Арт-терапия – терапия творчеством включает в себя методы взаимодействия человека с различными видами искусства: живописью, музыкой, литературой.
Цель арт-терапии – гармонизация и развитие личности через раскрытие способностей и самопознание. В арт-терапии используется как создание продуктов собственного творчества, так и восприятие произведений искусства.
"Вхождение в картину"
Поставьте перед ребёнком репродукцию картины (лучше выбирать реалистические пейзажи, анималистику, сюжетные картины). Предложите малышу представить, как он заходит в эту картину. Спросите, что он чувствует, что слышит в картине, какие запахи до него доносятся. Если ребёнку трудно, расскажите сами, например, об ощущаемой свежести морозного утра или тепле солнечных лучей на коже в жаркий полдень в зависимости от сюжета картины. Включите собственное воображение и чувства, пусть рассказ будет максимально подробным. Даже «пустой» пейзаж может быть наполнен звуками и запахами: скрип веток, шелест ветра в листве, шум воды, запах хвои, ила, дыма. Кстати, полезно также обращать внимание ребёнка на различные ощущения и во время прогулки. Если на картинах присутствуют персонажи, спрашивайте, что чувствуют герои, о чем думают, мечтают, что хотят сделать, что бы ребёнок хотел сделать, находясь в картине? Предоставьте ребёнку возможность пофантазировать о том, как он гуляет в картина взаимодействует с персонажами «Выходя» из картины, поблагодарите изображенные лес ил поле за приём, попрощайтесь героями. Если ребёнок захочет выразить свои впечатления в рисунке, рассказе - смело предоставляйте ему эту возможность.
«Музыка рассказывает сказку»
Ребёнок слушает отрывок из музыкального произведения, лучше всего с закрытыми глазами, приняв удобную позу и расслабившись. Взрослый рассказывает сказку, которую передаёт музыка. Это может быть сюжетный рассказ, основанный на обращении к миру чувств.
Вот пример такого рассказа: «Представь, что ты лежишь траве на лесной поляне. Солнце греет, пробиваясь сквозь листву деревьев. Изумрудная зелень тихо шелестит от нежного тёплого ветерка. Почувствуй, как ветер тихонечко подул тебе в лицо. Ты слышишь, как посвистывают птицы. Вот откуда-то издалека ветер донёс тихий звон, лёгкий шорох. На поляну вышли маленькие гномы, на их колпачках звенят колокольчики. Гномы подумали, что ты спишь, и решили станцевать на полянке танец. Танцуют гномы, кружатся в хороводе, звенят их колокольчики, подпевают им птицы. Вот два гнома легко дотронулись до твоих рук, и ты чувствуешь, что твои руки стали более умелыми, ловкими. Ещё два гнома прикоснулись к твоим ногам, и они стали более сильными и быстрыми. Ещё прикосновение - к груди. Твоё сердце стало более чутким, понимающим. Почувствуй прикосновение ко лбу. Твой ум стал ещё острее, восприимчивее. Волшебные гномы сделали тебе подарки, а теперь им пора возвращаться домой. Тихо-тихо под музыку они уходят с поляны. Ты чувствуешь прилив сил, мысленно говоришь гномам спасибо и открываешь глаза».
Основная цель создания визуальных образов, сочетающихся с музыкой, - научить ребёнка слушать музыку, создавая внутренние образы, основанные на чувствах и ощущениях. Вплетение в сюжет познавательных элементов, а также посланий, повышающих самооценку, могут быть полезным дополнением.
Сюжеты можно придумывать самим, прослушивая предварительно музыкальный отрывок, подбирать в художественной литературе, изменяя в соответствии с особенностями музыки. Знакомьте детей с либретто (содержанием) классических опер или балетов. Когда ребёнок привыкнет к тому, что музыка способна рассказывать истории и пробуждать чувства, он сам начнёт создавать художественные образы и сюжеты под воздействием услышанных произведений.
Часто дети остаются не в восторге от посещений музеев, спектаклей, концертов классической музыки. Как же сделать так, чтобы общение ребенка с художественным и музыкальными произведениями было интересным и увлекательным? Попробуйте провести с детьми несколько игр, использующих методы арт-терапии: они помогут вам не только развлечь ребенка, и научить его слушать музыку, понимать живопись, а также развить мир его чувств.
«Фотоаппарат»
Сделайте вместе с ребёнком несколько картонных рамок разной формы и размера (треугольные, овальные, в виде звезды, вытянутых прямоугольников, каплеобразные. Возьмите их на прогулку и поиграйте в создание фотографий. Задача игры состоит в том, чтобы заключить часть пейзажа в наиболее подходящую рамку, создав определённую композицию. Попросите ребёнка найти главный объект композиции, дать название фотографии. Этот пейзаж можно потом нарисовать. Фотографирование настоящим аппаратом помогает развивать умение видеть прекрасные стороны окружающего мира, находить особенно интересные моменты в изменяющейся действительности, создавать разнообразные композиции.
Рисование частями тела
Суть метода в том, чтобы ребенок рисовал не кисточкой, а руками, пальчиками, даже носом. Этот метод позволяет малышам лучше почувствовать своё тело и его возможности. Нужно чтобы при этом занятии ребенку было комфортно. Учтите, что, рисуя, ребенок может испачкать одежду или мебель. Поэтому, застелите пол большим куском клеёнки, подготовьте губки и тряпочки, наденьте на малыша старую папину футболку или моющийся фартук. Можно купить специальную краску для рисования ладошками, она очень легко смывается.
Предложите ребёнку сначала порисовать кончиками пальцев, проводя линии и ставя отпечатки. На что это может быть похоже? Вы можете кисточкой дорисовать изображение до целостного образа, добавив совсем немного деталей, но только если ребёнок не будет против.
Дальше можно предложить сделать отпечатки ладошек. А что получится, если отпечатать боковую сторону ладони, согнутые в кулачок пальцы с тыльной стороны? Попробуйте порисовать локтями, коленями, ступнями. Очень весёлое занятие! Правда, некоторые дети не любят пачкаться и могут наотрез отказаться от такой игры. В таком случае не настаивайте. Творчество - дело добровольное. Предложите порисовать, делая отпечатки из мятой бумаги, обмакивая её в краску.
В зависимости от возраста ребёнка занимайтесь с ним от 10 до 40 минут, ориентируйтесь на желание и готовность ребёнка, не принуждайте его, если он устал или потерял интерес. За одно занятие попробуйте один-два способа рисования (например, за один раз создайте композицию из отпечатков пальчиков, на следующем занятии рисуйте пальцами и ладонями, позже попросите ребёнка придумать другие способы создать отпечатки с помощью частей тела).
Рисование под музыку
Попробуйте порисовать с малышом звучащую музыку в виде цветовых пятен и линий различного характера или нарисовать образы и сюжеты, рождённые не воздействием музыкального произведения. С ребёнком постарше попробуйте нарисовать звучат каждого отдельного инструмента. Благоприятное воздействие оказывает рисование под музыку с закрытыми глазами.
«Нарисуй свое настроение»
Ребёнку предлагается изобразить его настроение в данный момент в качестве вариантов можно предложить передать настроение цветом, линиями, в виде цветка, животного, лица с ярким мимическим выражением.
Нужно помнить, что методы арт-терапии отличаются от обычных занятий с ребёнком на которых вы учите, а ребёнок обучается. Арт-терапия предполагает прежде всего активное самого ребёнка, его личный поиск способов выражения себя. Задача взрослого - помочь этом, выполняя определеные условия:
• безопасное пространство для творчества,
• предоставление свободы выбора средств самовыражения (материалов, способов), самостоятельный выбор тем и объектов изображения, работа в собственном темпе,
• отказ от команд, указаний, требований, принуждения,
• отсутствие оценочных суждений (красиво - некрасиво, и похоже - непохоже, правильно - неправильно),
• безусловное принятие, эмпатия, эмоциональная поддержка стороны взрослого.
Приятного вам совместного творчества!