-Я - фотограф

Финская Лапландия - часть II - Оулу

Последний наш оленьОулуТорговая площадь ОулуЗакан над Ботническим заливом

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марья_СПб

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 297


Древнее деревяное зодчество

Пятница, 12 Февраля 2010 г. 14:36 + в цитатник

 

    Ставкирки – деревянные традиционные церкви Норвегии – это такой же бренд, как норвежские фьорды, норвежские тролли или норвежские свитера. Тот, кто их видит впервые, может сказать: «Подумаешь – у нас есть подобное в Кижах или в Витаславицах». Да, конечно, они похожи, только вот разница в возрасте не в нашу пользу. Наши Кижи через пару лет будут отмечать 300-летие, а ставкирки уже подходят к 900 летнему юбилею.
 
     Расцвет строительства ставкирок приходится на XII – XIII века. Тогда они росли почти как грибы. Многие ученые считают, что их количество достигало 2 000. Больше всего их было в Норвегии, хотя встречаются единичные экземпляры в Швеции и Англии. Столь быстрый темп строительства не мог быть без личного участия (повеления) знати, а возможно и короля. Это было время введения христианства в Норвегии и столь рьяное строительство церквей могло быть свидетельством лояльности к королю. Но в те времена были еще очень сильны традиции язычества, что не могло не отразиться в элементах декора (драконьи головы, растительный и животный орнамент). Кстати, далеко не на всякой такой церкви можно найти крест – символ христианства.
 
     Как правило, церкви строились из сосны, которая была легкой и достаточно простой в обработке. Хотя известны некоторые церкви, построенные из дуба (например, в Хеддале) или из других пород деревьев.
 
     У первых церквей конструкция была очень проста – брали четыре бревна, укладывали их внахлест и вдоль получившейся квадратной рамы вкапывали прямо в землю бревна (которые как раз  и назывались ставами и дали названия церквям – ставкирки). Далее этот частокол обшивался бревнами потоньше. Как правило, эти церкви даже окон не имели. На эти стены укладывалась крыша. Срок службы таких строение была не более 15 лет – бревна попросту гнили, несмотря на то, что их предварительно обрабатывали смолой.  Зачастую на месте одной непригодной к дальнейшему использованию церкви строили другую, и так несколько раз. Потом было решено использовать для строительства фундамент. В связи с тем, что данные строения могли существовать дольше, стала совершенствоваться техника строительства и декорирования помещений. Вряд ли можно было найти резчиков более умелых, чем в Норвегии в те времена. Для большей сохранности церквей был даже издан закон, согласно которому, крестьяне должны были следить за состоянием церквей и каждые 3 года полностью обмазывать все детали смолой.
     Трудно себе представить, до каких высот дошли бы строители (просто выше уже некуда), если бы не эпидемия чумы в XIV веке, после которой население Норвегии уменьшилось почти вдвое. Тут же прошла и реформация церкви, в ходе которой основной религией стало лютеранство. Все это привело к тому, что церкви без надлежащего ухода стили просто погибать. Окончательно доконал их закон о церквях 1851 года, регламентирующий размер церквей. Согласно ему, в церкви должно было быть не менее одной трети посадочных мест от общей численности народа в конкретном селении. Разумеется, средневековые церкви ни могли вместить такую уйму народа…
 
    Первым, кто понял, что все свидетельства этого пласта истории Норвегии исчезают прямо на глазах, и стал трубить во все трубы ради спасения церквей, был художник Иохан Кристиан Даль (1788-1857). Только к этому времени спасать было уже почти нечего. От былого величия сохранилось лишь около 30 церквей. Но Даль не унывал. Он создал «комитет охраны памятников» (1844). Благодаря усердию этого комитета несколько церквей стали частной собственностью, и тогда уже конкретный владелец был обязан следить за их состоянием. Некоторые церкви были аккуратно перемещены в музеи (как церковь из Гуля, перемещенная в фольклорный музей Осло, или церковь из Вагна , перемещенная в Польшу).
 
     Современные технологии позволили сохранить для нас 28 ставкирок. Мне повезло, что я видела целых девять из них. Крыши взлетающие ввысь, напоминающие китайские пагоды, разнообразная резьба по дереву в кельтскими, растительными и животными мотивами, запах смолы, полумрак и тусклый свет от свечей придают этим строениям загадочность и ощущение, что ты находишься в внутри огромного дерева. Много усилий приложили к этим церквям  археологи и историки, которые  смогли придать большинству церквей истинный их вид. Говорят, что к каждой церкви сохранилось более трети исходных бревен!
 
     Все эти церкви разные и каждая по-своему уникальна. Например, Бургундская церковь (1180) сохранилась лучше других.
 

 

 

На мой взгляд, в элементах декора здесь главенствует все же язычество. Но церковь так хороша, что взгляда не оторвать. Сейчас здесь музей. Так много туристов со всего света приезжает сюда, что вдали (чтобы не портить панораму церкви) пришлось строить целый центр, рассказывающий о ее истории и будущем (а оно, безусловно, светлое). Конечно, здесь есть и магазин. Куда же без него!
 
     Но самой посещаемой церковью, пожалуй, является церковь из Гуля.
 

 
 
Объяснить это можно ее расположением – всего 20 минут от центра Осло и ты уже в фольклорном музее, а там, на горке, стоит эта красавица. Здесь она стоит с 1880 года. В возрасте 670 лет ее аккуратно перенесли из Гуля в Осло. За это мы должны благодарить все того же художника Даля. Если бы не активная деятельность, то церковь бы уничтожена. Магистрат Гуля решил, что старая церковь не может вместить всех желающих, и уже принял решение на ее месте построить новую. Тут вмешался «комитет по охране памятников» и было решено собирать деньги на перемещение этой церкви в Осло. Только комитет смог собрать около 400 крон, а всего надо было 6 500. Неутомимый Даль обратился прямо к королю. Тогда страной правил шведско-норвежский король Оскар II. Он не задумываясь, оплатил перенос этой церкви и стал идейным вдохновителем организации фольклорного музея Осло – первого в мире музея под открытым небом. Именно эта церковь стала тем магнитом, который манит в музей тысячи посетителей. И хотя церковь является собственностью короля Норвегии, вход в нее открыт каждый день.
 
     Церковь из Халтдалена (1150) перемещали целых три раза, прежде чем она заняла свое нынешнее место – в фольклорном музее Трёнделага – рядом с Тронхеймом.
 
     У церкви из Фортума (1170) очень сложная судьба…. Ей не повезло совсем. Сначала ее переместили в Фантофт близ Бергена. В 90-х годах прошлого века по стране пронеслась эпидемия поджогов, и церковь сгорела почти дотла.
 


 
 
Воинствующая молодежь объясняла поджоги церквей тем, что истинная Скандинавия – это дохристианская, языческая страна, а церкви символ христианства. После этого правительство Норвегии было вынуждено разработать целую систему видеослежения за этими церквями и пожаротушения. Церковь восстановили. Снаружи она выглядит почти как старая, но внутри видно молодую структуру древесины.
 
     Есть в Норвегии и совсем крошечная церковь на 40 посадочных мест. Она была построена в небольшом местечке Унредаль в 1147 году. 
 

 
 
 Ее декор состоит из языческого растительного орнамента на стенах и библейских сюжетов и ангелов на потолке. На крыше это малышки есть звонница, и с 1600 года слушают жители колокольный звон. В 1722 году в церкви прорубили окна, а в 1850 году ее покрасили в белый цвет (думаю, что она единственная окрашенная ставкирке). Стоишь рядом с ней, и совсем не верится, что она такая старушка – ведь краска совсем свежая. Это самая посещаемая церковь Норвегии относительно числа жителей. Ведь в Унредале живет всего 80 человек (а коз в 4 раза больше!). Еще здесь производят самый лучший в Норвегии брюнуст (козий сыр). Хозяйка фермы, кстати, русская!
 
     Противоположность предыдущей церкви является церковь в Хеддале (1200). Это самая большая ставкирке, ее высота 26 метров (А ведь это 6-ти этажный дом!).
 

 
 
Она такая совершенная, что даже не верится, что это творение человеческих рук. Возможно, именно поэтому рассказывается из уст в уста следующая история:
 
    Несколько крестьян устали ходить в церковь в соседнюю деревню. Собрали они немного денег и стали искать подрядчика. Попался на глаза одному из крестьян, которого звали Рауд Риги, незнакомый мужичок. Согласился этот мужичок построить церковь и даже денег не брать за это. Вместо этого хотел он, чтобы Рауд достал луну или солнце с неба или же узнал кто же он, этот незнакомец. Если ни одно из условий выполнено не будет, то этот незнакомец заберет его жизнь. Рауд решил, что стройка будет долгой, и он рано или поздно узнает имя незнакомца. На следующее утро проснулись крестьяне, видят – уже лежат все стройматериалы на месте, на другое утро церковь стояла уже почти готовой. Призадачился Рауд – никак не думал он, что всего за три дня можно церковь построить. На смог он узнать имя незнакомца за столь короткий срок. Пошел он в последний раз в жизни в горы, чтобы полюбоваться красотами природы. Вдруг он услышал красивое пение девушки, которая пела колыбельную сыну: «Не плачь сынок завтра папа Финн придет – или солнце с луной или кровь человеческую принесет». Смекнул тут Рауд, что это трольчиха с трольченком, а муж ее никто иной, как строитель церкви. На третье утро проснулись крестьяне, смотрят – церковь почти готова. Рауд говорит строителю: «Какой ты молодец Финн, такую церковь построил!», а другие крестьяне как начали звонить в колокола (а все тролли боятся колокольного звона). Не понравилось это троллю, схватил он свою семью и убежали они в другие горы.
     Сейчас это действующая лютеранская церковь, службы проводятся каждое воскресенье, но для всех желающих она открыта каждый день.
 
     В Каупангере тоже имеется красивая церковь. Она была построена в 1137 году, но раскопки показали, что на этом месте было ранее как минимум две церкви. Это самая большая церковь в провинции Согнефьорд (именно в этой провинции сохранилась основное количество ставкирок).
 
     Церковь в Рингебу (1192) была построена на месте старого тинга (норвежского «вече»). Скорее всего, место было столь популярно, что здесь при раскопках нашли много монет из разных стран – Дании. Швеции, Англии и даже Гардарики (Руси).
 

 
 
     Особое место знаимает церковь в Урнесе. Это самая старая из сохранившихся церквей (1130). Ее внутренне убранство настолько красиво и своеобразно, что даже появился термин «урнеский стиль». Под этим термином обычно понимают красивейшую резьбу по дереву, основным мотивом которой являются змеи и драконы. Резьба не имеет осей симметрий и состоит из повторяющихся фрагментов. При раскопках здесь тоже удалось найти части двух предыдущих церквей. Церковь так самобытна, что включена в лист всемирного наследия Юнеско.
 
     Мне удалось лично ознакомиться только с девятью церквями. А это значит, что у меня еще много планов. Ведь я еще не видела целых 19 церквей!
 
 
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку