Давеча попеняли Ритке Скитер, шо она, от ить ведьма - то она злокозненная, да шельма – то боговредная, цельнои да простыни – то пишет в фанфиках своих, вместо того, чтобы быстренько да скоренько усё по полочкам разложить. Ну шо тут сказать? Водится за Риткою данный грешок. И будет водиться, ибо без подробностей да объяснений из произведения исчезнет логика вкупе со здравым смыслом.
Только не подумайте, дорогие мои читатели, что я тут решила накатать оправдательную простыню (щас, щаззззз!). Вовсе нет. Я хочу объяснить, почему второстепенные сюжетные линии и персонажи должны быть раскрыты не менее подробно, чем история главного героя.
Опубликовала я как – то фанфик по фандому «Гарри Поттер» на одном крупном сайте. Отзывы, в большинстве своем, положительные, но были и люди, оставившие ряд критических отзывов. Один из таких комментаторов сказал мне, что у меня, увы, вообще не раскрыты ни персонажи второго плана, ни мотивы их поступков. Написал, что о семье Мраксов мне стоило бы поговорить более подробно, остановившись на том, как Меропа, пока её отец и брат отбывали срок в Азкабане, зарабатывала приворотами и порчей, почему именно Гарри, а не дядя Вернон получил то хорошее наследство, о котором я упомянула в начале фика. Не забыли мне указать и на то, что я практически ни слова не написала о том родственнике, одарившим Поттера собственностью. Замечаний было много, и все они сводились к тому, что я своих персонажей, их характеры, отношения и поступки знаю, а вот читатели не имеют никакого представления. Из-за моей, хех, краткости, в хорошем произведении образовалась куча логических дыр, залатать которые можно было, тщательно прописав второстепенные линии и действующих лиц.
Не то, чтобы меня задели или обидели эти отзывы, но задуматься заставили. Я ещё раз перечитала свой фанф, и поняла, что комментатор – то, как ни крути, прав! И верно, почему это не Дурсль – старший, и не Дадли, и не тетя Петунья, а именно Гарри получил от дальнего родича недвижимость, отличный земельный участок, и мантию под цвет глазок богатую библиотеку, посвященную криминалистике. Я – то в курсе, что у дяди Вернона был сводный брат, и этот брат изредка забирал Поттера к себе, когда не могли помочь тетя Мардж или миссис Фигг. Но читатели – то не имели ни малейшего понятия! Вот где был мой первый крупный прокол. Далее. Я ни слова не написала о том, почему Волан де Морт дал Малфою всего несколько часов на убийство Дамблдора. Я, будучи автором, знала, что Тёмный Лорд раскрыл планы старших Малфоев, решивших уйти от господина, читателям же не сообщила. Просто написала о том, что Волан де Морт послал Драко убить Дамблдора. Без подробностей.
Увы, на эти же грабли я наступила в отношении почти всех героев второго плана. Сейчас тот фик находится в стадии коренной переработки: будет небольшая история знакомства Гарри со вторым дядей, также я объясню, почему Люциус Малфой решил уйти от Темного Лорда. Ибо без подробностей не будет логичного рассказа.
Как мне написали в отзыве к одной из предыдущих статей, моему читателю надо сначала осилить отнюдь не маленький текст, чтобы добраться до сути. Упрёк? Упрёк. Справедливый? Может быть. А может, и нет.
Допустим, в статье «Чистая кровь» я вырежу всё до рассуждений о фашизме, который пропагандируется в ряде фанфиков жанра «Дамбигад». И что у меня в итоге получится? Правильно, обвинение, не подкреплённое никакими доказательствами. Надо же привести аргументы в пользу своей точки зрения. А если их нет, будет, как в тех же «Дамбигадах», где нет ни буковки, уличающей Альбуса в целенаправленной травле Тома Риддла. Синдром БНС в чистом виде. Бабушка надвое сказала, вот что будет без конкретики. И на деревню дедушке.
Либо из «Победителей не судят» возьму, да удалю все сцены с родителями и сводной сестрой Анжелы. Да, будет намного короче и проще для восприятия, но тогда читатели перестанут понимать, в силу каких обстоятельств героиня натворила столько бед. Сейчас те, кто открывает страницу с фанфиком, видит перед собой женщину, выросшую, и продолжающую жить в невыносимой обстановке жесткого прессинга, чувства вины и манипуляций. И, я надеюсь, сделают для себя определенные выводы.
Я могла и в «Неожиданности» просто познакомить Леона с дочкой Ады, выкинув историю о браке шпионки, вредном дедке, разводе и подмене детей в родильном отделении. Да, будет короче, но опять пропадет логика.
И да, персонажи игр, мультиков и фильмов мне не интересны только как персонажи игр и иже с играми. Я хочу видеть в них обычных людей со своей историей, привычками, характерами и слабостями. И мне скучно рисовать всего двумя цветами, делая кого — то только хорошим, а кого — то плохим действующим лицом. Хочется наделить как приятными, так и вызывающими неприязнь чертами характера. Например, жена Влада Цепеша Джулия обладает нездоровой злопамятностью, ей свойственна пассивная агрессия, мстительность, и неумение прощать. Равно как и Влад у меня всем вроде бы хорош, но его жестокость порой может вогнать в оторопь. Вспомните, как он измывался над Анжелой в фанфике «Увидимся, Армандо». В других произведениях будет только хуже. На примере Влада я хочу показать человека, полностью лишенного моральных тормозов. Человека, не умеющего ни войти в чужое положение, ни проявить снисхождение. О сострадании и понимании я промолчу. Влад, как я сама поняла — это уже не человек, это монстр, который уничтожит любого, кто посмеет обидеть дорогих ему людей. Его любимую женщину, в первую очередь. За неё он убьёт, не обязательно физически.
Если брать, скажем, Джулию, то на её примере интересно продемонстрировать, что такое пассивная агрессия в обычной жизни. Откуда она берется, и к чему может привести. Пара абзацев не в состоянии дать полноценной картины. Отсюда и большие тексты с конкретными ситуациями, в которых читатель не всегда может понять, на чьей он стороне.
Или Анжела. Вот всем хороша, но мозги выносит её самопожертвование, которое, кстати, очень вредно в повседневных отношениях. Как и перфекционизм, свойственный героине.
Много у меня и «разовых» персонажей типа Дьяка, которые появятся в паре глав, потом бесследно пропадут. Можно и без него, но тогда тоже пострадает логика. Или хуже: вместо адекватного Влада получится некий гибрид Коловрата с Бетмэном (или Ильи Муромца с прокачкой Алеши Поповича и Терминатора), круче Гаррички из тех же «Дамбигадов». Не может реальный человек быть всесильным, не может. Да, тёзка господаря Валахии умный, сильный, хитрый и сообразительный мужчина, но даже он иногда не в состоянии сам решить какую — то проблему. Привет реальности.
Знаю, что читатели вправе попенять мне и на второстепенные сюжетные линии с их персонажами. Но, опять-таки, если всё вырезать, будет короче и легче, но начнёт сильно хромать логика. Предположим, из фика «Победителей не судят» я, решив пощадить читателей, уберу и миссис Кирби, и Алису, и все конфликты Анжелы с её сослуживцами, сосредоточившись на основной интриге. В этом случае будет непонятно, с какой стати женщина, потерявшая работу, решилась на публичное самоубийство. И почему после того суицида участок, где работала Анжела, в конечном счёте был отдан другой структуре из-за тяжелого кадрового кризиса. По какой причине люди, даже те, кому срочно нужны были деньги, перед кем остро стоял финансовый вопрос, отказывались устраиваться на работу в конкретное место. Пропадёт и ясность в отношении Саймона. Кто он, почему Анжела поддерживает с ним связь, по какой причине она каждый год мучает себя поездками к этому человеку, зачем она терпит выходки сошедшей с ума жены своего бывшего босса. Не будет подробностей — не будет и цельной картины. Заранее пугаю, дорогие читатели: я еще расскажу, как именно миссис Кирби и сама лишилась рассудка от страхов за Алису, и дочь достала так, что та решилась на фальсификацию собственной смерти, лишь бы обрести свободу.
Я могла и в новенькой «Подставе» не мудрить с инцидентом в Перу, но, увы, логика, логика, логика. Без краткого экскурса в ночные приключения антипатия Анжелы к Аде окажется беспочвенной. Напарница Леона из «Вырождения» будет просто стервой - истеричкой. А она вовсе не стерва, она глубоко несчастная, в силу своего идеализма, героиня. Либо в «Метели» обойтись без описанных мной стычек Анжелы с её коллегами из Секретной Службы. Да, было бы короче, но тогда исчезла бы ясность. Не понятно стало бы, почему Леон, уже давно уставший и от своей напарницы, и от тех проблем, что порождает её характер, продолжает защищать Анжелу, когда над ней начинают издеваться новые сослуживцы.
То же самое можно сказать и обо всех остальных работах. Смешно вспоминать, но пролог фика «Победителей не судят» вначале состоял из семи страниц, и там сразу шёл телефонный диалог между Анжелой и Леоном во время бала. Я даже хотела выложить готовый, как я считала, текст. Хорошо, что вовремя остановилась, и существенно пролог доработала, опираясь на те замечания, что были сделаны в адрес «поттеровского» фика.
В «Письме из Хогвартса» тоже можно было бы особо не расписывать офисную войну, но без неё трудно будет понять мотивы персонажей. Для того, чтобы довести человека до желания убить кого – то, как случилось с Джулией (инцидент на кухне), двух – трёх эпизодов мало, нужна система. Фобии, которыми страдала Анжела, тоже нельзя раскрыть в одном – двух абзацах. Необходимо описать, в каких условиях жил ваш персонаж, коль уж у него появился панический страх перед тем или иным явлением.
Альтернативное развитие событий и, не к ночи будь упомянут, ООС – тем более. Если вы решили написать о том, что Леон порвал отношения с Адой, и сделал предложение, допустим, Ингрид Ханниган (Клэр Рэдфилд, Шеве Аломар, еще кому - то), то уделите внимание обстоятельствам, при которых Кеннеди уже не хочет иметь ничего общего с женщиной в красном. Да, ООС дает свободу попугаям действиям, но без внятных объяснений у вас пострадает логика, а Леон будет выглядеть, самое мягкое, мудаком, тупо бросившим женщину. Нужно же рассказать читателям, почему Кеннеди решил бортануть давно любимую женщину.
Когда я писала «Одиннадцать лет после Гарвардвилля», я постаралась уделить внимание тем мелочам, из которых складывались отношения Леона и Анжелы. И по каким причинам их многолетняя дружба однажды рухнула.
С альтернативой, на мой взгляд, стоит проявлять большую осторожность, и внимание к словам и поступкам героев. Если у вас инцидента в Ракуне не было, необходимо продумать новую историю для каждого, кто появится в фике. Если вы хотите, чтобы Леон, как и в каноне Резидента, любил Аду, нужно будет создать адекватные обстоятельства знакомства.
Показывая отношения между персонажами, не стоит пренебрегать мелкими деталями. Например, в фике «Победителей не судят» Анжела, офицер полиции, и Влад Цепеш, агент ФБР, враждуют с самого начала. Почему? Вот тут очень интересный момент, заставивший меня в своё время отложить выкладку, и крепко подумать о причинах, по которым Анжела ненавидит Влада. В итоге появилась маленькая история о поведении Грега, причём я постаралась отразить мнение обеих сторон. С точки зрения «Шкафа» и Анжелы, её погибший в Гарвардвилле друг не делал ничего дурного, он просто прикасался к коллегам – женщинам во время общения. Постоянно трогал их, когда контактировал с ними. Влад же, вместе с теми самыми женщинами, с которыми, когда – то работал Грег, считал его действия, не больше, не меньше – преступлением. Вторжением в чужое персональное пространство, оскорблением и сексуальным домогательством. Тот, кто прикасается к женщине против её воли, даже если мужчина «всего лишь» легонько ткнул в спину, тронул за попу, проходя мимо, обнял, не испросив разрешения – всё, этот мужчина насильник, преступник, подонок и мразь.
То есть, если в вашем фанфике идёт конфликт одного персонажа с другим, всегда должны быть логичные объяснения происходящему. Не хотите раскрывать секреты раньше времени – ваше право, но читателю стоит всё-таки намекнуть, почему один герой терпеть не может другого. Я даю подсказки посредством злобного сарказма «потерпевшей» стороны. Или третьей персоны, знающей обстоятельства ссоры. Не обязательно эта личность расскажет, что случилось, она может ограничиться намёком.
Или вы решили создать персонажа, который всех вокруг бесит. Но он не главный гад вашего фика. Что делать? Просто назвать козлом? Не прокатит, нужно доказать, что персонаж именно козёл, а не скунс, допустим. Нужно подумать, кем будет, этот невыносимый индивидуум. Занудой, педантом, сплетником, болтуном, трудоголиком, идеалистом, хамом, халявщиком, трусом, отравляющей всем вокруг жизнь прилипчивой захребетницей, жадиной, мученицей, наглецом, человеком с потребительским взглядом на окружающих, и так далее. У меня в долгосрочных планах есть задумка создать статью на тему «Как создать персонажа, которого все ненавидят». То есть описать людей с отталкивающими чертами характера.
Не стоит, по моему мнению, при описании обходиться двумя – тремя предложениями, если вы хотите, чтобы персонаж был «живым». Кстати, одна и та же черта характера (не обязательно отрицательная) вас может злить до трясучки, но не раздражает вашу, допустим, коллегу. То есть вы терпеть не можете оживлённую болтовню за обедом, сослуживица же воспринимает её совершенно спокойно.
То же самое можно сказать и о каких – либо событиях, на которые может быть сразу два прямо противоположных мнения. В «Точке невозврата» я попробовала осветить одну ситуацию сначала глазами Леона и персонажей, созданных уже мной, затем Анжелы. Кеннеди, откровенничая с Адой, ругает подругу за глупость и безответственность, вспоминая, сколько раз он ей предлагал пройти обследование, чтобы выяснить причину её эмоциональных взрывов. Сочувствует её подчинённым, вынужденным каждый день терпеть истерические крики. А эти самые подчинённые Анжелу ненавидят, мечтая выжить её из офиса. Ишь, выискалась тут нахалка, наглая провинциальная девка, возомнившая себя федеральным агентом. Всех достоинств – роскошные сиськи, мозгов – ноль целых ноль десятых, зато амбиций – выше крыши. Бессовестная хамка, отобравшая у глубоко уважаемой всей Штаб Квартирой Джулии место на празднике. Лишенная намека на стыд базарная хабалка, без разрешения хватающая своими грязными липкими лапами чужие личные вещи. Сука, по вине которой затравили проверками целый отдел, а бедную Кассандру, спровоцировав алкогольный срыв, и вовсе уволили, чтобы подлая «деревня в девушке» получила большой кусок сладкого пирога. Психопатка, орущая на всех вокруг. Гадина, доводящая воплями до нервных срывов. Директорская протеже. Мразь, выгнавшая пенсионеров с работы только за то, что они ей жопу вылизывать не захотели. Долбанутая фанатичка, доставшая своими звонками по выходным. Гнать эту гниду обратно в её деревню, пусть там воздух портит.
Потом точка зрения Анжелы: сонное царство, никто ничем не заинтересован, каждый, как она заметила, одержим своим, никому ничего, по большому счету, не надо, работать коллеги не хотят, время высиживают, будоражащих воображение расследований нет, одна рутина. Тоска смертная…
И ненависть, которую коллеги испытывали к ней еще до того, как она пришла в отдел. Кассандра, своей подставой сделавшая из Анжелы парию в первый же месяц работы. Тихушница Джулия, раз за разом творящая пакости со смиренно – невинным видом. Влад, ехидно говорящий, что мамок и нянек нет, и никто Анжеле ничего не должен, даже если она с пузом тут ходит.
Леон, видящий в подруге обузу. Шерри, в гробу её видавшая, и даже не скрывающая своего к ней отвращения из-за того, что Анжела хочет стать для Кеннеди кем — то большим, нежели напарница. «Хомяки» и агенты, демонстративно уходящие из кухни, стоит «деревне в девушке» прийти на обед.
Похищение и убийство сына, пьяная вечеринка, вторая беременность, рождение дочери и скандальный развод. Болезнь, в результате которой Анжела полностью утратила контроль над своим поведением. Предательство Леона, сдавшего свою верную подругу президенту. В три – четыре абзаца при всем желании не уложиться.
Увы, но без подробностей обойтись нельзя, особенно если вы пишете «макси». Тут меня многому научили анализируемые мной «Дамбигады». Глав там бывает от пятидесяти и больше, но на весь фанфик ни одного факта, способного доказать, что Рон Уизли – последняя сволочь, а Дамблдор- старый мерзкий манипулятор. Зато издевательства над Уизелом занимают несколько глав. Или нет ни слова о том, что Альбус видел в Гарри Поттере смертника. Где, народ, подробности? Что конкретно делал Дамблдор? Где доказательства той травли, которой подвергся Том Марволо Риддл? Деревня Петросяния, честное слово. Монолог про перестройку, и депутатов, которые без мата говорить не умеют. Мало того: пытаясь вызвать у читателей неприязнь к тому же Рону, авторы добиваются прямо противоположного. И вот здесь мы подходим к самому интересному моменту, о котором я уже упоминала выше в примере с пассивной агрессией.
Если вы решите обойтись без пространных рассуждений, и сюжет, и персонаж могут выйти «плоскими». То есть тут — главный гад, там — хороший парень, здесь — подружка главного гада, вот эта чувиха с положительным персиком... Скукотища, ребята. Тоска смертная. Я люблю писать так, чтобы читатель иной раз терялся, не понимая, к кому из действующих лиц он хочет проявить сочувствие. Поясню на примере профессионального писателя.
У Александры Марининой есть цикл романов, озаглавленных как «Преступления правильной жизни». Если взять, допустим, «Взгляд из вечности», автор там явно жалеет персонажа по имени Лариса. Девочка — сирота, с детства обиженная жизнью. Мать убили, отец попал в тюрьму за расправу с женой, Ларису воспитывает бабушка. Денег в семье катастрофически мало, у ребенка нет ни красивых платьев, ни хорошей обуви, она часто донашивает вещи другой героини романа, Ольги (Лёли). Позже терпит выходки, а иногда и затрещины вечно пьяного папаши, одна растит сына, воюя с каждодневными трудностями бытия. Автор эту Ларису очень жалеет.
У меня же сиротка вызвала чувство омерзения. В моих глазах несчастная девочка, лишившаяся родителей, была насквозь гнилой бессовестной захребетницей, годами высасывавшей соки из других людей. Есть в романе штришок к моральному портрету этой Ларисы: сироте понравилась чужая кофта, и сирота забрала её себе. Находясь в чужом доме, из чужой комнаты, чужого шкафа. Не испросив дозволения законной хозяйки той кофточки, то есть Лёли. А когда Ларису уличили в краже, она не придумала ничего лучше, кроме как вернуть вещь с руганью и акцентом на своё обиженное жизнью положение: мол, вот ваша кофта, подавитесь ею, папа мой вот выйдет из тюрьмы, и сто кофт мне купит. Извиниться за кражу? Вежливо попросить разрешения надеть чужую вещь? Не – а, не слышала. Конечно, став взрослой женщиной, Лариса немного поумнеет, но так и останется наглой нахрапистой бабёнкой, привыкшей жить за чужой счёт.
Или взять Ольгу (Лёлю). Абсолютно неприспособленная, живущая в мире иллюзий, глубоко презирающая всех вокруг за серость, косность, глупость и неумение понять зарубежную поэзию, привыкшая смотреть на окружающих её людей только сверху вниз. Противная особа, что уж там.
А вот и нет! Вовсе не противная. Эта самая Лёля всеми силами пытается оградить свою жизнь от постоянного вторжения туда неприятных для неё людей. Родители, живущие в атмосфере перманентной лжи, и сами тянут лямку, и дочь принуждают терпеть как мерзопакостную соседскую девку, так и её наглую бабку, что ходят по квартире этой Лёльки, словно у себя дома. Одернуть, а тем более выгнать вон хамоватых «гостей» нельзя. А еще их надо развлекать, с ними надо общаться, им надо отдавать свои любимые вещи, на них надо тратить время. Уйти этой Лёле некуда, в детстве, по крайней мере. Что делать? Правильно, так всех вокруг задолбать своим высокомерием, спесью и манерой глубоко страдать на публику, чтобы у людей пропало желание с ней контактировать. Чтобы её, наконец, оставили в покое.
Без подробностей вы такого парадокса добиться не сумеете, проверено уже. И вряд ли вы сможете доказать читателю, что у вашего вроде как положительного персонажа очень тяжелый характер, превративший героя в изгоя. И дрянь у вас на самом деле не дрянь, а женщина, решившая, что хватит ей терпеть хамство родственников, потребительское отношение коллег и подлость ухажёра, которому нужна только «женщина - праздник», «женщина - весна», на проблемы любимой он чихать хотел, зато своими вечно грузит так, что мама не горюй. А эта героиня у вас тоже вовсе не бессовестная гадюка, думающая исключительно о собственной заднице, все её заслуги и достижения от большого «ума» однажды публично обесценили, смешав с дерьмом, и ей уже ничего не нужно. Пардон, нужно. Ей нужна месть, жестокая и способная унизить обидчиков так, как когда – то опустили ниже плинтуса её. А вон тот милый дедушка, чья слезная исповедь так разжалобила всех остальных персонажей фанфика, что эти персонажи толпой поскакали убеждать «единственную внучку» не дать бедному старичку умереть без покаяния – мразь на самом деле, трусливый тиран и мелочный жлоб, годами унижавший ту самую внучку по одной простой причине: милый родственник хотел мальчика, а на свет появилась девочка. Сколько внучка себя помнит, столько времени старый ушлёпок злобно изводил её, попрекая отсутствием пениса и мошонки. Даже замуж её надумал выдать, не спрашивая согласия, причем за парня с тяжелым психическим заболеванием, чтобы сбагрить «никчёмную девку» с глаз долой. И теперь этот же старый хрен горько плачет, прекрасно понимая, что без прощения со стороны взрослой уже родственницы (она – то в гробу его видела!) ему не светит отпущение грехов. Даже учитывая чистосердечное раскаяние дедушки. Внучке от жалобных «прости, я был сволочью» уже ни холодно, ни жарко, ей начхать, на спасение чужой души в том числе.
Или вот эта особа – злопамятная дрянь, не умеющая прощать. К ней идут мириться, она же с наглой усмешечкой игнорирует любые попытки наладить отношения. Не надо, мол, уже ничего, дорого яичко во Христов день. На праздники не ходит, говоря, что меньше всего на свете ей нужна эта подачка к Рождеству, и десять центов в качестве годовой премии. Бухгалтер допустил ошибку, а начальница, спасая свой авторитет, унизила эту героиню на людях, заявив, что имярек на работе вообще ничего не делает. Да, косяк исправили, премию дали, даже с компенсацией, но пережитое унижение как забыть? Как забыть о том, что твой вклад – тьфу, и никому не нужен, а ты сама – подлая сучка, сумевшая ловко примазаться к чужой славе? Без подробного освещения такого события героиня у вас так и останется злопамятной дрянью.
Вон этот элегантно одетый парень – жалкая тряпка, маменькин сынок да дитятко генеральское. Служил в диванных войсках, теперь, спасибо папеньке с мамочкой, чины крутые имеет, да в престижном отделе ФБР должность непыльную занимает. И портит, сволочь такая, жизнь всем вокруг, донимая окружающих своими придирками. Да его даже мразью назвать нельзя, это натуральный поганый свин, не желающий менять баллон в кулере. Оный гнусный свин ждёт, когда хрупкая маленькая женщина выполнит за него мужскую работу. Ещё и имеет наглость говорить, что перетаскивание и последующая установка ёмкости с водой не входит в его должностные обязанности. Причём сам от других требует, на эти инструкции не глядя. Хотя какой порядочности можно ждать от тряпки? Никакой. Тряпка, она и есть тряпка, проявляющая крутизну лишь с теми, от кого нет риска получить отпор.
А вот и не тряпка! Ему действительно нельзя поднимать тяжести из-за больных суставов, и с родителями он живёт потому, что оба – и отец, и мать – нуждаются в помощи. Этот обожаемый сыночка остаётся с почтенными предками не оттого, что любящая мамочка каждый день ему обед на работу собирает, а папаша — генерал несёт в клювике очередное повышение, вовсе нет. Тот, кого и Леон с Адой, и Крис с Джилл (особенно боевой офицер Крис), и все остальные герои Резидента вместе с вашими персонажами дружно презирают за наглость, хамство, трусость и привычку получать любые блага на халяву, не знают, что мать «Рыцаря Диванного Образа» совершила уже три попытки суицида, будучи не в силах простить себя за ошибку, а у отца приобретённый порок сердца, и кардиологи молчат, когда сын спрашивает, каковы у папы шансы прожить ещё хотя бы месяц. Что этот свин превратился в объект изощрённой травли со стороны беспомощной, на первый взгляд, хрупкой женщины. Что «Трепетная лань» каждый день безнаказанно издевается над ним, чморит его, троллит и унижает, как только хочет, ехидно советуя обзавестись ещё парой справочек, дабы даже офисную бумагу парню приносила Нэвия, Спартак или, на худой конец, Крикс, а то у его Высочества ручки заболят. А боевой офицер, то есть Влад, нет-нет, да и воткнёт, что на передовой без умения принимать мгновенные решения не выжить, но вряд ли эту печальную истину поймёт Питер Петтигрю, годами протиравший штаны в уютном штабе.
А может, у вас Ада прямо говорит Леону:
- Леон, женись на мне. (йоптэ, сейчас представила себе выражение морды лица агента Кеннеди, в истерике сползла под стол, ребята).
Без внятных объяснений что тут будет? Правильно, галимая ахинея и убойная фэнтезя. Но если вы после такого вот фортеля со стороны Ады не будете лениться, и расскажете читателям, почему Вонг пошла вразрез со своими жизненными принципами, ваша история получится и логичной, и достоверной. Вам тут ООС и не понадобится.
Либо вы решили, что ваш персонаж, подобно герою одного из романов о Конане Киммерийце, поднимет мятеж против нынешнего короля. Без объяснений что будет? Правильно - просто государственная измена. Но стоит вам постараться, и рассказать, как тот, кого мечтает свергнуть созданный вами ОМП или ОЖП, всех вокруг достал своим неадекватным поведением, как этот король (царь, шах, хан, и далее по списку) за пять — семь лет правления привёл страну на грань полного развала, так что соседние государства уже спокойно делят между собой провинции, то поступки вашего персонажа не будут преступлением. Кстати, в том же романе были очень интересные и жизненные рассуждения о том, что бывает, если престол занимает человек с властным характером, но без вывертов и заморочек, серая посредственность, умеющая слушать мудрых советников, и мелочный тиран с грузом давних обид. Точнее, серая посредственность с задатками мелочного тирана. «Простынка» там на два листа, но читателю становится ясно, почему персонаж пошёл на измену этому королю.
Благодаря развернутому повествованию было понятно, по каким причинам Конан, по факту взошедший на престол в результате государственного переворота (то бишь абсолютно незаконно), сумел на своём троне удержаться, заслужить доверие подданных, и стать в конечном счёте одним из самых великих правителей своего времени.
Если вы берете за основу какие – то реальные события, без деталей тоже, увы, никуда. Не все читатели могут знать о целом ряде событий Второй Мировой войны (именно Второй Мировой, не Великой Отечественной), например. Как далеко не всем из нас известны какие – то имена. Не обязательно нести материал из Википедии, хватит одного – двух больших абзацев для того, чтобы читатели поняли, о чём или ком идёт речь.
Когда у вас возникает желание построить сюжет, опираясь на, скажем, синдром выученной беспомощности, быстро завершить рассказ тоже не получится, если вы хотите, чтобы повествование было гладким, достоверным и логичным. Нужны примеры. Не один и не два, а целый ряд событий, которые приведут к тому, что ваш взрослый герой (героиня) превратился в мямлящее и ноющее создание, не способное и шагу ступить самостоятельно.
Такое опасное явление, как офисная и школьная травля также нереально уместить в три – четыре предложения. Должно чем — то начаться, и как — то закончиться. Чаще всего или начальник терроризирует подчинённого, или сотрудники «дружат» против кого — то одного. Реже жертвой офисного моббинга становится руководитель. Но и его реально выжить, если хорошенько постараться. У вас обязательно должны быть зачинщик травли, объект гонения, рядовые участники, и те, кто держится в стороне. Ну, и некоторое количество инцидентов, ведущих к конкретному финалу буллинга. Нужно описать, что именно творят мобберы, какую цель они преследуют, издеваясь над кем — то. Хотят ли они выдавить человека с работы, или им нужно, чтобы выбранная жертва приняла правила коллектива, или из того, над кем каждый день измываются, сделали «козла отпущения», вешая на этого персонажа вину за все проблемы офиса. Пример такой травли, точнее, упоминания о ней, есть в фанфиках «Адресат выбыл, вернуть отравителю» и «Увидимся, Армандо», где жена Влада Джулия как раз и стала «плохой» половиной чужих личностей, и особой, из-за которой происходили все неприятности. Её сослуживцы боялись возражать новому начальству, а вот на ней отыгрывались, приписывая ей ответственность за свои проблемы.
Ну, и как на травлю реагирует жертва, также стоит описать. Молчит, даёт отпор (открыто или начинает партизанскую войну), уходит от конфликта — здесь тоже нужно рассказать, не пренебрегая деталями. В «Одиннадцати годах после Гарвардвилля», «Метели» и «Ледяном цветке» я рассказала, что Леон стал объектом боссинга (когда травит начальство) со стороны выдуманного мной сенатора. Перечитывая после выкладки все три фанфика, я поняла, что многие обстоятельства, в силу которых Леон разорвал все отношения с действительно близкой и дорогой его сердцу женщиной, а также сменил работу, уйдя из Секретной Службы в ФБР, остались за кадром. Так что сейчас идёт создание приквела, где будут подробные истории и Леона с Адой, и Криса с Джилл, и Джейка с Шерри, и Анжелы, и Ингрид Ханниган, и моих персонажей, на чьём примере я хочу показать предел прочности каждого их них. Как долго человек может поддерживать токсичные отношения, и что он делает, когда его терпению однажды приходит конец. Весело, как в «Подставе», не будет. Сама уже поняла, что поржать не выгорит.
Болезни персонажей – отдельный разговор. Когда я писала «Точку невозврата», рылась и в учебниках, и по нашим сайтам лазила, чтобы достоверно описать симптомы гиперфункции щитовидной железы, которую обнаружили у Анжелы в ходе обследования. А на самых ранних стадиях создания фанфика «Победителей не судят» я вообще не задумывалась, чем у меня больна миссис Кирби, которую каждый год, внутренне проклиная свою уступчивость, ездит поздравлять с днем рождения Анжела. Итогом стало тяжелое тревожное расстройство, приведшее к настоящему сумасшествию.
Вот тут могу дать рекомендацию: если хотите «подарить» персонажу психосоматическое расстройство, можете набрать симптомы разных заболеваний. Пусть потом доктора ломают головы, чем он у вас болеет. Кстати, тут вам на помощь может прийти «Чикагская семёрка», представляющая собой список заболеваний, в основе которых лежит стресс.
Когда я писала эту статью, опиралась, главным образом, на свои давние ошибки и фанфики жанра «Дамбигад», где отсутствие конкретики и внятных аргументов в пользу чьей – то позиции приводит к огромным логическим дырам в сюжетах. Пишет автор, что Рон Уизли превратился в последнюю сволочь, но какими путями, не говорят. Догадайтесь, мол, сами, читатели дорогие. Обвиняет Джинни в меркантильности, но не желает писать, в чём она выражается. Говорит, что младшая Уизли – малолетняя шлюха, ленясь приводить доводы в пользу такой точки зрения на персонажа. Особо доставляет ситуация, когда автор вводит некие понятные ему одному термины, но не знакомит с ними читателя. Что такое «магический откат»? Вы бы хоть объяснили, ребятки. Или ставший классикой штамп «Дамблдор – хитрый манипулятор». Как конкретно он манипулирует, алё? Что именно он делает, желая подчинить кого – то своей воле? Почему вдруг Молли Уизли стала истерично орущей сукой, а её муж превратился в некую помесь Гитлера с Джеком Потрошителем.
В «Резиденте» тоже, кстати, с логикой часто бывает швах из-за того, что в силу краткости изложения мотивы персонажей остаются за кадром. Конечно, тут во многом виноваты разработчики игры, поленившиеся создать вразумительные истории каждого героя. Взять хотя бы Аду. Может, я не по тем сайтам лазила в поисках информации, но практически ничего, даже в плане возраста, не нашла. Многое пришлось додумывать самой, опираясь на её поведение в играх и фильмах. Хотя нет, возраст всё-таки был. Но на каждом из найденных мной ресурсах разный.
Возвращаясь к альтернативным версиям, хочу сказать, что в этом случае мы с вами, дорогие авторы, просто не имеем права на пресловутую краткость повествования. По причине, которую я озвучила в самом начала статьи: мы знаем, при каких обстоятельствах герои познакомились, как развивались их отношения, и прочие мелочи, читатели же не в курсе. И наша с вами, если хотите, приятная обязанность — это всё им рассказать.
Когда мы с вами пишем кроссовер, пресловутая краткость также может привести к прорехам в плане логики. Нужно же внятно объяснить, как встретились герои разных фандомов. В фанфике «Оскара ей, Оскара!» я сделала небольшое отступление от темы, чтобы появление Балалайки было естественным.
Если жанр фика — детектив, то в нём тем более не обойтись без детального описания ситуации. Что случилось, кто у вас под подозрением, мотивы преступления, тонкости расследования – над всеми этими моментами необходимо поработать так, чтобы было понятно не только вам, но и вашим читателям. Встретились у вас, допустим, Леон с Анжелой, и она спрашивает, знает ли Леон человека, способного выполнить очень деликатное поручение, связанное с давним уголовным делом. Дело это уже закрыто, но бывшая напарница агента Кеннеди твердо убеждена в том, что много лет назад был осуждён ни в чём неповинный мужчина. Потому сейчас и ведет частное расследование, чтобы установить истину. Смешно признаваться, но для того, чтобы такие фанфики были достоверными (более - менее), я купила несколько книг по криминальной психологии, и наш учебник по психиатрии войн и катастроф. Не говоря уже о Литваке, чей «Психологический вампиризм» помог мне понять, как создавать образы так называемых токсичных персонажей. Ну, и вдумчиво изучала документальное кино.
При написании аналитической статьи тоже приходится выбирать между краткостью и логикой. Когда я работала над самой первой статьёй «А Дамби, всё-таки, оказался гадом!», сверялась к нашими лекарственными справочниками, чтобы составить полный список тех моментов, которыми пренебрегают авторы жанра «Дамбигад». Обойдись я без той «простынки», логика благополучно помахала бы мне ручкой. Как и во всех остальных статьях, где я вначале вроде как рисую чудесную картинку, описывая аристократические будни зеленоглазого чуда Гаррички, а потом на этот же радужный пейзаж выпускаю танковый взвод в виде разоблачений и неутешительных выводов.
Кстати о Гарричке. Если вы решили выкинуть такой пердимонокль, как фик на тему «Гарри Поттер читает фанфики о своей персоне и тихо офигевает» (как давеча герои Резидент Эвил), тоже быстро закруглиться у вас не получится. У меня вон, хвала Мерлину, уже десять страниц накатано. А это только начало.
Можно делать отсылки к другим играм, фильмам, книгам и сериалам, если не хотите писать очень уж большой текст. Например, Финн Маккаули, пытаясь изобразить сочувствие, стал у вас похож на одного из упырей «Вампирского засоса» (ну те, которые в пародии троллят клан Вольтури). Или Ада сердито говорит Анжеле, что её горе – напарница ничем не лучше главной героини «Сумерек». Не в плане прогулок с перманентно открытым ртом, Ангелочек и на Леона заинтересованно поглядывает, и давнего друга подле себя удерживает. Ну так, на всякий случай. Анжела может у вас сказать той же Аде, что Вонг мало чем отличается от Дорнейских гадюк, Влад порой напоминает ей старину Фрэнка из старого боевика «Каратель», Клэр для неё превратилась в домашнюю курицу вроде Молли Уизли, а милашка Джулия – вылитая Дейенерис, только без драконов. Ну а Джессика Шерават в разговоре с Крисом может сказать, что кто — то из созданных вами персонажей повторил незавидную судьбу Ширенн Баратеон, с той разницей, что никого заживо не сжигали. Или же в запале обозвать Джилл ушибленной мужебабой Бриенной.
Хорошо помогают, на мой взгляд, упоминания документального кино. Анжела, чтобы Леон понял, о чём пойдёт речь, может начать свой рассказ с какого – то громкого реального уголовного дела. Допустим, спросит, помнит ли Кеннеди, как двадцать лет назад была убита одна весьма известная персона. И то давнее преступление очень похоже на убийство, расследованием которого она занята сейчас.
Вопрос в том, захотят ли наша с вами аудитория искать, читать и смотреть то, о чём мы, стремясь к краткости, упомянули в фанфике. Боюсь, что далеко не все. А поэтому нам, дорогие авторы, предстоит рассказывать обо всём самим, чтобы наш фанфик не попал в замечательную категорию произведений из цикла «Я поцеловал Бэллу, и она сломала руку» (с).