Собрание проповедей отца Андрея Ткачева
|
|
Среда, 22 Января 2014 г. 23:31
+ в цитатник
Собрание проповедей отца Андрея Ткачева
https://www.facebook.com/andreytkachevcom
В прошлом еще году я писал статью о Розанове Василии Васильевиче, озаглавленную «Фрейд для православных».
Ныне получил я на нее гневную реакцию и призыв покаяться. Я-де (вместе с ним — Розановым, разумеется) проповедник разврата или что-то в этом роде.
Думал не отвечать.
Но уже и один из прихожан пришел с возмущенными вопросами, и значит, отвечать придется.
Хотя не хотелось бы. Не хотелось бы очевидное доказывать. Впрочем…
1) Тексты свои я пишу не для всех.
Любой автор рассчитывает на некую читательскую аудиторию, за пределами которой его либо не поймут вообще, либо анафематствуют (с поразительной русской легкостью).
Я не пишу только для храмовой проповеди или воскресной школы. Есть наши люди и не стоящие в храме пока.
Есть люди читающие и думающие.
Им тоже нужно знать, что Церкви, кроме Типикона еще многое и понятно, и интересно.
Некоторые тексты именно для этих взрослых умом людей. И в отношении некоторых моих, равно и любых других, текстов совет простой.
Вы — хозяин. Как с телевизором. Пульт же в руках: не нравится это — ищу другой канал, не нравится ничего — нажимаю off.
То есть, не нравится — не читайте. Лично я сам так поступаю.
2) Розанов вовсе не порнограф. Таких последних в его времена уже было море разливанное.
Начало «новой эры» пахло потной спальней.
Наша же эпоха и вовсе порнографична.
Кто хочет спорить, с тем не о чем разговаривать.
Внутри этой эпохи Розанов целомудрен.
Он благоговеет перед полом, а не проституирует его.
Он брак воспевает. Он мещанин, если угодно. Так его многие и называли (А. Ф. Лосев, например).
Но мещанство можно ругать, когда быт налажен, а стремление к Богу заменено ритуалом.
Когда же быт разрушен, а стремленье к Богу вообще исчезло, то певец быта превращается в проповедника старой доброй старины: самовара, ягод с чаем, детских пеленок, книжки при керосиновой лампе… Ничего в этом плохого нет, я уверен.
3) Он умен, Василий Васильевич. И он интересен. Сильных у нас все еще много. Мудрых тоже… есть. А вот интересных мало. Сильный говорит: все сломаю.
Мудрый говорит: все пойму и объясню.
Есть еще «продавцы таблеток от всех болезней», то есть шарлатаны.
А интересный говорит иначе: не в лоб и не по лбу, не вправо и не влево, а иначе. Вот это «иначе» и есть жизнь, где не все объясняется и не все ломается.
4) Лосев называл Розанова «половых дел мастер».
Это точные и ироничные слова.
Бродский как-то назвал его «не мыслителем, но размыслителем». И это точные слова.
А о. Андрей Кураев где-то обмолвился, что Розанов — «юродивый русской литературы (или философии)»
Вот это совсем правильные слова.
Зачем нужны юродивые? — Обличать ханжество и обрядоверие. Зачем они в литературе? — Делать то же самое.
Протоиерей Андрей Ткачев
http://www.andreytkachev.com/opravdanie-rozanova/
Метки:
Собрание проповедей отца Андрея Ткачева
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
-
1
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-