-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2009
Записей: 3497
Комментариев: 5979
Написано: 16393


Методы психической саморегуляции.

Среда, 02 Мая 2012 г. 14:13 + в цитатник
6nJ4Ng-jkoc (604x453, 98Kb)







Содержание:
От темперамента к характеру
Эмоции и стресс
Методы психической саморегуляции
АУДИО: Как избавиться от стресса и напряжения
Психология Тела
ВИДЕО: Загадки нашего Я
Сила мысли-Что мы об этом знаем?
"Измененное состояние сознания" медитация



Как избавиться от стресса и напряжения - "Психологические причины заболеваний.


Регистрация на вэбинар Николая Куренкова "Психологические причины заболеваний. Как избавиться от стресса и напряжения" 3 мая 2012г.
http://katarsisspb.ru/

"Психология Тела"



Владимир Жикаренцев. Деньги Типы Характеров



****************************

Загадки нашего Я (Secrets of Ourselves)



****************************

Сила мысли-Что мы об этом знаем?


Фильм с сайта проекта Сила Мысли http://alenakrasnova.com

****************************

"Измененное состояние сознания" медитация





От темперамента к характеру

420687_340549615981612_135119113191331_819938_806876776_n (450x334, 39Kb)

Состояние высшей нервной деятельности определяет темперамент и черты характера человека. Под высшей нервной деятельностью подразумевается сложная форма деятельности высших отделов центральной нервной системы, которая обеспечивает индивидуальное поведенческоё приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей среды.
Понятие высшей нервной деятельности введено И. П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса. На основе разработанного им метода изучения условных рефлексов И. П. Павлов показал пути и возможности экспериментального изучения функций коры больших полушарий, играющих ключевую роль в сложных процессах психической деятельности. Именно благодаря трудам И. П. Павлова стало возможным с научных позиций применять различные методы психотерапии, в частности лечебное внушение врачом и самовнушение. К последующему относится аутогенная тренировка (от^ греческого "аутос" - сам, "генезис" - возникновение, происхождение).
Условно рефлекторная деятельность человека зависит от индивидуальных свойств его нервной системы. Совокупность этих свойств в значительной мере определяет характер или тип высшей нервной деятельности, который обусловлен наследственными особенностями данного конкретного индивидуума и его жизненным опытом.

В определении типа нервной системы человека имеют значение такие характеристики нервных процессов, как сила, уравновешенность и их подвижность.
По силе нервных процессов как раздражительных, так и тормозных люди могут значительно различаться - от обладающих (на одном полюсе) сильной нервной системой до имеющих (на другом полюсе) слабую нервную систему. Сравнивая их между собой, можно выделить ряд общих характерных отличительных признаков разных типов нервной системы.
Люди сильного типа в большей своей части отличаются высокой работоспособностью, особенно в условиях повышенной трудности и сложности, где требуются выдержка и целеустремленность.
Конечно, в известной степени работоспособность может зависеть и от заинтересованности и эмоционального отношения человека к своей профессиональной деятельности. Для сильного типа также весьма характерным критерием является умение находить выход из осложненных жизненных ситуаций, обеспечить целенаправленное поведение и выработать адекватные (соответствующие данным условиям) поступки в минуту повышенной опасности.

Людей сильного типа отличают жизненная инициатива и настойчивость в достижении заданной цели. Они, как правило, самостоятельны, не стремятся в своей жизни постоянно на кого-нибудь опираться и не ищут среди окружающих беспрерывной поддержки и сочувствия.
Они сравнительно редко подвергаются различным нервным срывам, а если у них и развиваются какие-либо невротические нарушения, то большей частью эти люди предпочитают справляться с ними сами, не обращаясь к врачам, а иногда даже не рассказывая об этом своим близким.
Человек, обладающий сильным типом нервной системы, более терпелив к физической боли и другим физическим страданиям. Он может легко переносить условия дискомфорта, ограничения в воде и пище, проявляя при этом завидную психоэмоциональную устойчивость.

Люди со слабым типом нервной системы во всех отношениях представляют противоположность тем, о которых мы только что рассказывали. Они обладают низкой трудоспособностью, быстро утомляются, истощаются и не способны длительно выполнять напряженную работу.
Эти люди нерешительны, инстинктивно стараются избежать трудных жизненных ситуаций, в которых часто из-за неспособности быстро принять правильное решение теряются, производят ряд лишних и бесполезных действий.
Им свойственно чувство неполноценности, они не умеют отстаивать своих собственных жизненных установок, часто ищут сочувствия и помощи у окружающих, легко внушаемы.
У них легко возникают невротические срывы, по поводу которых они часто обращаются к невропатологу. Нередко стремятся разжалобить врача и своих родственников, вызвать сочувствие к своим переживаниям.
Здесь нельзя не сказать о том, что человек со слабым типом нервной системы может ее укрепить, если станет систематически работать над усовершенствованием своих физических и психических способностей.
Неуравновешенность нервных процессов проявляется в форме ослабления тормозного процесса при относительно сильном возбудительном. Отличительными признаками людей с сильным тормозным процессом являются их организованное поведение, выдержка и самообладание.
Людям же со слабым тормозным процессом, наоборот, свойственны несдержанность, эмоциональная неуравновешенность, склонность к аффективным вспышкам. Они легко приходят в возбужденное состояние, торопливы, непоседливы, многоречивы, двигательно расторможены. Эти люди медленно засыпают, но быстро просыпаются.
Очень характерно, что люди с ослабленным тормозным процессом совершенно не умеют ждать. Ожидание транспорта, пребывание в очереди для них часто является невыносимой пыткой, они начинают волноваться, у них появляется двигательное беспокойство, им трудно сохранять малоподвижное состояние.
Важно отметить, что у пожилых людей и у беременных женщин нередко отмечается некоторое ослабление тормозных процессов. Это не патология, и лечения, как правило, не требует. Но относиться к таким людям их родственникам и сослуживцам нужно терпеливо, не вступая с ними в конфликты. В противном случае им можно нанести тяжелую психическую травму, которая усугубит состояние их здоровья.

Хотелось бы здесь упомянуть тот факт, что долгожителей, по данным геронтологов, больше всего в тех семьях, где взаимная вежливость возведена в неписаный, но строго соблюдаемый закон, где дети с большим уважением относятся к своим родителям, а также к дедушкам и бабушкам.
В характеристику типов нервной системы входят также подвижность нервных процессов. Существует, например, инертный тип нервной системы. Последний характеризуется недостаточной подвижностью как возбудительного, так и тормозного процессов. Противоположный тип нервной системы обладает большой подвижностью обоих процессов ("живой", подвижный тип).

Люди с инертным типом нервной системы испытывают большие затруднения при смене привычных для них обстоятельств, будь то изменение образа жизни, новая обстановка на работе или дома.
Им очень трудно отказаться или изменить старый жизненный стереотип на новый. Поэтому они остаются консервативными в своих делах, суждениях, привычках. Нередко эти стойкие инертные временные связи приводят к появлению стойких состояний в виде, например, навязчивых мыслей.
Типичным для людей, обладающих инертным типом нервной системы, считается склонность к сомнениям и неуверенности в своих действиях и поступках. Две противоположные тенденции в решении какого-либо вопроса могут так и не найти своего решения в какой-то конкретной ситуации. Характер у таких людей нередко бывает тревожно-мнительным. Они медленно засыпают и медленно просыпаются.

По И. П. Павлову, у людей выделяют четыре типа высшей нервной деятельности, учитывая при этом следующие свойства нервной системы: сила процессов возбуждения и торможения, их взаимная уравновешенность (другими словами, соотношение силы торможения и силы возбуждения) и их подвижность (иначе говоря, скорость, с которой возбуждение сменяется торможением, и наоборот).

Исходя из упомянутых свойств, типы высшей нервной деятельности подразделяются на следующие:
1) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов ("живой", подвижный тип);
2) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов ("спокойный", малоподвижный, инертный тип);
3) тип сильный, но неуравновешенный, у которого преобладают процессы возбуждения над торможением ("безудержный" тип);
4) тип слабый, которому свойственно слабое развитие как возбуждения, так и тормозных процессов.

Указанные типы высшей нервной деятельности соответствуют выделенным еще Гиппократом типам темпераментов человека. Так, люди первого типа высшей нервной деятельности относятся к сангвиникам, второго - к флегматикам, третьего - к холерикам и четвертого - к меланхоликам.

Датский художник X. Бидструп весьма точно отобразил сущность типов человеческого темперамента по Гиппократу (рис. 15).
000016 (478x700, 104Kb)
Рис. 15. Четыре темперамента по Гиппократу (рис. Х. Бидструпа): 1 - холерик; 2 - флегматик; 3 - меланхолик; 4 - сангвиник

В зависимости от типа темперамента человек может испытывать определенные трудности в процессе своей профессиональной деятельности. Так, например, флегматику трудно выполнять обязанности диспетчера или оператора, холерику - работать педагогом или воспитателем, меланхолику - занимать руководящую должность или выполнять ответственную работу.
Сангвиникам свойственна способность длительно и активно работать, при этом легко менять режим работы, чередуя его с отдыхом. Они в состоянии самостоятельно решать поставленные задачи, находить выход из трудных положений.
Флегматик очень медленно входит в работу, но всегда доводит начатое дело до конца. Ему сложно приспосабливаться к новым условиям работы, менять привычки. Быстрая смена обстановки и повышение требований могут породить у него раздражительность и беспокойство. Флегматик трудно уживается с сангвиником и еще труднее с холериком.
Холерик быстро и легко переключается с одного вида работы на другой, однако после ее окончания не может долго успокоиться.
Холерик нередко оказывается в роли лидера и успешно справляется с этой ролью, но бывает несдержан, придирчив к подчиненным. В семье может создавать вокруг себя обстановку нервозности, напряженности, подавляя инициативу других членов семьи, с которыми часто бывает груб.
Меланхолик отличается повышенной утомляемостью как при физической, так и при умственной нагрузке. Быстро теряется в сложной ситуации и не может найти выход из трудного положения. Весьма неохотно принимает ответственные решения и крайне нерешителен в своих действиях и поступках.
Заканчивая разговор о темпераментах, хотелось бы обратить внимание читателя еще на одну особенность высшей нервной деятельности. Учеными установлено, что большие по объему физические и психические нагрузки, превышающие нервно-психические возможности человека, приводят к ослаблению основных нервных процессов (торможение и возбуждение).

Так вот в таких случаях в зависимости от темперамента люди будут реагировать по-разному:
у флегматика процессы торможения начнут доминировать над возбуждением, и он станет пассивным, тревожным;
холерик сделается необычайно возбудимым, процессы торможения у него будут ослаблены;
у меланхолика усилятся астенические проявления, для которых характерны повышенная утомляемость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, снижение памяти, появление головных болей и нарушений сна.
Нередко люди неуживчивые, не умеющие сдерживаться, устраивающие по пустякам перепалки с родственниками и сослуживцами, не могут решить - обращаться к врачу или считать такое свое поведение проявлением тяжелого характера.
Психоневрологи в таких случаях говорят, что могут быть пограничные состояния между неврозами, психопатиями и тяжелыми психическими заболеваниями. Если говорить о неврозах, то они могут начинаться после тяжелых переживаний, длительных физических и умственных перегрузок, перенесенных болезней. Но те, у кого нервная система устойчива, самостоятельно справляются с подобными явлениями, как говорится, "берут себя в руки".

Что же касается психопатий, то о них впервые заговорил известный русский врач и ученый С. С. Корсаков. Произошло это следующим образом.
В суде рассматривалось дело 19-летней Прасковьи Качки, убившей своего возлюбленного. Во время студенческой вечеринки она застрелила изменившего ей молодого человека. Тогда встал вопрос о ее вменяемости. С психиатрическим заключением на суде выступал С. С. Корсаков.
Он убедительно доказал, что причиной поступка были болезненные особенности личности Качки, однако проявились они под влиянием перенесенной душевной травмы. С. С. Корсаков отметил, что такие особенности относятся к самым тонким психическим расстройствам, и ввел для их определения термин "психопатия".

Ряд западных ученых смешивают в проблеме психопатии причины биологические и социальные, затушевывают влияние общества и царящих в нем условий на поведение человека. Многие отклонения от нормы объявляются наследственными, врожденными, неизлечимыми.
В то же время советская психиатрия утверждает, что на развитие психопатии влияют различные факторы - семья, коллектив, условия быта, медико-профилактические мероприятия. Указанные факторы могут смягчить болезненные проявления, содействовать предупреждению развития болезни. Психопатия, таким образом, представляет собой длительно, порой всю жизнь продолжающийся невроз.
Отсюда напрашивается вывод: нельзя человека с плохим характером относить к психически больным. Ведь мы сами, как и окружающие нас люди, обладаем самыми разными характерами. В зависимости от этого мы по-разному реагируем на жизненные обстоятельства.
Неправильно поступают те, кто пытается ставить медицинские диагнозы при странностях поведения своих знакомых. Только врач может определить болезнь. Исследования, проведенные во Всесоюзном НИИ общей и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, позволяют более четко определять патологические проявления при психопатиях, установить их сходство и различие с другими эмоциональными нарушениями, понять роль социальных условий в их возникновении и лечении.

