Наш "оскароносец" |
Много лет назад
мультипликатор Александр Петров покинул Екатеринбург,
как выяснилось - для того, чтобы завоевать мир. Получилось это у
него с завидной скоростью и успехом. Теперь
фильмы Петрова смотрят в Японии и Англии, Германии
и Швейцарии. А в 2000 году лицом к российскому
"мультяшнику" повернулся "Оскар".
Малый зал Дома
Кино, где прошла встреча "оскароносца"
с екатеринбургскими журналистами, вместить всех жаждущих увидеть героя не
мог - опоздавшие "акулы прессы" рядами стояли в
дверях, заглядывая в переполненное помещение. Петров
был скромен и сдержан, "звездностью"
не блистал. Его же спутники перед камерами и
диктофонами чувствовали себя неловко. Жена Наталья
предпочла скрыться в тени, а оператор большинства фильмов
Петрова Сергей Решетников посупившись
отмалчивался.
- Александр Константинович, свои мультфильмы вы рисуете пальцем? - первый вопрос заставил Петрова улыбнуться.
- Только частично. Вообще, я работаю в технике "живопись на стекле", ее еще называют "ожившей" живописью. Она сложнее, чем "целлулоидная" мультипликация, здесь каждый кадр приходится перерисовывать почти полностью, да и делается она без предварительных экскизов, зарисовок, на полной импровизации. Кадр создается как отдельная картина. Когда он готов, его снимают, просвечивают снизу - свет идет через стекло и краску. Такой способ изобретен не мной, но пользуются им редко.
- А на Свердловской киностудии вами сделано четыре фильма?
- Нет, около десяти, если считать и те, где я работал мультипликатором, а не постановщиком. В Свердловск я попал в начале 80-х, сразу по окончании режиссерских курсов. И первые две самостоятельные анимационные работы я снимал здесь. Потом я переехал в Ярославль, где появилась возможность создать свою студию. "Русалку" я снимал уже там. А Свердловскую киностудию всегда вспоминаю как важную школу, как трамплин, который позволил мне добиться каких-то высот в своем творчестве. Здесь я впервые столкнулся с непривичным видением мира, которое сильно повлияло на меня. И мне небезынтересно следить за тем, что делается здесь сейчас.
- С оператором вы тоже познакомились здесь?
- Да, с Сергеем мы работали вместе. Он не только мой оператор, но и друг. А в экранизации Достоевского "Сон смешного человека" я даже использовал его как "исполнителя" главной роли. Он долго не соглашался, но я переубедил.
- Ваш последний фильм - экранизация другого автора - Хэмингуэя, "Старик и море" - демонстрировалась в новой модной системе Imax. Расскажите о ней поподробнее.
- Фильмы, демонстрируемые в этой системе поглащают вас. Вы сидите в зале и не видите краев экрана. Прелесть Imaxа в этом огромном облегающем пространстве. Особенно эффектно смотрятся космические, подводные, горные съемки. Я смотрел в этой системе концерт Rolling Stones и был под большим впечатлением. И все-таки во время просмотров в таких кинотеатрах ощущаешь какой-то дискомфорт, выходишь измученным. Сергей вообще считает, что мы зря делали "Старика и море" в этой системе, что фильм загублен Imax-овым экраном. И я думаю, что мода скоро пройдет, Imax станет просто еще одним способом смотреть кино.
- "Старик и море" - дорогой фильм?
- Очень! Мой мультфильм снимался "в дуэте" с двадцатиминутным документальным фильмом о Хэмингуэе. Общие затраты составили 5 с половиной миллионов долларов. Лично я этих миллионов не видел - работал за зарплату обычного американского режиссера-мультипликатора. Кстати, от нашего фильма коммерческого успеха и не ждут. Продюсеры, рассчитывают, что окупится он не раньше, чем через два года. И даже "Оскар" этот процесс не ускорит.
- Вы встречались с родственниками Хэмингуэя? Как они отзывались о вашем фильме?
- С родственниками писателя общались продюсеры. Они сначала отнеслись с недоверием, что "Старика и море" будет экранизировать какой-то русский, но им показывали первые отснятые материалы, и они остались довольны. Мне говорили, что и конечный результат им понравился.
- Ожидали, что "Оскар" достанется вам?
- Надеялся. Хотя надежда была небольшой, все-таки два раза я в этой номинации не победил. И на церемонию ехал только чтобы выполнить формальную обязанность. Но именно в этот, третий раз получилось. Может звезды встали нужным образом?..
- Какое впечатление осталось у вас от церемонии вручения?
- Не хотелось бы
обижать американцев, но... "Оскар" - это прежде
всего коммерческое шоу, рассчитанное на телевизионную
аудиторию. И все работает на это. Каждый занимает
свое место, никто не имеет права встать, пока идет
съемка. Смех и аплодисменты звучат по команде
режиссера. Когда начинается перерыв на рекламу, все
расслабляются, разбредаются по залу. Когда я получил
статуэтку, как раз начался такой перерыв, и я сел
не на свое место. Телевизионщики уже продолжили
съемку, а ко мне подходит какая-то тетка и говорит:
"Извините, но вас здесь не сидело!".
Пришлось мне с "Оскаром" под мышкой пробираться по
залу к законному месту и все это под шиканье
организаторов.
После пресс-конференции в Большом зале Дома Кино показали четыре шедевра петровской мультипикации. "Корова", "Сон смешного человека", снятые на Свердловской киностудии, ярославская "Русалка", монреальский "Старик и море" - гениальной глубины и высочайшего качества фильмы. Зрителям совсем не нужно было давать отмашку, чтобы зал после каждого взрывался овациями. Да и когда последний титр ушел с экрана скромного "оскароносца" Александра Петрова публика еще долго не отпускала.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |