка и трубочист", 1965, "Балерина на корабле",1969, “Скамейка”,1967; Л. Амальрик - "Про бегемота, который боялся прививок", 1966, "Дюймовочка", 1964; В. и З. Брумберг - "Tри толстяка", 1963, "Кот в сапогах", 1968; Б. Дежкин - "Чиполлино", 1961, "Снежные дорожки", 1963, "Шайбу! Шайбу!!", 1964, "Матч-реванш", 1968; В. Полковников - "Тараканище", 1963, "Кот-рыболов", 1964; А. Снежо-Блоцкая - "Баранкин, будь человеком”, 1963, так и недавно пришедшие в режиссуру художники (Б. Степанцев - "Окно", 1966, "Вовка в Тридевятом царстве", 1965; Ф. Хитрук – “Топтыжка”, 1955, “Каникулы Бонифация”, 1965, "Человек в рамке”, 1966, "Фильм, фильм, фильм”, 1968, и др.). Дебютируют в режиссуре В. Пекарь и В. Попов ("Случилось это зимой", 1968 и др.), В. Котеночкин ("Лягушка-путешественница”, 1965, "Межа", 1967), Н. Мильчин (“Бабушкин зонтик”,1969), Е. Гамбург (“Шпионские страсти”, 1967), А. Хржановский ("Жил-был Козявин'', 1966, "Стеклянная гармоника", 1968). В кукольном объединении самые яркие работы 60-х годов - фильмы Р. Качанова "Потерялась внучка”, 1966, "Варежка", 1967; В. Дегтярева "Кто сказал мяу?”, 1962, "Тимошкина елка", 1966, “Козленок, который считал до десяти", 1968 и др., И. Иванова-Вано и Л. Мильчина (см. выше). Яркие дебютанты кукольного кино этого времени - В. Курчевский ("Мой зеленый крокодил", 1966, "Легенда о Григе”, 1967, "Фратишек", 1967), Н. Серебряков (Я жду птенца", 1966, "Не в шляпе счастье", 1968, "Клубок", 1968), а также М. Камецкий и И. Уфимцев ("Чьи в лесу шишки?" 1965 и др. картины). В шестидесятые и семидесятые годы заявляют о себе художники A. Курицын, С. Алдимов, А. Спешнева, М. Соколова, Н. Днигубский, М. Жеребчевский, Д. Менделевич, В. Лернер, И. Урманче, Т. Полетика, В. Зуйков и другие.
На рубеже 1970-х годов возникает созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: “Маугли” (Р. Давыдов, 1967-71), "Малыш и Карлсон" (Б. Степанцев, 1968-70), "Умка" (1969-70, В. Пекарь и В. Попов), "Ну, погоди!" (В. Котеночкин 1969-93, Госпремия СССР 1988г.), "Бременские музыканты" И. Ковалевской и "По следам Бременских музыкантов'' В. Ливанова (1969-73), "Винни Пух” (Ф. Хитрук, 1969-72), “Крокодил Гена'' (Г. Качанов 1969-83). С 1969 года выпускается альманах “Веселая карусель”, где пробуют силы режиссеры, определившие "лицо" мультипликации в 1970-80 годы (А. Петров, В. Угаров, Г. Баринова, Л. Носырев, Г. Сокольский и др.). Осуществляются первые совместные постановки с зарубежными студиями ("Странная птица”, 1969 – с Загреб - Фильмом; “Юноша Фридрих Энгельс”, 1970 - со студией “ДЕФА”. В 1970-80 годы подчас уже каждый режиссер разрабатывает свое направление: И. Ковалевская - музыкальный фильм ("Катерок”, “В порту”, ”Как Львенок и Черепаха пели песню”), Р. Давыдов – исторические ”полотна” ("Василиса Микулишна'', “Детство Ратибора”), Ф. Хитрук – фильмы-притчи ("Остров”, “Икар и мудрецы”), Б. Дежкин – спортивный фильм и фильм-концерт (“Футбольные звезды”, “Метеор на ринге”), Г. Качанов – лирические детские картины ("Письмо", "Аврора"), В. Курчевский – экранизация "большой” литературы и фильмы, объединенные темой судьбы художника ("Мастер из Кламси", "Пер Гюнт", "Тайна запечного сверчка"), Е. Гамбург – пародию и сатирический фильм (“Голубой щенок, "Ограбление по…", "Пес в сапогax”), Л. Носырев – экранизация сказок С. Писахова и Б. Шергина ("Не любо – не слушай”, "Дождь", "Волшебное кольцо"), В. Пекарь - этнографическую серию ('Легенды перуанских индейцев" и др.), Б. Тарасов - фантастику ("Контакт", "Пуговица"). М. Каменецкий, И. Уфимцев, В. Данилевич и другие мастера кукольного объединения по-прежнему большое внимание уделяют детской аудитории. М. Каменецкий - "Заветная мечта”, “Самый маленький гном", "Боцман и попугай”, "Волк и Теленок"; И. Уфимцев - "38 попугаев" "Ежик плюс черепаха", "Три лягушонка"; В. Данилевич - "Пластилиновый ежик", "Хвастливый мышонок" и др. Поиски мастеров цеха объемной анимации выявляются в картинах “Времена года" И. Иванова-Вано, "Сеча при Керженце" И. Иванова-Вано и Ю. Норштейна, "Золоченые лбы”, "Ваня Датский”, "Поезд памяти" Н. Серебрякова, в лентах новых режиссеров: И. Гараниной (''Журавлиные перья”, "Бедная Лиза", "Балаган"), Ю. Норштейна ("Лиса и заяц", “Заяц и журавль", "Ежик в тумане"). Широкую популярность завоевывают такие разные картины, как “Шелкунчик" Б. Степанцева, “И мама меня простит" и "Полигон" Ан. Петрова, разработавшего уникальный метод съемки "натуралистического" изображения (т.н. "фотографику”). "Шкатулка с секретом", "На задней парте”, "Халиф-аист" В. Угарова, "Котенок по имени Гав" Л. Атаманова, "Бобик в гостях у Барбоса" и "Трое из Простоквашино" В. Попова; картины И. Аксенчука, Г. Бариновой, Г. Сокольского, И. Головановой, Л. Мильчина, Ю. Прыткова - мастеров разных поколений и пристрастий. Особняком стоят поиски А. Хржановского ("В мире басен", '"Дом, который построил Джек"), и особенно его трилогия по рисункам А.С. Пушкина /Госпремия РСФСР 1986 г.). Лауреатами Госпремии СССР становятся Ф. Хитрук (1976,1982), Ю. Норштейн, Ф. Ярбусова и А. Жуковский (1979) и другие мастера киностудии. В 1970-е годы на "Союзмультфильме” производится в среднем около тридцати фильмов в год, он считается крупнейшей в Европе студией анимации.
К 1980-м годам списки режиссеров пoпoлняют имена Г. Бардина ("Конфликт", "Брак!", "Банкет", "Выкрутасы" и др.), Э. Назарова ("Жил-был пес”, "Путешествие муравья"), С. Соколова ("Догада", "Черно-белое кино") и других. Продолжают выпускаться картины, увеличивающие число поклонников студии и международных наград - "Тайна третьей планеты" Р. Качанова (Госпремия СССР 1983г.), "Возвращение блудного попугая" В. Караваева, "Контакты, конфликты" Е. Гамбурга, "Про Сидорова Вову" и "Мартынко" Э. Назарова, "Осторожно, обезьянки!" Л. Шварцмана и М. Мирошкиной, "Геракл у Адмета" Ан. Петрова, фильмы В. Кафанова, А. Шелманова, А. Туркуса, E. Пророковой, Н. Шориной, Н. Дабижа, А. Горленко, А. Давыдова, Е. Ганрилко и других художников подтверждают высокий творческий потенциал студии. Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1986г. за заслуги в развитии советского киноискусства студия "Союзмультфильм" награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Но к середине 1980-х годов "Союзмультфильм" лишается большого числа мастеров, ушедших из жизни, либо оставивших работу и вышедших на пенсию, центробежные тенденции отечественного кино проявляются и на "Союзмультфильме” уходом со студим большинства режиссеров и художников - Ю. Норштейна, чей фильм "Сказка сказок" (1979) признан международным рейтингом в США в 1984 году лучшим фильмом всех времен и народов, Г. Бардина, В. Караваева, В. Котеночкина и многих других. Заботы о воспроизводстве кадров руководство не предпринимает. Производство фильмов в 1990-е годы сильно падает.
•Как делают мультфильмы - история жанра
В этом очерке мы попытались собрать воедино информацию из разных источников (см. выше источники информации) и расположить ее более или менее в хронологическом и географическом порядке.
Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение"). Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением.
С древних времен, возможно начиная с китайского театра теней и до волшебного фонаря XVII в., предпринимались попытки "оживить" изображение.
ПРЕДИСТОРИЯ
70-е годы до н.э. - Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков.
Х-ХI вв. - Первые упоминания о китайском театре теней - типе зрелища, визуально близком будущему анимационному фильму.
XV в. - Появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
В средние века находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобии фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли волшебным фонарем или по-латински "laterna magica".
В середина XVII в.(1646 г.) - иезуитский монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им "волшебного фонаря" - прибора, который высвечивал изображение на прозрачном стекле. С XVII века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.
ПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
С этого времени техника проецирования быстро продвигалась вперед и поэтому соединить стробоскоп с "волшебным" (проекционным) фонарем не представляло большого труда.
В XIX в. было доказано, что изображение остается на сетчатке глаза еще доли секунды после того, как глаз перестал воспринимать сам объект. Так принцип мультипликации был найден примерно за полвека до изобретения кинематографа бельгийским физиком Жозефом Плато, который в 1832 году сконструировал специальный прибор - "фенакистископ" (Название это происходит от греческого слова "фенакс" - обманщик и корня "скоп" - смотреть. Показывая серию быстро сменяющихся неподвижных изображений, фенакистископ создавал у смотрящего иллюзию движущегося, изменяющегося изображения), позволяющий простым вращательным способом получать иллюзию движения нарисованных фигурок.
На протяжении XIX века шли интенсивные поиски выражения оптической иллюзии движения. Словно грибы после дождя, появлялись все более и более сложные приборы и игрушки, которые должны были достичь этой цели. Вот те из них, которые достойны внимания.
1831
Фенакистоскоп (а в последствии - фантоскоп) бельгийского физика Иозефа Антуана Плато (1801-1883) состоял из двух дисков, вращавшихся на одной оси. Через отверстия в первом из них просматривались рисунки на втором.
1832
Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. Эффект видимого движения при смене неподвижных Изображений, сделанных на внутреннем диске, стал называться стробоскопическим эффектом.
1834
Зоотроп, в котором, подобно стробоскопу, двигались наклеенные на ленту рисунки, был сконструирован англичанином Уильямом Джорджем Хорнером. Впрочем, в оригинале аппарат Хорнера назывался "дедалеум" (в честь Дедала, который, по преданию, создал движущиеся картины людей и животных), и лишь последующие варианты этого аппарата (в частности, аппарат, который сконструировал в 1860 году француз Дезвинь, и аналогичный аппарат американца Уильяма Е. Линкольна) закрепили за всеми подобными устройствами название "зоотропа".
1853
Австриец барон фон Ухациус, сконструировав стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, впервые Спроецировал их на экран.
1861
Кинематоскоп американца Колмана Селлерса представлял серию наклеенных На барабан фотографий, сменявших друг друга перед глазами зрителя.
1877
Праксиноскоп - приспособление для рассматривания рисунков, нанесенных на бумажную ленту, прикрепленную к вращающемуся барабану. Изображение отражалось в зеркальце. Через два года конструктор этого прибора, француз Эмиль Рейно, усовершенствовал его так, чтобы изображение можно было проецировать на экран.
1880
Зоотроп Эдуарда Мэйбриджа высвечивал на экране "фотографии животных в движении".
1885
Мутоскоп Германа Кастлера - прибор с барабаном, в котором помещалась тысяча (и больше) рисунков. Зрители садились вокруг барабана и рассматривали рисунки через специальные очки.
До момента первой публичной проекции фильмов братьями Люмьер (1895), да и после этого, появилось очень много подобных приборов. Среди их конструкторов были Рейландер, Угатиус, Гудвин, Ньепс, Дагерр, Скотт Арчер, Эдисон. К провозвестникам анимации можно с уверенностью отнести Жоржа Мельеса. Он запатентовал ряд кинематографических приборов, которые позволяли делать задержки, замедления, ускорения, накладывание изображений одно на другое.
Тем временем - главным образом в американской и французской печатной периодике - быстро развиваются жанры сатирической иллюстрации и комикса. Имен но они стали неиссякаемым источником - и тематическим, и пластическим - для анимации.
В 1834 г. английский математик Вильям Горнер усовершенствовал этот прибор, наименовав его "зоотропом". В середине XIX века этот прибор под названием "стробоскоп" получил широкое распространение как техническая игрушка. По существу это было рождением мультипликации в самой примитивной форме.
Для того чтобы получить в стробоскопе или на киноэкране нужное движение, художнику приходится изготовлять (множить) большое количество рисунков, раскладывающих то или иное движение на составляющие его элементы. "Стробоскопом" был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана на бумажной ленте находилась серия рисунков (обычно их было от восьми до двенадцати), иллюстрирующих последовательные фазы движения человека или животного, совершающего определенное действие, например: бег страуса, ходьбу слона, скачку лошади, прыжки ребенка со скакалкой и т.п. Каждый последующий рисунок немного отличался от предыдущего тем, что он воспроизводил новый момент движения; последний рисунок каждого цикла являлся как бы замыкающим по отношению к первому рисунку. Вставив бумажную ленту с рисунками в барабан с узкими, продолговатыми отверстиями, прорезанными против каждого рисунка, и вращая барабан вокруг оси, зритель видел быструю последовательную смену рисунков, которая создавала полную иллюзию их движения.
В 1877 г. француз Эмиль Рейно, заимствовав вращательный барабан зоотропа Горнера и усовершенствовав зеркальную систему фенакистископа Жозефа Плато, создал новый, более совершенный прибор, назвав его "праксиноскопом" Рейно. В 1880 г., соединив свой праксиноокоп с проекционным фонарем, он с большим успехом демонстрировал свои рисунки на экране. Но это еще не было искусством мультипликации. И только когда Эмилю Рейно пришла идея заменить в ленте барабана цикловые рисунки, которые воспроизводили одно и то же движение, начиная и замыкая его, более длинными лентами, на которых в последовательных рисунках разыгрывались занимательные сюжеты маленьких смешных пьесок, буффонады, и пантомимы, тогда он действительно создал искусство мультипликации, искусство "одушевленного рисунка", придав ему форму спектакля.
Некоторые историки считают днем рождения анимации 30 августа 1877 года, день, когда в Париже был запатентован подобный аппарат - праксиноскоп Эмиля Рейно.
ПИОНЕРСКИЙ ПЕРИОД АНИМАЦИИ
1888
Рейно усовершенствовал свой праксиноскоп, перенес рисунки на целлулоидную ленту (35 мм) и высветил ее на большом экране в кругу своих родных и друзей. Именно эту дату считают теперь годом рождения анимационного кино. С 1892 года Рейно устраивает специальные показы в музее Гревен и дает им название "Оптический театр". Таким образом, Эмиль Рейно считается отцом анимационного кино. Его ленту "Вокруг кабины" ("Аutor d'une cabinе", 1894), в которой присутствует настоящий, с элементами юмора, сюжет (он разворачивается на морском пляже), французский историк кино Жорж Садуль назвал ключевым моментом в развитии анимационного кинематографа. В 1910 году Рейно, подавленный постигшими его затем неудачами, утопил все оборудование и свои фильмы в Сене. В 1916 году он умер в приюте для бедняков.
1896
Эдисон снял своим кинетографом процесс рисования эскизов Джоном Стюартом Блэктоном, иллюстратором "Нью-Йорк Уорлд", резуль-татом чего стала лента "Блэктон, карикатурист вечерних мировых новостей" ("Вlackton, the Evening World Cartoonist"
Американец Блэктон - один из пионеров кинематографа, изобретатель многих приборов и различных способов съемки (между прочим,
и знаменитого "американского плана"), умер в
нищете в 1941 году.
1898
Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит сняли первый кукольный фильм "Цирк лилипутов" ("Тhe Humptu Dumptu Circus"). Они использовали деревянные игрушки, а также эффект иллюзии движения, обнаруженный ими случайно во время работы над трюковым фильмом, когда на короткое время они выключали камеру, что бы заменить объект съемки.
1899
Брайан Артур Мельбурн Купер снял фильм "Спички: Призыв" ("Маtches: An Appeal"), в котором действуют одушевленные спички (фильм призывал помочь солдатам, сражавшимся в Англо-бурской войне). В 1907 году Купер снял анимационный эпизод, в котором задействовал плюшевых медвежат ("Тhe Teddy Bears").
1905
Испанский оператор Сегундо де Шомон, работавший в барселонской мастерской фирмы Пате, приспособил камеру для покадровой съемки, чтобы снять анимационный фильм "Электрический отель" ("Еl Hotel Electricо"), в котором передвигались неодушевленные предметы. Он также изобрел прием "живых надписей". Беспорядочно разбросанные в кадре буквы сами складывались на глазах зрителей в различные надписи.
Подобные начинания почти одновременно были подхвачены в Соединенных Штатах и Франции.
1906
Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит, основатели кинематографического объединения "Витаграф", сделали серию анимационных фильмов "Комические фазы смешных лиц" ("Нumorous Phases of Funny Faces"").
Вальтер Р. Бут снимает фильм "Рука художника" ("Тhe Hand of the Artist") о том, как из-под руки рисовальщика появляется картина и как она "оживает".
1908
Француз Эмиль Коль (настоящая фамилия - Куртэ), зачинатель графической мультипликации, пока-зал свой первый анимационный фильм "Фантасма-гория, или Кошмар фантоша" ("Fantasmagorie"). Французские историки считают его первым мастером в области анимации, поскольку именно он "вдохнул жизнь в рисованные фигуры", которых называл "фантошами" (от французского fantochе, которое, в свою очередь, восходит к итальянскому fantoccio кукла, марионетка). По профессии Коль был карикатуристом. Свои фильмы рисовал сам - кадр за кадром, на листках белого картона - и снимал их по очереди. За два года он сделал для компании "Гомон" более тридцати анимационных фильмов. Потом уехал в Соединенные Штаты. Именно ему анимация обязана такими нововведениями, как соединение игрового (актерского) фильма с рисованным-"Сияние испанской луны" ("Сlaire de Lune espagnol", 1909)- и кукольными фильмами. Он обладал богатым воображением и высоким профессионализмом, был создателем многочисленных серий анимационных фильмов в Америке, ас 1914 г.-во Франции. В конце жизни Эмиль Коль оказался в приюте для бедняков, а в 1937 г. умер от ожеговых ран. Почти все его работы утрачены.
Итальянец Арнальдо Джина создал первый абстракционистский анимаци-онный фильм, нарисованный прямо на киноленте. Джина вдохновлялся живо-писью (Сегантини), музыкой (Мендельсон) и поэзией (Малларме).
1911
Премьера фильма "Маленький Немо" ("Little Nemo"), в котором Уиндзор Мак-Кей ("Гриффит ко-микса", как его иногда называют), работавший для газеты "Нью-Йорк Геральд", использовал свой опыт рисовальщика комиксов и достиг высокого уровня в технике анимации. Этот фильм, для которого было сделано 4000 рисунков и для большего эффекта рас-крашены от руки 35-миллиметровые кадры, насле-довал знаковую систему комикса-персонажи кри-чали в традиционных для комикса "пузырях": "Смот-ри, мы двигаемся!". Его третий фильм "Динозавр Джерти" ("Gertiе the Dinosaur") был показан 8 фев-раля 1914 года в чикагском "Палас-театре" для огромной аудитории. А "Потопле-ние Лузитании" (1918) предвосхитило все то, что осуществило анимационное кино в последующие три десятилетия.
В дальнейшем это изобретение породило создание "Оптического театра" Эмиля Рейно, где перед массовой аудиторией демонстрировались спектакли "оживших рисунков". И 28 октября 1892 г., в Париже в маленьком театре музея Гревен состоялась сенсационная премьера светящихся пантомим "Оптического театра" Змиля Рейво, сопровождаемых музыкой, пением и различными звуковыми эффектами.
Первыми спектаклями этого театра были пантомимы "Бедный Пьерро" и "Вокруг кабины", пользовавшиеся большим успехом у парижской публики. В каждой ленте было около 500 рисунков, рассчитанных на показ в течение 12 минут. Эти пантомимы и явились первой художественной мультипликацией - предтечей искусства рисованного фильма.
Изобретение братьев Люмьер, которые в 1895 г. разработали конструкцию киноаппарата для съемки и проекции движущихся фотографий, назвав его кинематографом, нанесло смертельный удар "Оптическому театру" Эмиля Рейно. Опытная демонстрация фильма, заснятого на кинопленке, состоялась в марте 1895 г., а в конце декабря того же года в Париже уже начал функционировать первый кинотеатр.
Изобретение в 1895 году братьями Люмьер синематографа - кинематографа вытеснило мультипликацию. На некоторое время ее предали забвению, увлекшись перспективами быстро развивающейся игровой кинематографии. Но прошло немного времени, и пришлось вновь обратиться к мультипликации. Пришел черед киноаппаратов и кинопленки... Поэтому формально анимация считается не прабабушкой, а младшей сестрой кино, и появление первых рисованных мультфильмов ("film" по английски и есть пленка) датируется началом ХХ века.
Американец Стюарт Блектон открыл секрет покадровой мультипликационной съемки - изображение за изображением названной в США "One turn, one picture" - один поворот, одна картина (когда один поворот ручки киносъемочного аппарат фиксировал на пленке один кадр изображения). В первом фильме Стюарта Блектона "Отель с привидениями" (1906 г. все вещи без посторонней помощи сами передвигались по комнате. Тогда это явление рассматривалось как какое-то чудо.
После нескольких месяцев исканий европейским техникам удалось раскрыть "тайну" Стюарта Блектона. Но Стюарт Блектон" нашедший метод покадровой мультипликационной съемки, не создал в кинематографе искусства мультипликации. Он только открыл технический прием, не сумев его полноценно развить и создать на основе его особый вид искусства.
Эту задачу с успехом разрешил в 1907 г. французский художник-карикатурист Эмиль Коль, начавший заниматься оживлением рисунка в кинематографии методом покадровой съемки.
Эмиль Коль был учеником известного художника, члена Парижской коммуры Андре Жилля; до начала своей работы в кино он выполнял иллюстрации в различных журналах в виде рассказа в картинках без подписей. Первый показ его одушевленных рисунков для публики состоялся 17 августа 1908 г. на экране театра "Жимназ" в Париже.
В 1908 во Франции Эмиль Коль сделал мультсериал про "фантошей", первая серия которого "Фантасмагория" вышла 17 августа 1908 года - еще один день рождения мультипликации.
В мультипликации Эмиль Коль создал свой стиль рисунка, где доминирующим была простота графики, где всегда присутствовало чувство карикатуры, что позволяло ему производить многообразные "каламбуры изображений". Линии его рисунков чудесно трансформировались, заставляя появляться на экране самые различные вещи, которые могла родить фантазия художника.
Необходимо отметить, что среди многочисленных работ Эмиля Коля появился первый постоянный персонаж рисованной мультипликации - фантастический, гротесковый герой Фантош (le fantoche), достоинство которого состояло в том, что он уже тогда, несмотря на примитивность рисунка, был наделен своим определенным характером.
Фильмы Э.Коля были всегда юмористичны, в них разыгрывались пародии, бытовые сценки, а иногда и политические карикатуры.
Эмиль Коль был также первым специфическим режиссером графической мультипликации.
Бурно развивалась анимация во Франции. Примеру Э.Коля последовали Бенжамен Рабье и О'Гэлоп, которые задолго до Диснея ставили мультипликационные басни. В 1924 известный художник Ф.Леже поставил знаменитый "Механический балет". Картинки рисовались прямо на целлулоидной пленке и изображали фигурки, которые то расходились, то сходились, кружились и прыгали в безостановочном движении. Названный "поэмой движения", фильм оказал большое влияние на всю современную анимацию. Среди современных французских аниматоров наиболее известны Ж.Имаж, которого иногда называют "французским Диснеем", и П. Гримо, прославившийся своими лирическими, поэтичными фильмами.
И снова Америка…
В 1911 под руководством Блектона мультипликатор Уинзор Мак-Кей создал фильм Маленький Немо по газетному комиксу. Но как искусство мультипликация утвердилась после фильма Мак-Кея "Динозавр Герти" (1914). Герти танцевала на экране, выворачивала с корнем деревья, удерживала на носу мяч.
Главным препятствием на пути к коммерческому успеху мультипликации была высокая трудоемкость процесса создания фильмов. Для сокращения расходов было применено несколько технических изобретений. В 1913 Э.Херд и Дж.Р.Брей разработали принципы рисования на целлулоидной пленке, в 1914 Р.Барр усовершенствовал систему точного позиционирования рисунков перед камерой при помощи крючков (шпилек). В 1917 Флейшер разработал "ротоскоп", позволяющий применять для использования в анимации съемки живых актеров.
1913
Кот Феликс
Американец Джон Рэндольф Брэй в фильме "Сон худож-ника" ("Тhe Artist's Dream") впервые применил упрощенную анимационную технологию: на статичный, неизменный рису-нок накладывались клише с меняющимися, подвижными эле-ментами. Это был первый шаг по направлению к механизации аниматорского труда. В 1914 году Брэй начал серию "Полков-ник Враль" ("Сolonel Heeza Liar"), в которой впервые появился постоянный персонаж с определенными внешними особеннос-тями и чертами характера. Впоследствии Джон Р. Брэй запа-тентовал все известные к тому времени виды анимационной техники, подписал контракт с фирмами "Парамаунт" и "Голдин", создал студийную систему производства анимационных фильмов. С 1915 года объсдинение "Вray-Наrd Рrocess Соmpany" выпустило знаменитые серии: "Безумный Кит", "Джерри на работе" ("Сrazy Cat", "Jerry on the Job>>); все они имели один источ-ник-печатавшиеся в прессе рисованные истории.
В это же время были начаты серии с постоянными персонажами: "Кот Феликс" ("Felix the Cat", Отто Месмер) и "Коко-клоун" ("Коко the Clown"), которая в 1921 году превратилась в серию "Из чернильницы" ("Оut of the Inkwell", Макс и Дэйв Флейшер). Эта последняя серия неизменно начиналась с эпизода "живой руки художника", кото-рая извлекала из чернильницы Коко, получившего небывалую популярность. Рисован-ные эпизоды здесь чередовались с игровыми. Австрийцы по происхождению, братья Флейшер были блестящими карикатуристами. Они работали для студии "Парамаунт", где и создали двух очень популярных персонажей-пучеглазого морячка Попая и девочку-вамп Бетти Буп. 6 декабря 1915 года братья запатентовали ротоскоп-прибор, позволявший аниматорам раскладывать на фазы движения реальных людей из демон-стрированного фильма; это были поиски большего анимационного правдоподобия. Братья делали также просветительские фильмы (например, четырехчастный фильм с анимационными эпизодами о теории вероятности Эйнштейна, 1921). Долгое время они конкурировали с Уолтом Диснеем, хотя их фильмы всегда были адресованы более взрослой аудитории, чем та, к которой обращался Дисней. В 1941-1943 годах Флейшеры перенесли на экран приключения Супермена из комикса Сигела Шустера.
Первые анимационные студии были созданы Барром и Бреем в 1915. Персонажи мультфильмов заимствовались из газетных комиксов либо придумывались на студиях. Самым популярным героем немой мультипликации был кот Феликс, созданный в 1917 П.Салливаном, а в 1920-е годы усовершенствованный О.Месмером.
Ранняя мультипликация была немой. Для передачи диалогов использовались либо "воздушные шары", как в комиксах, либо титры, как в кино. Молодой мультипликатор из Лос-Анджелеса У.Дисней поставил первый мультфильм с синхронным звуком "Пароход Вилли" (1928). Это одновременно был и первый мультфильм о Микки Маусе. Дисней был также продюсером первого мультфильма, снятого целиком в цвете, - Белоснежка и семь гномов (1937). Однако по размаху, техническому совершенству, масштабности вершиной диснеевского творчества считается Пиноккио (1939).
В 1930-е годы все студии, кроме студии Флейшера, подражали Диснею. У Флейшера Бетти Буп и Пучеглазка Попай основывались на человеческих характерах. В 1940-е годы Дисней стал терять лидирующие позиции. Компания "Уорнер бразерс" достигла значительных успехов, выпустив мультфильмы с участием Багса Банни, Утки Даффи, поросенка Порки. Джо Барбера и Билл Ханна из "Метро-Голдвин-Майер" (MGM) конкурировали с Диснеем, выпустив серию фильмов с участием Тома и Джерри. В 1950-е годы вновь возникшая "Юнайтед продакшнз оф Америка" (UPA) создала ряд фильмов с такими экзотическими персонажами, как близорукий Мистер Магу и жутковатый Джералд Мак-Бойнг-Боинг.
В 1950-е годы кинотеатр потеснило телевидение. Экономические факторы привели к снижению стандартов качества. Наибольший упадок индустрия испытала в 1960-е годы, когда множество студий было закрыто. В это же время появились независимые продюсеры, такие как Д.Хабли, создавший запоминающийся фильм Вырыть яму, или Э.Пинтоф, отдававший предпочтение словесному юмору перед зрительным. Среди наиболее выдающихся мультипликаторов 1970-х v Р.Бакши, автор Кота Фрица (1972) и легендарного "Повелителя колец" (1978). Авангардистская анимация представлена такими фигурами, как Р.Брир, С.Вандербек, Ф.Мурис.
У истоков анимации стояла и английские мультипликаторы. В том же 1906, когда Блэктон выпустил свой знаменитый фильм, У.Бут сделал картину "Рука художника", где рука рисовала фигурку, оживавшую на глазах. Среди пионеров были Д.Бакстон и Э.Дайер. В 1960-1970-е годы в английской анимации тон задавали студия Д.Хэласа и Д.Бэчелора и выдающиеся работы Б.Годфри и Д.Уильямса.
В России Владислав Старевич, родоначальник объемной мультипликации, начи-нает в фирме Ханжонкова работу над первым объемно-мультипликационным фильмом "Развитие головастика", осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков. Этот год можно считать годом рождения русской анимации.
1912
Открытие первой студии кукольных фильмов в России.
Премьера анимационного фильма Старевича "Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей", в котором в качестве персонажей он использовал препарированных насекомых, добившись необыкновенной правдоподобности их движений. В тот же год выходит лента "Месть кинематографического оператора", в которой также действуют "очеловеченные" насекомые. Два года спустя в Санкт-Петербурге со-стоялась премьера его фильма "Стрекоза и муравей". Возможно, Старевич был пер-вым, кто совместил графическую мультипликацию с натурным изображением в фильме "Ночь перед Рождеством" (1913) с Иваном Мозжухиным в главной роли, а в 1914 году он снял сюжетный графический мультфильм "Петух и Пегас"-юмо-ристическую сценку, рисовавшую борьбу двух основных конкурентов на русском кинематографическом рынке: Ханжонкова ( фабричная марка Пегас) и Патэ (галль-ский петух). В 1919 году Старевич эмигрировал во Францию и там работал над кукольными анимационными фильмами. С 1923 по 1950 год он сделал более два-дцати таких фильмов. Наиболее значительные из них-"Голос соловья" ("La voix du rossignol", 1923) и "Роман о Лисе"/"Рейнеке-лис" ("Roman du Renard", 1930-1938) по средневековому французскому эпосу ХII-ХIII веков и стихотворной сказке Гёте.
Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич, который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием)-для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы. Так, в 1912 г. В.А.Старевич выпустил пародийные мультипликационные фильмы "Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя насекомых".
В этих фильмах участвовали специально разработанные В.А.Старевичем куклы различных насекомых, которые на основе мягкой проволочной конструкции могли перемещаться, видоизменять свою форму, принимать различные позы и производить разнообразные движения.
Старевич старался найти в поведении своих персонажей такие характеристики, которые приближали бы их к людям. Его куклы совершали характерные действия, в процессе которых стремились показать человеческие чувства, донося до зрителей своим поведением и поступками идею, содержание и сюжет фильма.
В 1913 г. В.А.Старевич создает мультипликационный фильм: "Стрекоза и муравей". Это произведение, сделанное по известной басне Крылова, имело огромный успех и принесло ему мировую известность. Фильм "Стрекоза и муравей" разошелся в количестве 140 копий, что для кинематографии того времени было невероятным явлением.
Помимо кукольной мультипликации, В.А.Старевич первый из кинематографистов России занимался и рисованной мультипликацией. В 1913 г. он делает мультипликационную вставку в фильм "Ночь перед рождеством" по повести Н.В.Гоголя. Эту мультипликацию, сделанную методом силуэтного рисунка, автору данной книги удалось увидеть в детстве. В ней было показано, как Черт и Солоха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по звездному небу, крадут месяц и возвращаются домой.
Американские фирмы несколько раз предлагали Старевичу продать секрет конструкции его кукол и перейти к ним работать, но он категорически отвергал эти предложения.
В развитии русского мультипликационного искусства В.А.Старевич сыграл примерно такую же, если не большую, роль, какую в свое время в иностранной мультипликации сыграл французский художник Эмиль Коль. В.А.Старевич пытался работать и в области графической мультипликации.
Однако попытки первого русского мультипликатора, как и дальнейшие работы русских художников Н.Баклина и А.Бушкина в области графической мультипликации, не нашли соответствующей поддержки у предпринимателей, в руках которых была сосредоточена наша дореволюционная кинематография.
В Советском Союзе первый мультфильм появился в 1924. Затем последовал ряд картин, поставленных такими режиссерами, как А.И.Бушкин, И.П.Иванов-Вано и М.М.Цехановский.
В Чехословакии мультипликацией занимались после Второй мировой войны И.Трнка и К.Земан. Поляки Я.Леника и В.Боровчик, работающие в основном на Западе, создают абсурдистскую мультипликацию.
В Югославии возникла Загребская школа под руководством Д.Вукотича, чей фильм "Суррогат" первым из иностранных мультипликаций получил "Оскара".
Среди японских аниматоров за границей наиболее известен Едзи Кури, работающий в жанре черного юмора.
Китайскую мультипликацию возглавляют братья Ван.
Конечно это беглый обзор технологической эволюции анимационного кинематографа и очень краткая история и география анимации, многие главы здесь отсутствуют или еще пишутся. Но все же даже из этого очерка видно, что анимация - это не детские поделки, а вполне самостоятельное искусство для всех возрастов, уникальная страна ожившей фантазии...
© Москва, 2003, Planet of cartoon films and family cinema
**********************************************************************
НАЧАЛО ЭПОХИ "ЗВЕЗД" В АНИМАЦИОННОМ КИНО
1916
Примерно в это время начала формироваться система производства и распро-странения анимационных фильмов, которая опиралась на четкое функциональное разделение труда. Индивидуальное, ручное творчество не исчезло окончательно, но возросшие требования потребителей анимационных фильмов привели к созда-нию финансово и технологически оснащенных организаций, а также штата про-фессионально подготовленных работников.
Сегундо де Шомон и итальянец Джованни Пастроне снимают фильм, в кото-ром соединяют актерские и кукольные эпизоды,-"Война и сон Мони" ("La Guerra e il sogno di Moni").
1917
Премьера первого полнометражного художественного анимационного фильма
"Еl Apostol" режиссера из Аргентины Квирини Кристиани.
1918
В Соединенных Штатах появляются первые просветительские и инструктивные фильмы.
1920
В развитие авангардной анимации вносят свой вклад дадаисты. Они делают монтаж из фотографий, трактуемых ими как "готовые вещи" (ready made), а также из материалов, вырезанных из газет и иллюстрированных журналов.
Разрабатывается множество технических усовершенствований для спецэффектов.
1921
В Берлине состоялась премьера абстракционистского анимационного фильма Вальтера Рутмана "Игра света. Опус 1" ("Lichtspiel/ Opus 1"). Цветные, вручную раскрашенные эпизоды сопровождались "живой музыкой". В следующем году Рутман про-должил работу над серией "Опус" ("Опус 22", "Опус 23"). Годом позже Рутман сделает анимационный эпизод "Сон о соколах" для "Нибелунгов" Фрица Ланга.
Ганс Рихтер создает абстрактный мультипликационный этюд "Ритм 21", за которым следуют, соответственно годам, "Ритм 22" и "Ритм 23".
В Канзас-сити Уолт Дисней дебютирует в качестве автора анимационных филь-мов совместно с Юбом Айверксом и группой начинающих аниматоров. Они дела-ют на заказ короткие фильмы, так называемые "Смехограммы" ("Laugh-grams"), которые демонстрируются перед игровыми картинами.
1923
Во Франции Ман Рэй показывает фильм "Возвращение к разуму" ("Retour a Raison"), в котором была применена техника рэйограмов. Она заключалась в подсвечивании кинопленки, на которой раскладывались различные предметы. Некото-рые фрагменты фильма были сделаны без использования камеры.
Дисней переехал в Лос-Анджелес, где вместе с братом основал киностудию. С помощью старых сотрудников он делает серию про Алису в стране анимации, в которой анимационные фрагменты сочетались с актерскими эпизодами.
1924
Премьера фильма Фернана Леже "Механический балет", в котором соединя-лись фотофрагменты, рисунки, нанесенные на ленту, классическая анимация (на-пример, кубистическая фигура Чаплина или танец ног) и спецэффекты.
В Советском Союзе режиссеры-мультипликаторы А.Бушкин и А.Иванов вмес-те с оператором И.Беляковым сняли (под руководством Д.Вертова) анимационные фильмы "Советские игрушки" и "Юморески", с которых начинается советский пе-риод отечественной анимации.
Известными аниматорами этого периода были Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов. Они организовали в стенах Государственного техникума кине-матографии (ГТК) первую в стране экспериментальную мастерскую по мультиплика-ции. Увлеченные идеей "динамической графики", они предлагали Якову Протазанову ввести в фильм "Аэлита" анимационные эпизоды. Протазанов не рискнул этого сде-лать, и художники создали собственный научно-фантастический мультфильм по гото-вым "марсианским" эскизам ("Межпланетная революция", 1925). Вскоре к этой группе художников примкнули молодые режиссеры: Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, сестры Валентина и Зинаида Брумберг.
Викинг Эггелинг (шведский художник-абстракционист, живший в Германии) показывает знаменитую "Диагональную симфонию", в которой оживают геомет-рические фигуры, сочетающиеся с ритмом.
Премьера фильма "Скамейка под цветущей вишней" японца Нобуро Офуджи. Его творчество питали китайский театр теней и японские народные сказки и легенды.
Фишер в фильме "Поехали вместе в моем самолете" ("Come Таlсе а Тrip in My Airship") осуществил первые пробы в звуковом кино по системе Lee De Forest's Phonofilm.
1926
Лотта Райнигер (при участии ее мужа Карла Коха, а также Вальтера Рутмана и Бертольда Бартоша) сняла на студии УФА в Германии полнометражный анимаци-онный фильм "Приключения принца Ахмеда", использовав вырезанные из бумаги силуэты. Так же, как Офуджи, она обратились к китайскому театру теней. В той же технике сделаны ее последующие фильмы: "Папагено" (1935), "Сераль" и другие, а также серия фильмов с постоянным героем-доктором Дулиттлом: "Доктор Дулиттл и его звери" (1928), "Приключения Доктора Дулиттла" и "Лев" (1930). Ее уни-кальному опыту были посвящены докумен-тальные ленты: "Рождение силуэтного филь-ма" (1953, озвучена и выпущена в 1971 году), "Движущиеся образы" и "Теневой фильм" (оба-в 1975 году, с участием и коммента-риями самой Лотты Райнигер).
На студии Уолта Диснея созданы пер-вые фильмы с кроликом Освальдом. Однако Дисней вскоре потерял права на этого пер-сонажа по причине неудачно составленного контракта. Тем не менее на протяжении не
Приключения принца Ахмеда
скольких десятилетий Дисней будет некоронованным королем анимации. Его студия сыграла ключевую роль в решении многих проблем: в разработке характера героя анимационного фильма, в организации производства, технических нововведений-прежде всего в области цвета и звука - и, наконец, в дистрибуции анима-ционных фильмов, их рекламы и рыночного использования популярности филь-мов посредством торговли разными мелочами, журналами, книжками и музыкальными записями, имевшими прямое отношение к фильмам.
ЗОЛОТАЯ ЭРА АНИМАЦИИ - ЗВУК И ЦВЕТ
1928
Рождение Мышонка Микки-Микки Мауса, самого популярного рисованного Персонажа в истории анимационного кино. Третий фильм этой серии, "Пароходик Вилли" ("Steamboat Willie", 1928)-первая сохранившаяся звуковая лента.
Через год Уолт Дисней снял "Танец скелетов" ("Skeleton Dancе"), первый из серии "Забавные симфонии", где задуманный синтез музыки и изображения, раз-работанный Чарлзом Столлингом, приобрел реальные черты. Это начинание позд-нее было развито в их "Фантазии" (1940).
Одним из "столпов" киностудии Диснея на первом этапе ее развития был Юб Айверкс. Это ему, одаренному исключительной фантазией и талантом художнику, приписывают разработку пластической концепции Освальда и Микки-Мауса. Позд-нее, работая самостоятельно, Айверкс создал персонажи Лягушонка Флипа и Вил-ли Вупера. Когда в 1940 году он возвратился в фирму "Уолт Дисней Продакшн", то разрабатывал главным образом спецэффекты. Айверкс инициировал множество изобретений: использование в анимации ксерографии, трехкамерной системы для синерамы и др. Он умер в 1971 году.
В конце 20-х годов американские мультипликаторы заменили метод переклад-ки рисунками фаз, исполненных на прозрачных листах целлулоида и накладывае-мых на непрозрачный фон. С этого времени "целлулоидная" технология стала пре-обладать в мировой мультипликации.
1930
В Китае осуществляется постановка первого анимационного фильма "Танец верблюдов" (режиссеры-братья Ванг).
В Ленинградском научно-исследовательском кинофотоинституте создается "ла-боратория мультзвука", где группа энтузиастов под руководством музыканта-тео-ретика и математика Арсения Авраамова разрабатывает собственную концепцию "рисованного звука".
Дюла Мачкашши, пионер венгерской анимации, и его соотечественник Джон Халас (впоследствии покинувший Венгрию и ставший крупнейшим мастером мировой
анимации) основали студию по производству анимационных и рекламных фильмов
1931
В Аргентине Кристиани поставил первый полнометражный анимационный звуковой фильм "Рeludopolis".
1932
Премьера первого цветного анимационного фильма "Цветы и деревья" ("Flowers and Trees") продукции Диснея.
1933
Шотландец Норман Мак-Ларен начал экспериментировать в области абстракт-ного фильма без использования камеры. Сначала он и его Друг Стюарт Макалистер смывали эмульсию со старой бракованной кинокопии и получали прозрачную цел-лулоидную ленту, на которой, не придерживаясь покадрового разделения, рисовали изображение. Это были преимущественно геометрические фигуры: линии, кру-жочки, треугольники или точки. Фигуры размещались одна под другой. В качестве материала использовались цветная прозрачная мастика, черная китайская тушь и разнообразная цветная тинктура. Проекция давала блестящий результат. На экране танцевали абстрактные линии и пятна. Затем Мак-Ларен начал экспериментиро-вать с "рисованием" звука на звуковой дорожке. Об особенностях этой технологии Мак-Ларен узнал из описаний "рисованного звука" в изданной в СССР книге "Мультипликационный фильм" (1936), которую он изучал и переводил.
Мак-Ларен принадлежит к числу виднейших и самых упорных новаторов в анимации. Но все его формальные поиски были подчинены одной идее-найти путь к преодолению барьера между рисованием как искусством и анимационным филь-мом. Кроме абстрактных фильмов: "Камера танцует" ("Саmera Makes Whoopee", 1935), "Звезды и полосы" ("Stars and Stripes", 1939), "Точки и кольца" ("Dots and Loops", 1939)-он снимает документальное кино. В антифашистской ленте "Безграничный ад" он соединяет документальные кадры с анимационными.
В 1941 году известный английский режиссер-документалист Джон Грирсон приглашает Мак-Ларена на работу в Канадское Национальное управление кинема-тографии (National Film Board), где Мак-Ларен создает отделение анимации и де-лает ряд фильмов бескамерным методом. В первые послевоенные годы он экспери-ментирует с техникой, позволяющей постепенно менять формы и цветовую гамму своих рисунков, для чего конструирует специальный стол с тремя сменными плос-костями (он называет этот метод системой "фундус"). В 1946 году в фильме "Там, высоко в горах" Мак-Ларен впервые обращается к технике пастели, а уже в 1947-м достигает поразительного совершенства в работе с этой техникой (фильм "Серая курочка" на музыку колыбельной песни). За фильм на темы джазовых композиций Оскара Питерсона "Прочь, нудные заботы" (1949), сделанный методом рисования на ленте, Мак-Ларен получает Гран-при в Венеции (1950) и золотую медаль в Бер-лине (1951), за фильм "Мерцающая пустота" - Гран-при в Канне (1955). Фильм "Соседи" (1952) удостоен "Оскара". В фильме "Ритмика" (1956) у него действуют трехмерные пространственные фигуры, в знаменитой "Сказочной истории со сту-лом" (1957) снимается реальный актер, который сосуществует с анимационным стулом. Мак-Ларен, создавший много ярких авторских фильмов, удостоен всевозможных международных наград, он активно участвовал в руководстве канадским кинематографом, работал в ЮНЕСКО, воспитал много достойных аниматоров. Умер в 1987 году.
Во Франции Александр Алексеев в фильме "Ночь на Лысой горе" на музыку М.Мусоргского впервые применил свое изобретение - игольчатый экран. Это плоскость, покрытая сотнями тысяч дырочек, из которых высовываются или в которые втыкаются металлические стерженьки в разнообразных конфигурациях. С их помощью можно, используя игру света и тени, создавать сложные художественные композиции, производящие впечатление ожившей гравюры. В его первом игольчатом экране, созданном им совместно с будущей женой Клер Паркер, было 500000 иголок. Во втором экране, сделанном ими для фильма "Мимоходом" (1943) в Канаде, где они работали с 1940 года по приглашению Национального управления ки-нематографии,-в два раза больше. Театральный художник-декоратор и книжный иллюстратор, Алексеев стремился в анимации передать нечеткие, изменчивые формы, призрачность и полутона, он хотел достичь здесь такой силы художественного воздействия, которая сравнима с воздействием традиционных искусств: живописи, музыки, скульптуры, поэзии. В 1951 году Алексеев и Паркер разрабатывают другую новаторскую технику анимации: так называемую "тотализацию". Суть ее состояла в том, чтобы вместо покадрового фиксирования неподвижного предмета точно так же-кадр за кадром-фиксировать движущиеся предметы, соединенные при помощи сложной системы маятников. Таким способом был сделан фильм "Дымы", удостоенный приза в Венеции (1952). На протяжении 40-х годов, используя собственные методики, они создали несколько авторских фильмов, рекламные ролики, заставки (в частности, заставку к "Процессу" Орсона Уэллса, по роману Кафки, 1962). Умер Алексеев в 1982 году. В 1973 году канадский мультипликатор Норман Мак-Ларен посвятил ему 39-минутный фильм "Игольчатый экран" ("Рincsreen").
Дисней снимает "Трех поросят" (песенка из этого фильма стала мировым шлягером) и получает "Оскара" за "Цветы и деревья".
1934
В СССР выходит фильм "Органчик", созданный Н. Ходатаевым при участии Г.Ечеистова и Д.Черкеса по мотивам "Повести о городе Глупове и его обитателях" и "Помпадуров и помпадурш" Салтыкова-Щедрина). Это последний из советских рисованных фильмов, сделанных в технике плоской марионетки.
При Главном управлении кинематографии создана экспериментальная студия,
в задачи которой входило выпускать фильмы по методу поточной технологии мультипликационного производства, как это было у Диснея и Флейшера.
1935
Выходит фильм Александра Птушко "Новый Гулливер", в котором куклы совмещаются с актерами.
Оскар Фишингер закончил абстрактную "Композицию в голубом" ("Кomposition in Blau"), в которой соединил цвет, музыку и изображение. Один из пионеров авангардной анимации, он вынужден скрываться от гитлеровского режима и сначала живет в Швейцарии, а затем эмигрирует в Соединенные Штаты. Он является автором анимационной разработки баховских секвенций для диснеевской "Фантазии". Однако этот эпизод не вошел в окончательную редакцию фильма.
Текс Эйвери, которого называли "Диснеем, прочитавшим Кафку", начинает работать на студии "Уорнер Бразерс". Его персонажи не очень оригинальны по форме, зато наделены необыкновенно тонким чувством юмора. Наибольшую попу-лярность приобрел пес Друпи.
Лен Лай закончил "Цветной сундук" ("Соlour Boх"), который некоторые спе-циалисты считали первым фильмом, нарисованным прямо на целлулоиде.
1936
В СССР создана студия "Союздетмупьтфильм" (впоследствии "Союзмупьтфильм"), оснащенная техникой целлулоидной мультипликации и практически повторившая струк-туру диснеевского производства. Импортная технология, приложенная к традициям русской культуры, обещала небывалый взлет советской анимации.
1937
Дисней в фильме "Старая мельница" ("Тhe Old Mill") впервые применяет ка-меру, позволявшую получать глубинную перспективу. В этом же году Дисней выпустил на экраны свой первый полнометражный анимационный фильм - "Белоснежка и семь гномов".
1940
На студии "Метро-Голдвин-Майер" начинают производство серии "Том и Джер-ри". Следующие 17 лет над ней работают аниматоры Джозеф Барбера и Уильям Ханна.
1941
Состоялась премьера "Фантазии" Диснея-фильма, в котором впервые была использована звуковая аппаратура Fantasound, позволявшая получать стереофони-ческий звук.
В США по заказу правительства начали выпускать пропагандистские антиво-енные и инструктивные фильмы для армии. Во время войны студия Диснея актив-но поддерживает эту инициативу.
1943
Начиная с этого года, Ханна и Барбера получают шесть "Оскаров" в области анимации за "Тома и Джерри". Дисней также удостаивается "Оскара" за "Забавные симфонии".
Во Франции - премьера анимационного цветного фильма Поля Гримо "Чучело" ("L'Epouvantail"). Гримо, художник по образованию, один из выдающихся французских аниматоров, был прежде всего автором рекламных фильмов, которые делались почти кустарным способом. Но он создал также первый французский полнометражный анимационный фильм "Пастушка и трубочист". Над этой лентой работал Жак Превер, персонажей озвучивали ведущие французские актеры, а музыку сочинил Жозеф Косма. В 1951 году Гримо основал собственную студию. Он был наставником многих известных французских аниматоров (Жак Леру, Мануэль Отеро, Жан Лабели и др.).
1943-1944
Джеймс и Джон Уитни сняли абстрактные музыкально-художественные ани-мационные этюды ("Film Exercisesв" - от 1 до 5). В последующие годы они рабо-тали независимо друг от друга. Но продолжали технические эксперименты. В своих работах Джон применял дифракцию света, пропуская его через слой растительного масла. Звуковую дорожку заполняла электронная композиция - "Сельдерей шагает в полночь" ("Сеlery Stalks at Midnigth", 1951). С 1961 года он использует компьютер-"Саtaloque Pemutation" (1970), "Маtrix" (1971). Джеймс снял "Yantreе" (1950-1951), который представлял собою реестр абстрактных форм, источником которых был пульсирующий свет.
1945
В Чехословакии Иржи Трнка дебютировал рисованным фильмом "Посадил дед репку". До этого он иллюстрировал детские сказки. Заинтересовавшись и увлекшись кукольным театром Метерлинка, он создал свой собственный, но вскоре разорился. После серии рисованных фильмов Трнка начал работать в кукольной анимации. Его работы отмечены изысканностью формы и богатством цвета. Жорж Садуль писал, что они стали реализацией мечтаний чешских скульпторов, связанных с возможностью сделать скульптуру подвижной. Среди этих работ-"Соловей императора" по Г.-Х. Андерсену (1948), "Старинные чешские сказания" (1953), "Приключения бравого солдата Швейка" (1954), "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру (1959, приз в Канне). Трнка умер в 1969 году.