Ученые указанного института на основании своих изысканий пришли к выводу, что огромное значение в становлении эмоций имеет среда, в которой растет и воспитывается человек. Если, например, в семье из ребенка делают кумира, которому все дозволено, то, став взрослым, он скорей всего вступит в конфликт с окружающими из-за необоснованных претензий на свою исключительность. Ведь много лет его уверяли, что он самый лучший, самый способный, ему все по плечу.
Правда, могут спросить, а как же не потакать ребенку, если он, скажем, нервный от рождения, часто плачет, плохо спит.
В таком случае родителям следует, посоветовавшись с врачом, выяснить причину его состояния. Ведь дело может быть в отсутствии режима, в неспокойной обстановке в семье, в ссорах между родителями. Устранение выявленных причин явится главным звеном профилактики неврозов у детей.
Некоторые родители не учитывают, что ребенок, подобно губке, постоянно впитывает в себя все окружающие его явления, внимательно следит за поведением членов семьи, сознательно или бессознательно копирует их привычки, причем как хорошие, так и плохие. Сдержанность и уравновешенность в присутствии детей должна стать нормой поведения родителей.

Если же родители упустили возможность вырастить ребенка без невротических отклонений, взрослому придется обращаться к врачу. Конечно, психическое здоровье взрослого во многом зависит и от его общественной жизни.
В Советском Союзе существовала надежная социальная и экономическая основа профилактики нервно-психических болезней: отсутствовали такие постоянно травмирующие психику явления, как безработица, конкуренция, неувёренность в завтрашнем дне, что присуще капиталистическому обществу.
Как пример можно привести свидетельство американского корреспондента женевской газеты "Трибюн де матэн" о том, что страх стал массовым явлением в американском обществе и что предприимчивые дельцы беззастенчиво наживаются на нем. Корреспондент пишет:
"Американцы боятся, что на них нападут на улице, в их собственном доме или автомобиле. Боятся, что за ними шпионят. Боятся инфарктов, нервной депрессии или безумия. Этот страх не имеет границ, он не щадит ни бедных, ни богатых, с той лишь разницей, что последние могут окружить себя многочисленными "защитными средствами", которые в избытке предлагает им промышленность.
- Допустим, - иронизирует корреспондент, - вы заподозрили в обмане вашу жену, мужа или друга. Это легко проверить. Менее чем за 200 долларов вы приобретаете миниатюрный "детектор лжи", который легко спрятать в кармане пиджака или пижамы.

Другой пример - ваши соседи, без сомнения, готовят против вас какой-то заговор. К счастью, у вас имеется параболический микрофон (цена 400 долларов), вы направляете его в сторону соседа и прослушиваете все разговоры, даже если они ведутся шепотом.
Звонит телефон. Вам известно, что все ваши разговоры подслушиваются врагами. Но у вас есть верное средство посмеяться над ними. "Телефонный защитник" (50 долларов), подключенный к аппарату, мигает красным огоньком - значит, на линии присутствует кто-то третий".
Приведя еще несколько подобных примеров, корреспондент указывает, что для самых богатых людей открываются "еще более великолепные перспективы". "Специальные приспособления позволяют обнаружить бомбу, заложенную в автомобиль. Самое простое устройство подобного рода обойдется в 2 тысячи долларов. Самое сложное, позволяющее засечь тиканье часового механизма и взорвать бомбу до установленного срока, будет стоить 160 тысяч долларов...
Но все это лишь малая доля тех разнообразных технических ухищрений, которые предлагают многочисленныё фирмы, специализирующиеся на эксплуатации коллективной паранойи. Страх - это золотая жила в сегодняшней Америке", - заключает автор.
Если прибавить к тому, что говорил корреспондент, еще истерию страха атомной войны, которая подогревается в США всеми видами пропаганды, то становится понятным, почему эта страна занимает пальму первенства среди других развитых стран по количеству страдающих неврозами.
Ничего подобного нет в нашей стране, где законом запрещена пропаганда войны. В Советском Союзе население постоянно ощущает заботу партии и правительства о здоровье, жилье, профессиональном и другом образовании, занятости граждан. Это создает особый климат в стране, наличие которого отмечают приезжающие к нам зарубежные гости.
Конечно, нужно отличать действительно нервного человека от того, кто пытается прикрыть болезнью свою невоспитанность, низкую культуру, распущенность. Врачам встречаются по-настоящему нервные люди, но они умеют контролировать свои эмоции, ведут себя тактично и в семье, и с сослуживцами. Многим из них помогает сохранить равновесие занятие аутотренингом.
Вместе с тем всем нам следует постоянно помнить, как хрупко и непрочно может быть душевное равновесие человека (хотя бы от усталости) и в соответствии с древней мудростью относиться к окружающим так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам самим.
http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st004.shtml

********************************

Эмоции и стресс

307147_254479357921972_135119113191331_628294_1311499591_n (700x525, 26Kb)

Важной характеристикой психической деятельности человека является его эмоциональная сфера.

Эмоции (от латинского слова emovere - возбуждать, волновать) - это психические реакции, выражающие субъективное отношение человека к себе, другим людям, происходящему вокруг него в виде переживаний. К простым эмоциям психологи относят переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (жажда, голод), к высшим эмоциям относят переживания, отражающие объективное познание окружающего мира.
В конце XIX века американский и датский психологи Уильям Джеймс и Карл Ланге одновременно выдвинули теорию эмоции, основной смысл которой выражен в следующей фразе Джеймса: "Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим, а не: мы плачем, бьем, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы".
Иными словами, согласно теории Джеймса - Ланге эмоция рассматривается только как субъективное переживание телесных проявлений эмоциональных реакций.
Другая точка зрения на эмоции, высказанная У. Кенноном, рассматривает их как подготовительный этап к деятельности по типу реакции "борьба или бегство".
В дальнейшем эти представления были развиты до определения эмоции как выражения психической мобилизации, готовности к поведенческим реакциям. На этом построена и теория активации, согласно которой показатели отдельных физиологических вегетативных реакций могут рассматриваться как составные части в картине общего эмоционального состояния человека и степени его психической активности.

По определению психологов, эмоция - физиологическое отклонение от гомеостаза, которое субъективно переживается в форме сильных чувств (например, любви, ненависти, желания или страха) и обнаруживается в нервно-мышечных, дыхательных, сердечно-сосудистых, гормональных и других телесных изменениях, подготавливающих к внешним действиям, которые должны произойти или происходят.
Эмоции могут вызывать активное или пассивное состояние, стимулировать жизнедеятельность человека или угнетать ее. С этой точки зрения эмоции подразделяют на две группы - стенические (от греческого слова "стенос" - сила) и астенические ("астенос" - слабость, бессилие).
Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость, возбуждение, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличиваются темп и глубина дыхания. Это проявляется в одних случаях радостью, "спортивной злостью", в других - гневом, ненавистью.
Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельное состояние. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это выражается печалью, тоской, унынием, подавленностью.
Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Например, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угнетенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции.
А такая эмоция, как страх, одного человека парализует, ослабляет его духовные силы, а у другого мобилизует физические и умственные силы, делает его находчивым и сообразительным, а действия - быстрыми и точными.
Однако и радость бывает разной. Бурная радость - стеническая эмоция, так как она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Вместе с тем тихая и спокойная радость обычно расслабляет.

Важно отметить и то, что индивидуальные различия в проявлении эмоций во многом зависят от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а то и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное значение.

Следует учитывать, что эмоции подвластны регулировке со стороны нервной системы.
Непосредственное участие в регуляции эмоции принимают неспецифические структуры головного мозга, к которым относятся гипоталамус, ретикулярная формация, ядра таламуса, лимбическая система. Эти образования нервной системы относятся к древним и не имеют такой строгой упорядоченности, с четкой локализацией функций, как кора головного мозга.
Главным компонентом эмоциональных реакций являются изменения функций сердечно-сосудистой системы, в регуляции которых принимают участие оба отдела вегетативной нервной системы.
При положительных эмоциях преобладает активность парасимпатического отдела. При этом может наблюдаться и симпатическое влияние, которое приводит к кратковременному и не очень интенсивному усилению сердцебиений и некоторому повышению артериального давления крови.
Отрицательные эмоции активного характера (гнев, негодование, возмущение) повышают активность обоих отделов вегетативной нервной системы, при этом одновременно усиливается деятельность системы кровообращения и органов пищеварения.
Пассивные отрицательные эмоции сопровождаются возбуждением симпатического и торможением парасимпатического отделов, которые характеризуются некоторым снижением всех функций желудочно-кишечного тракта на фоне усиленной работы сердца и повышения артериального давления.
Как уже отмечалось выше, работа различных органов и систем человеческого организма протекает неосознанно, незаметно для нас.
Человек может ощущать работу своих внутренних органов, например сердца, при возникновении физического напряжения или эмоционального возбуждения. Тогда он начинает чувствовать удары сердца и пульсацию сосудов.
Эмоции активируют физиологические и психические процессы. По мнению И. П. Павлова, эмоции являются источником силы для клеток коры головного мозга и, следовательно, имеют определенный биологический и социальный смысл.

Таким образом, эмоции позволяют организму лучше приспосабливаться к условиям постоянно меняющейся внешней среды.
Внутреннее переживание положительно или отрицательно окрашенных эмоций формирует у человека мотивы определенных поступков, развивает и закрепляет определенные поведенческие акты.
В эмоциях человека находят свое выражение не только самоощущение в физиологическом смысле (например, удовольствие, доставляемое насыщением при приеме пищи, или приятное чувство физического благополучия, которое сопутствует здоровью), но и общественные связи человека, его миропонимание, его отношение к поступкам и высказываниям других людей.
Взгляды человека на события общественной жизни, на весь социальный уклад всегда носят выраженную эмоциональную окраску. Сам процесс труда и его результаты вызывают либо радость, удовольствие, либо досаду.

Содержание своих переживаний человек выражает не только речью. Эмоции внешне проявляются мимикой, движениями, которые служат сигналами для окружающих и, следовательно, наряду с речью определяют общественную роль эмоциональных выражений.
Отрицательные и положительные эмоции - это обязательные атрибуты нашей жизни, так необходимые для нормального развития и существования личности.

Длительное воздействие однотипных эмоций, особенно отрицательных, истощает защитные силы организма, снижает его общую сопротивляемость и создает предпосылки для возникновения патологических нарушений в деятельности органов или целых систем.
Так, функциональные расстройства органов пищеварения могут быть связаны с действием отрицательных эмоций. Например, у нервных людей часто встречаются желудочно-кишечные дисфункции, они нередко жалуются на ощущение тяжести в желудке, связанное с застоем желудочного содержимого.
По образному выражению отечественного клинициста М. И. Аствацатурова, при отрицательных эмоциях сердце поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным настроением.
Однако без эмоций жизнь становится скучной и пресной. Эмоции придают ей вкус и служат источником всех жизненных драм.

В работах древнеримского врача Галена приводится описание случая, когда к врачу обратилась молодая женщина с жалобами на физическое недомогание и эмоциональные нарушения. Он обратил внимание на то, что когда упомянул случайно имя одного молодого танцора, пульс у нее стал нерегулярным и участился. Врач решил проверить свое наблюдение и стал в разговоре называть имена других танцоров, но только при повторном упоминании имени первого молодого человека у женщины вновь возникло учащение пульса, что указывало на причину ее душевного смятения.
Наиболее зависимы от эмоциональных реакций мимические мышцы лица. На основе таких четырех врожденных эмоциональных состояний, как страх, гнев, удовольствие и отвращение, формируется большое количество разнообразных мимических реакций, отражающих эмоциональные переживания человека.

Известно, что у большинства людей воспоминание об уже пережитом событии может вызвать те же физиологические изменения и реакции, которые встречались в аналогичной реальной ситуации. Даже пересказ этого события, если оно носило ярко окрашенный эмоциональный характер, вызывает у человека учащение пульса, дыхания, повышение артериального давления. Принято говорить, что в таком случае у человека "душа уходит в пятки", "по телу пробегают мурашки", "его бросает в жар или холод", "сердце радостно бьется и готово выскочить из груди".

В древние времена существовали примитивные способы распознавания лжи. В Китае, например, подозреваемому предлагали взять в рот горсть сухого риса, и если он мог полностью выплюнуть рис, то его признавали невиновным. У англичан применялась сходная процедура: если обвиняемый мог прожевать и проглотить кусок сухого хлеба то его отпускали. В этих случаях пробы на невиновность основывались на том факте, что при эмоциональном стрессе замедляется слюнотечение. В народе даже существует поговорка: "От страха во рту пересохло".
Условием наиболее заметного проявления эмоциональных реакций является состояние стресса. По определению известного канадского физиолога Ганса Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое чрезвычайное внешнее воздействие, на любое предъявляемое к нему требование, которое превышает норму.
Здесь, очевидно, есть смысл сказать, что при воздействии на организм чрезвычайного (стрессового) раздражителя активизируется функция гипофиза (железа внутренней секреции), расположенного на нижней поверхности головного мозга. Гипофиз при этом выделяет в повышенном количестве адренокортикотропный гормон. Последний стимулирует деятельность коры надпочечников, которые в свою очередь начинают выбрасывать в кровь обилие разнообразных гормонов, в том числе кортикоиды.

Кортикоиды стимулируют механизмы, благодаря которым организм приспосабливается (адаптируется) к новым условиям. Однако адаптация при некоторых условиях (например, при очень сильном стрессорном воздействии) может превратиться в так называемый общий адаптационный синдром, который в таком случае становится основой возникновения заболеваний, так как выброс гормонов иногда превышает необходимый организму уровень, а их избыток оказывается вредным.
Природа воздействующего фактора, называемого стрессором, может быть самой разнообразной: к стрессорам могут быть отнесены физические, химические, биологические и социальные факторы, воздействующие на человека. Согласно Селье в ответ на действие стрессора реакция организма состоит из трех фаз: фазы тревоги, фазы повышенной сопротивляемости и фазы истощения. Действие стрессора может быть и психическое, когда организм не может адаптироваться к обстоятельствам, больше всего воздействующим на психику человека.

У человека частое воздействие эмоциональных стрессорных влияний (например, при остроконфликтных ситуациях) может вызвать истощение функциональных возможностей надпочечников, что резко ослабит способность организма приспосабливаться к воздействию вредоносных факторов.
Сильное или длительное эмоциональное напряжение, испытываемое человеком, называют эмоциональным стрессом.
Часто повторяющиеся стрессовые состояния могут вызвать излишнюю активацию вегетативной нервной системы и, в частности, ее симпатического отдела, что не так уж редко приводит к развитию болезненных состояний. Такие состояния Селье называл "болезнями адаптации" и относил к таковым гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.
Сочетание биологических и социальных факторов как стрессоров не у всех людей одинаково будут вызывать болезненные состояния. Их возникновение зависит от особенностей темперамента, состояния физического здоровья, степени утомления и др. Известно, что причиной некоторых заболеваний является вынужденное приспособление человека к условиям, превышающим его биологические и психологические возможности.
Человек с детства привыкает к стрессовым воздействиям в процессе обучения и воспитания. Адаптация к действию стрессоров зависит от индивидуальных особенностей человека, его жизненного опыта.
Стресс не всегда носит только отрицательную характеристику по отношению к человеку. Под влиянием стрессовых факторов в небольших дозах может повыситься мыслительная деятельность, мобилизовываться воля к преодолению изменившихся обстоятельств.
Роль стресса для живого организма в основном сводится к активации защитных, приспособительных механизмов.
http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st005.shtml

********************************

Методы психической саморегуляции

x_7d9f5dc3 (362x360, 36Kb)

За последние годы чрезмерно возрос темп жизни, наряду с которым возросла и психоэмоциональная нагрузка на нервную систему человека. Это в какой-то степени определяется высокими требованиями к его интеллекту и способности быстро приспосабливаться к действию окружающих факторов.
С другой стороны, человек не испытывает достаточного объема обязательной физической нагрузки, которая бы уравновешивала психоэмоциональную. Возникающий дисбаланс часто вызывает "срыв" такого равновесия, что приводит к появлению признаков нарушений нервно-психической деятельности и расстройства функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем.
Для смягчения нервных перегрузок все чаще применяются психотропные препараты с успокаивающим или стимулирующим действием.
Большая распространенность и широкие показания к употреблению психофармакологических средств, а также легкость их приобретения приводят к тому, что многие люди пользуются ими беспрерывно, часто без особой надобности, без врачебных назначений.
Конечно, успехи психофармакологии не должны, заслонять возможностей более естественной физиологической регуляции нервно-психических и вегетативных процессов в организме человека. Искусственное подавление при помощи фармакологических препаратов эмоциональных реакций вступает в противоречие с понятиями о целесообразности и универсальности этих реакций как приспособительного механизма организма.
Вместе с тем чрезмерное эмоциональное возбуждение, чувства тревоги и беспокойства могут появляться в структуре отрицательных эмоций, которым свойственно мышечное напряжение.
Снятие мышечного напряжения, создание эмоционального равновесия, стабилизация сосудисто-вегетативных отклонений - вот необходимое условие преодоления неприятных последствий действия отрицательных эмоций не только у больного, но и у здорового человека.
Известно, что эмоциональное напряжение часто снимается простым переключением эмоций, в некоторых случаях отдыхом, своеобразной индивидуальной разрядкой: спортивными занятиями, рыбалкой, охотой, прогулками.
Нужно сказать, что человечество постоянно искало способы и приемы, с помощью которых можно было бы противостоять действию окружающих средовых факторов, сохранять повышенную устойчивость нервной системы к эмоциональным перегрузкам. С этой точки зрения уместно осветить эволюцию развития методов психической саморегуляции.

Еще в глубокой древности врачи пытались использовать приемы самовнушения с лечебной целью. В начале XX века получила распространение методика самовнушения, разработанная французским аптекарем Э. Куэ. У него, правда, были довольно упрощенные представления о природе заболеваний человека. Куэ считал, что первостепенное значение в возникновении и развитии болезней имеет человеческое воображение, а значит, если внушать себе, что ты здоров, то от болезни можно будет избавиться.

Э. Куэ предлагал пациентам мысленно или шепотом повторять 25-30 раз подряд формулы самовнушения: "Мне становится лучше и лучше... Мои силы нарастают с каждым днем... Мое зрение (слух) улучшается... Я совершенно здоров..."

Повторять подобные формулы больной должен был по нескольку раз в день, сидя или лежа в удобной позе. В чистом виде методика самовнушения по Э. Куэ сегодня, конечно, не применяется, но ее элементы входят непременными слагаемыми во все современные варианты техники упражнений психической саморегуляции.

Изучением действия самовнушения занимались многие исследователи, в том числе физиологи.
Характеристику сущности самовнушения четко дал И. П. Павлов: "Раз точный исторический факт, что христианские мученики не только терпели, но и с радостью шли на мучения и умирали с хвалой тому, во имя кого они собой жертвовали, то перед нами яркое доказательство силы самовнушения, то есть концентрированного раздражения определенного района коры, сопровождающегося сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих, так сказать, коренные интересы всего организма, его целости, его существования. Если силы внушения и самовнушения таковы, что даже уничтожение организма может происходить без малейшей физиологической борьбы со стороны организма, то при доказанной широкой возможности влияния коры на процессы организма с физиологической точки зрения легко могут быть поняты произведенные путем внушения и самовнушения частичные нарушения целости организма при посредстве также теперь доказанной трофической инйервации".

Современные нейрофизиологи действие самовнушения объясняют возникновением доминантного очага возбуждения на общем фоне торможения активности коры головного мозга.
При этом резко возрастает значение слова как основного раздражителя. Закрепление реакций, возникающих в процессе аутогенной тренировки, приводит к тому, что для воспроизведения определенных ощущений достаточно повторения словесной формулы.
Сила внушения наглядно демонстрируется в лечебном гипнозе, однако при этом больной воспринимает чужие команды пассивно (в отличие от самовнушения).
Гипнотерапия и ее эффективность зависят от личностных качеств больного, которые включают, помимо прочего, стремление пациента подчиниться врачу, найти у него покровительство и защиту.
С другой стороны, нередко больной в процедуре гипноза не верит в эффективность лечения и активно ему сопротивляется. Поэтому, по мнению выдающегося отечественного психиатра и невролога В. М. Бехтерева, гипноз в лечебных целях должен сочетаться с разъясняющей психотерапией и самовнушением.

По мнению А. М. Свядоща, многие приемы психической саморегуляции заимствованы из системы индийских йогов ("йога" в переводе означает сосредоточение мыслей, созерцание).

Практические аспекты системы йогов включают вопросы телесной гигиены, физического здоровья, приемы саморегуляции физиологических процессов и тренировки высших психических функций (внимания, воли, памяти, воображения). С точки зрения современных научных представлений для достижения состояния сосредоточения йоги используют приемы, аналогичные применяемым для достижения гипнотического сна (длительное пребывание в определенном положении, фиксация взгляда, использование сложных зрительных образов).

В современных психотерапевтических методах находит применение система дыхательной гимнастики йогов, приемы расслабления мускулатуры и регулирования непроизвольных вегетативных функций.
В начале XX века практический интерес к гипнозу как основному психотерапевтическому методу стал снижаться, что привело к разработке новых методов внушения и самовнушения, направленных на регулирование функций нервной системы.
Основоположником современных методов психической саморегуляции принято считать немецкого врача Иоганна Шульца, предложившего в 1932 году методику аутогенной тренировки (по-гречески "аутос"- сам, "генос" - род; аутогенная тренировка - буквально самопорождающая тренировка). Первоначально она была направлена только на лечение больных неврозами и состояла из двух этапов.

Первый этап был подготовительным и преследовал цель обучить пациентов умению самостоятельно вводить себя в так называемое аутогенное погружение - состояние пониженного уровня бодрствования, особой дремоты.
Вторая ступень аутотренинга ставила своей задачей непосредственное лечебное воздействие. Опыт показал, что уже само состояние аутогенного погружения обеспечивает успокоение, снимает возбуждение, дает благотворный покой и отдых.

Разработке И. Шульцем методики аутогенной тренировки предшествовало его детальное знакомство с системой йогов в Индии и большой личный опыт использования гипноза в лечебных целях.
Он обратил внимание на то, что погружению в гипнотическое состояние всегда предшествует появление чувства тяжести и тепла в туловище и конечностях. На сходные ощущения указывали и занимающиеся гимнастикой йогов. На основании этих наблюдений И. Шульц пришел к выводу, что, добиваясь этих ощущений за счет расслабления мышц и возникновения ощущений тепла вследствие расширения периферических сосудов, можно вызвать гипнотическое состояние.
При внушении человеку этих ощущений его можно погрузить в гипнотическое состояние без внушения сонливости. Более того, выявилось, что если испытуемый ярко представлял себе ощущение мышечной тяжести и тепла, он самостоятельно погружался в гипнотическое состояние.
Решающим для разработки методики аутогенной тренировки был вывод И. Шульца о том, что состояние, весьма близкое к тому, которое испытывают при погружении в гипноз, но с сохранением самоконтроля, может научиться вызывать у себя любой человек. Для этого он предложил систему упражнений, при которых необходимые ощущения достигаются тренирующимся с помощью семи стандартных формул-самоприказов:

Подготовительные упражнения. Формула самовнушения: Я совершенно спокоен.
Первое упражнение ("тяжесть"). Формула: Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки (ноги) тяжелые. (Разучивается с врачом на первых трех-четырех занятиях и повторяется самостоятельно.)
Второе упражнение ("тепло"). Формула: Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки (ноги) теплые. (Разучивается на четырех очередных занятиях.)
Упражнение третье ("сердце"). Формула: Мое сердце бьется спокойно и сильно. (Осваивается на двух последующих занятиях.)
Четвертое упражнение ("дыхание"). Формула самовнушения: Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится спокойно и свободно (одно-два занятия).
Пятое упражнение ("живот"). Формула: Мое солнечное сплетение излучает тепло, живот прогрет глубинным теплом (два-три целенаправленных занятия).
Шестое упражнение ("лоб"). Формула: Мой лоб приятно прохладен (два-три последних, занятия).

Применяя упражнения аутогенной тренировки, можно достигнуть значительного расслабления поперечнополосатой и гладкой мускулатуры и общего покоя. Используя далее приемы самовнушения, человеку удается воздействовать на различные функции и системы организма.
Перечисленные шесть упражнений составляют комплекс аутотренинга низшей ступени. Аутотренинг проводится с закрытыми глазами в одной из следующих поз (рис. 16):

1. В позе "кучера", при которой, сидя на стуле, следует наклонить туловище вперед, опустить на грудь голову, закрыть глаза, удобно поставить ноги на полную ступню, а руки положить на передние поверхности бедер и расслабить мышцы и связки. При этом весь груз тела без мышечного напряжения переносится на связочный аппарат позвоночника.
000018 (505x700, 118Kb)
Рис. 16. Положение, которое принимает занимающийся ауто-тренингом: а - 'поза кучера'

2. Полулежа в кресле с высоким подголовником и подлокотником.
000019 (469x700, 97Kb)
Рис. 16. Положение, которое принимает занимающийся ауто-тренингом: б - поза полулежа

3. Лежа на спине, подложить под голову невысокую подушку, руки слегка согнуть в локтевых суставах и расположить вдоль туловища ладонями вниз, ноги несколько развести и развернуть кнаружи.
000020 (526x330, 46Kb)
Рис. 16. Положение, которое принимает занимающийся ауто-тренингом: в - поза лежа

Занимая исходное положение, следует принять максимально удобную позу, при этом должно исключаться любое, даже минимальное напряжение мышц. Исключаются также внешние раздражители, особенно на первых занятиях, такие, например, как шум, свет, застегнутый воротничок, тесная одежда, затянутый брючный ремень и т. п.
Важно выдерживать строгую последовательность усвоения упражнений, так как усвоение предыдущего является условием освоения последующего. Формулы-самоприказы произносятся мысленно вслед за врачом или самостоятельно.

Цель первого упражнения ("тяжесть") - достижение максимального расслабления поперечнополосатой мускулатуры путем внушения ощущений мышечной тяжести. Усвоением упражнения является генерализация ощущения тяжести - распространение его на все тело.
Задача второго упражнения ("тепло") - добиться ощущения тепла в конечностях, что будет указывать на овладение регуляцией сосудистого тонуса с расширением кожных сосудов и повышением кожной температуры. Усвоением упражнения является генерализация ощущения тепла.
Цель третьего упражнения ("сердце") - регуляция ритма сердечных сокращений за счет вызывания эмоционально окрашенных представлений и повторения формул самовнушения. Усвоением упражнения является умение произвольно менять частоту пульса как в сторону его урежения, так и в сторону учащения.
Цель четвертого упражнения ("дыхание") - регуляция ритма дыхания и активный контроль за ним. Усвоением упражнения является способность нормализовать ритм дыхания с развитием состояния успокоения, например, после физической нагрузки.
Цель пятого упражнения ("живот") - достичь ощущения тепла в брюшной полости, под ложечкой, то есть у края грудины, в месте проекции солнечного сплетения. Усвоением упражнения является ощущение тепла в области солнечного сплетения с тенденцией к его генерализации.
Цель шестого упражнения ("лоб") - научиться вызывать ощущение прохлады в области лба и висков при повторении формулы самовнушения и вызывания представлений легкого прохладного ветерка или холодного компресса на лбу у человека, находящегося в теплой ванне.

Для лучшего овладения данными упражнениями целесообразно в утренние и вечерние часы проводить занятия лежа, а в дневные - полулежа или сидя.
Заняв исходное положение, закрывают глаза и мысленно произносят формулу: Я совершенно спокоен. Затем медленно, с концентрацией внимания на правой руке, повторяют пять-шесть раз формулу: Моя правая рука очень тяжелая и представляют себе ощущения тяжести. Каждое повторение производится на фазе выдоха. Возникновение ощущения тяжести свидетельствует о мышечном расслаблении. С целью ускорения обучения формулы следует применять для каждой конечности в отдельности. Упражнения нужно начинать с наиболее активной руки. Завершать упражнение необходимо повторением формулы: Я совершенно спокоен и расслаблен.
Таким же образом осваиваются и остальные пять упражнений. Каждое из упражнений обладает определенным избирательным терапевтическим воздействием.

Заслуга И. Шульца состоит в Том, что он связал обыкновенные слова с простыми, легко достижимыми физическими ощущениями. Каждый человек уже после нескольких занятий может получить необходимый эффект.
Несколько ранее И. Шульца американский исследователь Эдмунд Джекобсон начал разрабатывать свою методику психической саморегуляции, названную им "последовательной релаксацией". Он обратил внимание на то, что при эмоциональном напряжении возникает также напряжение и определенных групп мышц.

Например, в трудных ситуациях один хмурит лоб, другой напрягает челюсти, третий сжимает кулаки, а у некоторых людей при сильных эмоциях отмечается даже общая скованность движений. Известно, что при страхе напрягаются мышцы, принимающие участие в артикуляции и фонации, а также затылочные мышцы, при депрессивных состояниях напрягаются дыхательные мышцы и т. п.
Принято считать, что Э. Джекобсон доказал, что, расслабляя - "релаксируя" мышцы, можно произвольно изменять эмоциональное состояние в нужном направлении, в частности снимать чувство страха, тревоги и т. д.
Представляет интерес весьма простая методика, предложенная канадским специалистом Л. Персивалем. Суть ее заключается в том, что человек расслабляет предварительно напряженные мышцы, делая одновременно спокойный выдох.
Заслуживает внимание й вариант аутогенной тренировки - психомышечная тренировка, предложенная в 1975 году московским специалистом в области спортивной психогигиены А. В. Алексеевым. Она состоит из пяти упрaжнений, которые мы и приводим.

Первое упражнение. В положении сидя или лежа сразу после очередного выдоха сожмите кулаки в половину максимальной силы. На вдохе распространите такую же по силе волну мышечного сокращения по рукам вверх до плеч. Сохраняя напряжение мышц рук, задержите дыхание на высоте вдоха на три-четыре секунды.
Затем, делая спокойный замедленный выдох, расслабьте мышцы рук в обратном направлении, то есть от плеч к кончикам пальцев. При этом пассивно (без напряжения мимических мышц лица) концентрируйте внимание на ощущении расслабления.
На том же выдохе представьте себе, что руки слегка потяжелели, изменились в объеме (будто вата, пропитанная теплой водой), что как будто горячая кровь разливается по рукам от плеч до кончиков пальцев, согревая их. Все это можно выразить формулой самовнушения:

Мои руки расслабляются и теплеют.
Первое упражнение выполните непрерывно в течение четырех-пяти минут при частоте дыхания четыре-шесть в минуту. Научившись вызывать у себя чувство расслабления и тепла в руках, осваивайте следующее, второе упражение по той же схеме.
Второе упражнение. На вдохе потяните носки ног к себе и одновременно напрягайте в половину максимальной силы мышцы голеней, бедер и ягодиц. На выдохе концентрируйте внимание на чувстве расслабления и тепла в ногах, отводя при 'этом без напряжения носки от себя.
Третье упражнение. Выполняйте по тому же принципу, что и предыдущие два. На вдохе напрягите мышцы груди, живота и спины, как по команде "смирно", а на выдохе расслабьте их, как по команде "вольно". Одновременно при этом внушайте себе чувство тепла в туловище.
Четвертое упражнение. Выполняйте, подобно предыдущему. На вдохе шею втягивайте в плечи, а плечи немного приподнимайте. На выдохе опускайте плечи, внушая себе чувство расслабления и тепла в области шеи.
Пятое упражнение. В отличие от первого - четвертого упражнений мимическую мускулатуру напрягайте не в половину максимальной силы, а совсем незначительно. На вдохе слегка нахмурьте лоб, зажмурьте глаза, немного сожмите зубы и губы. На выдохе выполните обратные действия, направленные на расслабление лицевой мускулатуры. При этом одновременно концентрируйте внимание на ощущении расслабления и тепла в области лица.

Систематическая мышечная тренировка со сменой напряжения расслаблением используется для тренировки основных нервных процессов возбуждения - торможения.
Существенное место среди методов психической саморегуляции занимает система педагогических приемов, разработанных К. С. Станиславским и В. Э. Мейерхольдом для обучения актерскому мастерству ("метод физических действий"). Основным содержанием этой системы являются упражнения, помогающие актеру находить верное творческое самочувствие, развивающие и совершенствующие творческое внимание, воображение и фантазию.
Эта система широко используется для тренировки актеров и в наши дни. Многие специфические приемы, являющиеся сейчас составной частью аутотренинга (например, "круги внимания"), заимствованы из системы К. С. Станиславского.
В разных странах появились свои модификации аутогенной тренировки, предназначенные для решения различных конкретных задач. При разработке этих модификаций специалисты учитывают накопленный опыт научного изучения саморегуляции психофизиологического состояния, применяются технические средства с использованием принципа обратных связей и т. д. Поэтому в настоящее время аутогенная тренировка в классическом варианте "по И. Шульцу" применяется редко, а наиболее распространенные ее модификации и усовершенствования по своей сути относятся к методикам саморегуляции психофизиологического состояния.

Аутогенная тренировка обладает большим организующим воздействием на эмоционально-волевую сферу. Человек сам активно ведет психотерапевтический процесс, активно контролируя и оценивая результаты его положительного воздействия.
В аутогенной тренировке большое место занимает самоубеждение как один из приемов психологического самовоздействия при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Такое самовоздействие делает аутотренинг волевым и интеллектуальным процессом, ведущим к самосовершенствованию, а при необходимости и к рациональной перестройке характера.

Убеждение в том, что в основе болезненного состояния человека, занимающегося аутотренингом, лежит не органический процесс и патология внутренних органов, а переживания, страх, эмоциональное напряжение, последствия от воздействия перенесенных ранее психических травм является настоятельно необходимым.
Понимание функционального происхождения болезненных субъективных ощущений, от которых можно избавиться самовнушением, помогает воспитанию и самовоспитанию критического отношения больного к своему состоянию. Убеждение в возможности снятия болезненных ощущений закрепляет веру в терапевтическую эффективность аутогенной тренировки.
Физиологические механизмы восстановления нервной регуляции различных функций под воздействием аутогенной тренировки до настоящего времени продолжают изучаться учеными. Но сегодня точно установлено, что самое важное условие овладения техникой аутотренинга - упражнения в расслаблении мышц.
И. М. Сеченов обосновал в своих работах, что все сознательные произвольные движения являются отраженными, рефлекторными актами и отличаются от непроизвольных тем, что они заучены в процессе жизненной практики.
И. П. Павлов показал, что в основе произвольных движений лежит корковый анализ всей информации, идущей от рецепторов в головной мозг. Им установлено, что если человек думает о движении или представляет себе его, то он непроизвольно производит такое движение.
Многие исследователи вслед за И. П. Павловым подчеркивали наличие связи функционального состояния центральной нервной системы с движением и тонусом поперечнополосатой и гладкой мускулатуры.
Ученые доказали, что двигательная нагрузка, воздействуя на нервную систему по типу обратной связи, может оказывать положительное влияние на эмоциональную сферу. Так, хорошо всем известно тонизирующее влияние на эмоциональное состояние утренней гимнастики, после которой у человека улучшается настроение, повышается тонус, возрастает работоспособность.
Психологи обращают внимание на активное участие мимических, жевательных, речевых мышц и мышц пальцев рук и кисти в реализации эмоциональных реакций. В эксперименте отмечено, что при напряжении мышц кисти в кулак в таламусе биоэлектрическая активность возрастает в два с половиной раза, а при сгибании руки в локтевом суставе - только в полтора раза.
Вот почему весьма важно в тренировках на снятие мышечного напряжения добиваться хорошего расслабления мимических, жевательных, речевых мышц и мышц кисти и пальцев рук.
Мышечное расслабление является внешним отражением состояния покоя, уравновешенности и характерно для положительных эмоций (например, при улыбке, смехе, удовольствии и др.). Мышечное расслабление является фазой подготовки нервной системы к отдыху, например сну.
Успокаивающее действие некоторых лекарств, теплых ванн отчасти связано с их способностью вызывать мышечное расслабление. Последнее ценно тем, что снижает реактивность вегетативных центров и гасит эмоциональную возбудимость.

Мышечное расслабление как основа аутогенной тренировки вырабатывается при активном участии нервной системы, волевым усилием и носит произвольный характер.

И. П. Павлов писал: "Есть один очень важный и огромный орган, физиологии которого я не касался, иннервация которого, однако, и пространственно, и во времени преобладает над всеми другими иннервационными приборами. Этот орган - скелетная мускулатура".
И. М. Сеченов и И. П. Павлов в своих трудах указывали, что в формировании произвольных движений решающую роль играют ощущения, представления и деятельность второй сигнальной системы.
Словесная характеристика движения или двигательного образа может вызвать все те же ощущения, свойственные данному движению.
Отсюда становится понятной возможность волевого мышечного расслабления при концентрированном образном представлении об этом процессе.
Словесный сигнал или словесный образ при аутогенной тренировке косвенно, за счет условнорефлекторных связей позволяет изменять или регулировать обычно неуправляемые вегетативные процессы.

По мнению советских ученых А. М. Свядоща и А. С. Ромена, возникающее при аутогенной тренировке фазовое состояние между сном и бодрствованием можно квалифицировать как аутогипноз, который позволяет многократно повторять на этом фоне самовнушение. Также отмечено, что на фоне таких фазовых состояний словесный раздражитель оказывает большое воздействие.
Исследователи обращают внимание и на то, что наиболее эффективным на вегетативные функции оказывается воздействие при мысленном воспроизведении эмоционально окрашенных событий, воспоминаний. Выявлено, что реакция на образное представление всегда сильнее, чем на словесное обозначение этого образа.
Так как корковая регуляция многих функций осуществляется за счет условнорефлекторных связей, при воспроизведении ощущений тепла, тяжести следует представлять конкретную ситуацию, в которой эти ощущения могли иметь место.
К таким ситуациям можно, например, отнести ощущение тепла при погружении руки в теплую воду или ощущение тяжести при мышечном напряжении с поднятием груза.
Появление ощущения тепла объясняется увеличением притока крови и связанного с этим некоторого повышения температуры кожи. Объективные измерения температуры кожи рук и ног в процессе занятий психорегулирующей тренировкой подтверждают факт реального повышения кожной температуры и ее прямой зависимости от тренированности.

Упражнения в расслаблении мышц (релаксация) позволяют добиться успокоения, ощущения тепла и тяжести в руках и ногах, то есть большинства тех ощущений, которые достигаются с помощью самовнушения.
Создание состояния покоя, расслабления, тепла - все это является средством повышения эффективности отдыха и снятия нервно-психического напряжения и служит непременной основой выполнения в дальнейшем более сложных элементов самовнушения.
Вместе с тем это же состояние является важнейшим физиологическим условием самовнушения, с помощью которого можно управлять высшими психическими функциями и привычными формами поведения (например, бороться с вредными привычками, корректировать личностные или характерологические особенности и т. д.).
http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st006.shtml

312116_255743564462218_135119113191331_632385_298637964_n (476x373, 27Kb)

~

 



Аватары и анимация на GIFr.ru
Метки:  

Процитировано 1 раз

Лада-Аледа   обратиться по имени Среда, 02 Мая 2012 г. 14:32 (ссылка)
Как устроена наша нервная система?
Ссылка: http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post218120860/
Методы психической саморегуляции.
Ссылка: http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post218318413/
Аутогенная тренировка.
Ссылка: http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post218319887/
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку