-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в янек_пуласки

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 23


ВСПОМНИМ ЛЕСТВИЧНИКА, ИГУМЕНА СВЯТОЙ ГОРЫ СИНАЙСКОЙ. ХУДЕЮЩИМ ГРЕШНИКАМ 21 ВЕКА ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Четверг, 15 Июля 2010 г. 22:33 + в цитатник
Читаю книгу 6 века. Написал ее знаменитый игумен Синайской обители преподобный Иоанн. В честь своего замечательного творения верующие называли его Лествичник. 30 степеней «Лествицы» учат нас борьбе с грехами и воспитанию добродетелей.
Этот человек молился 4 десятка лет в одном уединенном месте (Фола)– в пяти стадиях от храма Господня. То, что ему открылось там за 40 лет, он изложил в книге. Да, вот в этой самой «Лествице».
Молчать столько времени и молиться – это действительно подвиг. Да, и почитать интересно. Понятно, что это аскетическое пособие для монахов. Но для общего развития прочесть, думаю, должен каждый православный. Много чего полезного оттуда вынесешь. Лествица - это лестница, возводящая нас на небо. 30 ступеней этой лесенки - это 30 шагов. Каждый убивает определенную страсть. Дело за малым - надо суметь их сделать. Что предпринять, чтобы это получилось и рассказывает преподобный Иоанн.
Вот, в частности, в наш 21 век, помешанный на худении и культе молодого тела, его рассуждения о страсти чревоугодия и борьбе с ней, которые открылись ему в месте уединения, будут весьма актуальны. Если это помогало монахам, почему же не взять на вооружение нам, современным грешникам.
Дабы читающий мой дневничок проникся колоритом литературы, которая помогала подвижникам, жившим 15 веков назад, я буду смело цитировать куски из «Лествицы» .Итак,
СТЕПЕНЬ 14 «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве»
1.Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти.
-«Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и, будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!»
Осмелюсь в некоторых местах комментировать отрывки этого умнейшего и глубоко уважаемого мною человека. Надо отметить, с юмором у него более чем «на «отлично». Пишет лаконично, по существу, сыпет красивыми метафорами, а если не хочет о чем-либо рассуждать, то так и говорит – не будем об этом.

-«Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другою. Заградил ли ты и сию – иною прорывает и одолевает тебя.»
Одна моя подруга села на диету, где можно было есть овощи – в неограниченных количествах. Она ела их тазами. Серьезно. Даже не кастрюлями.
-«Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом».
Вот оно золотое правило – не съедайте все, что лежит у Вас на тарелке. Оставляйте. Меру надо знать.

-«Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость».
Каково живется жирным, толстым, полным, в меру упитанным, да и вообще страдающим излишним весом, когда жир свирепствует над их душой, знают те, кто попал в этот капкан. Страшное дело. И выраженьице, типа «все толстые – добрые» - далеко не всегда соответствует действительности. Лично у меня имелись знакомцы весом под сотню, нравом злобные, как выходцы из Гарлема, с февралем в глазах и маргарином в мозгах.

-«Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать брату утешение есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, разрешающий пить вино; и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти»
-Комментарии излишни. Гости на порог – хозяин-чревоугодник в магазин. А дальше сценарий – по ситуации. В одном из вариантов – бегаем два раза.

-«Часто тщеславие враждует против объядения; и сии две страсти ссорятся между собою за бедного монаха, как за купленного раба. Объядение понуждает разрешать, а тщеславие внушает показывать свою добродетель; но благоразумный монах избегает той и другой пучины и умеет пользоваться удобным временем для отражения одной страсти другою.

-«Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которое юным, не находившимся под их руководством, благословением, разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно когда мы еще боремся с огнем плотской похоти.»

-« Богопротивный Евгарий - пишет Лествичник - говорил: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять ее хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. Итак, скажем в опровержение сего правила: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему;(читаем еще раз этот момент – мои пять копеек тут. Прим.авт) противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность: и когда нет сильной плотской брани и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего
-утучняющую пищу,
-потом разжигающую,
-а после и услаждающую.
Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича.
Вникнем, и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти». Дельный и деликатный совет, между прочим! Дружно берем на заметку.

-«Посмеивайся ухищрению беса, который по вечери внушает тебе впредь позднее принимать пищу; ибо в следующий же день, когда настанет девятый час (то есть время принятия пищи), понудит тебя отказаться от правила, установленного в предшествовавший день».
Да простят мне мою дерзость, но от себя хочу добавить – дорогие худеющие, возьмите, за правило – начиная с шести вечера, просто дико смейтесь над своими мыслями пойти на кухню к холодильнику и набить брюхо. Смейтесь и смейтесь. Желание пропадет. Я пробовала. Серьезно.

-«В сердцах чревоугодников – сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих – сновидения о последнем суде и о муках».
Мое скромное примечание: раньше я думала, что, когда люди говорили, что им во время диеты снится еда, я не воспринимала это всерьез и в глубине души жалела их – за скудость мышления. Да и вообще, думала я, неужели мозг так помешался на наборе белков, жиров и углеводов , что во сне «утешает» свою оболочку таким образом? Ну, не может им сниться это из ночи в ночь. Теперь, ознакомившись с Листвичником, я - верю. (Как Станиславский))))))), что чревоугодники предаются во сне своей страсти. Ладно, едем дальше.
-«Будь господин над своим чревом, прежде, нежели оно тобою возобладает и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться.» Вот как. Обдумали и попытались понять смысл. Впрочем, Лествичник тут же добавляет – «Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали».

-«Кто служит своему чреву и между тем хочет победить духа блуда: тот подобен угашающему пожар маслом»
А , как мы помним, одно проистекает из другого. Кстати, по меткому замечанию Лествичника, достаточно вспомнить причину падения Адамова.
Мой скромный комментарий – Что предшествовало их позорному изгнанию из Рая? Да, не надо было ЕСТЬ предложенное змеем-искусителем, чтобы не оказаться в той ситуации, в которой они оказались.
« -– Не был бы побежден чревом - пишет Лествичник то, конечно, не познал бы, что такое жена!»
-«Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами»
Прочитав это, мне почему-то на ум пришло – «Хочешь изменить фигуру, измени мышление». Хотя и не отражает суть сказанного подвижником.

-«Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час, он немного ослабевает, а во время захождения солнца окончательно смиряется».
- От себя позволю добавить: Верующим все и так понятно, все остальные самосовершенствуются кто во что горазд, но так, чтобы ближе к вечеру не возникало ни малейшего желания по- полной оторваться в кулинарной сфере.

-«Будем внимательны, и мы увидим, что объядение есть единственная причина потоплений, случающихся с людьми»
(Суть метафоры такова – виной всех бед, случающихся с нами – есть переедание. Все начинается с него. Несчастья и беды, которые приключаются с людьми, по цепочке шли от страсти полакомиться вволю. Если верить Лествичнику, конечно. А ему стоит верить. ). «Пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему, но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им» (см. Мф. 7, 14)
«Начальник бесов – продолжает Лествичник – есть падший денница, а глава страстей есть объядение»

-«Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык (ключевой момент – берем на вооружение) - укрепляется от множества снедей» - Всеми силами подвизайся противу сего мучителя и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет»

-«Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало-помало; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будем постниками».

-«Жажда весьма часто жаждою же и утоляется; но голод прогнать голодом трудно, и даже невозможно. Когда тело победит тебя, укрощай его трудами; если же ты по немощи не можешь этого, то борись с ним бдением. Когда глаза отяжелели, берись за рукоделие; но не касайся оного, когда сон не нападает; ибо невозможно работать вместе Богу и мамоне, то есть простирать мысль свою к богу и на рукоделие.»

-«Знай, что часто бес приседит жедудку, и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле»
(сразу вспомнились булимики, компульсивное переедание и все «прелести» заедания стресса)

-«По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: «Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями».
Наверное, у каждого были моменты, когда после обильного обеда клонило в сон, правда? Жуть.

-«Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего; и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл»

-«Спросим же нашего врага, дверь страстей, то есть объядение, откуда сия страсть рождается? И какие ее исчадия? Кто сокрушает ее и кто совершенно ее погубляет? Скажи нам, мучительница всех людей, купившая всех золотом ненасытной алчности: как нашла ты вход в нас? Вошедши, что обыкновенно производишь? И каким образом ты выходишь из нас?
Она же, раздражившись от сих досад, яростно и свирепо отвечает нам:
«Почто вы, мне повинные, биете меня досаждениями? И как вы покушаетесь оствободиться от меня, когда я естеством связана с вами? Дверь, которою я вхожу, есть свойство снедей; а причина моей ненасытности – привычка; Основание же моей страсти – долговременный навык, бесчувствие души и забвение смерти. И как вы ищете знать имена исчадий моих? И зочту их, и паче песка умножатся. Но узнайте, по крайней мере, какие имена моих первенцев и самых любезных исчадий моих.
Первородный сын мой есть блуд,
а второе после него исчадие – ожесточение сердца,
третье же – сонливость.
Море злых помыслов, волны скверн, глубина неведомых и неизреченных нечистот от меня происходят. Дщери мои суть:
-леность
-многословие
-дерзость
-смехотворство
-кощунство
-прекословие
-жестоковыйность
-непослушание
-бесчувственность
-пленение ума
-самохвальство
-наглость
-оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные внезапные злоключения, а за ними следует отчаяние – самая лютая из всех страстей.
Память согрешения воюет против меня.
Помышление о смерти сильно враждует против меня; но нет ничего в человеках, что бы могло меня совершенно упразднить. Кто стяжал Утешителя, тот молится Ему против меня, и Он, будучи умолен, не попускает мне страстно действовать в нем. Не вкусившие же небесного Его утешения всячески ищут наслаждаться моею сладостию»
Буду очень рада, если прочитавшему все это, хоть что-то да пригодится в мирской жизни.
.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку