Нам очень мало известно о том, как сам ребенок воспринимает свой приход в этот мир. Новорожденный не способен при помощи речи передать свои ощущения. Все мы, становясь взрослыми, забываем свои первые впечатления. Однако, мы можем попытаться представить себе его мысли и чувства, используя знания о том, как именно посредством своих ощущений ребенок принимает участие в происходящем вокруг. Даже совершенно незнакомая обстановка и окружение, судя по всему, вызывает различные ощущения, связанные с цветами, формами, голосами и другими звуками, движениями и прикосновениями. В то же время эти ощущения не обладают ни смыслом, ни связанностью, ни названием. Можно предположить, что сенсорные ощущения младенца сопровождаются эмоциональными впечатлениями. Различные тапы эмоций, например, радость и раздражение, удовольствие и неудовольствие, приходят и уходят, увеличиваются и уменьшаются по мере поступления к малышу новых ощущений.
Родителям всегда важно помнить, что даже если мы и способны к сопереживанию и участию в том, что ощущает маленький ребенок, мы не имеем непосредственного доступа к миру его переживаний. Однако, располагая собственными переживаниями и эмоциями и воспринимая маленького ребенка, как личность уже с рождения, мы можем истолковывать эмоции ребенка в соответствии с нашими представлениями и таким образом мы и приписываем своему ребенку определенные переживания.
Кажется, все родители испытывают естественную потребность воспринимать звуки и движения своего ребенка, как что-то значащие. Так постепенно выстраивается их представление о том, что происходит, когда они общаются с ребенком. Это касается тех моментов, когда ребенок проявляет интерес к чему-либо или реагирует на происходящее звуками и движениями или такими эмоциональными средствами, как улыбка или плач.
Обычно то, как именно родители воспринимают и истолковывают эмоции ребенка, находится в связи, по крайней мере частично, с их собственными детскими впечатлениями, данной ситуацией и типом культуры, в ко торой они живут.
Получается, что детские эмоции и их источники могут пониматься различным образом. Эта способность сопереживания и толкования поведения ребенка является необходимым условием того, чтобы родители понимали состояние своих детей и давали им заботу, близость и любовь, в которой их дети так нуждаются. Сопереживая ребенку, родители могут понять и узнать свою кроху, как личность. Реагируя на ребенка и его переживания, родители к тому же помогают малышу узнать самого себя и научиться выстраивать отношения с окружающим миром .
Когда мы сопереживаем и истолковываем детские эмоции и возвращаем это обратно ребенку, мы помогаем ему лучше понять свои ощущения. Люди и предметы детского мира постепенно становятся узнаваемыми и соотносятся с ощущениями, понятными в их связи с повседневными потребностями и событиями.
Проведенные исследования, касающиеся ранних стадий развития младенцев , показали, что уже новорожденные дети обладают способностью устанавливать связь с людьми, которые за ними ухаживают. Доказано, что новорождённый ребенок может отличить голос матери от голоса других женщин, способен быстро научиться узнавать лицо своей мамы и запах материнской груди. Несколько недель спустя он также узнает лицо своего отца, а несколько месяцев спустя он показывает, что ожидает различного от отца и матери.
Кажется, что сама природа позаботилась о том, что ребенок уже в раннем детстве мог узнавать заботящихся о нем людей, прежде всего родителей и чувствовать к ним привязанность.
Дети также обладают врожденными физическими предпосылками. Это предполагает разницу в темпераменте между мальчиком и девочкой, что влияет на развитие контакта с папой и мамой. У родителей уже имеются определенные представления о том, как мальчик или девочка должны вести себя. Поэтому тип общения с ребенком подчас зависит от того, мальчик это или девочка. Ощущения заботы со стороны родителей и их близости связано с тем, что происходит вокруг ребенка или с ним самим. Важные ощущения связаны с удовлетворением повседневных потребностей, в частности , потребности в еде. Маленькие детки испытывают чувство голода чаще, чем дети постарше. Сначала оно выражается в общем раздражении, постепенно оказывающем влияние на движения ребенка, его дыхание, на звуки, которые он издает, внимание и реакцию на окружающий мир. Когда младенцы испытывают чувство голода, они показывают это всем своим существом. Это практически буря – буря голода!
Но именно интенсивный детский крик лучше всего привлекает родительское внимание. Затем приходит мама малыша, прикладывает его к груди. Он сосет и постепенно становится сытым, и вот он уже весел и спокоен и может продолжать переживать, узнавать и познавать этот мир. Буря миновала, и он ощутил комфорт и спокойствие этого мира.
Через кормление , повседневную заботу. Утешение, обмен звуками, встречу взглядами, контакт через кожу, движения при повседневном общении ребенок все сильнее и сильнее привязывается к своим родителям или другим взрослым. Когда родители утешают или подбадривают ребенка, говорят с ним, прикладывают к груди, обнимают, играют с ним или ласкают его, он постепенно запоминает, что это хорошие переживания. дающие чувство успокоения и удовольствия, новые впечатления и радость. Постепенно родители начинают ассоциироваться у малыша с этими чувствами. Эти впечатления ребенок получает в повседневных ситуациях, которым многие родители придают очень малое значение. Однако именно в этих ситуациях ребенок учится устанавливать связь со своим родителями и окружающим миром.
Достаточно часто, ко мне, как специалисту по взаимодействию матери и младенца, обращаются мамы. Они задают такой вопрос: «Мой ребенок постоянно хочет кушать. Я кормлю его буквально через каждые 15-20 минут. Почему он так часто просит есть? Ведь молока у меня достаточно».
Скажу, что младенцы кроме голода испытывают множество других желаний и потребностей: им может мешать свет; они хотят, чтобы их просто подержали на руках; они могут хотеть поиграть с мамой; они испытывают болевые ощущения; кому-то мешает наполненный памперс; кто-то просто изучает этот мир. Часто дети именно плачем выражают свои желания. Мамы однозначно считывают этот плач, как желание кушать. В таком случае, ребенок через некоторое время усвоит, что интерес и развитие в этом мире происходит только через пищу.
Милые мамочки! Учитесь понимать желания своей маленькой личности прямо с рождения, замечайте различную тональность его плача и звуков, обращайте внимание на его реакции на повседневные проявления, угадывайте его желания и вступайте с ним в диалог - диалог без слов. Практически весь первый год жизни ребенка происходит в безречевом общении. Те дети, с которыми мамы устанавливали эмоциональное общение и вели беседы «без слов» , вырастая, научились понимать потребности других людей. Им легче дается установление контакта , они более терпимы и спокойны, более свободны в проявлении своих чувств.
Удачи Вам!