-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Единая_Абхазия

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.11.2009
Записей: 17
Комментариев: 0
Написано: 16


Мы не такие богатые, чтобы платить за некачественное образование

Воскресенье, 22 Ноября 2009 г. 17:15 + в цитатник
Марина работает в парикмахерской. 5 лет назад она закончила Абхазский госуниверситет, по специальности - учитель английского языка. Говорит, что без практики сегодня английский язык почти забыла. «Почему не работаете в школе, Марина?» «А вы знаете, какая зарплата у молодого учителя? - отвечает она вопросом на вопрос. – 1800 рублей. Попробуйте прожить на эти деньги. Никто за эти деньги в школу работать не пойдет. Платите больше - придут в школы учителя».

«Мы троекратно, пятикратно поднимем зарплату учителям», – обещают партии и кандидаты. Поднять зарплату учителю – дело хорошее. Но есть одно но...
Если посмотреть на образование с точки зрения экономики, то это - отрасль производства. Причем, одна из самых затратных в любой стране мира. Если государство мало тратит на образование, оно расплачивается позже своей экономической отсталостью.

Основная проблема образования, с точки зрения экономики, практически во всех странах бывшего Союза связана с государственной монополией. Госмонополия обычно приводит к завышенным ценам на образовательном рынке. Решением проблемы является усиление конкуренции. В идеале конкурировать должны все – школы, вузы, учителя, преподаватели. Для усиления конкуренции внутри государства важно создание условий для развития частного сектора образования. Это понимают все. Но одним волевым решением частное образование в стране не поднимешь. Должны работать экономические механизмы. И главное… общество должно преодолеть некий психологический барьер и понять, а главное, поверить в то, что частное образование может быть качественным.
Теперь поговорим о конкуренции учителей и преподавателей. И сначала о вещах малоприятных. Считается, что преподавать может почти любой. В силу нашей общей бедности и непрестижности профессии учителя – конкурса на педагогические специальности нет. В результате мы имеем дело с учителями – бывшими троечниками, теми, кто не попал на престижные экономические или юридические специальности. Чему могут научиться и чему могут научить троечники? Вопрос риторический.

Повышать зарплату учителям все же нужно. По крайней мере, учитель не должен зарабатывать меньше других бюджетников. Это аксиома. Но есть одна важная вещь, которую нужно осознать всем – само по себе повышение зарплаты труда учителей не решает проблем школьного образования. В России год назад повысили заработную плату учителям, в Москве – аж до 50 тысяч рублей. А учителям иностранных языков так и вовсе до 80 тысяч рублей. Недавно посмотрели: а для школьников ничего не изменилось, учить их лучше не стали. Результаты школьников не стали лучше. А по иностранному языку вообще ухудшились (измерить уровень образования школьников теперь позволяет единый госэкзамен).

Хорошо. А есть ли вообще стимулы, позволяющие привлекать в школу только хороших учителей? Разумеется, есть. Английские экономисты, например, предлагают сначала хорошо повысить зарплату всем учителям, а через два-три года оставить на том же уровне ее только тем, у учеников которых будут высокие оценки. То есть, подключить механизм конкуренции.
Ого, скажите вы, о каких высоких материях мы тут говорим! Да у нас – вообще проблема восстановить школы и привлечь в них учителей, а вы о каком-то выборе. Ремонт школ – дело ближайших лет. Проблема качества образования не может быть отложена в долгий ящик. Не идут учителя в школу без денег, не пойдут в нее и с деньгами. Вернее. Придут, но… опять же не те.
Нехватка учителей – большая проблема, особенно для абхазского села. Но отбор учителей все равно должен быть. Нереально?
А может и реально… Для России нехватка учителей тоже была проблемой. Сейчас острота темы чуть спала. В школы РФ сегодня берут не только людей с педагогическим образованием. Берут специалистов. Обучиться педагогическому мастерству можно заочно и на курсах повышения квалификации. Главное условие современной школы – это знающий учитель. Поэтому в школы берут профи: физиков, математиков, биологов, бывших военных, искусствоведов, музейных работников и др.

И все-таки, как платить учителю больше? Придется опять взять пример России. В некоторых регионах РФ зарплата учителя стала достаточно высокой. Добились этого не за счет повышения, ибо все незначительные повышения съела инфляция. Добились за счет так называемой оптимизации численности учительского коллектива. Мера, прямо скажем, непопулярная, и не везде прошла она безболезненно. Как это было? Во–первых, отправили на отдых всех пенсионеров. Во-вторых, отказались по возможности от части штата обслуживающего персонала. При проверках оказывалось, что в некоторых учебных заведениях он был искусственно раздут. Все мы люди, все хотим хорошо жить. Поэтому директора школ открывали должности для родственников, друзей, знакомых и т.д. И в-третьих, в регионах РФ просто ужались: сократили тех учителей и те школьные предметы, которые оказались сегодня не по карману государству. Например, в некоторых учебных заведениях отказались от учителей экономики, граждановедения и др. дисциплин. Вспомните, во времена СССР детей социализировали на классных часах и на общественной работе. Не плохой, кстати, опыт был.

Разумеется, не весь зарубежный опыт применим к национальной системе образования. Но одно можно точно позаимствовать – относиться к деньгам государства, да и к своим собственным взносам бережливей. Мы не такие богатые, чтобы платить за некачественное образование.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку