-

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в илона_горн

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Моя_дача Народные_советы Geo_club Питер
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.11.2009
Записей: 2926
Комментариев: 189
Написано: 3426


Байки у самовара

Среда, 05 Мая 2010 г. 10:58 + в цитатник
Цитата сообщения LNora Байки у самовара



Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар,
Давай-ка наколем лучины
Раздуем себе самовар!...
За верность старинному чину
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

(А. Блок )

Самовар и чаепитие - понятия на Руси неразделимые.
Чудо-водогрейный прибор до сих пор воспринимается как символ российского гостеприимства и радушия, благодаря которому в России закрепилась бережно хранимая веками чайная традиция.
Своим распространением в России самовар обязан установившемуся в середине XVIII в. обычаю пить чай несколько раз в день. Его внешний вид и декоративная отделка многократно менялись на протяжении истории. Ранние самовары совсем не отвечают нашим представлениям об этом хорошо знакомом предмете. Первые русские самовары имели круглую, заимствованную у чайника форму и самоварящий прибор - трубу для горячих углей и поддувало. Их стали изготавливать на мануфактурах Урала и Москвы с 60-70-х гг. XVIII в.
Самовары первой половины XIX в. отличает многообразие видов, форм, размеров и богатство декоративной отделки. Они относились к числу модной, дорогостоящей посуды, украшавшей столы высшей знати, богатого купечества, зажиточных горожан. Изготавливали самовары из накладного серебра (медные в основе, покрытые тонким провальцованным листом серебра), которые делались для "широкого" потребителя и по специальному заказу. К середине XIX в. чаепитие стало частью национальной, культурной традиции россиян - как состоятельных, так и малоимущих.
 (561x501, 54Kb)

Популярность приобрела продукция самоварных "королей" России, составивших династии Баташевых, Воронцовых, Тейле и других. К исходу XIX столетия самовары можно было встретить почти во всех зажиточных домах, в фабричных казармах, крестьянских избах, в чайных и трактирах, на постоялых дворах. Чай пили дома, в общественных местах, без него не обходилось ни одно массовое гулянье. Таким образом, для русского общества чаепитие приняло характер национального обычая. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почетном месте в комнате. Появление этого "медного чуда" связано с широким распространением в России заморского напитка - чая.

На Руси обычай пить чай укоренился со времён царя Алексея Михайловича. Эта заморская травка первоначально встречалась только на царском столе да у графа Строганова. Народу русскому чай был долго недоступен.

 (530x462, 76Kb)

В Москву чай привез посол царя Михаила Федоровича Василий Старков, возвратившийся в 1638 г. из Монголии. Царское посольство получило в качестве подарка от Алтын-хана четыре пуда "китайской травы" - это и был чай. При царском дворе чай пришелся по вкусу, хотя его оценили вначале только как лекарство. Постепенно чай приобрел признание и стал распространяться среди знати и богатых. "Питие доброе, - признавали бояре, - и когда привыкнешь, гораздо укусно."
В XVI-начале XVII в. вслед за продвижением в Восточную Сибирь русских военных отрядов, которые рассказывали о встречах с китайцами, готовыми торговать своими товарами, отправились и русские купцы. XVII веком следует датировать установление относительно постоянных торговых связей России и Китая через Сибирь. В 1680 г. русское правительство впервые вступило в дипломатические отношения с Китаем, и уже в 1689 г. между Россией и Китаем был заключен Нерчинский договор, по которому устанавливались взаимовыгодные торговые отношения между двумя странами. Торговлю чаем взяло в свои руки частное купечество, которое покупало его в столице Китая и перевозило сухопутным путем. Однако русские караваны, идущие с севера, встречали разного рода препятствия, вплоть до выдворения с территории Китая. После запрета частной караванной торговли в Пекине в 1706 г. торговля велась, главным образом, стихийно в пограничных районах, вдали от китайских центров. В конце концов на закате XVII в. было найдено главное и постоянное место, где съезжались русские и китайские купцы, - г. Урга, будущий Улан-Батор, столица Монголии.
Так продолжалось вплоть до Петровской эпохи. В 1727 г. был заключен мирный договор России с Китаем .
В XVII-XVIII вв. чаепитие в России было привилегией двора и богатых вельмож, затем стала постепенно распространяться в дворянских и купеческих слоях. В народную среду чай проникал медленно из-за финансовых трудностей и религиозного консерватизма. В начале XIX в., несмотря на ворчание некоторых староверов, в дворянских кругах России чай стал самой обычной принадлежностью быта. Традиции русского чаепития нашли свое отражение в классической литературе и искусстве.

"Час дружеских бесед у чайного стола!
Хозяйке молодой и честь и похвала!.."

(П. А. Вяземский)

Во времена Пушкина этот напиток стал проникать в крестьянскую среду, что сам Пушкин откровенно осуждал. Но в высшем свете беседа за чайным столом была очень привлекательна.
Всем известен салон Карамзиных, который подробно описала Анна Фёдоровна Тютчева. Она была фрейлиной при дворе двух императоров, прекрасно знала литературные круги того времени, вкусы и пристрастия образованной аристократической молодежи.
Шумящий самовар на столе стал символом объединения творческих натур. Здесь велись остроумные беседы, возвышенные споры. Вельможи, дипломаты, светские львы, художники и, конечно, нарядные петербургские женщины в элегантных туалетах прямо с придворного бала "располагались за чайным столом. Екатерина Андреевна (жена Карамзина) неизменно сидела за большим самоваром и сама разливала чай, создавая ту атмосферу доброжелательства и гостеприимства, которой мы все дышали в красной гостиной".
Великие русские писатели и поэты - А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и другие, являясь любителями и ценителями чая, описывали в своих произведениях обычаи русского чаепития. Лев Толстой с восторгом говорил, что этот напиток имеет чудодейственную силу, "высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине души".

"Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал..."

("Евгений Онегин")

 (481x599, 106Kb)
В конце XIX в., после реформы 1861 г., круг потребителей чая неуклонно расширялся, постепенно включая в себя широкие слои народа, что можно связать с постепенным ростом благосостояния средних сословий России (мещанского, разночинного). В связи с этим стремительно росло количество ввозимого в страну китайского чая, появлялись чаеторговые фирмы, крупнейшими из которых следует назвать купеческие дома Поповых и Боткиных.
На Руси чаевничать любили все, от мала до велика. Чаепитие в России не было доведено до уровня ритуала, как в Японии, да, наверно, это и противоречило бы "загадочной" русской душе. Русской традиции более свойственна поэтичность и многоликость форм. Однако и здесь существуют обязательные элементы, нашедшие свое отражение даже в архитектуре - строительстве при домах больших открытых южных веранд, выходящих в сад. Пили чай долго, напиток освежал, бодрил, поэтому любые - и деловые в том числе - вопросы решались успешно.
Особое отношение к чайной церемонии сложилось в московских домах. Размеренный ритм жизни Москвы сформировал обычай пить чай в определенное время - утром, в полдень, в четыре часа дня и непременно вечером. Традиция вечернего семейного чаепития, к середине прошлого века вошедшая в моду и в других европейских странах, сложилась именно в России.
В богатых домах в ходу была модная посуда из серебра или белометаллических сплавов, выполненная в технике накладного серебра в подражание дорогостоящей серебряной, изысканные стеклянные, фарфоровые и фаянсовые сервизы знаменитых русских заводов - Императорского, Гарднера, Попова. Стол с выпечкой и сладостями стал особенностью русского чаепития. Всевозможные кондитерские изделия, варенье, джемы, ватрушки, сайки, баранки, кулебяки, коржи, пряники и многое другое составляли непременное угощение к чаю.
Однако главным действующим лицом оставался все же чай. И Москва была его главным потребителем, именно сюда завозились его самые лучшие сорта, разнообразие которых отражало вкусы взыскательной публики. В 1840-х гг. здесь насчитывалось более ста чайных магазинов. Товарные марки лучших чаеторговых фирм России ("Петра Боткина и сыновья", "Братья К. и С. Поповы", "Василий Перлов с сыновьями") были хорошо известны почитателям китайского, индийского и цейлонского чая.

 (512x369, 117Kb)
Сущность самовара такова, что он идеально вписывается в настроение чаепьющих в разное время суток. С этой точки зрения можно выделить три варианта самоварного чаепития:

Утренний самовар, безусловно, выполняет солярные функции. С одной стороны он банально, но удивительно мягко и приятно отражает солнечные лучи, наполняя стол вокруг себя сиянием. С другой стороны именно за самоварным чайным столом и неторопливой утренней беседой все окончательно просыпаются и утро плавно превращается в день.

Дневной самовар, который обычно сопровождает обед, является символом несуетливости, расслабленности и отдыха – этакой русской сиесты. Если даже сам обед происходил в помещении – то выходить пить чай нужно непременно на свежий воздух.

Самое классное вечернее самоварное чаепитие случается на закате или после захода солнца – для него очень важна некая сумеречность окружающего мира. Самовар, который стоит на столе, излучет мягкое тепло, которое легкими волнами докатывается до собравшихся за столом, перемешиваясь с ароматом чая, вечерними запахами и звуками и вплетаясь в нить неспешной беседы.

 (372x449, 45Kb)
Рубрики:  бытовой жанр
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку